Выступление на окружном практикуме
методическая разработка на тему
Данный материал явился вступительным словом старшего воспитателя на окружном пррактикуме "Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_starshego_vospitatelya.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление старшего воспитателя
ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №1858 Косташ Н.Н.
«Развитие познавательной активности дошкольника в процессе детского экспериментирования»
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Большую помощь в этом воспитателям могут помочь опыты – эксперименты, которые развивают умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
По мнению академика Н.Н.Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру, которая начинается с постановки цели. В нашем случае это развитие у ребенка умения взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. Главным содержанием является получение информации об объектах, явлениях и предметах. Мотивом являются познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать». Средства, которые дошкольник использует в этот момент это язык, речь, поисковые действия. Формы деятельности с детьми: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Для того, чтобы эта деятельность осуществилась для детей надо создать условия с постепенным усложнением, а также организация условий для самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций. Результатом является опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, на первом этапе своей работы мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной информированностью по данной теме. Воспитатели испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении центра с соответствующим материалом.
Свою работу мы начали с построения предметно - разивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В методическом кабинете была сформирована картотека литературы, создана библиотека по разделу «Детское экспериментирование». Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности выделено помещение и оборудование для «Детской научной лаборатории», где проводится подгрупповая работа, контрольно-диагностические занятия с детьми. В начале учебного года был объявлен конкурс на лучший центр экспериментирования, который позволил укрепить материально-техническую базу, выявить передовой опыт, развить инициативу и творческий потенциал воспитателя. В результате этого в каждой группе появились практические центры, проблемные ситуации моделируются от имени того сказочного героя, который «живет» в этом уголке.
В течение года были проведены консультации по оформлению уголка экспериментирования, семинары-практикумы по вопросам личностно ориентированного взаимодействия с детьми, построения развивающей среды, перспективного планирования, детского экспериментирования. Обсуждаются конспекты познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. В прошлом учебном году был проведен педагогический совет на тему «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольника в процессе детского экспериментирования».
Традиционным стало проведение открытых познавательных занятий с элементами экспериментирования для воспитателей дошкольного учреждения, которые способствуют распространению передового педагогического опыта.
Реализацию поставленных задач мы решаем в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Для них были оформлены советы «Какие эксперименты можно провести с детьми дома», после этого они нам представили фото отчет, как у них это получилось, родители активно помогали в оборудовании и пополнении необходимыми материалами центра экспериментирования, проводились консультации.
В конце учебного года был проведен мониторинг уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, анкетирование воспитателей и родителей.
Закончить свое выступление я хочу словами В.А.Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»
Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Выступление на окружном Фестивале педагогических идей на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Доклад воспитателя по экологическому воспитанию детей с применением проектной технологии...
Выступление на Окружном семинаре 2011 г: "Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения".
Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения. ...
Выступление на Окружном семинаре 2012 г: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности".
Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности ...