Тренинг для педагогов ДОУ "Ключи к успеху"
методическая разработка на тему
Задачи: Определить ключевые позиции на пути личностного роста. Способствовать освоению активной позиции самопознания и самодиагностики. Развивать осознанное стремление к успеху и преодолению профессиональных затруднений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_uspeha.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключи к успеху
(тренинг для педагогов)
(составила Коновалова О.В., старший воспитатель МБДОУ « Детский сад № 2»)
Задачи: Определить ключевые позиции на пути личностного роста. Способствовать освоению активной позиции самопознания и самодиагностики. Развивать осознанное стремление к успеху и преодолению профессиональных затруднений.
Старший воспитатель (стоя в кругу): Добрый день! Будем знакомы, меня зовут Оксана Владимировна. (Обращаясь ко всем. Затем подает правую руку соседу, еще раз называя свое имя, тот повторяет движение рукой соседу, стоящему справа и называет свое имя, по которому можно обращаться к человеку в ходе тренинга. В итоге - все, стоящие в кругу, держат друг друга за руки.)
Старший воспитатель: Мы поздоровались друг с другом как знакомые. Очень надеюсь, что в ходе сегодняшней встречи мы станем друзьями. А как приветствуют друг друга друзья? (Ответы педагогов.)
Старший воспитатель: Привет! Как дела? Как успехи? (Пауза.) По моим наблюдениям реакция на мой вопрос была неоднозначная. Кто-то с оптимизмом улыбнулся, а кто-то с сожалением опустил плечи. Почему? Скорей всего, потому, что кому-то в жизни везет чуть больше, а кому-то чуть меньше. Может кого-то «судьба» балует, потому что любит? А может, есть секрет, которым владеют избранные? Что же это за «замок», ведущий к успеху? (Старший воспитатель обращает внимание педагогов на «замок»-символ.) Как найти «ключ» к успеху? Знаете ли вы свой «ключ» успеха? (Старший воспитатель показывает связку «пробных ключей».) Если пробовать каждый из них – это путь к провалу. Предлагаю совместно найти его здесь и сейчас. (Старший воспитатель предлагает присесть за столы.)
Старший воспитатель: (Объявляет тему встречи.) Из поколения в поколение перед семьей и педагогом стоит задача воспитать из ребенка достойного человека, однако с приходом нового поколения меняется содержание, которое мы вкладываем в понятие «достойный».
Современная действительность, отраженная в нормативно–правовых документах требует воспитания человека, наделенного определенными качествами.
Экспресс – опрос: Какими личностными качествами должен быть наделен современный выпускник детского сада? (Одна подгруппа педагогов называет качества, основываясь на личном опыте и убеждениях, а другая подгруппа педагогов озвучивает «ключевые» качества, определенные требованиями современных нормативно-правовых документов. В заключении старший воспитатель подводит резюме об актуализации и приоритете в практике работы тех качеств, которые были названы педагогами не только в документах, но и, исходя из личного опыта.)
Старший воспитатель: Данные качества, наверняка, помогут человеку стать успешным.
Вывод: (открывается «ключ») То ценное, что есть В ЧЕЛОВЕКЕ, несомненно, важнее того, что есть у человека!
Старший воспитатель: Являются ли указанные качества врожденными? От чего зависит преобладание в человеке положительных или отрицательных качеств? (От воспитания.)
Старший воспитатель: Именно в период дошкольного детства у ребенка формируется «вектор» развития. Именно педагоги детского сада дают старт развитию личности ребенка. Именно от того, как ребенок развивается в дошкольном детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. А должен ли быть «вектор» развития у самого воспитателя? Несомненно, да! Воспитать личность может только … (личность). Обладаете ли вы сами указанными качествами?
Старший воспитатель: Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. (Авраам Линкольн.)
У каждого человека есть свои недостатки, т.е. то, что ему недостает. Парадоксально, но факт, достоинства не так бросаются в глаза, как недостатки.
По мнению профессора Флетчера отрицательных качеств не существует. Есть качества, недостаточно или чрезмерно развитые, иным словом, несбалансированные. Например: такая черта характера, как гибкость может превратиться в безвольность или, напротив, в жесткость. А это уже недостатки.
Мозговой штурм «Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Безразличный | Любознательный | Любопытный |
Беспомощный | Самостоятельный | Эгоцентричный (самоуверенный) |
Заурядный | Творческий | Экспрессивный |
Замкнутый (обособленный) | Коммуникативный | Навязчивый (назойливый) |
Безвольный | Волевой (решительный) | Дерзкий (нахальный,навязчивый) |
Можете ли вы сказать, что данные качества у Вас достаточно развиты? Всегда ли Вам удается проявлять указанные качества в профессиональной деятельности? Отметьте стрелочкой те качества, которые вы бы хотели развивать в себе в первую очередь? Объясните, почему это необходимо? И помните: каждый человек – автор своей собственной жизни.
Вывод: (открывается очередной «ключ») Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой!
Старший воспитатель: Что важнее в достижении успеха: личностные качества, способности, которыми обладает человек или его талант? (Старший воспитатель предлагает педагогам провести экспресс-тест «Мои способности».)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Способности – еще не талант, их надо развивать!
Старший воспитатель: Вы везучий человек? (Пауза.) В ответ на этот вопрос большинство людей неуверенно пожмут плечами: «Всякое бывает…». Но есть и такие «счастливчики», которые не сомневаются в своей удачливости. Они легко приведут множество примеров, когда обстоятельства их жизни складывались настолько выигрышно и благополучно, что просто грех было не воспользоваться такими замечательными возможностями.
Отчего одним фортуна постоянно улыбается, а других будто и не замечает и даже издевается над ними? На этот счет существует множество мистических гипотез.
Экспресс – опрос: Кто из присутствующих считает себя не везучим?
Старший воспитатель: Марк Твен писал: «По крайней мере, раз в жизни Удача стучится в дверь к каждому, но многие из нас в это время сидят в соседнем кабачке и не слышат стука». Опыт английского психолога Ричарда Вайзмана из Хартфордширского университета подтверждает суждение писателя. Удача – это не удачное стечение обстоятельств, а наша готовность им воспользоваться.
Упражнение с газетой. (Продублировать опыт, проведенный Р. Вайзманом.)
Каждому «испытуемому» (человеку, считающему себя невезучим) старший воспитатель дает толстую газету и просит точно сосчитать количество фотографий в ней. Секрет состоит в том, что одна из страниц искусно смоделирована. Вместо банального объявления «смонтировано» объявление следующего содержания: «Сообщите старшему воспитателю, что вы увидели это и получите приз».
Скорее всего, все будут заняты скрупулезным подсчетом фотографий и на текстовые сообщения даже не обратят внимания. Победителю вручается календарик с пожеланием, чтобы каждый день в году был удачным и успешным.
Вывод: (открывается очередной «ключ») Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.
Старший воспитатель: Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он – совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. И, бесспорно, эта его особенность может стать залогом его будущего успеха. Вместе с тем, не будем забывать, что многие великие достижения – плод коллективного труда. Для успеха в жизни очень важно уметь взаимодействовать с окружающими людьми, работать в команде.
Коммуникативная игра «Пустой стул».
Для проведения игры необходимо нечетное количество участников.
Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо.
Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.
Обсуждение. Как приглашали кого-то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле? Почему?
Старший воспитатель: Трудно разговаривать без помощи языка? (Да.) Вот парадокс, даже научившись еще в давние времена разговаривать, конфликтов среди людей по настоящее время не уменьшилось! Почему? (Не умеют договариваться.)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Умей жить с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими врагами.
Старший воспитатель: Что делать? И чего не надо делать, чтобы воспитать успешную личность? Существует ли верный путь и определенная стратегия восхождения к вершине успеха?
Составление Модели стратегического восхождения к вершине успеха.
Ключевые установки:
Работа ведется параллельно: индивидуально (выбирается 1 человек, убежденный в собственной невезучести) и фронтально (со всеми остальными педагогами).
Педагог убежденный в собственной невезучести составляет «Лестницу успеха» с позиции самостоятельного восхождения. (Формула предлагается.)
Старший воспитатель: Часто ли вы говорите себе: Не могу, не буду, не хочу, не знаю? Составьте формулу самостоятельного восхождения к вершине успеха. Отметьте стрелочкой, на какой высоте лестницы вы сейчас находитесь в достижении своей цели. Ты сможешь, если поверишь в то, что ты можешь. Отметьте стрелочкой, куда вы стремитесь.
Остальные педагоги вырабатывают стратегию совместного восхождения с учетом развития коммуникативной компетентности в системе «родитель - ребенок», «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «администрация ДОУ – педагог».
Старший воспитатель: Если мы хотим, чтобы «трудный» ребенок стал успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем, необходимо обратить внимание на методы взаимодействия.
- Замените приказ на просьбу. Откажитесь от риторических вопросов, типа:
…
«Почему в группе беспорядок?»
Просто попросите: …
«Уберите игрушки на место, пожалуйста.»
- …
«Тебе не хочется убирать игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно.»
т.е., вместо возмущения – активное слушание.
- …
т.е., вместо наказания и угрозы – поощрение. Нет более сильного мотива, чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и получить награду. Поощрения могут быть такими: «Мы поиграем с тобой вместе в ту игру, которую ты захочешь, порисуем, устроим чаепитие…»
- …
т.е., приказ, как утверждение власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.
- Вместо наказания и угрозы – «время для остывания». Необходимо время, чтобы «выпустить пар». По завершении тайм-аута снова повторите свою просьбу. Старайтесь не критиковать ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше.
Обратите внимание, важно применять методы стимулирования к победе именно в данной последовательности!
Старший воспитатель: Итак, не говори о проблемах, а решай их! Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма! (Уинстон Черчилль.)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. (К.Д. Ушинский.)
Старший воспитатель: А что же все-таки значит это «сладкое» слово «УСПЕХ»?
Составление синквейна на тему: «Портрет успешной личности» (Подгрупповая работа.)
Что такое синквейн? Это стихотворение, состоящее из 5 строк (незарифмованных). В синквейне человек (группа людей) выражает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание.
2-я строка – 2 прилагательных, определяющих содержание.
3-я строка – 3 глагола, показывающих действие понятия.
4-я строка – короткое предложение, в котором автор выражает свое отношение.
5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации связанные с данными понятиями.
Пример синквейна на тему: «Портрет успешной личности»
- Успех.
- Достойный, прочный.
- Думай, действуй, достигай.
- Успех – это ряд, преодоленный неудач. (Успех в любом деле начинается с дела. Твой завтрашний успех приходит уже сегодня. Будущее принадлежит тому, кто верит в успех).
- Целеустремленность.
Старший воспитатель: Таким образом, у каждого из нас представление об образе «успешного человека» свое. Вы представили свой «идеал успеха». Успех – это когда получаешь то, что ты хочешь.
Вывод: (открывается очередной «ключ») Приближение к успеху – это приближение к идеальному образу.
Старший воспитатель: Какого «весомого ключа» не хватает в нашей связке? ЗНАЕТЕ? СУМЕЕТЕ, СМОЖЕТЕ его определить? Подсказка в самом вопросе! (Знания, умения, навыки.)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Чего вы не понимаете – то не принадлежит вам. (Иоганн Гете.)
Старший воспитатель: Р. Вайзман выявил еще одну важную особенность. Оказалось, что удачливые люди – по натуре оптимисты! с ними тоже случаются неприятности, но они рассматривают это как случайность, а не закономерность. Наверное, прав был Теннеси Уильямс, когда говорил: «Вера в удачу приносит удачу!» Очень простая формула, зато надежная.
Старший воспитатель проводит с педагогами аутотренинг.
Верю в тебя! (Соседу справа.) Верю в тебя! (Соседу слева.) Верю в себя! И мы верим в тебя!
Старший воспитатель: Поверьте в себя! Поверьте в свою удачу! И вы, наверняка, станете успешны. Но не тешьтесь успехом долго, намечайте новую цель, снова добивайтесь и снова побеждайте, например так, как предлагает это А. Шварцнегер.
Старший воспитатель предлагает педагогам памятку «Философия успеха А. Шварцнегера».
Старший воспитатель: Вероятно, руководствуясь данными жизненными принципами, «жить - станет лучше, жить - станет веселей!» …
Вывод: (открывается очередной «ключ») Будущее принадлежит тому, кто верит в свой успех!
Старший воспитатель: (открывая очередной «ключ») Никогда не теряй терпения. Это последний ключ, отпирающий двери. (А. Сент Экзюпери.)
Старший воспитатель: В завершении хочу еще раз обратить внимание на «ключи» к успеху. Очень надеюсь, что они станут залогом к вашему будущему успеху. Помогли ли они увидеть сферу ваших личных или профессиональных затруднений? Появилось ли желание разрешить эти затруднения? Что из сегодняшней встречи вы можете перенести в практику своей работы? Нашли ли Вы свой «недостающий» ключ, ведущий к успеху? Какие «ключевые» позиции заставили взглянуть на себя и свою деятельность по-другому? Составьте «программу последействия». Назовите 3 следующих шага, которые вы сделаете после нашей встречи. Помните, что воспитать успешную личность ребенка может только успешная личность педагога.
Чему сегодня научилась Я? Я овладела навыком построения сотрудничества с группой малознакомых, но очень интересных людей, выстраивания «обратной связи», навыком самоанализа и самопознания. Я благодарна Вам!
От всей души желаю личных достижений, плодотворного сотрудничества и успеха! Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Пробные ключи» к успеху
- Не тешь и не обманывай себя надеждами на авось!
- Не рассчитывай на других – надейся на себя!
- Не злись, если у тебя что-то не получается, умей посмеяться над собой!
Экспресс-тест «Мои способности»
На что я способен? Оцените себя по шкале от «1» до «5» по следующим критериям:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Лингвистические способности | |||||
Умею писать конспекты, методические рекомендации и др. | |||||
Много читаю для информации и удовольствия | |||||
Люблю иностранные языки | |||||
Творческие способности | |||||
Мои артистические способности на сцене | |||||
Мои художественные способности | |||||
Мои музыкальные способности | |||||
Интеллектуальные способности | |||||
Я прилежный в работе, умею работать с самоотдачей | |||||
Мне нравится внедрять в работу инновационные технологии | |||||
Владею компьютером, Интернетом | |||||
Коммуникативные способности | |||||
Я общительный, у меня много друзей | |||||
Умею слушать и понимать | |||||
Я лидер среди коллег | |||||
Прикладные умения | |||||
Я умею починить утюг, настроить телевизор, отремонтировать розетку | |||||
Я умею водить машину, мотоцикл | |||||
Я умею сажать рассаду, косить, стоговать сено | |||||
Я умею строить, класть плитку, делать ремонт | |||||
Я умею вязать, шить, консервировать, готовить | |||||
Спортивные способности | |||||
Хорошо играю в спортивные игры | |||||
Занимаюсь физической культурой и спортом в свободное время | |||||
Способность утвердить себя | |||||
Я принципиальный | |||||
Я добиваюсь своего | |||||
Я могу идти против общего мнения | |||||
Я не боюсь быть не таким, как все | |||||
Я ответственный и самостоятельный |
Выводы, основанные на результатах самооценки:
- Выпишите свои наиболее ярко выраженные способности______________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите те умения, которые нужно развивать(то, что Вы оценили баллами0,1,2)_____________________________________________________________________________________________________________________________
«Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Любознательный | ||
Самостоятельный | ||
Творческий | ||
Коммуникативный | ||
Волевой |
«Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Любознательный | ||
Самостоятельный | ||
Творческий | ||
Коммуникативный | ||
Волевой |
«Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Любознательный | ||
Самостоятельный | ||
Творческий | ||
Коммуникативный | ||
Волевой |
«Превращением недостатки
в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Любознательный | ||
Самостоятельный | ||
Творческий | ||
Коммуникативный | ||
Волевой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для педагогов "Хорошее настроение-шаг к успеху!"
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания...
Тренинг для педагогов ДОУ "Хорошее настроение - залог успеха"
Тренинг для педагогов ДОУ...
Тренинг для педагогов "К вершине успеха"
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:- формирование доверительных отношений в коллективе;- формирование благоприятного психологического климата в...
Тренинг для педагогов "Древо успехов"
Цель: сплочение коллектива, развитие креативности педагогов...
Семинар-тренинг для педагогов "Ключ к педагогическому успеху"
Цель: активизация внутренних ресурсов, формирование внутренней позиции успешного педагога.Задачи:1.Определить ключевые позиции на пути личностного роста педагога.2.Способствовать освоению активной поз...
Тренинг для педагогов " На пути к успеху"
Тренинг направлен на развитие коммуникативной компетентности....
Тренинг с педагогами на снятие психоэмоционального напряжения «Хорошее настроение –залог успеха!»
Упражнения на снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....