Особенности контроля в условиях дошкольного учреждения
презентация к уроку на тему

Макеева Татьяна Владимировна

 

Главной  характеристикой  деятельности  руководителя  в управлении  дошкольным  учреждением  является  высокая профессиональная  квалификация,  которая  проявляется  в  его способности  эффективно  решать  комплексные  управленческие задачи,  направленные  на  повышение  качества  образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их воспитание и разностороннее  развитие. 

В  деятельности  руководителя  дошкольного  учреждения  все управленческие  функции  являются  важными  и  значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к  сбою  во  всем  управлении.  В  то  же  время  особое  значение  мы

придаем  контролю,  в  результате  которого  обеспечивается совершенно  необходимая  для  управления  обратная  связь,  без которой  управление  «cлепо»  и  становится  в  принципе невозможным;  именно  контроль  делает  управление «зрячим», чувствительным  к  изменениям . Контроль необходим в дошкольном  учреждении не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они  станут  слишком  серьезными,  но  и  для  стимулирования

успешной  деятельности  педагогов,  выявления  лучшего

педагогического опыта.

         Однако, к сожалению, слово «контроль» часто воспринимается педагогами  дошкольных  учреждений  негативно,  так  как  это,  по сути,  проверка,  ограничение;  нередко  после  контроля  следуют не всегда положительные  оценки  их  деятельности  и  принятие  мер  воздействия.

         Таким  образом,  мы  видим,  что,  с  одной  стороны,  контроль необходим  в  дошкольном  учреждении,  так  как  он  обеспечивает возможность  получения  обратной  связи,  а  с  другой  стороны,

некоторые  педагоги  негативно  воспринимают  контроль  за  их деятельностью.  Как  разрешить  это  противоречие?  Абсолютно очевидно,  что  с  позиций  сегодняшнего  дня,  когда демократизируются  процессы  управления  современным образовательным учреждением, контроль не может оставаться таким же жестким, административным, каким он был много лет.

В последнее время всё больше появляется литературы в помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений, где затрагиваются актуальные вопросы управления. Одной из таких актуальных тем - реализация контрольно - диагностической функции руководителя ДОУ. Анализ теоретических основ организации изучения, наблюдения, анализа, оценки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ даёт представление о процедуре контроля как функции управления дошкольным образовательным учреждением, о воздействии контроля на оптимальное решение задач, поставленных перед пед. коллективом путём реализации контрольной функции руководителя ДОУ.

         Для многих руководителей вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. Таким образом, актуальность данной проблемы состоит в создании целостной системы в ходе реализации функции контроля в деятельности руководителя ДОУ.
�вл`� �� )H�#tyle='mso-spacerun:yes'>  дошкольным  учреждением  является  высокая профессиональная  квалификация,  которая  проявляется  в  его способности  эффективно  решать  комплексные  управленческие задачи,  направленные  на  повышение  качества  образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их воспитание и разностороннее  развитие. 

 

В  деятельности  руководителя  дошкольного  учреждения  все управленческие  функции  являются  важными  и  значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к  сбою  во  всем  управлении.  В  то  же  время  особое  значение  мы

придаем  контролю,  в  результате  которого  обеспечивается совершенно  необходимая  для  управления  обратная  связь,  без которой  управление  «cлепо»  и  становится  в  принципе невозможным;  именно  контроль  делает  управление «зрячим», чувствительным  к  изменениям . Контроль необходим в дошкольном  учреждении не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они  станут  слишком  серьезными,  но  и  для  стимулирования

успешной  деятельности  педагогов,  выявления  лучшего

педагогического опыта.

         Однако, к сожалению, слово «контроль» часто воспринимается педагогами  дошкольных  учреждений  негативно,  так  как  это,  по сути,  проверка,  ограничение;  нередко  после  контроля  следуют не всегда положительные  оценки  их  деятельности  и  принятие  мер  воздействия.

         Таким  образом,  мы  видим,  что,  с  одной  стороны,  контроль необходим  в  дошкольном  учреждении,  так  как  он  обеспечивает возможность  получения  обратной  связи,  а  с  другой  стороны,

некоторые  педагоги  негативно  воспринимают  контроль  за  их деятельностью.  Как  разрешить  это  противоречие?  Абсолютно очевидно,  что  с  позиций  сегодняшнего  дня,  когда демократизируются  процессы  управления  современным образовательным учреждением, контроль не может оставаться таким же жестким, административным, каким он был много лет.

В последнее время всё больше появляется литературы в помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений, где затрагиваются актуальные вопросы управления. Одной из таких актуальных тем - реализация контрольно - диагностической функции руководителя ДОУ. Анализ теоретических основ организации изучения, наблюдения, анализа, оценки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ даёт представление о процедуре контроля как функции управления дошкольным образовательным учреждением, о воздействии контроля на оптимальное решение задач, поставленных перед пед. коллективом путём реализации контрольной функции руководителя ДОУ.

         Для многих руководителей вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. Таким образом, актуальность данной проблемы состоит в создании целостной системы в ходе реализации функции контроля в деятельности руководителя ДОУ.
�вл`� �� )H�#tyle='mso-spacerun:yes'>  дошкольным  учреждением  является  высокая профессиональная  квалификация,  которая  проявляется  в  его способности  эффективно  решать  комплексные  управленческие задачи,  направленные  на  повышение  качества  образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их воспитание и разностороннее  развитие. 

 

В  деятельности  руководителя  дошкольного  учреждения  все управленческие  функции  являются  важными  и  значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к  сбою  во  всем  управлении.  В  то  же  время  особое  значение  мы

придаем  контролю,  в  результате  которого  обеспечивается совершенно  необходимая  для  управления  обратная  связь,  без которой  управление  «cлепо»  и  становится  в  принципе невозможным;  именно  контроль  делает  управление «зрячим», чувствительным  к  изменениям . Контроль необходим в дошкольном  учреждении не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они  станут  слишком  серьезными,  но  и  для  стимулирования

успешной  деятельности  педагогов,  выявления  лучшего

педагогического опыта.

         Однако, к сожалению, слово «контроль» часто воспринимается педагогами  дошкольных  учреждений  негативно,  так  как  это,  по сути,  проверка,  ограничение;  нередко  после  контроля  следуют не всегда положительные  оценки  их  деятельности  и  принятие  мер  воздействия.

         Таким  образом,  мы  видим,  что,  с  одной  стороны,  контроль необходим  в  дошкольном  учреждении,  так  как  он  обеспечивает возможность  получения  обратной  связи,  а  с  другой  стороны,

некоторые  педагоги  негативно  воспринимают  контроль  за  их деятельностью.  Как  разрешить  это  противоречие?  Абсолютно очевидно,  что  с  позиций  сегодняшнего  дня,  когда демократизируются  процессы  управления  современным образовательным учреждением, контроль не может оставаться таким же жестким, административным, каким он был много лет.

В последнее время всё больше появляется литературы в помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений, где затрагиваются актуальные вопросы управления. Одной из таких актуальных тем - реализация контрольно - диагностической функции руководителя ДОУ. Анализ теоретических основ организации изучения, наблюдения, анализа, оценки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ даёт представление о процедуре контроля как функции управления дошкольным образовательным учреждением, о воздействии контроля на оптимальное решение задач, поставленных перед пед. коллективом путём реализации контрольной функции руководителя ДОУ.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_po_kontrolyu.docx61.32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности контроля в условиях дошкольного учреждения

Содержание

Введение

1.Технология организации контроля

1.1.Компоненты системы контроля

1.2.Объекты контроля

1.3.Субъекты контроля

1.4.Содержание контроля в дошкольных образовательных учреждениях

1.5.Распределение функций контроля

2. Методы, формы и виды контроля

2.1. Методы контроля

2.2.Формы контроля

2.3. Результаты контроля

2.4.Вид и цели контроля

3.Основные элементы контроля

3.1.Примерные варианты формулирования задач контроля при посещении образовательного процесса

3.2. Требования к организации процедуры контроля

3.3.Требования к оформлению справки по результатам контроля

Заключение

Список литературы

Введение

Главной  характеристикой  деятельности  руководителя  в управлении  дошкольным  учреждением  является  высокая профессиональная  квалификация,  которая  проявляется  в  его способности  эффективно  решать  комплексные  управленческие задачи,  направленные  на  повышение  качества  образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их воспитание и разностороннее  развитие.  

В  деятельности  руководителя  дошкольного  учреждения  все управленческие  функции  являются  важными  и  значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к  сбою  во  всем  управлении.  В  то  же  время  особое  значение  мы

придаем  контролю,  в  результате  которого  обеспечивается совершенно  необходимая  для  управления  обратная  связь,  без которой  управление  «cлепо»  и  становится  в  принципе невозможным;  именно  контроль  делает  управление «зрячим», чувствительным  к  изменениям . Контроль необходим в дошкольном  учреждении не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они  станут  слишком  серьезными,  но  и  для  стимулирования

успешной  деятельности  педагогов,  выявления  лучшего

педагогического опыта.

        Однако, к сожалению, слово «контроль» часто воспринимается педагогами  дошкольных  учреждений  негативно,  так  как  это,  по сути,  проверка,  ограничение;  нередко  после  контроля  следуют не всегда положительные  оценки  их  деятельности  и  принятие  мер  воздействия.

        Таким  образом,  мы  видим,  что,  с  одной  стороны,  контроль необходим  в  дошкольном  учреждении,  так  как  он  обеспечивает возможность  получения  обратной  связи,  а  с  другой  стороны,

некоторые  педагоги  негативно  воспринимают  контроль  за  их деятельностью.  Как  разрешить  это  противоречие?  Абсолютно очевидно,  что  с  позиций  сегодняшнего  дня,  когда демократизируются  процессы  управления  современным образовательным учреждением, контроль не может оставаться таким же жестким, административным, каким он был много лет.

В последнее время всё больше появляется литературы в помощь руководителям дошкольных образовательных учреждений, где затрагиваются актуальные вопросы управления. Одной из таких актуальных тем - реализация контрольно - диагностической функции руководителя ДОУ. Анализ теоретических основ организации изучения, наблюдения, анализа, оценки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ даёт представление о процедуре контроля как функции управления дошкольным образовательным учреждением, о воздействии контроля на оптимальное решение задач, поставленных перед пед. коллективом путём реализации контрольной функции руководителя ДОУ.

        Для многих руководителей вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. Таким образом, актуальность данной проблемы состоит в создании целостной системы в ходе реализации функции контроля в деятельности руководителя ДОУ.

Принципами контроля являются

•  Стратегическая  направленность  контроля  -  то  значит,  что

все  основные  усилия  педагогов,  контролируемых  и  контролиру-

ющих,  должны  быть  сосредоточены  на  главных  направлениях

образовательного  процесса, .

•  Целевая,  предметная,  персональная  и  временная

определенность  контроля, деятельность  его  субъектов  будет

осуществляться  успешно,  если  будут  точно  определены

  а)  цель  и задачи контроля; б) предмет контроля; в) состав контролирующей и контролируемой групп; г) сроки контроля.  

•  Системность  контроля.  Во-первых,  этот  принцип

настраивает  субъектов  контроля  рассматривать  образовательный процесс  как  целостную  систему,  а  объект  контролирующей деятельности как неотъемлемую часть данной системы. Во-вторых, необходимо осознание того, что контроль является лишь одним из компонентов  системы  управления  образовательным  процессом.

Следовательно, надо устанавливать взаимосвязи контроля с другими управленческими  функциями.  В-третьих,  сам  контроль —  это системное образование, строящееся на основе системного анализа и оценки  получаемых  при  изучении  сведений.  

•  Демократичность  и  толерантность.    В настоящее  время  демократическое  мышление и управление активно

вытесняет  авторитарное. В связи с этим этот принцип предполагает смещение  центра  тяжести  с  административного  контроля, осуществляемого преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.  Контроль  является  не  только  делом администрации, но и педагогов, в определенной степени, и родителей.

Он  должен  быть  открытым,  гласным,  ориентированным  на

конструктивное  решение имеющихся  проблем. Делегирование прав, полномочий  и  ответственности  исполнителям  в  осуществлении контроля —  это,  в  том  числе,  рациональное  использование  сил  и времени руководителя.  

•  Оптимальность и объективность. При реализации контроля

следует  избирать содержание, формы и методы, которые являются адекватными  целям  проверки  и  позволяют  получать  объективную информацию о состоянии контролируемого объекта. В то же время, информация,  полученная  в  результате  целенаправленных наблюдений  и  как  итог  продуманной  системы  контроля,  должна быть реальной и объективной.

•  Созидательность  осуществляемой  проверки.  Основное

предназначение контроля заключается в том, чтобы способствовать созиданию положительных результатов в образовательном процессе, повышению  качества,  улучшению  деятельности  всего педагогического  коллектива  и  каждого  педагога  в  отдельности.

Цели и задачи контроля

Основной целью контроля является по определению Л. В. Поздняк,  — это  относящееся к будущему, предполагаемое  субъектом  управления  желательное  состояние объекта,  осознанная  идеальная  модель  результатов  деятельности. Выбор цели контроля — это начальный, а достижение — конечный пункт процесса контроля.

 Основная часть

1.Технология организации контроля

        На  современном  этапе  социально-экономического  развития  в образовании,  в  том  числе  и  в  дошкольном,  происходят значительные изменения. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения качества,  а  значит,  повышения  ответственности  каждого руководителя и педагога за исполнение стоящих перед ним задач, возложенных  на  него  должностных  обязанностей.

        Чтобы  организовать  управление  дошкольным  учреждением полноценно  и  грамотно,  необходимо,  чтобы  оно  своевременно реагировало  на  возникшие  изменения.  Для  этого  управляющая система должна получить информацию обо всех изменениях условий. Получение  такой  информации,  как  известно,  обеспечивает  именно контроль.  Благодаря  контролю  управление  приобретает принципиально  важный  компонент,  без  которого  оно  не  может существовать, — обратную связь. Именно контроль, по мнению Т. И. Шамовой  и  П. И.  Третьякова,  обеспечивая  такую  обратную  связь,

является важнейшим источником информации для каждого участника процесса [36, c. 45].  

        Контроль является базой для принятия решений, позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения. О.А. Скоролупова[10,С.58], ,обобщая разные точки зрения, дает следующее определение: Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования[10,С.45] .

Вопросами организации контроля в ДОУ занимаются Васильева А.И. [9,С.39],  Белая К.Ю. [5,С.64], Троян А.Н. [13,С.76]  и другие. По мнению авторов, задачи контроля следующие:

сравнение результатов работы с нормативными требованиями; оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ; сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи; сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения; выявление и обобщение передового педагогического опыта.

        Контроль только тогда будет  существенным образом  влиять на качество  образование,  когда  он  будет осуществляться  на  высоком научном  уровне,  когда  руководители  дошкольных  учреждений будут воспринимать контроль не как наблюдение отдельных фактов (занятий,  деятельности  вне  занятий,  режимных  процессов), фрагментов  образовательного  процесса,  а  рассматривать  их  во взаимосвязи,  как  целостный  процесс.  Безусловно,  для  этого

необходимо,  чтобы  заведующий  и  заместитель  заведующего  по основной деятельности достаточно хорошо владели теоретическими  знаниями, способами деятельности в реализации функции контроля и успешно могли применить их в практике.

 Для  того,  чтобы  система  контроля  была  эффективной,

необходимо обеспечить:  

•  планирование контроля;

•  целенаправленность контроля;

•  своевременное информирование педагогов о контролируемых

вопросах;

•  полноту охвата контролем изучаемой проблемы;

•  фиксацию хода и результатов контроля;  

•  заинтересованность всех участников;

•  повторность.  
 

1.1.Компоненты системы контроля

Компонентами  системы  контроля  являются  цели,  задачи,

объекты, субъекты, содержание, виды, формы, методы, результаты контроля. Отсутствие хотя бы  одного из компонентов приведет  к сбою,  а  точнее —  к  невозможности  создания  целостной  системы контроля.

1.2.Объекты контроля

Объектами контроля в дошкольном учреждении являются:

•  образовательный процесс. Поскольку образовательный процесс очень широк и включает различные виды деятельности с детьми, то в зависимости  от  целей  необходимо  конкретизировать  объект контроля. При определении объекта контроля руководитель обычно выбирает  какой-либо  раздел  программы,  который  будет  изучаться: физическую  культуру,  развитие  речи  и  общение,  познавательно-практическую  деятельность,  игровую  деятельность  и  т. д.).  При

изучении  образовательного  процесса  оценивается  качество  работы педагогов, их профессиональное мастерство;  

•  результаты (состояние здоровья, физического развития детей;

результаты работы педагогов по реализации программы,

психологический микроклимат и др.);  

•  предметно-развивающая среда;

•  документация;  

•  работа с родителями;  

•  методическая работа;  

•  научно-методическое обеспечение;

•  образовательные услуги (на платной и бесплатной основе);

•  материально-техническое обеспечение;

•  питание детей;

•  медицинское обслуживание;

•  психолого-педагогическое сопровождение;

•  соблюдение техники безопасности;  

•  исследовательская; экспериментальная работа;

•  выполнение инструкций, локальных актов;

•  соблюдение санитарно-гигиенических норм;

•   аттестация педагогов;

•  защита прав детей и др.  

Как  видим,  объектами  контроля  становятся  не  педагоги,  а

целостная  педагогическая  ситуация, что является принципиально важным.  Во-первых,  в  этом  случае  осознается  возможность проявления  субъектности  со  стороны  педагога;  во-вторых, появляется  другое  видение  роли  и  места  педагога  в  организации образовательного процесса, а также и контроля, поскольку типичной ошибкой  является  признание  активности  только  за  управляющим (заведующим),  а  управляемый (педагог)  воспринимается  как пассивный исполнитель, строго следующий навязанной норме.

С  позиций  современного  подхода  к  контролю  знания,  умения, навыки детей  не могут быть  объектами  контроля  в  дошкольном учреждении. На основе целенаправленных наблюдений воспитатели и  специалисты  фиксируют,  каким  образом  развивается  каждый ребенок,  какова  динамика  его  развития,  какие  психолого-педагогические условия созданы для реализации программы, насколько эти  условия  соответствуют  индивидуальным  и  возрастным особенностям ребенка.

1.3.Субъекты контроля

Субъектами  контроля  в  дошкольном  учреждении  выступают

заведующий,  старший воспитатель, заместитель  заведующего  по  хозяйственной  деятельности,  старшая  медицинская  сестра,  а  также  педагоги,  работающие  на самоконтроле.

1.4.Содержание контроля в дошкольном учреждении

Содержание —  это  совокупность  элементов  и  процессов,

которые  составляют  основу  объектов  и  обусловливают

существование, развитие и смену их форм .

Рассмотрим  содержание (функции)  контроля,  т. е.  те  действия,

операции,  благодаря  которым  преобразуется  предмет  контроля  и достигается  определенный  результат.  Рассматривая  функцию контроля  с  позиции  содержания,  можно  представить  ее  как целенаправленную  деятельность  управляющей  и управляемой подсистем  по  регулированию  педагогического  процесса  в  целях перевода его на более высокий уровень.  

Прежде  всего,  заведующий  дошкольным  учреждением  и  его

заместители  должны  четко  распределить  между  собой

функциональные  обязанности,  связанные  с  реализацией  контроля, чтобы  каждый  из  них  четко  представлял  и  реализовывал возложенные на него функциональные обязанности и не выполнял не свойственные для него функции.  (таб.1)

                                                                               Таблица1

1.5.Распределение функций  контроля

Заведующая

-выполнение нормативно-правовых документов;

-исполнение рекомендаций инспектирующих лиц;

-работа административно-управленческого и медицинского персонала

-выполнение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда, ПБ.

-финансово-хозяйственная деятельность

-соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей

-организация воспитательно-образовательного процесса

-организация методической работы

-физическое воспитание и развитие детей

Старший воспитатель

-организация воспитательно-образовательного процесса;

-физическое воспитание и развитие детей;

-реализация внедрения программы, внедрение технологий, инноваций, материалов семинаров;

-материально техническое обеспечение образовательного процесса;

-соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников, обеспечение безопасных условий;

-создание предметно-развивающей среды;

-организация работы с родителями;

-документация педагогов;

-повышение квалификации;

-самообразование педагогов;

-исполнение решений

На постоянном контроле:

- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей

-питание детей;

-выполнение санэпидрежима;

-соблюдение правил внутреннего распорядка

-соблюдение правил техники безопасности, ПБ

-выполнение режима дня, посещаемость детей;

-состояние документации;

-работа с неблагополучными семьями

Заведующий по хозяйственной части

-состояние технологического, спортивного, надворного оборудования

-санитарное состояние территории;

-рациональное использование энергоресурсов;

-рациональное использование моющих средств;

-соблюдение сотрудниками техники безопасности, пожарной безопасности,

-работа технического персонала, сторожей, дворников

Старшая медсестра

-осуществление контроля за проведением физкультурных занятий, чтренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений на прогулке, закаливающих мероприятий;

-контроль за санитарно-гигиеническим режимом;

-работа пищеблока

-работа младших воспитателей;

-своевременность прохождения медицинского осмотра сотрудниками;

-санитарно-гигиеническое состояние мест для организации физического воспитания, физкультурно-спортивного оборудования, спортивной одежды и обуви детей

2. Методы, формы и виды контроля

2.1.Методы контроля 

        Рассмотрим методы, которые являются важным компонентом в системе контроля.  

        Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов.  

        В  процессе  контроля  применяются  следующие  методы:

наблюдение,  беседа,  анкетирование,  анализ  педагогической

документации,  анализ  продуктов  детской  деятельности,

диагностика,  самооценка,  опрос,  тестирование,  диагностические методики  исследования  состояния  отношений,  общения  и деятельности  педагогов  и  детей  и  др.

самооценку, собеседование, анкетирование педагогов и родителей.

 

2.2.Формы контроля

Форма — это внутренняя организация содержания. В переводе с

латинского  форма  означает «совершение», «осуществление».  В

зависимости от того, кто осуществляет контроль, различают следующие формы контроля:

•  административный  контроль (осуществляет  администрация

дошкольного учреждения);

•  взаимоконтроль (контроль  за  деятельностью  друг  друга

осуществляют педагоги, например в параллельных группах);

•  самоконтроль  к(онтроль  за  своей  деятельностью

осуществляют сами педагоги).

С  позиций  современных  подходов  к  контролю  каждый

руководитель,  выстраивая  систему  контроля  в  дошкольном

учреждении, определяет формы его реализации.

2.3.Результаты контроля

Рассмотрев  цели,  объекты  и  субъекты,  содержание,  формы  и

методы, мы логично подошли к последнему компоненту контроля — результатам,  которые могут  быть  текущими,  промежуточными  и конечными.  Они  выступают  предметом  рассмотрения  на  разных уровнях  управления:  педагогическом  совете,  совещании  при заведующем,  собрании  трудового  коллектива,   и др.

        Результаты  контроля,  как  правило,  оформляются  в  виде

справки.  Непосредственными  продуктами  контроля  являются

различного  рода  управленческие  решения,  рекомендации,  образы внешней  ситуации  и  объекта  управления,  идеи,  документы  и  др.

        Оценивая результаты, заведующий и заместитель заведующего по основной  деятельности  знакомятся  с  показателями  состояния здоровья детей, их физического развития как главного результата в работе  коллектива  дошкольного  учреждения.  Кроме  того,  в качестве  результатов  выступают  условия,  созданные  для жизнедеятельности  детей  в  дошкольном  учреждении; достижения педагогов  и  их профессиональный  рост;  наличие положительного

психологического  микроклимата;  удовлетворенность  родителями работой дошкольного учреждения и др.  

        Таким образом, знание теоретических основ  функции контроля поможет руководителю дошкольного учреждения четко определить цели, задачи, объекты, содержание, методы и выстроить присущую для  конкретного  дошкольного  учреждения  систему  контроля.

        Специфика,  глубина  и  направленность  контроля  будет

определяться  его  видами,  которые  каждый  руководитель

определяет  исходя  из  конкретного  анализа  деятельности

дошкольного  учреждения.  

  2.4.Вид контроля,  цели контроля
Тематический контроль

        Целью  данного  контроля  является  изучение  системы  работы педагогов  по  реализации  годовых  задач  дошкольного  учреждения.

Содержание  тематического  контроля  включает  вопросы  пяти

блоков,  выделенных  К. Ю.  Белой,  позволяющие  изучить  систему

работы по определенной теме:  

1. Изучение  и  оценка  уровня  профессионального  мастерства

педагогов  по  проведению  системы  занятий  и  деятельности  вне занятий с детьми (изучается методическая, технологическая, базовая культура, самообразование педагогов).

2. Система  планирования  образовательного  процесса  по  теме

контроля.

3. Предметно-развивающая среда.

4. Взаимодействие с родителями для развития ребенка.

5. Результаты (показатели здоровья, физического развития детей,

профессиональный рост педагогов и др.).

Как  видим,  тематический  контроль  включает  достаточно

большой  объем  работы,  который  необходимо  изучить.  В  связи  с этим сроки  его реализации  могут составлять 5- 6 дней,

все  зависит  от  количества  групп  и  педагогов  в  конкретном

дошкольном учреждении.  

Необходимым  условием  реализации  тематического  контроля

является  разработка  плана  и  подготовка  администрации  ДОУ  к  его осуществлению. На стадии подготовки старший воспитатель  или заведующий составляют вопросники,

осуществляют  подбор  диагностических  методик,  оценочных  шкал, анкет для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю необходимо  еще  раз  обратиться  к  анализу  деятельности  ДОУ  за минувший  год,  чтобы  уточнить,  какие  недостатки  были  отмечены ранее по этой проблеме, каковы их причины и что предполагалось изменить, устранить или исправить.  

В  тематическом  контроле  кроме  заведующей  и  старшего воспитателя  могут  принимать  участие  и  другие

специалисты,  например,  педагог-психолог,  старшая  медицинская сестра,   руководитель  по  физической  культуре  и  др.  Важно, чтобы руководитель четко определил перед каждым определенную задачу.  При  этом  необходимо  подробно  объяснить  порядок выполнения задания, предоставить необходимые материалы для его выполнения. Результаты тематического контроля оформляются в виде справ-

ки и обсуждаются на педагогическом совете. Данные тематического контроля  используются  также  в  итоговом  контроле  в  конце года.  Справка  содержит  информацию  по  результатам  контроля, осуществляемым  заведующим, старшим воспитателем (и другими  специалистами,  если  они

участвовали в контроле) по всем пяти блокам, которые обозначены   ранее.  Справка  тематического  контроля  может  содержать схемы,  таблицы,  в  ней  обязательно  отмечается,  насколько  удалось решить имеющиеся проблемы по сравнению с предыдущим годом.

Материалы тематического контроля хранятся 3 года.

Комплексный контроль

        Целью комплексного контроля является всестороннее целостное изучение  деятельности  воспитателей  группы (одного  из  них)  или специалистов  по  организации  образовательного  процесса, определение  причин,  которые  привели  к  неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации.  

        В  настоящее  время  данный  вид  контроля  используется

администрацией  дошкольного  учреждения  лишь  в  случае

необходимости.  Такой  необходимостью  могут  быть

неудовлетворительные  результаты  работы  педагога,  низкий

профессионализм,  чрезмерно  высокая  заболеваемость,  случаи

травматизма детей, жалобы родителей и др. Комплексный контроль осуществляется  в  течение  двух  недель  в  соответствии  с разработанным  планом.  Кроме  старшего воспитателя  и  заведующего  в комплексной   проверке могут  участвовать  педагог-психолог,  руководитель  по  физической культуре и другие специалисты. Результаты контроля оформляются в виде справки и обсуждаются на педагогическом совете.  

Оперативный контроль

        Целью  данного  вида  контроля  является  изучение  состояния работы  по  определенной  проблеме,  выявление  продвижения, отслеживание  выполнения  планов  и  предотвращение  критических ситуаций,  выявление  сбоев  в  работе,  отклонений  от  намеченных планов,  осуществление  корректирующих  действий.  Содержанием оперативного  контроля  являются  режимные  процессы,  занятия,

деятельность  вне  занятий  и  др.  Оперативный  контроль  по  срокам может  осуществляться  один  день например,  «День  здоровья»,  « День знаний»,  неделю (режимные  процессы)  и  месяц  (занятия). Характерной  особенностью  оперативного  контроля  является однократное  посещение  деятельности  воспитателей  по  изучаемой проблеме,  на  основании,  которого  делается  вывод  об  их профессиональном уровне.    

Оперативный  контроль  характеризуется  быстротой  принятия

управленческих решений, направленных на улучшение деятельности педагогов,  а  также  быстрым  реагированием  педагогов  на выявленные  недостатки.  Содержание  данного  вида  контроля определяется  проблемами,  которые  выявлены  в  процессе  анализа деятельности  дошкольного  учреждения  по  итогам  года.  На  месяц целесообразно  планировать  от  двух  до  четырех  вопросов. Результаты оперативного контроля обсуждаются на совещании при заведующем не менее одного раза в месяц,  оперативный контроль дает информацию для последующего уже более длительного контроля или анализа в процессе целевых , т.е. он осуществляет функцию регулирования, например в группе в результате оперативного контроля выявили отсутствие оборудования для хозяйственно-бытового труда, целью тематической проверки может стать организация этой деятельности.

        Целью оперативного контроль может быть оказание помощи, предупреждение возможных ошибок, поэтому он может пройти в форме:

-беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

-беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

-составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

-составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;

-совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Оперативный контроль называется контролем быстрого реагирования. Он осуществляется не только в соответствии с графиком контроля, но и появлении тревожной непредвиденной ситуации в ДОУ, появление нормативно-правового документа или приказа вышестоящих органов, требующего немедленного контроля со стороны администрации ДОУ.

 Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.

Предупредительный контроль

Целью  предупредительного  контроля  является  предупреждение ошибок,  негативных  действий  в  деятельности  педагогов, недопущение  распространения  недостатков.  Отличительной особенностью  предупредительного  контроля  является  то,  что  он реализуется в два этапа.

1-й  этап.  Проведение  опережающей  методической  работы,

направленной  на предупреждение  ошибок,  негативных  действий  в деятельности  педагогов,  которая  будет  подвергаться  контролю: консультации,  семинар,  оформление  выставки  в  методическом кабинете  в  помощь  педагогам,  работа  творческой  группы, проведение инструктажа и др. Эта работа обязательно отражается в годовом  плане  дошкольного  учреждения  в  разделе «Методическая работа с кадрами».

2-й  этап.  Осуществление  процедуры  контроля.  Цели

предупредительного  контроля  будут  достигнуты,  если  результаты изучаемой  деятельности  педагогов  будут  достаточно  высокими, что  будет  свидетельствовать  о  качественной  реализации мероприятий,  направленных  на  предупреждение  ошибок  в  их работе.  

Тематику  предупредительного  контроля  руководитель

определяет  с  учетом  проблем,  выявленных  в  итоговом  анализе деятельности  дошкольного  учреждения.  При  этом  он  исходит  из того, что для качественного решения данной проблемы непременно потребуется опережающая предупредительная работа с педагогами.

Только в этом случае предупредительный контроль будет уместным и целесообразным.  

Результаты  предупредительного  контроля  фиксируются  в

справке  и  обсуждаются  на  совещании  при  заведующем,  а  также используются в итоговом педагогическом анализе, когда подводятся результаты деятельности дошкольного учреждения за год.

Примерная тематика предупредительного контроля:

—  Определение  готовности  педагогов  к  проведению  летней

оздоровительной кампании.

—  Организация  деятельности  с  детьми  во  время (зимних,

весенних) каникул.

— Подготовка и проведение физкультурных досугов и празд-

ников.

— Проведение Недели семьи в дошкольном учреждении и др.  

Персональный Оценка качества выполнения педагогом своих достижений, устранение ошибок, оказание побуждающего воздействия, объективная оценка работы педагога в период аттестации.

3. Основные элементы контроля в ДОУ

3.1.Примерные варианты формулирования задач контроля при посещении образовательного процесса


  1. Изучить уровень профессионально мастерства воспитателей при организации работы с детьми по ОБЖ
  2. Изучить уровень профессионального мастерства воспитателя при проведении занятий по ознакомлению с окружающим (по развитию речи, при организации сюжетно-ролевых игр)
  3. Выявить стиль взаимодействия педагога с детьми
  4. Выявить методы и приемы, обеспечивающие здоровьесберегающий процесс воспитания и обучения детей
  5. Выявить методы и приемы по воспитанию у детей коммуникативных навыков
  6. Выявить методы и приемы по регулированию отношений детей в группе, предупреждению детских конфликтов и умение целесообразно их решать

3.2.Требованиями к организации процедуры контроля являются:

— В первую очередь необходимо работать согласно планам, так

как существуют и непредвиденные обстоятельства, которые вносят определенные коррективы, в том числе и в контроль. (таб.2)

                                                                               Таблица 2

План контрольно-аналитической деятельности

Вопросы контроля

цель

Предмет контроля

Ф. И. О. группа

Срок

Выход

I Комплексный

1

Уровень развития детей на начало года

Определение индивидуального маршрута развития каждого ребенка

компетенции

Все группы

сентябрь

Совещание при заведующей

2

Уровень развития детей на конец года

Отслеживание динамики развития

компетенции

Все группы

май

Справка  П.С.

II Тематический

1

Обучение детей элементарной математике

Изучение состояния работы в ДОУ по формированию Э.М.П.

Развивающая среда, профессион. педагога ЗУН,  работа с родителями

Все группы

октябрь

Справка  П.С.

2

Организация работы в ДОУ по здоровьесбережению

Отслеживание системы работы по реализации программы «Тропинка к успеху»

Мероприятия по программе «Тропинка к успеху»

Все группы

январь

Справка  П.С.

3

Организация воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию

Отслеживание системы работы по формированию экологических знаний и навыков

Развивающая среда, профессион. педагога ЗУН,  работа с родителями

II Младшая

Средняя

Старшая

Подготовит.

группы

февраль

Справка  П.С.

III Персональный

1

Аттестация

Определение уровня проф. Компетенции и уровня практической деятельности соответствующих требованиям, заявленной категории

Деятельность педагога

Л.А.Белико-

ва

С.А.Кадоч-

никова

Декабрь

январь

Аттестация

IV Оперативный

1

Календарное планирование

Соответствие перспективному плану

Календарное планирова-ние

Воспитатели всех групп, специалисты

сентябрь

Личная беседа

2

Индивидуальная работа

Осуществление индивидуального подхода на занятиях

Планирова-ние занятий

Все группы

Один раз в квартал

Личная беседа

3

Проведение праздников и развлечений

Обеспечение условий для реализации способностей каждого ребенка

Праздники, досуги, развлечения

Воспитатели, специалисты

В течение года

Личная беседа

4

Организация индивидуальной работы

Отслеживание личностно-ориентерованного взаимодействия с ребенком

Самостоя-тельная деятельность

Воспитатели, специалисты

В течение года

Личная беседа

5

Организация режимных моментов

Определение соответствия режима дня требованиям СанПиН.

Режимные моменты

Все группы

В течение года

Личная беседа

6

Оснащение прогулок выносным материалом

Обеспечение двигательной активности на прогулке

Прогулки

Все группы

В течение года

Личная беседа

7

Организация кружковой работы

Определение эффективности работы кружков

Занятия

Л.А.Беликова

Л.В.Шмаль

Один раз в квартал

Личная беседа

8

Организация по ПДД

Отслеживание выполнения плана работы с родителями

Родительские собрания

Все группы

Согласно плана

Личная беседа

9

Формирование культурно-гигиенических навыков

Изучение и коррекция работы по формированию навыков самооб-

служивания

Режимные моменты

Все группы

Один раз в квартал

Личная беседа

10

Выполнение требований инструкций по ОТ, ОБЖ, ПДД

Создание условий для обеспечения безопасной жизнедеятельности ребенка в условиях ДОУ

Помещения, оборудование игровых площадок

Все группы

Один раз в квартал

Личная беседа

11

Сотрудничество родителей и воспитателей

Использование разнообразных форм  работы с родителями

Индивидуаль-ные  и коллектив-ные формы работы

Все группы

Один раз в квартал

Личная беседа

12

Проведение родительских собраний

Соответствие тематики, возрасту детей

Родительские собрания

Все группы

Один раз в квартал

Личная беседа

— Не стоит совершать неожиданные «набеги» с целью уличить

педагога в чем-либо, применять угрозы, запугивание. В таком случае постоянный стихийный контроль не позволит реализовать плановый административный контроль, будет вносить дезорганизацию.

— При посещении группы важно помнить о здоровье педагога.

Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку и, посетив  занятие,  поблагодарить  педагога,  ведь  известно,  что  в присутствии проверяющего вести занятие значительно труднее из-за волнения.

—  При  посещении  группы  с  целью  контроля  лучше появиться за 3—5 минут до начала деятельности, которую вы собираетесь изучать.  

—  Следует  помнить,  что  на  воспитателя,  ведущего  занятие,

влияет даже внешний вид проверяющего и посадка, не говоря уже о выражении лица.

—  Не  нужно напускать  на себя  равнодушно-отстраненный  или недовольный вид, будьте доброжелательны и приветливы.

— Записи посещаемых мероприятий необходимо осуществлять с

помощью  оценочной  шкалы  или  карточки  контроля.  В  них

помещены показатели оценки изучаемого педагогического процесса (табл. 3).

Организация сюжетно-ролевой игры.

Цель: Методическое обеспечение Сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом детей.

Дата: 12.03.2007 г.

Группа: 1,2,3,4,5,6

Контроль провела: С. Х. Болтовская, старший воспитатель

Критерии

Группы

Группы

Группы

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

ο

ο

ο

ο

2

На сколько полно использует игру в целях всестороннего развития детей?

ο

ο

3

Как учитывается воспитателем уровень развития игровой деятельности?

4

Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления, каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми, доиграли ли дети до конца?

ο

ο

ο

ο

ο

ο

5

Достаточно ли воспитатель обогащает детей знаниями о том явлении, которое они отражают в игре? (беседы с детьми)

6

Обсуждается ли с детьми прошедшая  игра? Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению роли, но и ко всей игре в целом?

7

Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым игровым материалом?

ο

ο

ο

ο

ο

ο

8

Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

ο

ο

ο

ο

ο

ο

Ο – высокий уровень  - Средний уровень  – Низкий уровень

Вывод:  Анализ организации игровой деятельности дает основание сделать вывод, что во всех группах созданы условия для игровой деятельности. Имеются атрибуты, дополнительные материалы, игровой материал эстетичен, соответствует требованиям техники безопасности. Диагностика, проводимая воспитателями три раза в год, позволяет учитывать уровни развития игровой деятельности каждого ребенка и в соответствии с показателями строить свою работу. Однако однообразие сюжетов говорит о том, что педагоги в недостаточной мере занимаются обогащением знаний детей о том явлении, который будет отражен в игре, не проводиться анализ результата игры.

Рекомендации:

  1. В календарных планах отражать предварительную работу по обогащению средств игры (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, рассматривание картин и т. д.). срок: постоянно.
  2. Провести консультацию по методике проведения беседы по итогам игры.

   Ст. воспитатель: ____________________ Срок: март 2010 г.

        Зная  цели  контроля,  по  ходу  можно  делать  пометки,  затем воспользоваться ими при формулировании выводов и рекомендаций.

—  Анализ  занятия (или  другой  деятельности  педагога) —  это

сердцевина,  реальный  уровень  управленческого  мастерства

руководителя  и  его  заместителя.  Необходимо  провести  анализ просмотренного вида деятельности в тот же день после посещения, но не в присутствии детей. Пригласите педагога к себе в кабинет, вначале дайте воспитателю возможность провести самоанализ.

—  Анализировать  деятельность  педагога  рекомендуется

оставшись наедине.

— Обычно анализ занятия самим воспитателем — это пересказ

хода  занятия,  который  порой  выдается  за  анализ.  В  таком  случае

необходимо научить педагога анализировать свою  деятельность по схеме.  

— При общей оценке занятия следует придерживаться основных

рекомендаций,  конкретных  методик,  требований  программы  и

других документов.

— Анализируя деятельность педагога, вначале нужно указать на

его  положительные  моменты,  что  было  удачным  и интересным,  с точки зрения реализации поставленных педагогом целей. Тактично следует  указать  на  недостатки  и  высказать  предложения  по совершенствованию  деятельности.  При  обсуждении  недостатков избегайте безапелляционных высказываний, недопустимо повышать тон,  кричать  на  педагога,  высказывать  суждения,  ставящие  под сомнение  его  профессионализм  и  компетентность.  При  этом необходимо  учитывать  и  молодость,  недостаточность  опыта начинающих педагогов.

—  Не  стоит  забывать,  что  у  педагога  еще  впереди  много  дел, связанных  с  организацией  образовательного  процесса,  и  от  того,  в каком психологическом состоянии он будет их проводить, зависит, в конечном итоге, здоровье детей.

—  Необходимо  высказать  уверенность  в  том,  что  выполнение предложенных  рекомендаций  поможет  ему  улучшить  качество работы и пожелать ему успеха!  

—  Важно  ознакомить  педагога  с  результатами  анализа  и  дать расписаться,  что  он  ознакомлен  и  согласен  с  выводами  и рекомендациями.

—  Не  забудьте  проконтролировать  выполнение  педагогом

предложенных вами рекомендаций.

Проведенный  руководителем  на  высоком  профессиональном

уровне  контроль  и  педагогический  анализ  будет  способствовать дальнейшему  профессиональному  развитию  педагога, созидательной направленности в его работе.

3.3.Требования к оформлению справки по результатам  

контроля:

1. Четкость построения.

2. Логическая  последовательность  изложения  материала  с

учетом сформулированных целей контроля.

3. Аргументированность.

4. Точность  оценок,  исключающих  возможность  их

субъективного  толкования («Мне  понравилось»  или «Мне  не

понравилось», «Неплохо» и т. п.).

Структура справки и ее основные компоненты  

(примерный вариант)

I часть — вводная, в которой указываются данные, отвечающие

на опорные вопросы: «Что?», «Кем?», «Когда?», «С какой целью?».

II  часть —  аналитическая —  изложение  самих  фактов,  их

оценка, выявление причин, имеющихся недостатков в деятельности

педагогов. Эта часть справки отвечает на вопросы:

— «Какой  оценки  в  целом  заслуживает  работа  педагогов  по

данной проблеме (направлению)?»;

— «В чем заключаются успехи, достижения педагогов? Чем они

обусловлены?» (подтверждаются конкретными фактами);

— «В чем  заключаются  недостатки?  Каковы  их  реальные

причины?».  

III  часть —  заключительная,  в  которой  дается  общая  оценка

состояния  работы  и  рекомендации, —  отвечает  на  вопрос: «Что рекомендуется  педагогам  по  совершенствованию  деятельности, устранению причин, приведших к сбоям, недостаткам?».

Содержание справки

I часть — вводная:  

•  Предмет изучения.

•  Сроки изучения.

•  Тема проверки.

•  Цель и программа проверки.

•  Кем осуществлялся контроль?

•  Какие  методы  контроля  использовались  для  получения

фактической информации?

•  Объем проделанной работы (количество посещенных занятий,

устных опросов, какая документация изучена и т. д.).

II часть — аналитическая:  

•  Общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки.

•  Достоинства и недостатки его решения.

•  Факторы  или  условия,  а  также  причины  появления  как

положительных,  так  и  отрицательных  результатов  работы.

Установление  причинно-следственных  связей,  обеспечивших

получение результатов.  

Таким образом, в основной части справки необходимо ответить

на  каждый  вопрос  проверки,  дать  оценку  достоинств  в  решении каждого из вопросов программы контроля, ответить на вопрос, что способствовало  удачам  и  негативным  явлениям  в  организации образовательного процесса, каковы их причины.

III часть — заключительная (обобщение):

•  Обобщение  результатов  контроля  на  основе  сравнения  и

оценки, формулирование выводов.

•  Формулирование  конкретных  рекомендаций  педагогам  по

устранению  выявленных  недостатков  и  их  причин  с  указанием сроков исполнения.

Подпись автора справки

Дата составления справки

 Заключение

Таким образом, представленная система контрольной деятельности понимается как обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их гармоничное и всестороннее развитие, способствует эффективности решения управленческих задач, успешной деятельности дошкольного учреждения. Правильная организация контрольной деятельности может быть успешной только тогда, когда она строится на уважении, доверии, успехе.

Список литературы

1.Алебастрова, А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением / А.А.Алебастрова. - М.: ВАКО, 2008. - 208с

2.Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. - 2004. №3.- С.15-19.

3.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. - М.: Сфера, 2005

4.Белая, К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию воспитательно-образовательной работы / К.Ю.Белая. - М.: АСТ, 1998

5. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контроль — диагностическая  функция /  К. Ю. Белая. —  М. :  ТЦ «Сфера», 2003. — 64  с. — (Библиотека руководителя ДОУ).

6.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. - М.: Сфера, 2005

7.Бондаренко, А.К. Заведующий дошк.учрежд.: Пособие для зав.дошк.учреждениями / А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла. - М.:Просвещение, 1984. - 223с.

8. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:метод.пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 192с.

9. Васильева А.И. Воспитатель – методист детского сада/ А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И. Кобитина – Минск, 1975

10.Скоролупова О.А. Тематический контроль в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, 2006.

11. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н.Лосев. - М.: ТЦ Сфера, 2005

12.Корепанова М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

13.Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие/ А.Н. Троян – М: Сфера, 2005 – 160с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

"Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: ее типы и особенности"

quot;Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: ее типы и особенности"...

Консультация для педагогов "Особенности развития игровых навыков у детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения"

В кнсультации отражены особенности игровой деятельности у разных категорий детей ОВЗ.Даны рекомендации педагогам по развитию игровой деятельности у детей. с ОВЗ....

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях  группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...