Ранняя социализация? Мы "за"!
статья по теме
В статье описана система работы дошкольного учреждения по комплексному сопровождению семьи в условиях ДОУ, воспитывающих детей от 3-х мес. до 2 лет, не посещающих детский сад.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ранняя социализация? Мы «за»!
Анализ теории и практики по вопросам социализации детей дошколнго возраста и их адаптации к ДОУ свидетельствует о том, остается мало изученной проблема повышения адаптивных возможностей ребенка перед приходом в детский сад посредством раннего сопровождения семьи и ребенка, обеспечения параллельно с традиционным (семейным) механизмом социализации детей младенческого и раннего возраста, еще и институционального механизма, реализуемого в условиях ДОУ. [1,4]
Институциональная социализация детей младенческого и раннего возраста понимается как целенаправленный и педагогически организованный процесс расширения возможностей семейной социализации ребенка, с целью создания предпосылок для повышения уровня его адаптированности к ДОУ, посредством:
- последовательного, возрастосообразного включения ребенка и родителей во взаимодействие с другими детьми и педагогами в условиях ДОУ;
- расширения сферы коммуникации ребенка;
- опережающего включения ребенка в продуктивные виды деятельности в рамках вариативных форм развития и воспитания детей в ДОУ;
- оказания помощи семье в развитии и воспитании ребенка в период младенческого и раннего возраста. [4]
Социологический опрос, проведенный среди семей поселка Новоорловск, имеющих детей в возрасте двух месяцев, показал, что трудности в воспитании ребенка испытывают 82 % родителей. В связи с этим от педагогов детского сада родители хотели бы получить максимально полную информацию о развитии и воспитание ребенка, советы по общению с ребенком, советы различных специалистов по отдельным вопросам детской психологии, медицины, коррекционно-развивающей помощи и др.
В целях решения данной проблемы был разработан проект «Комплексное сопровождение семьи в условиях институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста (от 3-х месяцев до 2-х лет)», который является частью общего инновационного проекта «Проектирование институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста», реализуемого нашим учреждением в статусе краевой опытно-экспериментальной площадки. Отличительной стороной инновационного проекта является категория его участников – семьи с детьми младенческого и раннего возраста, для которых в рамках ДОУ предлагаются вариативные формы развития и воспитания детей.
На сегодняшний день в условиях нашего клуба «Росток» востребованы следующие формы по взаимодействию с семьей:
- Группы кратковременного пребывания;
- Консультативный центр;
- Система визитирования; консультативный центр.
- Мамина школа;
- Служба психологической помощи - сопровождение ребенка по указанным родителями целям и задачам;
- Игровая группа «Играя, обучаюсь»;
- Адаптационная группа «Пирамидка»;
- Беседы с родителями через телефон и электронную почту – общение с семьями посредством интернет - ресурсов и телефонной связи.
Организационно реализация инновационного проекта обеспечивается в рамках созданного в ДОУ клуба «Росток» для семей, имеющих детей младенческого и раннего возраста на основе:
- Долговременных целевых программ и проектов:
- Образовательная программа клуба «Росток» - «Первые шаги»
- Создание модели психолого-педагогической поддержки семьи в развитии и воспитании детей раннего возраста, не посещающих детский сад (от 3-х мес. до 2-х лет)»;
- «Проектирование институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста»;
- Краткосрочных целевых программ и проектов:
- программа социального развития детей раннего возраста;
- программа физического развития детей раннего возраста;
- программа психоэмоционального развития;
- программа музыкального развития детей;
- программа речевого развития детей раннего возраста;
- программа воспитания здорового малыша (с 3-х мес. до 2-х лет).
- план-программа адаптационной группы «Пирамидка».
- «Проект «Оптимизация нормативно-правовых, материально-технических и кадровых ресурсов»,
- Проект «Развитие вариативных форм дошкольного образования по воспитанию и развитию детей младенческого и раннего возраста»;
- Проект адаптационной группы «Пирамидка».
Родители вместе с детьми посещают клуб «Росток». Встречи со специалистами проходят в группе, где имеется специальное оборудование, игрушки, что способствует индивидуально-личностному развитию ребенка. Педагогами разработаны целевые программы и проекты, подобран методический комплекс, предполагающий использование сенситивных периодов развития младенческого и раннего возраста детей. [4,5]
Комплексное сопровождение осуществляется по взаимодействию родителей с широким кругом консультантов. Основными формами этого взаимодействия являются беседы, консультации, тренинги, игровые занятия, семинары-практикумы. [5]
Для повышения компетентности родителей мы создаем различные брошюры, буклеты, пособия, где помещены статьи, рекомендации различных консультантов, а также дополнительная информация и ссылки на сайты других специалистов, работающих в области раннего детства (это и врач-диетолог, педиатр, юрист, эколог, дизайнер – оформитель и др.).
Для родителей выпускаются памятки, электронные учебники, журнал «Росток», работает телефон доверия и электронная почта.
Развивающие занятия с детьми проводятся один раз в неделю с учетом индивидуального запроса родителей в группе кратковременного пребывания, адаптационной группе «Пирамидка», игровой группе «Играя, обучаюсь». Длительность пребывания родителей с детьми в клубе – 1 час. [5]
Развивающие занятия с детьми учитывают индивидуальные особенности развитии ребенка и предусматривают социальное, физическое, сенсорное и речевое развитие. Главная цель занятия – настрой на общение и последовательное включение ребенка во взаимодействие с родителями, детьми и специалистами для его позитивной адаптации к ДОУ. [5]
Цикл теоретических занятий чередуется с циклом практических занятий. Цель данных циклов – нарастающее накопление ребенком и родителями соответствующих знаний и социального опыта.
В рамках нашего клуба функционирует координационный совет для координации работы всех участников проекта.
Проект демонстрирует возможности эффективной помощи семьям в развитии и воспитании детей младенческого и раннего возраста в условиях институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста.
Мы надеемся, что реализация данного проекта поможет понять педагогическому и родительскому сообществу, что комплексное сопровождение семьи в условиях институциональной социализации детей младенческого и раннего возраста является необходимой предпосылкой не только позитивной адаптации ребенка к ДОУ, но и повышения качества дошкольного образования.
Литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.
- Семья: Проб.учеб.пособие для учащихся сред.учеб.заведений./ Афанасьева Т.М. -М.: Просвещение, 1985.-224с.
- Мид М. Культура и мир детства. – М., 1998.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
- Пошва Г.И. Адаптационный клуб «Гнездышко». // «Управление ДОУ» 2006 №3./
6. Первые шаги: Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста)./ Белая К.Ю. - М.: Линка-Пресс, 2002.-392 с.
7. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра./ Буянов М.И. -М.: Просвещение, 1988.-207 с.
8. Г.Г.Григорьева, Н.Д. Кочетова, Д.В.Сергеева. «Кроха». Москва «Просвещение» 2004.
9. Воспитатели и родители: Из опыта работы./ Загик Л.В., Иванова В.М. -М.: Просвещение, 1985 .-96 с.
10. Родители и дети: кн. для родителей./ Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. -М.: Просвещение: АО «Учеблит.», 1996. -191 с.
11. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего возраста./ Костина ЭЛ. - М.: Линка-Пресс, 2008.-320 с.
12. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения./Князева О.Л. -М.: Линка-Пресс, 1998.-72с.
13. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть: 1, 2.: Практическое пособие./Колодяжина Т.П. - М.: ЦТ Л, 2004.-160с.
14. Педагогические знания - родителям : материалы семинаров доя родителей./Островская Л.Ф. -М.: Просвещение, 1983 .-176 с.
15. Раннее детство: развитие речи и мышления : Методическое пособие./Павлова Л.Н. -М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера 2003.-168.
16. Книга о здоровье детей - 5-е изд../Студеникин М.Я. -М.: Медицина, 1988.-256 с.
17. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольного учреждения./ Теплюк С.Н. - М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС,
2005.-157с.
18. Кроха ./Григорьева ГГ., КочетоваНЛ., Сергеева Д.В. - М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...