Сказка родная народная
консультация

Трищенко Елена Анатольевна

Сказки входят в мир ребенка с раннего детства и остаются с ним на всю жизнь. 

Что же такое СКАЗКА? Любопытнейшая тема! Давайте еще раз о ней поговорим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.03.2024_mumo_konsultatsiya.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

          Русский фольклор - душа русского искусства, произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

        Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Русские народные сказки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей. Трудно себе представить детство без сказок. Сказки входят в мир ребенка с раннего детства и остаются с ним на всю жизнь.

       Известный исследователь русской сказки Владимир Пропп считал, что русская сказка «содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности».

       Сказка - эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

       В русском языке слово «сказка», зафиксированное в письменных источниках, появляется примерно в XVII веке. Происходило от слова «каза́ть» и имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь».
      В отличие от русского языка, большинство европейских языков не имеют конкретного слова, обозначающего фольклорную сказку, и используют для её определения различные словосочетания. На латинском языке слово «сказка» передается через «fabula». Но это слово обозначает не только сказку, но также: разговор, сплетня, предмет разговора, а также рассказ, в том числе сказка и басня. Исключение составляет немецкий язык, в котором с ХIII века "сказка" имела первое значение как "маленький, интересный рассказ" и постепенно закрепилась в  слове "сказка".

       Сказки делятся на две основные группы:

Литературная сказка - произведение, ориентированное на вымышленные события, имеющее тесную связь с фольклорной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Часто в основе литературной сказки лежат фольклорные сюжеты или герои народных сказок.

Фольклорная сказка - эпический жанр письменного и устного народного творчества, один из видов фольклорной прозы. В отличие от мифов, легенд, былин и преданий рассказывает о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.        

        При устной передаче фольклорной сказки допускалась некоторая степень вариативности сюжета и импровизации, которая зависела от творческого мастерства исполнителя сказочного фольклора. Сказитель не запоминал текст сказки целиком, а порождал его на глазах у слушателей, восстанавливая конструктивные элементы текста - тематические и стилистические.
       В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла.

       Сказки разных народов схожи между собой. Но у каждого народа сказки особенные. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.
        «Сказка – ложь, да в ней намек...» Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. «Что за прелесть эти сказки: каждая есть поэма!» - поэт видел в них образец художественного совершенствования.

       Константин Дмитриевич Ушинский считал сказки созданиями педагогического гения народа. Поэтому не случайно русские писатели всегда интересовались народными сказками, собирали, записывали их со слов сказителей.

Хранителями и распространителями фольклора были те, кто занимался воспитанием детей (родители, бабушки, дедушки, няни), а также сами дети. При передаче из поколения в поколение в течение многих столетий произведений народного творчества из них исчезло все случайное, маловыразительное и вялое. Они постоянно обрабатывались, оттачивались и шлифовались, достигая художественного совершенства.

Собиратели русских народных сказок       

       В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в 1870 году.
Большой вклад в собирание и организацию детского фольклора внесли такие личности как Авдеева, Даль, а так же оставил заметный след и этнограф-собиратель Павел Васильевич Шейн. Он выделил детский фольклор как особую область науки.

       Сказка – неотъемлемая часть детства вчера и сегодня. Для наших предков сказка была не только прекрасным способом успокоить ребенка, но, благодаря своей иносказательности, еще и живым учебником.      

Разновидности сказок

       Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, бытовые. У каждой жанровой разновидности есть свои особенности и специфические черты, отличающие одну разновидность от другой, сложившиеся в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.

        В сказках о животных наивная первобытная фантазия стёрла границы, отделяющие мир людей от мира животных. Люди приписывали животным способность думать, говорить и разумно действовать.

        В сказках о животных часто встречается повторяемость главного эпизода повествования («Колобок», «Теремок», «Репка») что делает мысль повествования особенно ясной. Композиция сказок с повторяющимися эпизодами, с нарастанием напряжения и усложнением действия - названа специалистами цепной, а сами сказки - кумулятивными (от латинского-увеличение, скопление).

        Сказки с повторами содействуют пониманию и запоминанию, отвечают духовным запросам ребёнка, в них много энергии, движения, действия - того, что любят дети.

       Совсем иной эффект достигался докучными сказками, рассчитанными на то, чтобы не докучали, с известной долей юмора - сказкой в два - три предложения: "Жили - были два налима - вот и сказки половино. Жили - были два гуся - вот и сказка вся"...

       Волшебные сказки изобилуют чудесами - здесь и страшные чудовища (Баба Яга, Кощей, Змей - Горыныч ...); чудесные волшебные предметы (ковёр-самолёт, шапка-невидимка, сапоги  - скороходы, скатерть - самобранка); чудесные события, волшебство (воскрешение из мёртвых, обращение человека в зверя, птицу, в какой-нибудь предмет и др.). Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказки.

        Волшебная сказка - образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

        Русский фольклор изобилует бытовыми сказками. Бытовая сказка представляет собой кладезь знаний, так как она содержит описание народного быта и повседневной жизни.  Сказки содержат много юмора и захватывающих приключений. Главными героями являются обычные люди: крестьянин, кузнец, муж, жена, родственники... Например, солдат - он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости.

       Бытовые сказки делятся на три подгруппы: социально - бытовые ("Болтливая старуха", "Шемякин суд"); сатирико - бытовые ("Мужик и поп", "Барин и мужик"); волшебно - бытовые ("Морозко", "Золушка"). В то же время произведение может содержать и сатиру, и волшебство, и быт.

Особенности русских народных сказок

       В русских сказках часто встречается троичность повторов: три брата, 33 года, три дня, три дороги и др. В конце употребляются известные присказки: "и я там был, и мед я пил...", "стали они жить - поживать и добра наживать", "тут и сказочке конец...". Часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь, красная девица, добрый молодец; сочетания слов: "пир на весь мир", "идти, куда глаза глядят", "ни в сказке сказать, ни пером описать" и т.п. Встречаются тавтологии: диво дивное, чудо чудное; сросшиеся синонимы: путь - дороженька, горе - несчастье и др.; определение после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые: солнце красное; красавица писаная, свет ты наш Иванушка и т.п.

       Издавна сказки были близки и понятны простому народу, фантастика переплеталась с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах - самолетах, о дворцах, о скатерти - самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

       Слушая сказки, дети вместе с героями проходят путь познания мира и обретения жизненного опыта, учатся отличать добро и зло, смелость и трусость, верность и предательство.

       Дети нашего детского сада - не исключение. Они тоже очень любят сказки. К 6-7 годам им знакомо большое их количество, есть любимые сказки, о которых они любят рассказывать.

       Тесный контакт с воспитателями и родителями привел к следующему результату: дети знают и могут определить структуру сказки - зачин (начало) ("Жили-были...", "Давным - давно...", "В некотором царстве, в некотором государстве..."); основную часть - содержание сказки и концовку ("Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец", "Живут - поживают, добра наживают"); разновидность сказки (волшебная, бытовая или сказка о животных); знают, что сказка - выдумка, неправда, вымысел, переходит от одного к другому, имеет множество вариантов; в сказке всегда побеждает добро, сказка учит только хорошему.

       Дети имеют навыки и умения творческого коллективного составления сказок, что даёт положительный результат в развитии речи детей, творческих способностей, раскрепощает стеснительных и робких. Работа над содержанием – обогащает «словарь» детей. Дети слушают друг друга, продолжают повествование событий, овладевают лексической, монологической и диалогической стороной речи. Помогают в этом игры:

  • "Сочини сказку" (прием "клубок". Дети сидят в кругу на ковре. Круг символизирует работу на равных. Берется длинная нить, тесьма, чтобы она могла протянуться через руки всех детей. Ребенок, у которого начало клубка  начинает придумывать сказку – одну или несколько фраз, сматывает шнурок и передает его другому - соседу по кругу. Тот, кому пришел клубок, сматывает тесьму и продолжает сказку. В дальнейшем клубок не нужен, он становится символическим, его может заменить текстильный мячик. Добавлять можно фразу, событие, слово (объём не ограничивается). Потихоньку клубок сматывается и сказка завершается. Таким образом, «рождается» каркас сказки, его основа. Все высказывания детей записываются. Текст зачитывается. Дети придумывают название сказки);
  •  "Волшебные имена" (дети перечисляют героев сказки, говорят, почему

так назвали, например Золушку, или Снегурочку? И т.д.);

  •  "Чудесные вещи". (Нужно определить, из какой сказки волшебные вещи?);
  • "Сказочный словарь". (Дети придумывают сказочное значение слов из сказки) и др.

       Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками -ласковыми, тревожными, таинственными, они могут быть исполнены голосом, инструментом, оркестром. Русские сказки, где есть народная музыка, песни, танцы, хороводы и т.п. - яркое, эмоциональное, глубокое, выразительное изложение сказочных событий, имеющих духовно - нравственное содержание, требующих подготовки.

       В последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, народным праздникам. Мы тоже стараемся возродить исконно русские традиции.

       К 8 марта, мамам, бабушкам в подарок прошли фольклорные праздники: "Матрена и дети"(младшая группа, 2024г.); "У Варварушки в гостях" (средняя группа, 2024г.); "Как Весна Зиму поборола" (подготовительная к школе группа, 2024 г.), составленные на произведениях русского устного народного музыкального фольклора.

      Наши дети 6-7 лет ежегодно проводят новогодние праздники в группе раннего возраста по сюжету русских народных сказок: "Заюшкина избушка" (2023-2024 г.г.); "Теремок" (2022-2023 г.г.); "Курочка Ряба" (2021-2022 г.г.); "Репка" (2020-2021 г.г.).

       Сказки, созданные в давние времена, живут до сих пор, увлекают содержанием и художественной формой. Они являются мудрым воспитателем ребенка, способствуют развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, нравственных качеств личности ребенка. А самое главное, сказки учат любить свою Родину, родной дом, семью, знать и уважать традиции и культуру своего народа,  историческое прошлое России.

  Список литературы

1.Куприянова Л.Л. "Русский фольклор". ИОЦ "Мнемозина", М., 2003.

2. Журнал "Музыкальный руководитель".- 2008.- №4.

3.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. "Народные праздники в детском саду".- метод. пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.

4.Интернет-ресурсы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Ненецкая народная сказка "Кукушка" старшая группа

Нравственное воспитание. "Мама - слово святое"...

Тема: «Путешествие по сказке. Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка»

конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "развитие связной образной речи у старших дошкольников"...