Сценарий тематического досуга в рамках Всероссийской акции «Блокадной вечности страницы», посвященной Дню полного освобождения Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ревцова Илона Сергеевна

Способствовать формированию патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Блокадные годы Ленинграда30.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАХАРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЗАХАРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Сценарий тематического досуга

в рамках Всероссийской акции «Блокадной вечности страницы»,

посвященной Дню полного освобождения Ленинграда

«Мы вспомним те годы, блокадные годы…»

для старшего дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель:

Ревцова И. С.

с. Захарово

2025

Сценарий  тематического досуга

в рамках Всероссийской акции «Блокадной вечности страницы»,

посвященной Дню полного освобождения Ленинграда

«Мы вспомним те годы, блокадные годы…»

для старшего дошкольного возраста.

Цель: сохранение исторической памяти о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Пробуждать в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость

    своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей  

    Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и

     поэтической литературы;

2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

3. Развивать уважение к истории страны и гордости за героизм советского народа;

4. Воспитывать чувство патриотизма и сопричастности к культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование:

мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями

 блокадного  Ленинграда, «Ленточки ленинградского Дня Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, клипы о блокаде.

Оборудование и материалы (оформление зала): 

  • проектор,
  • экран,
  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
  • презентация «Блокада Ленинграда»,
  • детские рисунки, макеты, книги по теме,
  • стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами.

На экране слайд 1. Заставка тематического досуга.
Дети входят в музыкальный зал под песню из к ф «Зеленые цепочки»  - «Мальчишки у стен Ленинграда»
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг жителей Ленинграда.

Ведущий: 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. Без предупреждения немецкие войска напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Слайд 2. К 10 ИЮНЯ 1941года немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 180 - 200 км. А 8 сентября, через 2 месяца врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась  900 дней. Это целых 2 года и 4 месяца.

Ребенок читает стих М. А . Кисилевой  «ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ О БЛОКАДЕ»                                    

 Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя  забыть:

Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.

Тех, кто погиб под вражеским обстрелом, с тобою мы запомним навсегда.

Боролись вы, чтоб одержать победу, чтоб не было фашизма никогда.

Слайд 3. Современный и старый Ленинград

Ведущий: Ребята, давайте вернемся в то время, когда город Санкт-Петербург назывался Ленинградом, и на долю жителей этого города выпали тяжкие испытания.

Звучит пьеса «Времена года. Июнь» П. И. Чайковского.

                             

Ведущий: слайд 4.

1. Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город с земли,

              Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли.

   2. Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.

              Над Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят. Слайд 5.

  3. Рано зима в это т год наступила. Морозы пришли, холода.

               И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась нежданно беда.

 

Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днём и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы.

Ведущий: слайд 6  Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию. Тогда на заводы пришли женщины и дети постарше (подростки).   Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Юные ленинградцы вместе с взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.

          Ведущий: а сейчас внимание на экран, вам будет показан короткий видеофильм о жизни того трудного времени. В исполнении воспитателей прозвучит песня «___»
Звучит песня «В суровом, тревожном, военном году» (ВОСПИТАТЕЛИ) + видео

Ведущий: слайд 7. Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы.  И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд 8. В конце ноября 1941 г. ударили сильные суровые морозы (сорокаградусные) морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго. В городе заканчивались продовольственные запасы, люди голодали.

Сценка (Брат и сестра в ожидании матери.)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Хоть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою есть.

Вот, правда, враг недалеко,

Ну, а кому сейчас в стране легко?

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама: Я покушать принесла.  Достает детям кусочки хлеба.

Ведущий: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически  уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Слайд 9. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. (Раздаем детям по маленькому кусочку хлеба). Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали.

   Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не в силах дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

СТИХ ребенок: Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Слайд 10. Ладожское озеро.

Ведущий: 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Стих ребенок : «Чтобы жизнь спасти ленинградцам

                     Зимой в 41-м году

                     С хлебом шли в город машины

                     По Ладоге, прямо по льду

                     Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Ведущий: слайд 11. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, слайд 12 есть памятник «Разорванное кольцо», слайд 13 «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

                  Над Ладожским курганом стынет иней,

                  Над Ладожским курганом тишина.
Искрится снег голубовато-синий,
И что-то шепчет старая сосна.
Молчит курган, торжественно-спокоен,
Молчит курган, закованный в гранит.
Склоняются знамена, как от боли,
Колышет ветер цепи возле плит.
И обелиск величественно-строгий
Напоминает нынче всем живым
О той суровой Ладожской дороге,
Которую мы в памяти храним!    
(В. Чазова)

Стих ребенок: Наш город назывался Ленинградом,

                        И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить

Ведущий: а сейчас давайте споем песню «Дети блокады».

Ведущий: Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Слайд 14. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Давайте послушаем радио-обращение Юрия Борисовича Левитана о снятии блокады города Ленинграда.

Звучит аудиозапись Ю. Б. Левитана о снятии блокады Ленинграда.

Слайд 15. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Ведущий: Слайд 16. За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны  городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискарёвское мемориальное кладбище.

Ведущий: За город шли жестокие бои. За Родину солдаты воевали

 И в январе, разбив врага, кольцо блокадное прорвали.

 Спасибо тем, кто город отстоял, кто выжил в страшную блокаду,

 Кто восстанавливал, из пепла возрождал. Спасибо вам, герои Ленинграда!

Стих ребенок: В осеннем тумане в январском снегу
Стоит Ленинград на морском берегу.
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут,
И ценится всюду их доблестный труд.

Слайд 17. Ведущий: Есть в нашем городе мемориал. Он памятью народной стал.

 В граните застыла Родина-мать, чтоб павших  покой всегда охранять.

 Вечный огонь никогда не погаснет, как память о тех, кто наш город сберёг,

 О тех, кто работал, сражался отважно и для победы сделал, что мог.

  Слайд 18. Горящая свеча.

Ведущий:  Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,

                       Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

                                МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Слайд 19. Фото ветеранов с медалями.

Ведущий: Спасибо тем, кто город отстоял,
        Кто выжил в страшную блокаду,

                  Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

                  Спасибо вам, герои Ленинграда!

                (Пусть будет мир на нашей планете

                 и войны не знают дети.

                Пусть дети учатся, мечтают,

                ни горя, ни беды не знают!)

Самоанализ:

Ребята, спасибо за внимание! Вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня узнали? А что больше всего вам понравилось?

Дети выходят из музыкального зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника ко Дню снятия Блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…» для подготовительной группы.

Праздник посвящен Ленинградскому дню Победы. Основные даты, видеохроника, стихи, сценка, песни....

Сценарий мероприятия ко Дню снятия Блокады Ленинграда "Мы вспомним те годы, блокадные годы..."

Конспект сценария памятного мероприятия, посвященного Снятию Блокакды Ленинграда. Мероприятие включает в себя инсценировку "Брат и сестра в ожидании матери", в которой ребята рассказали о це...

Открытое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда "Мы вспомним те годы, блокадные дни..."

Открытое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда "Мы вспомним те годы, блокадные дни..." для детей подготовительной группы.Цели: 1. Привитие детям любви к отечеству, гордости...

Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда» «Мы вспомним те годы, блокадные годы…»

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

Открытое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…».

Цели:Привитие детям любви к Отечеству, гордости за его культуру, воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа;Расширение исторических знаний детей о блокаде Ленинграда;Воспитание ...

Открытое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда «Мы вспомним те годы, блокадные годы…».

Цели:Привитиедетям любвик Отечеству, гордости за его культуру,воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа;Расширение исторических знаний детей о блокаде Ленинграда;Воспитание люб...