Педагогическое взаимодействие в ДОУ.
статья по теме

Кудрявцева Наталия Владимировна

 

Педагогическое взаимодействие в ДОУ.

 

Современный детский сад стремится выстроить систему взаимодействия с семьей, в которой обе стороны становятся равноправными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. В педагогическом взаимодействии общение является важнейшим условием и средством развития личности. Работа с родителями – это кропотливый труд. От педагогов требуется определенные усилия,  поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать и как «официальное лицо», и  как доверительный собеседник, с которым могут поделиться, не опасаясь осуждения. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них единомышленников.

Над профессиональной компетентностью педагога в сфере общения с родителями воспитанников нужно постоянно работать. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

Педагог – психолог ДОУ может организовать практические занятия для овладения определенными приемами эффективного общения. На сегодняшний день большой популярностью пользуется техника Томаса Гордона «Я – сообщения», которая может использоваться в любом ДОУ как обучающая методика. Конечно, чтобы пользоваться ею в работе с родителями, педагогам необходимо самим ее освоить. Нужна практика, тренировка для выработки навыков общения. Практическое занятие можно представить в виде деловой игры.

Тип занятия: практико-ориентированный.

Цель: Повысить уровень коммуникативных умений педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической компетентности в усвоении современных образовательных  технологий.

План:

1)                        на основе материала презентации «Профессиональная компетентность педагога – воспитателя в сфере общения с родителями воспитанников» предлагается сообщение - консультация педагога - психолога «Общение в совместной работе педагога с родителями воспитанников»

2)                        Деловая игра с использования слайдов презентации.

3)                        Обсуждение, подведение итогов.

 

1 . Сообщение педагога – психолога:

·                   - рассмотреть понятие «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? В содержание профессиональной компетентности входят личностные качества и установки, знания, умения и навыки. Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

·                   два вида общения в общении педагога - воспитателя с родителями:

групповое общение – специально организованные мероприятия, направленные на решение информационных, познавательных и коммуникативных задач;

дифференцированное общение – как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.

Обладает ли современный воспитатель всем набором высоким  уровнем коммуникативной культуры? Общение с родителями постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. На практике с задачами группового общения воспитатель справляется успешнее, чем с дифференцированным.

Важно каждому воспитателю научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.

Как научить воспитателя успешному общению?

·                   Эффективно помогает в этом техника «Я - сообщения», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

Предлагается метод "активного слушания".

Рассматривается новый подход к решению конфликтов. Основная дилемма в том, что очень часто мы  используем только 2 подхода к разрешению конфликтов. Они видят только 2 альтернативы: одни выбирают подход: "Я выигрываю - ты проигрываешь", другие "Ты выигрываешь - я проигрываю", третьи не могут выбрать между этими двумя и колеблются от одного к другому. Предлагаемый "беспроигрышный" метод требует коренного изменения установок большинства взрослых в отношении друг к другу и к детям. Это требует времени и навыков без оценочного слушания и четкого сообщения о своих чувствах. С помощью «Я - сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть техникой «Я - сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

2. Деловая игра.

Для проведения игры нужно разбиться на две команды. Игра состоит из нескольких частей:  решения педагогических ситуаций на основе предложенных в слайдах презентации техники «Я – сообщения» Т. Гордона,  и на примерах из собственной практики. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры понадобится жюри из заведующего, методиста по воспитательной работы и педагога-психолога.

3. Подведение итогов игры.

Предлагается  всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Награждение победителей.

Участники занятия: специалисты, педагоги – воспитатели.

Изложенный здесь материал о практическом занятии с использованием ИКТ может быть использован старшими воспитателями совместно с педагогом – психологом для проведения консультации на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_vzaimodeystvie_v_dou.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое взаимодействие в ДОУ.

Современный детский сад стремится выстроить систему взаимодействия с семьей, в которой обе стороны становятся равноправными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. В педагогическом взаимодействии общение является важнейшим условием и средством развития личности. Работа с родителями – это кропотливый труд. От педагогов требуется определенные усилия,  поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать и как «официальное лицо», и  как доверительный собеседник, с которым могут поделиться, не опасаясь осуждения. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них единомышленников.

Над профессиональной компетентностью педагога в сфере общения с родителями воспитанников нужно постоянно работать. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

Педагог – психолог ДОУ может организовать практические занятия для овладения определенными приемами эффективного общения. На сегодняшний день большой популярностью пользуется техника Томаса Гордона «Я – сообщения», которая может использоваться в любом ДОУ как обучающая методика. Конечно, чтобы пользоваться ею в работе с родителями, педагогам необходимо самим ее освоить. Нужна практика, тренировка для выработки навыков общения. Практическое занятие можно представить в виде деловой игры.

Тип занятия: практико-ориентированный.

Цель: Повысить уровень коммуникативных умений педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Повышение уровня педагогической компетентности в усвоении современных образовательных  технологий.

План:

  1. на основе материала презентации «Профессиональная компетентность педагога – воспитателя в сфере общения с родителями воспитанников» предлагается сообщение - консультация педагога - психолога «Общение в совместной работе педагога с родителями воспитанников»
  2. Деловая игра с использования слайдов презентации.
  3. Обсуждение, подведение итогов.

1 . Сообщение педагога – психолога:

  1. - рассмотреть понятие «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? В содержание профессиональной компетентности входят личностные качества и установки, знания, умения и навыки. Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

  1. два вида общения в общении педагога - воспитателя с родителями:

групповое общение – специально организованные мероприятия, направленные на решение информационных, познавательных и коммуникативных задач;

дифференцированное общение – как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.

Обладает ли современный воспитатель всем набором высоким  уровнем коммуникативной культуры? Общение с родителями постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. На практике с задачами группового общения воспитатель справляется успешнее, чем с дифференцированным.

Важно каждому воспитателю научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.

Как научить воспитателя успешному общению?

  1. Эффективно помогает в этом техника «Я - сообщения», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

Предлагается метод "активного слушания".

Рассматривается новый подход к решению конфликтов. Основная дилемма в том, что очень часто мы  используем только 2 подхода к разрешению конфликтов. Они видят только 2 альтернативы: одни выбирают подход: "Я выигрываю - ты проигрываешь", другие "Ты выигрываешь - я проигрываю", третьи не могут выбрать между этими двумя и колеблются от одного к другому. Предлагаемый "беспроигрышный" метод требует коренного изменения установок большинства взрослых в отношении друг к другу и к детям. Это требует времени и навыков без оценочного слушания и четкого сообщения о своих чувствах. С помощью «Я - сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть техникой «Я - сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

2. Деловая игра.

Для проведения игры нужно разбиться на две команды. Игра состоит из нескольких частей:  решения педагогических ситуаций на основе предложенных в слайдах презентации техники «Я – сообщения» Т. Гордона,  и на примерах из собственной практики. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры понадобится жюри из заведующего, методиста по воспитательной работы и педагога-психолога.

3. Подведение итогов игры.

Предлагается  всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Награждение победителей.

Участники занятия: специалисты, педагоги – воспитатели.

Изложенный здесь материал о практическом занятии с использованием ИКТ может быть использован старшими воспитателями совместно с педагогом – психологом для проведения консультации на родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»

Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.Слово «технология» имеет греческое происхождение и состо...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей"

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детейПроблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руко...

Педагогическое взаимодействие как фактор эффективности педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Презентация об особенностях взаимодействия между педагогами в ДОУ и правилах коммуникации...