Мониторинг освоения общеобразовательной программы по образовательным областям
методическая разработка
представлены задачи, методы и критерии диагностики по образовательным областям-"Здоровье", "Безопасность", "Труд"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_osvoeniya_detmi_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровья»
Младшие и средние группы
Задачи диагностики | Методы диагностики | уровни знаний детей | ||
В | С | Н | ||
Изучение особенностей отношения ребенка к своему здоровью и мотивации здорового образа жизни (КГН) | индивидуальные беседы проблемные диагностические ситуации наблюдение проективные методы | знает правила личной гигиены, правильно называет их и знает, как они совершаются. Понимает зачем они нужны, объясняет как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их | называет правила личной гигиены. Объясняет их назначение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Не всегда уверен в своих ответах, испытывает определённые трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом. | испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Путается в алгоритме действий личной гигиены. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы |
Изучить особенности представлений о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребёнок в безопасном мире», «Я и другие люди» | беседы диагностические игровые задания проблемные ситуации наблюдение | ребенок знает все части тела, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Легко демонстрирует свои знания | ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение допуская при этом незначительные ошибки. Не всегда уверен в своих ответах, испытывает определенные трудности. | испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы. |
Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка | диагностические игровые задания проблемные ситуации наблюдение |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Здоровья»
Старшие группы
Задачи диагностики | Методы диагностики | уровни знаний детей | ||
В | С | Н | ||
Изучение особенностей отношения ребенка к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. | индивидуальные беседы проблемные диагностические ситуации наблюдение проективные методы | знает правила личной уверенно владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы , дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом здоровьесберегающую эрудированность и компетентность.. владеет устойчивой мотивацией к ЗОЖ. Представления ребенка носят целостный характер | ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем. Не на все вопросы дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Обладает неустойчивой мотивацией к ЗОЖ | слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, активность ребенка инициируется педагогом, на вопросы дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется или не отвечает совсем. Наблюдается разрозненность здоровьесберегающих представлений, обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к ЗОЖ, не заумывается об этом.
|
Изучить особенности мотивации здорового образа жизни, представлений о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребёнок в безопасном мире», «Я и другие люди» | беседы диагностические игровые задания проблемные ситуации наблюдение | |||
Изучить особенности здоровьесберегающих проявлений ребенка | наблюдение |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность»
Задачи диагностики | Методы диагностики | уровни знаний детей | ||
В | С | Н | ||
| комплексные и экспресс беседы, беседы с использованием иллюстраций, примеры жизненных ситуаций. | могут найти правильный выход из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы, имеют полные точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения | могут найти выход из сложной ситуации, но не уверены в нём, называют половину объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения мер предосторожности , соотнося их с соблюдением запретов. | затрудняются отвечать на вопросы или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер предосторожности и действий в случае опасности. |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Труд»
Младший возраст
Задачи диагностики | Методы диагностики | уровни знаний детей | ||
В | С | Н | ||
Изучение успешности освоения детьми предметного мира, ориентации в его многообразии, грамотном использовании предметов по назначению в различных видах деятельности | тестовые задания | знает правила личной гигиены, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков. Поведение ребёнка характеризуется бережным отношением к предметам. | правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами. | не владея видовыми понятиями, ребенок путает сходные предметы ближайшего окружения. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. |
Изучить представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, направленности конкретных трудовых процессов на конкретный результат | беседы с использованием иллюстративного материала, диагностические игровые задания | дифференцированное восприятие простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Самостоятельно рассказывает о хорошо знакомых трудовых процессах, называет компоненты и устанавливает связи между ними (по вопросам взрослого). Бережно относится к результатам труда, испытывает благодарное чувство к взрослым за заботу и работу. | дифференцированное восприятие простейших трудовых процессов. Затрудняется и делает ошибки в ответах на вопросы о том, как делали предмет, какие нужны материалы, инструменты и т.д. | ребёнка затрудняет дифференцированное восприятие трудового процесса. Интерес к труду слабо выражен, обусловлен игровыми потребностями. |
определить сформированность умения следить за своим внешним видом, самостоятельно выполнять микро (надеть носки, намылить руки и др) и целостные процессы (самостоятельно одеться на прогулку и др) сформированность контрольно-проверочных умений | наблюдение | выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. | выполняет действия самообслуживания самостоятельно; требуется помощь в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться. Охотно оказывает помощь сверстникам и взрослы по предложению взрослого | выполняет действия с помощью взрослого. Стремление к самостоятельности недостаточно выражено. Ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Труд»
Средний возраст
Задачи диагностики | Методы диагностики | уровни знаний детей | ||
В | С | Н | ||
Изучение успешности освоения детьми предметного мира, ориентации в его многообразии, грамотном использовании предметов по назначению в различных видах деятельности | тестовые задания | владеет видовыми и простейшими родовыми понятиями, имеющими 1-2 существенных признака, легко справляется с заданиями на группировку данных понятий. Самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях. Бережно относится к предметам. | ребенок правильно называет предметы близких видов устанавливает между назначением и строением предметов. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ составляет с помощью взрослого. В собственной деятельности предметы использует по назначению | ошибается в названии предметов близких видов. Затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет. Существенные особенности не вычленяет, задание на группировку предметов по существенным признакам не принимает |
Изучить представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, направленности конкретных трудовых процессов на конкретный результат | индивидуальные беседы с использованием иллюстративного материала, игровые тестовые задания | различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах. Ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике; ребенок интересуется кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе. Образ личности складывается из деловых и личностных характеристик. Охотно помогает старшим, стремится подражать умелому человеку, с уважением относится к труду взрослых. | различает вида труда на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. В описательном рассказе о трудовом процессе испытывает затруднения, делает ошибки. В поведении проявляется уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам его труда | знает название некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком. Отвечая на вопросы может рассказать о трудовом процессе, в поведении отмечается небрежное отношение к результатам чужого труда, помогает взрослым неохотно. |
определить уровень овладения простейшими видами хозяйственно-бытового труда выявление отношения к собственной трудовой деятельности выявление знаний способов и понимания коллективного труда уровня сформированности компонентов труда (целеполагания, выбор предмета труда, организация рабочего места, трудовые действия, результат труда, культура труда, самостоятельность) | игровые диагностические задания | самостоятелен в самообслуживании, ставит цель, видит необходимость выполнения трудовых действий, его труд результативен. Ребенка отличают быстрота, слаженность трудовых действий, самоконтроль. Часто выступает организатором в коллективных формах детской трудовой деятельности, доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми. Стремиться к выполнению трудовых обязанностей, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками, проявляет внимание и заботу. | самостоятелен в самообслуживании, без напоминаний следит за своим внешним видом. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь, самоконтроль недостаточен. Ярко проявляет эмоции по поводу успехов и неуспехов в труде, стремится научиться, стать умелым. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника. | выполняет действия с помощью взрослого. Стремление к самостоятельности недостаточно выражено. Ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Труд»
Старший возраст
Задачи диагностики | Методы диагностики | уровни знаний детей | ||
В | С | Н | ||
Изучение успешности вхождения детьми в предметный мир, владения более сложными родовыми понятиями. | тестовые задания | владеет видовыми и ребенок доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями. Осознанное бережное отношение к предметному миру. | вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. Составление описательного рассказа требует помощи для отражения в рассказе особенностей предмета. Бережное отношение к предметному миру неосознанное. | существенные родовые особенности предметов вычленяет только при помощи взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки. Содержание описательных рассказов неполно отражает особенности предмета, средства языковой выразительности не используются. |
овладение представлениями о значимости труда людей разных профессий, взаимосвязи различных видов труда, о роли машин в труде, обобщенное представление о структуре трудового процесса | игровые тестовые задания | ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ взрослого выступает для ребенка как единство личностных и деловых качеств. Владеет речью доказательством, верно, обосновывает значимость труда как социального явления. Повседневное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств: трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности. | ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес труду взрослых устойчив. | нечеткое представление о трудовом процессе, затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлению связей между ними. Речью доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое |
выявление: ручной умелости и способности реализовывать замысел умение принимать цель деятельности, выбирать материалы и инструменты, организовывать рабочее место; общетрудовых и специальных умений; пользование пооперационными картами; владение действиями самоконтроля; характер деятельности, результативность труда | тестовое задание | дальний перенос, развитые комбинаторские способности. Использование пооперационных карт, обобщенный способ конструирования, полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. | высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны, или близкий перенос, недостаточные комбинаторские способности- требуются советы или помощь взрослого, замысел реализован частично. | беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен; или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Познание»
Младший возраст
критерии | продуктивные (конструктивные) умения и навыки | формирование элементарных математических представлений | формирование целостной картины мира | уровень освоения программы в % | |||||||
различает основные формы конструктора | сооружает со взрослым постройки | группирует однородные предметы, владеет понятиями «один», «много» | узнает шар и куб, называет размер «большой», «маленький» | называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей. Узнает и называет некоторых домашних и диких животных и их детенышей | различает некоторые овощи и фрукты | различает некоторые деревья | имеет элементарные представления о сезонных изменениях в природе | В | С | Н | |
высокий | выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия. Инициативен проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов | различает и называет конкретные виды деревьев и животных. Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам. Активно участвует в уходе за растениями, включаясь в деятельность взрослых. Любопытен, эмоционален, проявляет бережное отношение к природе. | |||||||||
средний | называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия, допускает ошибки. | самостоятельно и по просьбе взрослого различает и называет несколько объектов природы, выделяет их признаки, свойства непосредственно в деятельности. Под руководством взрослого обследует объекты, сравнивает их по отдельным отличительным признакам. Проявляет живой интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого выражает сочувствие, сопереживание, восхищение. Эпизодически проявляет любознательность в непосредственном общении с природой. | |||||||||
низкий | выделяет идентичный предмет, называет отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. | в ответ на просьбу взрослого показывает и называет объекты природы, наиболее яркие их признаки. Под руководством взрослого выполняет некоторые исследовательские действия. Эпизодически принимает участие в уходе за растениями. Эмоциональные реакции в ходе общения с природой слабо выражены |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Познание»
Младший возраст
критерии | продуктивные (конструктивные) умения и навыки | формирование элементарных математических представлений | формирование целостной картины мира | уровень освоения программы в % | |||||||
различает основные формы конструктора | сооружает со взрослым постройки | группирует однородные предметы, владеет понятиями «один», «много» | узнает шар и куб, называет размер «большой», «маленький» | называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей. Узнает и называет некоторых домашних и диких животных и их детенышей | различает некоторые овощи и фрукты | различает некоторые деревья | имеет элементарные представления о сезонных изменениях в природе | В | С | Н | |
высокий | выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства путем практического сравнения, зрительного восприятия. Инициативен проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов | в ответ на просьбу взрослого показывает т называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Совместно со взрослым выполняет отдельные обследовательские действия. Охотно принимает участие в уходе и наблюдения за неживой природой, животными и растениями | |||||||||
средний | называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их. Правильно располагает предметы с целью сравнения по количеству, размеру. При определении результатов сравнения допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Затрудняется пояснить свои действия, допускает ошибки. | в ответ на просьбу взрослого показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки и свойства. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов. | |||||||||
низкий | выделяет идентичный предмет, называет отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Сравнивает выделяет некоторые отношения, в основном количественные, только по подсказке взрослого. | по предложению воспитателя показывает отдельные объекты природы, но называет лишь некоторые. Конкретные признаки не выделяет, отношение к объектам природы неустойчивое. |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Познание»
Средний возраст
критерии | продуктивные (конструктивные) умения и навыки | формирование целостной картины мира | формирование элементарных математических представлений | ||||||
преобразование построек в соответствии с заданием взрослого | проявление интереса к поделкам из бумаги | называет времена года в правильной последовательности | знает и называет некоторые растения, животных, знает, какую пользу они приносят человеку, соблюдает правила поведения в природе | умение группировать предметы по цвету, форме, размеру и назначению | сравнивает количество предметов до5 на основе счета, приложением, наложением | различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении | понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток | |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Познание»
Старший возраст
критерии | продуктивные (конструктивные) умения и навыки | формирование целостной картины мира | формирование элементарных математических представлений | ||||||
преобразование построек в соответствии с заданием взрослого | проявление интереса к поделкам из бумаги | называет времена года в правильной последовательности | знает и называет некоторые растения, животных, знает, какую пользу они приносят человеку, соблюдает правила поведения в природе | умение группировать предметы по цвету, форме, размеру и назначению | сравнивает количество предметов до5 на основе счета, приложением, наложением | различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении | понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток | |
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Познание»
Старший возраст
Задачи диагностики | Методы диагностики |
Изучение особенностей развития творческих проявлений дошкольников, уровня творческого мышления, определение способности к творчеству. изучение эмоционально - субъектных особенностей ребенка; его интересов, предпочитаемых видов деятельности изучение умений ребенка и особенностей его поведения, | тестовые задания беседы- интервью тест-игры |
выявление интереса детей к экспериментированию с предметами и материалами выявление особенностей проявления исследовательской активности в процессе экспериментирования, определение уровня исследовательской активности | диагностическая ситуация проективные методики игровые тестовые задания |
выявление степени овладения ребенком средств и способов познания, степени развития логико-математического опыта. | тестовое задание диагностическая ситуация |
определение уровня овладения экологическими представлениями определение уровня овладения познавательными и практическими умениями определение способности к реализации своего опыта, отношения к природе. | беседы, наблюдения диагностические вербальные (практические) ситуации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 5-7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 5-7 лет обра...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 3 - 5 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияв соответствии с ФГОС по освоению детьми 3 - 5 лет образовательной област...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет
Рабочая программа музыкальных руководителей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. МУЗЫКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2-7 ЛЕТ)
Рабочая программа музыкальных руководителей...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Музыка" для детей дошкольного возраста". 2020-2021 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя...
Справка по результатам мониторинга освоения общеобразовательной программы дошкольного образования
Справка по результатам мониторинга освоения общеобразовательной программы дошкольного образования...