Материал из опыта работы "Адаптация детей к ДОУ"
статья (младшая группа) по теме
Статья раскрывает систему работы по адаптации детей раннего возраста от1,5 до 3 лет к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей к ДОУ | 102.55 КБ |
Приложение 1 | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к ДОУ
...Твердо убежден, что есть, качества души без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка.
Сухомлинский В.А.
Эти качества души в полной мере раскрываются в воспитателях муниципального образовательного учреждения детского сада № 5 города Кропоткина муниципального образования Кавказский район.
Открытие ДОУ состоялось в 1964 году и вот уже более сорока лет приоритетным направлением работы является воспитание и обучение детей раннего возраста. Педагогический коллектив, состоящий из 10 педагогов, обладающих высокими профессиональными качествами, создает все необходимые условия для гармоничного развития наших воспитанников. Большинство воспитателей имеют высшую квалификационную категорию и стаж работы, превышающий 20 лет.
В настоящее время нашими воспитанниками являются 45 малышей в возрасте от 1 года до 3 лет и 42 дети младшего дошкольного возраста.
Осознавая важность раннего развития ребенка, мы особое внимание уделяет работе с детьми ясельного возраста, так как ежегодно в образовательное учреждение поступает около 40 малышей в возрасте от 1 года до 3 лет.
Основные направления работы нашего коллектива заключаются в следующем:
- Создание условий, способствующих их сохранению и укреплению здоровья детей, их физического и психического совершенствования.
- Использование новых способов полного и целостного развития личности ребенка в рамках базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», центра «Дошкольное детство» имени А.Запорожца.
- Обеспечение психического, медицинского и педагогического сопровождения процесса успешной адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания.
Восточная мудрость гласит « после трех уже поздно». Именно этот период ребенок – гениальный лингвист, почемучка, автор необычайных высказываний. В ясельном возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребенка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых. Ему лишь не хватает знаний, которыми обладаем мы с вами. В этом возрасте ребенок фактически в основных чертах проходит путь всего человечества. Это период активного познания мира. Объем знаний, умений и навыков полученных в первые три года жизни превышают, все то, что предстоит освоить ребенку в будущем.
Интерес к проблемам воспитания и развития детей раннего возраста помог нам глубоко изучить и систематизировать знания по таким направления работы с детьми ясельного возраста как:
- Предметная деятельность детей от 1 года до 2 лет, как фактор умственного развития;
- Развитие речи и речевого общения детей 2-3 лет;
- Познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста;
- Формирование предпосылок эстетического восприятия у детей второго года жизни;
- Нетрадиционные подходы к организации двигательного режима детей раннего возраста и многие другие.
А работа над вопросом эмоционального благополучия ребенка раннего возраста в условиях общественного воспитания, еще раз вернула нас к проблеме адаптации.
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, частым заболеваниям. Наши многолетние наблюдения показывают: положительное прохождение периода адаптации в значительной мере влияет на дальнейшее физическое и нервно-психическое развитие ребенка
Эта проблема очень актуальна для педаго гического коллектива нашего детского сада.
Для того чтобы процесс адаптации ребен ка к новым условиям проходил в щадящем режиме, в ДОУ организована группа кратко временного пребывания, которую посещают дети от 1г 6 месяцев до 3 лет.
Наш коллектив ставит переда собой следующие задачи воспитания в период адаптации:
1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
Работу по адаптации детей педагоги и спе циалисты ДОУ проводят в несколько этапов.
Первый этап.
• Сбор информации о ребенке от родите лей и других близких ему людей, а также вы явление уровня их педагогической компетентности.
Родителям предлагают заполнить анкету 'Знакомство", написать сочинение на тему 'Мой ребенок, его индивидуальные особенности, в котором они рассказывают о про блемах, с которыми сталкиваются. Затем ро дители получают подборку "Памяток", в ко торых освещены ключевые моменты воспи тания и развития детей раннего возраста. При необходимости проводятся индивиду альные беседы.
• Работа с педагогами, направленная на
углубленное изучение особенностей ранне го возраста.
Второй этап.
• Включение ребенка в группу кратковре менного пребывания.
• Медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.
Группу кратковременного пребывания де ти посещают в течение учебного года 3 раза в неделю по 2 часа вместе с мамой (или други ми близкими ему людьми). Малышей приво дят в первой половине дня - с 9.00 до 14.00 или во второй половине - с 15.00 до 19.00; питание и сон не предусмотрены. Группа раз делена на четыре подгруппы по 10 человек.
Для полноценной работы группы созданы специальные условия:
- приемная, в которой оборудованы шкафчики для одежды детей и взрослых;
- стенды для хранения популярной педагоги ческой литературы, медико-психолого-педагогических рекомендаций;
- умывальная; игровая, где находится необходимый материал и оборудование для формирова ния игровых навыков малышей;
- комната для совместной деятельности взрослого и ребенка, в которой имеется ди дактический материал и пособия для разви тия познавательных способностей детей.
Цель работы педагогического и меди цинского персонала в группе кратковремен ного пребывания - социализация детей раннего возраста, нормализация поведения в период адаптации.
Основные задачи.
- Сохранение, укрепление здоровья ре бенка путем создания соответствующих ус ловий (оптимальная организация педагоги ческого процесса).
- Формирование у ребенка положитель ного отношения к окружающей действи тельности на основе активной познаватель ной деятельности.
- Передача социального опыта игры.
- Создание единого воспитательно-образо вательного пространства на основе формиро вания доверительных, партнерских отноше ний сотрудников ДОУ с родителями.
Работа с детьми.
- Формирование культурно-гигиеничес ких навыков.
- Развитие речи и ознакомление с окру жающим миром.
- Сенсорное воспитание.
- Развитие движений.
- Формирование игровых умений и навы ков, предпосылок сюжетной игры.
- Музыкальное воспитание.
- Изобразительная деятельность.
Первые две недели пребывания детей с родителями в группе одновременно работа ют два воспитателя. Они организуют совме стную деятельность взрослого и ребенка, разные виды игр, знакомят с педагогами ДОУ, другими детьми.
Затем функции воспитателей разделяют ся: один организует совместную деятель ность ребенка и взрослого по направлениям работы; другой проводит индивидуальные занятия с детьми по развитию речи и сен сорному воспитанию.
Занятия по лепке, рисованию, музыкаль ные, а также направленные на развитие движений, проводят специалисты детского сада.
В случае возникновения сложностей в общении ребенка с педагогом воспитатель ное воздействие осуществляется через ма му, присутствующую на занятии.
Воспитатели в течение всего периода по сещения ребенком группы заносят результа ты своих наблюдений в "Индивидуальную карту развития", что помогает своевремен но корректировать направленность психо лого-педагогического воздействия.
Работа с родителями.
- Передача родителям педагогических,
психологических, медицинских знаний. - Формирование положительного образа ребенка.
- Создание мотивации, для сотрудниче ство с педагогами ДОУ. Специалисты дет ского сада организуют семинары-практи кумы, индивидуальные беседы в соответ ствии с планом работы "Школы раннего развития", а также по запросам родите лей.
Воспитатели постепенно включают роди телей в совместные с детьми игры, занятия: учат использовать игрушки, предметы, игро вое пространство, обсуждают с ними собы тия, происходящие в группе.
Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе происходит по схеме: наблюдатель - помощник - активный участник - организатор деятельности.
В результате занятий в группе кратковре менного пребывания ребенок должен быть готов к переходу в группу полного дня. Та кая готовность складывается из нескольких компонентов.
Коммуникативная готовность - кон тактность; умение выразить свои потребно сти и желания; адекватное реагирование на оценки взрослых.
Познавательная готовность - актив ность на занятиях, в играх; умение доводит начатое до конца.
Самостоятельность - в выполнении иг ровых действий; в применении гигиеничес ких навыков; в самообслуживании.
Эмоционально-положительное отноше ние к детскому саду.
Третий этап.
- Комплексная оценка готовности ребен ка к переводу в группу полного дня.
- Организуется "Круглый стол" с привлечением специалистов детского сада, участвую щих в работе группы кратковременного пре бывания. Обсуждаются результаты проведенной работы.
- Если ребенок недостаточно адаптировался, родителям рекомендуют продолжить посещение группы.
- При положительном прогнозе рекомендуют перевести ребенка в группу полного дня.
- Педагоги знакомятся с будущими воспитан никами и их родителями.
- Для родителей проводятся "Дни открытых дверей".
Четвертый этап.
Перевод детей из группы кратковремен ного пребывания в группы полного дня. На этом этапе используются:
- программа психологического сопровождения "Комфорт";
- программа "Здоровый малыш".
Пятый этап.
- Итоговый анализ адаптации детей, по ступивших в группы полного дня.
- Беседы с родителями.
- Проведение медико-педагогического совета. Коррекция планов работы с учетом полученных результатов.
Использование представленной техноло гии приводит к адекватному, почти безболез ненному приспособлению детей к условиям ДОУ: они быстрее входят в жизнь группы, про являют самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками.
Благодаря внедрению опыта работы по вопросам адаптации детей раннего возраста к ДОУ, наблюдается снижение показателей адаптированности детей к условиям детского сада. На протяжении трех лет большинство детей имеет легкую степень адаптации, случаи тяжелой степени адаптации к детскому саду отсутствуют.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННСТИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Параметры | Критерии | Методы |
Эмоциональное состояние |
| Визуальная диагностика |
Сон |
| Визуальная диагностика |
Аппетит |
| Визуальная диагностика |
Общение со взрослыми |
| Визуальная диагностика |
Ориентировка в новой обстановке |
| Игра: «Что, где находится», « Где живёт твоя одежда?» и т. д. |
Новая организация жизни |
| Визуальная диагностика |
Общение со сверстниками |
| Визуальная диагностика |
Проявление показательной активности |
| Визуальная диагностика, беседа |
Игровая деятельность |
| Игровые ситуации, визуальная диагностика |
Приложение 2
Адаптационный лист
Ф. И. О. ребенка__________________________________
Дата рождения _______________Возраст_____________
Дата поступления в ДОУ__________________________
Адаптационные показатели | Дни наблюдений | ||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 8-й | 16-й | 32-й | 64-й | 128-й | |
Эмоциональное состояние | |||||||||
Аппетит: завтрак, обед, полдник | |||||||||
Сон: засыпание, длительность | |||||||||
Активность: в игре, в речи | |||||||||
Общение со взрослыми | |||||||||
Общение со сверстниками | |||||||||
Новая организация жизни | |||||||||
Проявление познавательной активности | |||||||||
Игровая деятельность |
Вывод:
Приложение 3
АНКЕТА
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ.
- Ф.И.О.___________________________________________
- Дата рождения____________________________________
- Возраст ребёнка на момент поступления______________
- Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
- Бодрое, уравновешенное – 3 балла
- Неустойчивое – 2 балла
- Подавленное – 1 балл
5. Как Ваш ребенок засыпает?
- Быстрое, спокойное -3 балла
- Долго не засыпает -2 балла
- Неспокойно -1 балл
6. Используете ли Вы дополнительные воздействия при засыпании ребенка?
- Укачивание, колыбельные и т.д.
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
7. Какова продолжительность дневного сна ребёнка?
2 часа – 3 балла
1 час – 1 балл
8. Какой аппетит у Вашего ребёнка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
9. Как относится Ваш ребёнок к высаживанию на горшок?
Просится сам – 3 балла
Нет, он бывает сухой – 2 балла
Нет и ходит мокрый – 1 балл
10. Есть ли у Вашего ребёнка отрицательная привычка?
Сосёт палец, пустышку или другие – 1 балл ______________________(укажите какие)
Нет – 3 балла
11. Интересуется ли ребёнок игрушками?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
12. Проявляет ли ребёнок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
13.Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл
14. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
15. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт -3 балла
Избирательно – 2 бала
Трудно – 1 балл
16. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
17.Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Переносит разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл
18.Есть ли у ребенка особенная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть -1 балл
Нет – 3 балла
Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ -55-40 баллов, условно готов - 39-24 балла, не готов 23-16 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы по теме "Приобщение детей к истокам народной культуры".
Приобщение детей к истокам народной культуры....
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".
Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....
Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".
Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...
Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".
Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему: Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...
Материал из опыта работы - проект по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками " В гостях у сказки"
Знакомство детей с русскими народными сказками с использованием современных образовательных технологий (сказкотерапия, игровая)...
Материал из опыта работы - презентация "Воспитание экологического мышления у детей, используя художественное слово"
Презентация из опыта работы воспитателя второй младшей группы Сухачевой Т.И....