«Организация работы с семьей дошкольников по коррекции нарушений речи в условиях ДОУ».
материал по теме
Добиться хороших результатов в системе коррекционно – педагогической работы можно только при условии правильной организации и оптимизации процесса. Мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, добились в жизни успеха, сделали блестящую карьеру, преуспели в бизнесе, словом, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо научить наших детей говорить и говорить правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отражается на его деятельности и поведении. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свои недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.
Для успешного решения задач по коррекционной – педагогической работе и обучению детей необходимы следующие условия:
- Взаимодействие команды единомышленников: логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей.
- Организации коррекционно - развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
- Разработки интегрированного коррекционно – развивающего, календарно – тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
В современной педагогике прочно утвердился принцип: устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевой недостаток легче и быстрее преодолевается, а это в свою очередь создает условие для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога и родителей. Помощь детям тогда будет эффективна, когда к их речи и поведению родитель и логопед предъявляют единые требования. Это вполне достижимо, если родители будут регулярно посещать логопедические занятия (прежде всего те, где дается новый вид деятельности). При регулярных контактах с родителями логопед сможет продуктивно проводить беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, давать указания для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребенка, об особенностях работы с ним. О состоянии ребенка, о необходимости щадить его нервную систему, о взаимоотношениях в семье и т.п. следует говорить только в отсутствии детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг от друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество педагога и родителей.
Для того, чтобы партнерство педагога и семьи были наиболее действенным, необходимо четко определить задачи работы. Для педагога важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедит родителя в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Организация работы педагога по коррекции речевых нарушений ведется по следующим направлениям:
Информационное просвещение :
*знакомство с результатами психолого-педагогического обследования;
*знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
*знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение:
*привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
*обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
*формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом:
Родители хотят быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.
Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).
В настоящее время педагогами в работе с родителями в рамках взаимодействия в коррекционно-развивающей работе используются различные модели педагогического воздействия. Модель взаимодействия определяется индивидуально и носит вариативный в некоторых случаях сочетанный характер.
«Экспертная» модель. Педагоги используют эту модель в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Они отбирают ту информацию, которая нужна родителям на настоящий текущий момент.
«Трансплантатная» модель. Педагог пользуется этой моделью, в том случае когда необходимо непосредственное участие родителей в образовательном процессе, их присутствие на коррекционно-развивающих занятиях или занятиях- развлечениях и применение полученных знаний и умений в дополнительной работе в домашних условиях.
«Потребностная» модель. Эта модель предполагает удовлетворение потребностей семьи. Роль педагога состоит в том. Чтобы предоставить родителям целый ряд возможностей и снабдить их необходимой информацией, из которой они могут выбрать нужную. Одна из важных идей этой модели состоит в том, что значимость педагога определяется не его профессиональным статусом, а той реальной работой, в процессе которой он налаживает переговоры и оказывает помощь семье в поисках решений вопросов воспитания и обучения детей.
Организация взаимодействия педагога с родителями
(по В.А.Петровскому).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка».
Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которые они бы не могли получить в семье». Педагог сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап – «Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, педагог только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с другими коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4–й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
-логопедическую гимнастику- комплекс упражнений для укрепления мыщц органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В.Буденной;
-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
-пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
-упражнение на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, мышечно-двигательного и координационного тренинга;
-фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
-вокально-артикуляционые упражнения для развития певческих данных и дыхания;
-песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
-музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
-мело - и ритмодекламация для координаций слуха, речи, движения;
-упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
-упражнения на релаксацию для снятия эмоциональных и физических напряжений.
Автор и составитель всех этих занятий М.Ю.Картушина проводит логоритмические занятия один раз в неделю. Данное пособие представляет собой систему логоритмических занятий для детей старших групп, для логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей совместно с родителями.
Разнообразные формы работы педагогов с родителями в ДОУ по
преодолению речевых недостатков.
Родительское собрание.( «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год».»
Домашние задания. (Педагог предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задание вывешиваются на стенде для родителей).
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.)
Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минуту»).
Дни открытых дверей (Родители посещают занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность педагога о своем посещении.)
Родительские пятиминутки.(Родители получают возможность кратковременной личной консультации ).
Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в рабочих тетрадях).
Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.)
Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
Выпуск журнала для родителей (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Педагог помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком.
Содержание работы родителей с детьми дома
1.Закрепление полученных на занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
2.Совместная деятельность родителей с детьми:
а) чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3.Самостоятельная деятельность:
а) игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.)
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные "речевые уголки";
- информационные стенды;
- тематические выставки книг;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Непрерывность в системе работы по развитию речи детей не может проходить без активного участия родителей. Работа с родителями в нашей группе осуществляется под девизом «Родитель не гость, а полноправный участник педагогического процесса». Совместно с родителями создана «Копилка полезных слов». Родители вместе с детьми находят информацию и иллюстрации трудных для понимания ребенка слов по какой-либо лексической теме. Такие как: кузовок, капель, ледоход и т.д., ребенок приносит карточку в группы и объясняет другим детям значение нового слова. Создание «Народного календаря» по временам года, в который входят стихи, пословицы, поговорки, приметы, позволяет нам использовать ежедневно во время прогулок новый материал и обогащать знания, а так же речь детей. В процесс оформления календаря включились не только мамы и папы, а дедушки, бабушки, братья и сестры детей. С помощью информационного стенда и ежемесячной рубрики «Калейдоскоп месяца» родители в курсе всех событий и мероприятий, проходивших в детском саду и группе. В альбоме «Наша жизнь день за днем» получают информацию о тех знаниях, которые дети получают на занятиях в течение недели. Создание стенда «По тропинкам Речецветика» позволяет родителям познакомиться с пальчиковой, дыхательной гимнастикой, играми, получить советы логопеда по новой лексической теме. Мы живем в век информационных технологий, поэтому многим родителям не составляет труда найти и оформить для нашего стенда новую гимнастику и игру. Вся работа, проводимая в тесном контакте с семьей, способствует повышению компетентности родителей.
Таким образом, добиться хороших результатов в системе коррекционно – педагогической работы можно только при условии правильной организации и оптимизации процесса. Мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, добились в жизни успеха, сделали блестящую карьеру, преуспели в бизнесе, словом, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо научить наших детей говорить и говорить правильно.
Используемая литература:
- Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»
- А.И.Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок».
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия с детьми 5-6 лет».
- И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устарнение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»
- Т.А.Воробьева, И.О. Крупенчук «Мяч и речь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Организация работы с семьей дошкольников по коррекции нарушений речи в условиях ДОУ
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению. Ус...
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в условиях группы компенсирующей направленности.»
Представление опыта работы....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.
Актуализация проблемыВ настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорно...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.
Реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...