Тренинг
методическая разработка по теме

“Готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг “Готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию”

  1. Личностно-ориентированный подход, его основные понятия, принципы и методы.
  2. Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии.
  1. Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию (мозговой штурм);
  2. Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия;
  1. Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя во взаимодействии.
  2. Акцентуации характера и их влияние на взаимодействие.

Ход занятия

Взаимодействие взрослого с ребенком представляет собой вид коммуникативной деятельности, протекающей между двумя субъектами на основе личностно-ориентированной обращенности одного субъекта к другому. Одним из важных показателей успешного взаимодействия является активность самого субъекта, проявляющуюся в виде таких личностных особенностей, как инициативность, толерантность, коммуникабельность и т.д., наличие которых способствует взаимодействию.

На предыдущих педагогических советах, семинарах, консультациях мы рассматривали педагогическое взаимодействие, изучали педагогику поддержки, приемы “Я-высказывания”, толерантности, изучали коммуникативный комплекс ПЗЛК педагога: эмпатийность, рефлексивность, общительность, эмоциональная привлекательность и т.д.

Сегодня мы рассмотрим подробнее личностно-ориентированный подход и готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе воспитательного процесса (Выступление педагога).

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми можно рассматривать в единстве 3-х его характеристик:

  1. Как психолого-педагогическую категорию;
  2. Как направленность личности и деятельности педагога;
  3. Как стратегию обучения и воспитания, характеристикой которых является личностное развитие субъектов воспитательного процесса, в том числе и педагога.

Вы проработали предложенную литературу о личностно-ориентированном взаимодействии, основных критериях и уровнях готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию.

(Работа в группах по обсуждению и выработке критериев. Обсуждение и обобщение материала)

Как правило, изначально у всех педагогов преобладает завышенная самооценка собственной готовности. Для формирования готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми достаточно высокую эффективность имеют проблемные методы, моделирующие деловые и ролевые игры, творческие и практические задания (то есть интерактивные методы), а также тренинги, способствующие преобразованию психолого-педагогических знаний в личностные установки и навыки. Сейчас мы обсудим вопрос о профессиональных умениях, навыках и их роли во взаимодействии.

Изучение литературных источников по проблеме межличностного взаимодействия дает основания заключить, что характер человека является индикатором его коммуникативного поведения и позволяет определить как склонность человека к общению, так и основные затруднения в процессе взаимодействия. Поэтому педагогу необходимо знать точки соприкосновения в характере сотрудников, воспитанников. (Обсуждение вопроса об акцентуациях характера и их влиянии на взаимодействие.

Выступления педагогов.

Людям, заинтересованным в успешности своего общения необходимы знания по психологии общения, эти знания помогут выявить свои затруднения, причины успехов и неудач в общении, помогут преодолеть их и найти способы извинить себя. Для этого предлагается изучить литературу: Е.И.Рогов “Психология общения” теория, Е.И.Фадеева “Лабиринты общения” практика, опросники, тесты.

Кроме этого предлагаем вашему вниманию “Комплексную диагностику способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию” (педагогам раздается печатный материал), на основе которого вы можете изучить себя и своих воспитанников. А сейчас небольшой тренинг педагогического взаимодействия, подготовленный психологом (Приложение 4).

Рефлексия занятия:

  1. Метод незаконченного предложения.
  2. Эмоциональное состояние (участники получают карточки, на которых дается задание изобразить свое эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, досаду, ожидание с помощью: 1 группа – мимики, 2 группа – жестов).

Материал к занятию

Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии. Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию. Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.

В структуре взаимодействия педагога с детьми можно выделить ценностно-ориентационные компоненты: рефлексивный и специальный, а также операционно-коммуникативные компоненты; технологический и коммуникативный, которые характеризуются совокупностью личностных качеств педагога, таких как направленность личности, социально-психологическая наблюдательность, эмпатия, эмоциональная устойчивость, социально-психологическая готовность к деятельности, общительность, эмоциональная выразительность, педагогический такт, рефлексивность, профессиональная компетентность, а также профессионально-педагогические знания, умения, навыки и мотивационно-ценностное отношение, проявляющееся в процессе организации и управления различными видами деятельности воспитанников.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками в форме совместной партнерской деятельности представляет собой состояние, процесс, характерными особенностями которого являются:

  1. создание единой эмоционально-чувственной основы взаимодействия;
  2. постоянное “обращение к воспитаннику” в виде его “аффективного (эмоционального, с чувствами и мыслями) понимания” и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать с нее;
  3. изменение воспитателем (педагогом) своего поведения в соответствии с реакциями детей;
  4. обмен действиями между субъектами педагогического процесса с целью познания друг друга и оказания воздействия;
  5. проявление мотивационно-ценностных ориентации педагога, комплекс его установок на работу с детьми, включающая интерес и любовь к ним;
  6. обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность в виде “сотворчества” педагога и ребенка, и участвует к ней.

Профессиональная готовность воспитателя к взаимодействию с детьми побуждает педагога к совместной партнерской деятельности, и стремлению вступать с детьми во взаимодействие, живо реагировать на их поступки и привлекать внимание к себе и к своим действиям.

Основные критерии, готовность педагогов к взаимодействию с детьми: 

  1. Устойчивая позиция воспитателя, проявляющаяся в активности, адекватности действий и отношений, внутреннюю согласованность и отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов.
  2. Мотивационно-целостное отношение к педагогической деятельности, наличие установки на реализацию личностно-ориентированного взаимодействия, творческий подход к решению педагогических задач возникающих в воспитательном процессе.
  3. Гуманистическое отношение к детской личности, проявляющееся в ориентации педагога не на абстрактный идеал, а на потребности и внутренних возможностях каждого ребенка, искренний интерес и любовь к детям.
  4. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, особенности их психического развития, а также умения и навыки организации личностно-ориентированного взаимодействия.
  5. Владение технологией организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, выражающееся в умении четко определить цель своей деятельности, спрогнозировать ее результат, выделить основные этапы и наиболее эффективные методы, приемы и способы деятельности, а также корректировать ее ход на основании данных диагностики.
  6. Наличие коммуникативной компетентности, проявляющейся в развитии эмпатийных и перцептивных (воспринимающих) навыков, способности устанавливать эмоционально-положительный контакт с детьми и действовать не только на основе “аффективного (эмоционального) понимания”, но и с позиции ребенка, изменяя свое поведение в соответствии с реакциями детей, в умении организовать оптимальное взаимодействие с детьми в различных видах деятельности.
  7. Стремление к саморазвитию и профессиональному росту, сформированность аналитических, проектировочных и конструктивных умений, способность обосновать решение педагогических задач, а также высокое развитие рефлексивных и перцептивных умений и навыков, позволяющих адекватно оценивать собственное поведение и поступки детей; проявление активности, инициативности, сензитивности в деятельности и общении с детьми.

Уровни профессиональной готовности:

Высокий: оптимальное развитие всех компонентов в их единстве, то есть, что означает целостность личности воспитателя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего устойчивой профессиональной мотивацией, ярко выраженной педагогической направленностью и высоким уровнем развития необходимых умений и навыков, способностей и личных качеств.

Средний: частичной качественной сформированностью целостной структуры готовности, что проявляется в неравномерном развитии отдельных компонентов;

Низкий: несформированность компонентов готовности. Поведенческий аспект обусловлен лишь
внешними обстоятельствами, а не внутренними потребностями личности воспитателя.

Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя во взаимодействии

Профессионально-педагогическое умения и навыки воспитателя:

  1. Аналитические: наблюдать, анализировать и оценивать (диагностировать) уровень развития, обученности ребенка (рефлексивные способности).
  2. Проектировочно-прогностические: развитое логическое мышление, способность к прогнозированию возможных педагогических ситуаций и последствий своих действий, знание детской психологии.
  3. Организаторские: умение организовывать деятельность детей, самоорганизация, способность к импровизации, умение применять разнообразные средства воздействия (убеждение, внушение, заражение).
  4. Коммуникативные: общительность, потребность в общении, эмпатия, рефлексия, гибкость, умение ощущать и поддерживать обратную связь, умение управлять собой, вербальные способности (культура и развитость речи, богатый словарный запас), способность к пониманию невербального поведения (выражение глаз, пространственное расположение партнеров); от степени сформированности которых зависит успех педагогической деятельности и эмоциональное благополучие участников взаимодействия.

Эффективность личностно-ориентированного взаимодействия проявляется в согласовании целевых ориентиров, координации совместных усилий, взаимопонимании контактирующих сторон, обеспечивающих решение учебно-воспитательных задач и личностный рост его субъектов.

Алгоритм деятельности педагога по организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный: изучение себя и воспитанников, характерологических особенностей, определение мотивации, принятие себя и других;
  2. Основной: определение и согласование цели взаимодействия, выбор позиции по отношению к субъекту “сверху”, “на равных”, “снизу”, выбор средств общения, осуществление взаимодействия (воздействие, сотрудничество, содействие, сотворчество), координация усилий и наличие обратной связи;
  3. Оценочно-корректировочный: оценка достижения цели (подготовленность к использованию различных средств и методов), оценка взаимодействия, составление плана коррекции поведения.

Взаимодействие имеет два измерения: содержание и отношение. Особенности “отношений” субъектов воспитательного процесса формируют характер взаимодействий:

  1. Позитивный (проявляется в согласовании целей, сопровождается педагогической позицией на равных, адекватной обратной связью, позитивными отношениями между участниками воспитательного процесса). Способы взаимодействия: сотрудничество, содействие, сотворчество.
  2. Противоречивый. 
  3. Негативный. 

Только позитивный характер личностного взаимодействия приводит к личностному росту педагога и воспитанников.

Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия: 

  1. Познавательно-воспитательная – освоение обучающими воспитателями знаний, умений и навыков, формирования свойств и качеств личности.
  2. Прогностическо-организационная – выявление индивидуальных особенностей воспитанников и педагогов, выявление специфики ситуации, проектирование и практическая организация взаимодействия на основе выявленных способностей.
  3. Экспрессивно-рефлексивная – понимание себя и других (целей, мотивов, переживаний), осмысление педагогом того, как воспитанник понимает его, через развитие социальной перцепции, эмпатии, рефлексии.
  4. Фасилитативная – обеспечение педагогической поддержки, стимулирование личностного роста,
    создание оптимальных условий самосовершенствования педагога и воспитанника.

Толерантно-адаптивная – развитие у педагога и воспитанников принимать индивидуальность “другого”, входить в иные группы и взаимодействовать в них на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...