Комплексная диагностика уровней освоения программы«Программа
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Комплексная диагностика
уровней освоения программы«Программа воспитания и обучения в детскду»
под редакцией М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_diagnostika.doc | 763.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная диагностика
уровней освоения программы«Программа воспитания и обучения в детскду»
под редакцией М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Подготовительная группа
ВВЕДЕНИЕ
Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностирования - получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования являются:
- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
- доступность процедур для их проведения педагогами.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.
Притоп последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения, по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
Диагностические задания, предлагаемые в данном сборнике, рассчитаны на детей подготовительной к школе группы, занимающихся по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 6-7 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» - дошкольник-выпускник.
Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.
Автор выражает благодарность коллективу педагогов за помощь в создании диагностического пакета: Головачевой Ю. А., Пашковой Е. С, Ситдиковой И. А., Максимовой А. И., Казаковой Е. А., Ковалевой Е. Н., Тищенко М. Ф., Безруковой Н. В., Долговой С. В., Чесноковой О. В., Двуреко-вой О. М., Дроздовой С. Н., Осипенко Г. Н., Барзиловой Г. Е., Аршиновой Т. А., Садкиной Т. И., Петелиной Н. И., Клименко Е. В., Шишкиной С. А., Самохваловой Е. В., Биньковской Н. В., Крюковой О. А., Мищенко С. А.
РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Диагностические задания
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уровень знаний детей о видах транспорта | Дидактическая игра «Транспорт». Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта | Перед ребенком картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта | 3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок. 2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции. 1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками |
Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту | 1. Дидактическая игра «Умные машины» либо «Наши помощники». Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. 2. Беседа по вопросам. Материал: сюжетная картина с изображением уютной комнаты, парка, дворика | 1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий. 2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Вопрос: Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней | 3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы. Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице. 2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает | |||
Осведомленность о себе, родителях | Беседа по вопросам | Вопросы: - Назови свое отчество. - Дату своего рождения. - Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его. - Назови номер телефона. -Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей. - Назови улицу, на которой расположен твой детский сад | 3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы |
Знания о гербе, флаге, Президенте России | Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?». Материал: несколько флагов, гербов | Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России. Вопросы: - Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага? - Найди среди иллюстраций герб России. - Как зовут Президента России. | 3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки. 1 балл - ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России |
Знания о свойствах и качествах предметов | Беседа по вопросам. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.) | Вопросы: - Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.) Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду | 3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персеп-тивных действий. 2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов. |
продолжение табл.
1 | 3 | 4 | |
1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов | |||
Знания о дорожных знаках и их назначении | 1. Дидактическое упражнение «Разложи по группам». Материал: запрещающие знаки | 1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам: 1-я группа - запрещающие знаки; 2-я группа - предупреждающие знаки; 3-я группа - указательные знаки; 4-я группа - знаки сервиса 2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение) | 3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения. 2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения |
(въезд запрещен, движение на велосипеде запрещено, движение пешеходов запрещено); предупреждающие знаки (дети, пешеходный переход, дорожные работы); указательные знаки | |||
(место стоянки автобуса, пешеходный переход, велосипедная дорожка); знаки сервиса (телефон, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция. 2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ о дорожном знаке». Материал: запрещающие и разрешающие знаки | |||
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре | 1. Дидактическая игра «Одень куклу». Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, | 1. Задание: Одень куклу в народный костюм. Вопросы: - Почему ты выбрал эту одежду? - Как называется эта рубашка? - Почему эта рубашка называется косоворотка? - Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.) | 3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды). 2. Дидактическое упражнение «Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы». Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам. 3. Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты русские обычаи?». Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено | - Чем украшена одежда? - Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.) 2. Вопросы: - Какие русские народные сказки ты знаешь? - Расскажи потешки, которые ты знаешь. - Загадай загадку к этой отгадке. - Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.) 3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них. Примерные вопросы: 1. На какой праздник пекут блины? 2. В какое время года празднуют Масленицу? 3. Зачем сжигают чучело? 4. Почему пекут блины на Масленицу? | традиции и обряды, называет предметы русского быта. 2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого. 1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц | |
Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных | 1. Дидактическое упражнение «Первоклассник». Материал: картинки с изображением игрушек, учебных принадлежностей, ранца. 2. Дидактическое упражнение «Библиотека». Материал: иллюстрация с изображением библиотеки. | 1. Задание: рассмотри картинки и собери портфель для школы, называя при этом школьные принадлежности. Объясни, для чего они нужны. 2. Посмотри на иллюстрацию и ответь на в о -п р о с ы: - Как называют человека, работающего в библиотеке? - Что ты можешь рассказать о библиотеке? | 3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
качествах; о ге- | 3. Дидактическая игра «Знаешь | 3. Задания: | Знаком с профессией космонавта, знает |
роях космоса; | ли ты свой город?». | — Назови город, в котором ты живешь, какой | первого космонавта и первую женщину |
школе, библио- | Материал: фотографии город- | у него герб? | в космосе, называет их экипировку. |
теке | ских достопримечательностей, | - Покажи фотографию въезда в наш город. | 2 балла — у ребенка имеются представ- |
герб города | -Назови и покажи достопримечательности на- | ления о школе, библиотеке. Затрудняет- | |
шего города. | ся в назывании профессий работающих | ||
- | - Что ты знаешь о национальностях людей, | здесь людей. Ребенок называет родной | |
проживающих в нашем городе? | город, его герб, о достопримечательно- | ||
4. Дидактическое упражнение | 4. Задание: | стях города знает немного. Знает, что | |
«Космонавтика». | - Рассмотри иллюстрации и ответь на во- | такое глобус, затрудняется в назывании | |
Материал: иллюстрации с изо- | прос ы: | континентов и рас, знает первого кос- | |
бражением ракеты, космонавта | - Как называются люди данной профессии? | монавта и их экипировку. | |
в скафандре, портреты Ю. А. Га- | - Во что одеты космонавты? | 1 балл — у ребенка имеются знания | |
гарина, В. В. Терешковой | - Назови первого космонавта. | о школе, школьных принадлежностях. | |
- Назови первую женщину-космонавта. | Знания о библиотеке не сформированы. | ||
- Какие качества характера должны быть у лю- | Знает название родного города, затруд- | ||
дей этой профессии? | няется назвать его достопримечательно- | ||
5. Дидактическое упражнение | 5. Вопросы и задания: | сти. Знает, что такое глобус, называет | |
«Земля - наш общий дом». | - Что такое глобус? | первого космонавта, знаний о конти- | |
Материал: глобус | - Покажи на глобусе знакомые тебе конти- | нентах и расах нет. | |
ненты. | |||
- Назови знакомые тебе расы людей, прожи- | |||
вающих на нашей планете. |
Высокий уровень - 20-24 балла,
средний уровень - 13-19 баллов,
низкий уровень - 8-12 баллов.
№ п/п | Ф. И.ребенка | Знания детей о видах транспорта | Знания о предметах, облегчающих труд людей | Осведомленность о себе, родителях | Знания о гербе, флаге России, Президенте | Знания о родном крае, расах; о труде взрослых, героях космоса; школе, библиотеке | Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре | Знания о свойствах и качествах предметов | Знания о дорожных знаках и их назначении | ||||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | Акимов Ярик | с | в | с | в | с | в | н | с | н | с | н | с | н | с | с | в |
2 | Антонов Иван | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
3 | Баталин Егор | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | с | в | в | в | в | в |
4 | Васильева Вика | н | в | н | с | н | в | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с |
5 | Васильева Влада | с | в | с | в | в | в | с | в | в | в | с | в | с | в | с | в |
6 | Вейльбах Никита | н | с | н | н | н | с | н | н | н | с | н | с | н | н | н | с |
7 | Емельянова Феодосия | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
8 | Захарова Мариэтта | с | с | с | в | в | в | с | в | с | в | с | в | с | с | с | с |
9 | Зайцева Ксения | в | в | в | в | в | в | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в |
10 | Карапетян Саркис | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с |
11 | Лапицкая Соня | в | в | в | в | в | в | с | в | с | в | с | в | с | в | в | в |
12 | Левинский Лев | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
13 | Лопулалан Глория | н | с | н | с | с | с | н | н | н | с | н | с | н | с | н | с |
14 | Любарчук Артём | н | с | н | с | с | в | с | с | с | в | н | с | н | с | с | в |
15 | Некрасова Александра | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
16 | Осколкова Милана | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
17 | Поздняков Денис | н | с | н | с | н | с | н | н | н | с | н | с | н | с | н | с |
18 | Сафонов Руслан | с | в | с | в | в | в | н | с | с | с | н | с | н | с | с | в |
19 | Терентьева Настя | н | с | н | с | с | в | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с |
20 | Терещук Петя | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
21 | Тхиеу Аня | с | с | с | в | в | в | с | с | н | с | с | в | с | с | с | с |
22 | Худякова Кира | н | с | н | с | с | в | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с |
итого℅ | Н-36 С-46 В-18 | С-41 В-59 | Н-37 С-45 В-18 | Н-4,4 С-31,8 В-63,8 | Н-18 С-36 В-46 | С-18 В-82 | Н-41 С-50 В-9 | Н-13 С-36 В-51 | Н-41 С-46 В-13 | С-46 В44 | Н-46 С-46 В-8 | С-46 В-54 | Н-45 С-45 В-10 | Н-4.5 С-50 В-45,5 | Н-32 С-54,5 В-13,5 | С-41 В-59 | |
Сводная диаграмма
РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
На основе диагностики детей по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред . М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой можно сделать следующие выводы:
Дети усвоили программу по разделу «Ребёнок и окружающий мир» на конец года: 38,72℅ со средним уровнем усвоения, 57,3℅ с высоким уровнем усвоения. 2,8℅ детей с низким уровнем усвоения программы т. к дети часто болели, группу посещают дети других национальностей со средним знанием языка. В группе имеются гиперактивные дети с синдромом неустойчивого внимания.
ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Диагностические задания
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой | 1. Диагностическое упражнение «Составь цепь питания». Материал: предметные картинки, с помощью которых можно составить цепь питания (например: ястреб, мышь, зерно; косуля, трава, тигр; волк, заяц, кора дерева; цапля, комар, лягушка). 2. Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?». Материал: условные обозначения правил поведения в лесу или художественное слово | 1. Задание: рассмотри картинки и составь цепи питания. Объясни, что произойдет, если нарушить данную цепь. Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар. 2. Задание: рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила? Примечание. Можно задать уточняющие вопросы: 1. Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу? 2. Как сохранить живые цепочки в природе? 3. Что будет, если исчезнут все цветы? 4. Что будет, если исчезнут все деревья? 5. Что будет, если исчезнут все птицы? | 3 балла - ребенок без затруднений составляет цепь питания, объясняет экологические зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой. 2 балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих вопросов. 1 балл - ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при активной помощи взрослого; имеет представления о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам |
Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Наблюдения детей во время дежурства. Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?» Оборудование уголка: опрыскиватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие | Задания: 1. Рассмотри большие картины и ответь на в о п р о с : - Что изображено на этих картинах? (Луг, поле, сад, лес.) 2. Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изображением луга и т. д. | 3 балла - безошибочно определяет растения леса, луга, сада, поля. 2 балла - имеет представление о растительности леса, сада, поля, луга, но при выполнении задания допускает ошибки (например: путает растения луга и поля). 1 балл - имеет слабые представления о растительности. При выполнении задания допускает большое количество ошибок, |
Представления ребенка о различных природных объектах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | 1. Беседы о воде, о воздухе, о почве. Материал: фотографии, картинки с изображением различных водоемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов); необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д. 2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе». Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов | Вопросы:
2. Задание: рассмотри внимательно картинки. Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе; в голубую рамку - обитателей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле | требует дополнительных инструкций и наводящих вопросов 3 балла - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выполняет задания дидактической игры и устанавливает причинно-следственные связи. 2 балла - отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи. 1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Знания о растительности леса, луга, сада, поля | 1. Дидактическая игра «Что где растет?». Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан). 2. Дидактическое упражнение «Этажи леса». 3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?» | Задания: 1. Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно. 2. Назови очень высокие деревья в лесу, деревья средней высоты, низкие деревья, кустарники, низкие растения леса. Какие деревья называют хвойными, а какие лиственными? Назови лекарственные растения. 3. Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле? | 3 балла - ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ. 2 балла - имеет достаточные знания о растениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга. 1 балл - имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту их произрастания |
Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге | 1. Дидактическая игра «Кто где живет?». Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изображением птиц. 2. Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы». Материал: картинки с изображением птиц. | Задания: 1. Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грачэ сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля) и распредели их в соответствии со средой обитания. 2. Раздели картинки на две группы, в одной -перелетные птицы; в другой - зимующие птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока, галка, соловей, жаворонок, щегол.) | 3 балла - ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает ошибок при определении зимующих и перелетных птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и классификации перелетных и зимующих птиц. Называет достаточное количество домашних |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Дидактическое упражнение «Назови домашних, диких животных». Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных. 4. Беседа об охране животных | 3. Перечисли известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь). Объясни, почему их так называют. 4. В о п р о с ы: - Почему необходимо охранять диких животных и растения? - Как называется место, предназначенное для охраны животных? - Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? | и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о Красной книге. 1 балл - ребенок имеет слабые представления о среде обитания птиц, перелетных и зимующих птицах. Допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий - | |
Знания о природе родного края 1 | 1. Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край». Материал: предметные картинки с изображением растений, которые можно встретить в родном крае и не растущих там. 2. Дидактическая игра «Они не должны погибнуть». Материал: изображения птиц, насекомых, растений, животных, охраняемых в области и неохраняемых | Задания: 1. Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата. 2. Рассмотри картинки и выбери виды птиц (насекомых, растений, животных), охраняемых в области | 3 балла - ребенок имеет представления о природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор. Хорошо знает виды птиц, насекомых области, в том числе тех, которые занесены в число охраняемых. 2 балла - при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор. Знает не все растения, охраняемые в области. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает |
Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
| Ф. И.ребенка | Умение объяснить экологические связи в природе | Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | Знания о растительности леса, луга, сада, поля | Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге | Знания о природе родного края | |||||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | |||||
1 | Акимов Ярик | н | с | с | в | н | с | с | в | с | в | с | в | |||
2 | Антонов Иван | н | с | с | в | н | с | с | в | с | в | с | в | |||
3 | Баталин Егор | с | в | в | в | с | в | в | в | в | в | в | в | |||
4 | Васильева Вика | н | с | с | в | н | с | с | в | с | в | с | в | |||
5 | Васильева Влада | с | в | в | в | с | в | в | в | в | в | в | в | |||
6 | Вейльбах Никита | н | с | с | в | н | с | н | с | с | с | н | в | |||
7 | Емельянова Феодосия | с | в | с | в | с | в | с | в | в | в | с | в | |||
8 | Захарова Мариэтта | н | с | с | в | н | с | с | в | с | в | с | в | |||
9 | Зайцева Ксения | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | |||
10 | Карапетян Саркис | н | с | с | с | н | с | н | с | н | с | н | с | |||
11 | Лапицкая Соня | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | |||
12 | Левинский Лев | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | в | в | |||
13 | Лопулалан Глория | н | с | с | в | н | с | с | в | с | с | н | с | |||
14 | Любарчук Артём | н | с | с | с | н | с | с | с | с | в | с | в | |||
15 | Некрасова Александра | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | |||
16 | Осколкова Милана | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | с | в | |||
17 | Поздняков Денис | н | н | н | с | н | н | н | с | н | с | н | с | |||
18 | Сафонов Руслан | н | с | с | в | н | с | с | в | с | в | с | в | |||
19 | Терентьева Настя | н | с | с | в | с | с | с | с | с | в | с | в | |||
20 | Терещук Петя | н | с | с | в | с | с | с | в | в | в | с | в | |||
21 | Тхиеу Аня | н | с | в | в | с | с | с | в | в | в | с | в | |||
22 | Худякова Кира | н | с | с | в | н | с | с | в | с | в | с | в | |||
итого℅ | Н-63 С-23 В-14 | Н-4,5 С-59 В-36,5 | Н-4,5 С-68 В-27,5 | С-10 В-90 | Н-50 С-36,4 В-13,6 | Н-4.5 С-63 В-32,5 | Н-13,6 С-63 В-23.4 | С-23 В-77 | Н-10 С-54,5 В-35,5 | С-18 В-82 | Н-18 С-54,5 В-27,5 | С-10 В-90 |
Сводная диаграмма
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Диагностические задания
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы * | Беседа по вопросам | Вопросы: - Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.) - Как называется улица, на которой вы живете? - Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.) - Сколько этажей в вашем доме? - Из какого материала построен ваш дом? - На каком этаже вы живете? - Какая у вас квартира? - С кем ты живешь вместе? - Какая самая любимая вещь в твоем доме? - Какие интересные книги есть в вашем доме? И другие | 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы |
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения | Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака | Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить? - О чем спорили животные? - Что сказала лошадь? - А что сказал человек? Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям | 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды |
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, | Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, | Задания: 1. Составь рассказ по сюжетной картине. 2. Разложи картинки так, чтобы можно было | 3 балла - ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия | набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, и росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился | составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: - Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. - Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? | развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл - ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден |
Умение быть доброжелательным собеседником | Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности | 1 балл - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив. 2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова (после напоминания). 1 балл - ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует | |
Знания ребенка о синонимах и антонимах | 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови» i | Задания: 1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: - дом, солдат, боец; б) среди имен прилагательных: - храбрый, звонкий, смелый; - большой, красивый, огромный; | 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово. 2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя. 1 балл - ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Игра «Скажи наоборот» | в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др. 2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); короткий (длинный); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться) | количество ошибок | |
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов | Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) | Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).-2. Наступила весна, и (прилетят птицы). 3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие | 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя |
Знания о звуке, слоге, слове, предложении | 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука | Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения. 2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. | 3 балла - ребенок различает понятия <ввук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит |
Окончание табл. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Например, в предложении Дети поливают | в середине или в конце слова. Плохо сфор- | ||
цветы назови слово, в котором звук [д] стоит | мировано понятие о слоге. | ||
в начале и т. п. | 1 балл - очень слабое представление о по- | ||
нятиях «звук», «слог», «слово», «предло- | |||
жение». Не может выполнить ни одного | |||
задания без активной помощи взрослого. | |||
Допускает большое количество ошибок |
Высокий уровень - 18-21 балл;
средний уровень - 11-17 баллов;
низкий уровень - 7-10 баллов.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
№ п/п | Ф. И. ребенка | Умение логично рассказывать, отвечать на вопросы | Умение составлять рассказы | Знания о синонимах и антонимах | Знания о звуке, слоге, слове, предложении | Умение быть доброжелательным собеседником | Умение употреблять в речи сложные предложения | Умение пересказывать и драматизировать | |||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | Акимов Ярик | с | с | с | с | н | с | с | с | с | в | н | с | н | с |
2 | Антонов Иван | н | с | с | с | н | с | с | в | с | в | с | в | с | с |
3 | Баталин Егор | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
4 | Васильева Вика | н | с | н | с | н | с | с | с | с | в | н | с | н | с |
5 | Васильева Влада | с | с | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
6 | Вейльбах Никита | н | с | н | с | н | с | н | с | с | с | н | с | н | с |
7 | Емельянова Феодосия | с | с | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
8 | Захарова Мариэтта | с | с | с | с | с | с | с | в | с | в | с | с | с | с |
9 | Зайцева Ксения | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
10 | Карапетян Саркис | н | с | н | с | н | с | н | с | с | с | н | с | н | с |
11 | Лапицкая Соня | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
12 | Левинский Лев | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
13 | Лопулалан Глория | н | с | с | с | н | с | н | с | с | в | н | с | н | с |
14 | Любарчук Артём | с | с | с | с | с | в | с | в | с | в | с | с | с | с |
15 | Некрасова Александра | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
16 | Осколкова Милана | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
17 | Поздняков Денис | н | н | н | с | н | с | н | с | с | с | н | с | н | с |
18 | Сафонов Руслан | с | с | с | с | с | с | с | в | с | в | с | в | с | с |
19 | Терентьева Настя | с | с | с | с | с | с | с | в | с | в | с | в | с | в |
20 | Терещук Петя | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
21 | Тхиеу Аня | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
22 | Худякова Кира | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | с | в | с | в |
итого℅ | Н-27 С-59 В-14 В- | Н-4,5 С-54,5 В-41 | Н-18 С-59 В-13 | С-50 В-50 | Н-32 С-59 В-9 | С-50 В-50 | Н-18 С-59 В-23 | С-27 В-73 | С-86 В14 | С-14 В-86 | Н-27 С-59 В-14 | С-36 В-64 | Н-27 С-59 В-14 | С-45,5 В-54,5 | |
Сводная диаграмма
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Диагностические задания
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
L 1 | 2 | 3 | 4 |
Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц) | Дидактическое упражнение «Что будет, если...» | Задание: подумай и дай правильный ответ: - Что будет, если к 7 прибавить 1? (Получится число 8.) - К 9 прибавить 1? - Как получить число 8, если есть число 9? (Убрать одну единицу.) - Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.) - А если сложить 5 единиц? (Число 5.) | 3 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. 2 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий |
Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=»,«-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий | Арифметические задачи (2-3). Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки | Задания: 1. Рассмотри картинки (ваза с тремя тюльпанами и ваза с тремя розами) и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи. 2, Покажи картинку, где изображено 6 шаров надутых и 4 лопнувших. Составь условие и с помощью цифр и знаков покажи решение задачи | 3 балла - ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков. 2 балла - ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»). 1 балл - ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков |
Знания о месяцах и последовательности дней недели | 1. Дидактическая игра «Живая неделя». Материал: карточки с цифрами от 1 до 7. 2. Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» | Задания: 1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. 2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны? | 3 балла - ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные. 2 балла - ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц. 1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих |
Умение называть числа в прямом и обратном порядке, | Дидактическая игра «Вкусные конфеты». Материал: лист бумаги с нарисованными | Задания: 1. Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке. 2. Посмотри на цифры, написанные | 3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2. 2 балла - ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке; допускает |
Окончание табл.
1 У -2 — ~ | 3 | 4 | |
соотносить цифру и количество предметов | цифрами 0, 3, 5, 8. 10 | на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет | не более одной ошибки при выполнении задания 2. 1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 10, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2 |
Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части | Дидактическая игра «День рождения Винни-Пуха». Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну | Задание: Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого? | 3 балла - ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого. 2 балла - ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части. 1 балл - ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое» |
Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количественными числительными | Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек | Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их. - Посчитай все игрушки. - Сколько всего игрушек? - Который по счету мишка? - А мячик? И т. п. | 3 балла - ребенок не допустил ни одной ошибки. 2 балла - ребенок ошибается в порядковых числительных. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок |
Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки | Дидактическое упражнение «Дорожки». Материал: три дорожки разной дайны, полоска бумага длиной 3 см - условная мерка | Задание: рассмотри дорожки. - Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая? - Как это проверить? | 3 балла - при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод. 2 балла - при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно. 1 балл - ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой |
Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку | Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш | Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево | 3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки. 2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемепдении точки (например: влево или вправо). 1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок |
Высокий уровень - 20-24 балла; средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень - 8-12 баллов.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
№ п/п | Ф. И. ребенка | Знания о составе числа первого десятка | Знания о цифрах, знаках; умение составлять и решать задачи | Умение считать предметы | Умение соотносить цифру и количество предметов | Умение делить круг, квадрат, на равные части | Умение пользоваться числительными | Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки | Умение ориентироваться на бумаге | ||||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кгк | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | Акимов Ярик | с | в | н | с | с | в | с | в | н | с | с | с | с | в | н | с |
2 | Антонов Иван | с | с | н | с | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | с | в |
3 | Баталин Егор | в | в | с | в | в | в | с | в | в | в | в | в | в | в | с | в |
4 | Васильева Вика | с | с | н | с | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | с | с |
5 | Васильева Влада | в | в | с | в | в | в | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в |
6 | Вейльбах Никита | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | с | в | с | в | н | с |
7 | Емельянова Феня | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | в | в | в | в | с | в |
8 | Захарова Мариэтта | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | в | в | с | с | в | |
9 | Зайцева Ксения | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
10 | Карапетян Саркис | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | с | в | с | в | н | с |
11 | Лапицкая Соня | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | с | в |
12 | Левинский Лев | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в |
13 | Лопулалан Глория | н | с | н | с | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | с | с |
14 | Любарчук Артём | н | с | н | с | с | в | с | в | с | с | с | в | с | в | с | с |
15 | Некрасова Саша | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
16 | Осколкова Милана | с | в | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в | с | в | в | в |
17 | Поздняков Денис | н | н | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с |
18 | Сафонов Руслан | н | с | н | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
19 | Терентьева Настя | н | с | н | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
20 | Терещук Петя | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | в | в | с | в | с | в |
21 | Тхиеу Аня | с | в | с | в | в | в | в | в | в | в | в | в | с | в | в | в |
22 | Худякова Кира | с | с | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
Итого% | Н-32 С-45,5 В-22,5 | Н-4,5 С-41 В-54,5 | Н-!0 С-41 В-49 | С-36,4 В-63,6 | Н-13 С-59 В-28 | С-14 В-86 | Н-13 С-63 В-24 | С-14 В-86 | Н-18 С-13 В-69 | С-36 В-64 | Н-4,5 С-50 В-45,5 | С-10 В-90 | Н-4.5 С-73 В-22,5 | С-4,5 В-95,5 | Н-18 С-63 В-19 | С-32 В-68 |
РИСОВАНИЕ Диагностические задания
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Умение изображать | Рисование (предметное) «Кар- | Задание: послушай стихотворение Г. Лаг- | 3 балла - владеет основными технически- |
предметы по памяти | тинки для наших шкафчиков». | здынь. | ми навыками. Передаёт пропорции, изо- |
Материал: варианты картинок | ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР | бражение располагает по всему листу. | |
(яблоко, бабочка, воздушный | В коридорах шкафчики. | Умеет аккуратно закрашивать. | |
шар, машинка) | В них пальто и шарфики, | 2 балла - знает способы изображения не- | |
Туфли, шапочки, ботинки. | которых предметов, правильно пользуется | ||
А на шкафчиках картинки: | карандашом, выразительными средствами | ||
Груша, яблоко, морковка, | (линия, форма), неточно соотносит пропор- | ||
Ёжик, вишня, ночь, винтовка. | ции, размеры частей изображения. Соотно- | ||
Утка, заяц, помидор. | сит правильно цвет с предметом. | ||
Знаю я, зачем картинки: | 1 балл - технические навыки освоены | ||
Чтоб не путали ботинки, | очень слабо, без помощи взрослого не при- | ||
Туфли, шапочки, пальтишки | ступает к работе | ||
Тани, Саши и Иришки. | |||
Чтобы помнили Алёшки, | |||
Где поставили сапожки, | |||
Чтоб Серёжка-карапуз | |||
Не остался без рейтуз! | |||
Вопросы: | |||
- Где дети снимают одежду, когда приходят | |||
в детский сад, и куда её складывают? | |||
- Как находят свои вещи в раздевалке, когда | |||
собираются на прогулку? | |||
- По каким обозначениям узнают свой шкафчик? | |||
Задание: нарисуй разные картинки для обо- | |||
значения индивидуальных шкафчиков. | |||
(Педагог показывает картинки, напоминает | |||
способы изображения предметов.) | |||
Умение передавать сюжетные изображения | 1. Сюжетное рисование по замыс Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или 2. Рисование сюжетное по лите | Задания: - Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети. Лето. - Скажите, за что мы любим лето? Или Задание: послушайте стихотворение Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы: - Что вы себе представили, когда слушали - Как можно одним словом назвать речку, луг, Дети. Природа. - Как называется жанр живописи, изобра Дети. Пейзаж. - Послушайте ещё раз стихотворение и попро По тропиночке идёт Золотое лето. | 3 балла - ребёнок владеет способами графического изображения: - знает и умеет рисовать пейзаж; - передаёт различия в величине изобра
2 балла - ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения:
- незначительные искажения в передаче |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Переходит речку вброд, | - испытывает затруднения в передаче и со- | ||
Птицей свищет где-то. | отношении объектов по величине; | ||
Ходит-бродит по росе, | - свободное обращение с цветом, преобла- | ||
По цветному лугу, | дает несколько цветов, но не использует | ||
Носит радугу в косе, | цветовые оттенки; | ||
Заплетённой туго. | - использует в работе 1-2 вида материала; | ||
Встанет, радостно вздохнёт - | - технические навыки освоены недостаточ- | ||
Ветер встрепенётся. | но (закрашивает неаккуратно). | ||
Облакам рукой взмахнёт - | 1 балл - не может определять замысел ри- | ||
Тёплый дождь прольётся. | сунка, рисует охотно, но при активной под- | ||
Даже город навестит. | держке и помощи взрослого. Значительные | ||
Погостит - и ладно. | искажения в расположении изображения | ||
Принесёт туда в горсти | на всём листе и в передаче формы и частей | ||
Воздух с гор прохладных. | изображения, не прорисовывает характер- | ||
Шёпот речки, птичий свист, | ные детали, передающие выразительность | ||
Лёгкий пух без веса. | образа; затрудняется в передаче различий | ||
На асфальте - мокрый лист, | объектов по величине; безразличен к цвету | ||
Как письмо из леса. | (объекты не разукрашены) | ||
Пейзаж | |||
Если видишь на картине | |||
Поле, речку, лес и луг, | |||
Иль заснеженные дали | |||
Да с берёзками вокруг, | |||
Иль пустынную равнину, | |||
Или море, или пляж. | |||
Знай: такая вот картина | |||
Называется пейзаж! | |||
Знания о народ- | 1. Дидактическая игра «Узнай | Задание: по фрагментам узора определи | 3 балла - знает все шесть видов приклад- |
но-прикладном | узоры». | вид народно-прикладного искусства. | ного искусства. Самостоятельно использу- |
искусстве. | Материал: фрагменты узоров | Распиши одну из предложенных форм | ет все характерные элементы росписей, |
изученных росписей. | правильно подбирает соответствующую |
Окончание табл.
I | 2 | 3 | 4 |
Роспись городец-кая; полхов-май-данская; гжельская; хохломс-кая; жостовская; мезенская | 2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки) | цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично. 2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи. 1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей) |
Высокий уровень - 8-9 баллов; средний уровень - 5-7 баллов; низкий уровень - 3-4 балла.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
№ п/п | Ф. И. ребенка | Умение изображать предметы по памяти | Умение передачи сюжетных изображений | Уровень знаний о народно-прикладном искусстве | Итого баллов / уровень развития | Рекомендации | |||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | Акимов Ярик | ||||||||||
2 | Антонов Иван | ||||||||||
3 | Баталин Егор | ||||||||||
4 | Васильева Вика | ||||||||||
5 | Васильева Влада | ||||||||||
6 | Вейльбах Никита | ||||||||||
7 | Емельянова Феодосия | ||||||||||
8 | Захарова Мариэтта | ||||||||||
9 | Зайцева Ксения | ||||||||||
10 | Карапетян Саркис | ||||||||||
11 | Лапицкая Соня | ||||||||||
12 | Левинский Лев | ||||||||||
13 | Лопулалан Глория | ||||||||||
14 | Любарчук Артём | ||||||||||
15 | Некрасова Александра | ||||||||||
16 | Осколкова Милана | ||||||||||
17 | Поздняков Денис | ||||||||||
. 18 | Сафонов Руслан | ||||||||||
19 | Терентьева Настя | ||||||||||
20 | Терещук Петя | ||||||||||
21 | Тхиеу Аня | ||||||||||
22 | Худякова Кира | ||||||||||
Итого % | |||||||||||
ЛИТЕРАТУРА
- Артюшенко, Н. П. Методические рекомендации по диагностике детей с различными проблемами в развитии / Н. П. Артюшенко [и др.]. - Томск : МУ Информационно-методический центр (ГПМПК), 2007.
- Кислова, Т. Р. По дороге к Азбуке : метод, рекомендации к 1-2 ч. / Т. Р. Кислова. - М. : Баласс, 2000.
- Корепанова, М. В. Это - я : пособие для старших дошкольников по курсу «Познаю себя» /М. В. Корепанова. - М. : Баласс, 2004.
- Кочемасова, Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких /Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова. - М. : Баласс, 2000.
- Курцева, 3. И. Ты словечко, я словечко / 3. И. Курцева. - М. : Баласс, 2000.
- Печера, К. Л. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года до 6 лет :метод, рекомендации / К. Л. Печера. - М., 1995.
- Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е. В. Прима [и др.]. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 224 с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.
На основе диагностик экологического воспитания детей по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред . М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой можно сделать следующие выводы:
Дети усвоили программу по экологическому воспитанию из них 44,66℅ со средним уровнем усвоения, 47℅ с высоким уровнем усвоения. 8℅ детей с низким уровнем усвоения программы по экологическому воспитанию, т. к дети часто болели, родители пассивны в экологическом воспитании детей, в группе имеются гиперактивные дети с синдромом неустойчивого внимания.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Провести дополнительную индивидуальную работу с детьми (экологические игры, беседы, наблюдения);
- Провести дополнительную работу с родителями по экологическому воспитанию детей (индивидуальные беседы, консультации);
- Дать рекомендации по подготовке детей к школе (оформление в родительском уголке папок, организовать встречу с учителем начальных классов);
- Изучить литературу по организации образовательного процесса в детском саду с гиперактивными детьми (консультация с старшим воспитателем, заведующей детского сада, медсестрой, изучение соответствующей литературы: Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 1999. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. - СПб: Сфера, 1998).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения диагностики уровня освоения программы художественно-эстетического развития по рисованию для подготовительных групп
Материал содержит методику проведения мониторинга по трем показателям: 1) Эмоциональный отклик на художественный образ, проявление художественно-эстетического восприятия. 2) Ориентация в видах и жанра...
Педагогической диагностики уровня освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования от 3 до 7 лет.
ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областе...
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала детьми старшей группы № 8за 2020-2021 учебный год Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие&raqu...
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала воспитанниками
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала воспитанниками Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»На начало учебного года зна...
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала воспитанниками за 2019-2020; 2020-2021 учебные года.
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала воспитанниками за 2019-2020; 2020-2021 учебные года....
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала воспитанниками за 2019-2020; 2020-2021 учебные года.
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала воспитанниками за 2019-2020; 2020-2021 учебные года....
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала детьми подготовительной группы № 10
Анализ педагогической диагностики уровня освоения программного материала детьми подготовительной группы № 10...