Реализация образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГТ
статья по теме

 

Анализ реализации образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГТ в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГТ

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года)
  2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).
  3. СанПиН  2.4.1.2660-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к устройству,  содержанию,  организации  режима  работы  в  дошкольных организациях» от 27.08.2010г. № 18267 с изменениями от 20.12.2010 г.

         ФГТ определяют планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Одним из 9  интегративных качеств является  физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие  ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. Физическая культура является одним из факторов укрепления здоровья человека.

Поэтому содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание Программы включает совокупность 10 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому

Физическое направление выделено отдельно. Оно реализуется через образовательную область «Физическая культура» и «Здоровье».

Для реализации образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье» в нашем ДОУ разработана программа оздоровления детей «Островок здоровья», созданы условия - в первую очередь это кадровое обеспечение, работает инструктор по ФИЗО. Создана развивающая среда – есть физкультурный зал с различным физкультурным оборудованием, в том числе нетрадиционным, изготовленным из бросового материала. В группах функционируют  физкультурные уголки для самостоятельной деятельности детей с физкультурным оборудованием, материалами, играми.  Педагогами сделаны картотеки с различными видами гимнастик, подвижных игр, физминуток.

Программные образовательные задачи в рамках реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в нашем ДОУ решаются  в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Основным видом физкультурно-оздоровительной работы является непосредственно образовательная деятельность «Физическая культура», которая проводится 2-раза в неделю в спортивном зале и одно занятие на свежем воздухе. Проводят эту работу воспитатели, инструктор по физической культуре как увлекательную игровую и проблемно – познавательную деятельность, направленную на решение актуальных, интересных детям задач. Мы используем комплексно-тематический принцип планирования. В течение недели педагоги работают с детьми по одной теме и происходит   интеграция содержания областей «Физическая культура», «Здоровье» с образовательными областями «Безопасность», «Социализация, «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Связь с другими образовательными областями:

«Художественное творчество»

Развитие мелкой моторики

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов двигательной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере активного образа жизни и самостоятельной двигательной деятельности, формирование умения ориентироваться в пространстве

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, накопление и обогащение двигательного опыта

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие  двигательной активности,  развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах активной деятельности

Образовательный процесс  строится в ДОУ на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагоги  одновременно решают задачи других образовательных областей:

  1. Формируют навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём («Безопасность»);
  2.   Создают на физкультурных занятиях педагогические ситуации и ситуации  морального выбора, развивают нравственные качества, поощряют проявление   смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждают детей к  самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  3.   Дети принимают участие в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  4.  Педагоги активизируют мышление детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из спортивного оборудования), проводят  просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  5.  Проговаривают действия и название упражнений, поощряют речевую активность детей в процессе двигательной активности, обсуждают пользу закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация», «Здоровье»);
  6.  Проводят игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
  7. Привлекают внимание дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; используют на занятиях физкультурой изготовленные детьми элементарные физкультурные пособия (флажки, картинки, мишени для метания, гантели), рисуют мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  8.  Используют ритмическую гимнастику, игры и упражнения под музыку, пение; проводят спортивные игры и соревнования под музыкальное сопровождение; развивают артистические способности в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей педагоги осуществляют не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки во время занятий, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования.

Педагоги стараются  организовать образовательный процесс так, чтобы  у  детей была оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и т.д.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

 Особое место в оздоровлении детей занимает организация образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов:

  1. утренняя гимнастика;
  2. гимнастика после сна;
  3. физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности и в перерывах между разными видами организованной образовательной деятельности;
  4. досуги и праздники;
  5. индивидуальная работа с воспитанниками;
  6. самостоятельная деятельность детей.

 В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,  педагоги используют здоровьесберегающие технологии -  в утренний отрезок времени в физкультурном зале проводят утреннюю гимнастику. Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей. 
  Во время утреннего сбора и после сна используют игровую дыхательную, артикуляционную,  пальчиковые гимнастики, точечный массаж, после дневного сна – гимнастику,  воздушное закаливание, самомассаж, хождение босиком по массажным коврикам и дорожкам здоровья. В ходе режимных моментов, после еды дети полощут рот водой комнатной температуры, принимают 2 раза в год поливитамины, пьют фитосборы в течение 2 недель, во время массовых заболеваний носят чесночные медальоны, постоянно кушают с целью профилактики чеснок во время приема пищи.        

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Дни здоровья проводятся каждый месяц в старших группах. Дни здоровья имеют следующую общую тематику:

Тема

Время проведения

1

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Сентябрь

2

«Режим – залог здоровья»;

Октябрь

3

«Народные игры»;

Ноябрь

4

«Здоровое питание»;

Декабрь

5

 «Через движение к здоровью»

Январь

6

 «Нет» - вредным привычкам»;

Февраль

7

 «Гигиена, чистота залог здоровья и красоты»;

Март

8

 «Веселые здоровячки»;

Апрель

9

 «Природа и здоровье».

Май

В проведении этих дней принимает участие весь коллектив ДОУ. В этот день с детьми проводятся экскурсии, походы, спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования, театрализованные представления, занятия по продуктивной деятельности.

Физкультурные праздники  являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика нашего ДОУ показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культуры.     Темы праздников самые разнообразные «Снеговик 2013», «Малые олимпийские игры», «Богатыри земли русской» и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
В рамках преемственности детского сада и школы проходят «Веселые старты» с первоклассниками, бывшими воспитанниками ДОУ. Наряду с физкультурными праздниками педагоги используют физкультурные досуги как организованную форму активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие организовывается примерно 1 раз в месяц, в зависимости от темы недели. При проведении досуга активное участие принимают воспитатели. Они дают команды, подводят итоги, являются судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Индивидуальная работа с детьми проходит в течение дня с теми детьми, которые нуждаются в отработке движений. Инструктор по физической культуре ведет  оздоровительный кружок «Неболейка» с ослабленными и часто болеющими детьми по технологии Галанова.

Два раза в год  проходит мониторинг физического развития детей, состояния здоровья,  в результате которого отслеживается степень развития ребенка и намечается при необходимости индивидуальный маршрут для индивидуальной  работы.

           В ФГТ особое внимание уделяется взаимодействию с семьями детей по реализации программы. Работу с родителями педагоги строят на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?). Вопросы физического развития, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе   дошкольного учреждения для родителей оформляются уголки «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописная газета «Солнышко», папки-передвижки, консультации, оформляются выставки совместных работ родителей и детей по теме здоровьесбережения, фотовыставки. Инструктор по физической культуре ведет клуб для родителей «Здоровый малыш». Родителей активно привлекают к различным мероприятиям, праздникам, досугам в ДОУ. Традиционными стали «Папа, мама, я - спортивная семья», участие родителей в днях здоровья, экскурсии в спортивный комплекс «Водник».

Исходя из всего выше изложенного, можно сказать, что в ДОУ в системе проводится работа по реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в соответствии с запросами общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области «Физическая культура», на предмет соответствия развивающей среды требованиям ФГТ.

«Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» данная презентаци...

"Влияние релаксации на физическую выносливость детей старшей группы ДОУ в ходе реализации образовательной области «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГТ"

Данный проект показывает, как с помощью упражнений на релаксацию увеличить физическую активность детей старшей группы....

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС

«Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС в нашем детском саду».Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирован...

«Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС в детском саду МБОУ гимназия «УВК №1»

Система работы детского сада МБОУ гимназии "УВК №1" по реализации ОО "Физическое развитие"...

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Реализация образовательной области Физическая культура в соответствии с ФГОС»

Разминка:Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик буквы: Л, Д, Р.К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3, не повторяясь (например, 1Л,4Р, и т. д...