Викторина "Что? Где? Когда?"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Цели:
• Закрепить знания детей о природе;
• Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе;
• Увлечь детей участием в командной деятельности;
• Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);
• Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Предварительная работа:
Разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах. Накануне разделить детей (с учетом их желания) на две команды, выбрать капитанов, придумать названия команд.
Материал:
Конверты с заданиями-вопросами, песочные часы, волчок со стрелкой.
Правила игры:
На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают определенное количество баллов от 1 до 3.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
В. Ребята, а вы любите играть?
А какие игры у вас самые любимые?
А в какие игры вы играете дома?
Сегодня мы с вами тоже поиграем в игру «Что? Где? Когда?». Посмотрите на наше игровое поле, оно разделено по секторам разных цветов. И на каждом секторе лежит конверт, а в конверте вопросы и нам надо будет на них ответить. За правильный ответ вы получаете баллы. Каждая команда по очереди будет крутить волчок со стрелкой. Куда укажет стрелка, на тот вопрос и будем отвечать. Делимся на две команды, придумаем название, выбираем капитана. Вот теперь всё готово и можно начинать.
- Конкурс «Разминка».
Представляет собой блицопрос. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.
Вопросы для команды «Солнышко».
1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
2. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
3. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.)
4. Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
5. У какого дерева белый ствол? (У березы.)
6. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
7. Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
8. Сколько ног у жука? (Шесть.)
9. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
10. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
11.У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
12.Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
13.Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
14.Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^
15.Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
16.Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)
17.Сколько ног у паука? (Восемь.)
Вопросы для команды «Радуга».
1.На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
2.Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
3. Карась, щука, сом, окунь – это ..(рыбы
4. У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)
5.Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
6. Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
7. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?(Скворечник.)
8. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
9.У какой птицы жёлтая грудка? (Синица.)
10. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
11.Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
12.У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
15.Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?(Дикие.)
16.Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
17.Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.
2 конкурс - «Закончи предложение»
(подсчитывается число правильных ответов)
Заяц зимой белый, а летом….серый
Еж спит днем, а охотится …ночью
Белка живет в дупле, а еж в …норе
Лиса охотится в одиночку, а волк…стаей
Зайца от врагов спасают ноги, а ежа…колючки
Заяц пушистый, а еж…колючий
Лиса живет в норе, а волк в ….логове
У белки шубка летом рыжая, а зимой…серая
У зайца хвост короткий, а уши…длинные
У лисы – лисенок, а у белки - …бельчонок
Крутим барабан дальше.
3 конкурс – «Назови правильно»
( ответ дается одним из членов команды, после совещания со всеми игроками ( 10 сек.) – поднимается флажок)
Назовите животных, которые залегают в зимнюю спячку. (медведь, еж)
Назовите самое длинноногое животное. (жираф)
Какая птица плавает, но не летает? (пингвин)
Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод)
Назови зверя, который валит деревья зубами без топора. (бобер)
Назови самого хитрого зверька, который встречается во многих русских народных сказках. (лиса)
Назови птиц , которые служили в сказке Бабе-Яге (гуси-лебеди)
Назови животное, которое может носом устроить фонтан из воды. (слон)
Какая птица не высиживает птенцов? (кукушка)
Какая птица поет красивее всех других? (соловей)
(подсчитывается количество правильных ответов у обеих команд)
В.: Я объявляю динамическую паузу – чтобы знатоки немного отдохнули
Проводится игра-логоритмика:
Дети стоят перед воспитателем произносят слова «Вот так!» и показывают движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Как живешь? – Вот так! (выставляют большой палец вперед)
Как идешь? – Вот так! (идут на месте)
Как плывешь? – Вот так! (имитируют плавание)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Как грустишь? – Вот так! (грустят)
А шалишь? – Вот так! (кривляются)
А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу пальчиком)
4 конкурс – «Загадки из леса»
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (заяц)
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (еж)
Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает (сова)
Кто на своей голове лес носит? (олень)
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Он проснется ото сна. (медведь)
Кто с высоких толстых сосен,
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты, через пенек,
Промелькнул, как огонек. (белка)
Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном (дятел)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
Блещет в реке чистой
спинкой серебристой
(рыба)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крыльцом,
Хвост кольцом.
(собака)
Не портной,
а всю жизнь с иголками ходит
(Ёж)
По веткам скачет, да не птица
Рыжая, да не лисица.
(Белка)
Летом в болоте вы ее найдете,
Зеленая квакушка
Кто это?....
(Лягушка)
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам молока дает.
(Корова)
Зимой спит,
Летом улья ворошит.
(Медведь)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая.
(Сорока)
Сероватый, зубоватый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает.
(Бабочка).
Хитрая плутовка ,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …….
(Лиса)
5. Вопросы о растениях:
- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух).
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).
- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).
- Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).
6. Вопросы о насекомых:
- Куда зимой пропадают насекомые? (прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку).
- Кто в лесу плетет паутину? (паук).
- Сколько крыльев у жука? (четыре).
- Чем питается бабочка? ( нектаром).
7.Игра «Раз, два, три, к дереву беги».
8. Вопросы о птицах:
1.Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).
2. Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).
3. Назови, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка).
4. Назови, каких зимующих птиц вы знаете?(филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, галка, сорока, ворона, клест, тетерев, голубь, сова, глухарь, свиристель).
5.У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза).
6.Почему в одних случаях заяц – белый, а в других – серый? ( белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый).
9.«Что не так». Найдите ошибку, скажите правильно.
- У волка – лисята. Они живут в логове.
- У лисы – медвежата. Они живут в норе.
- У ежа – бельчата. Они живут в норке.
- У медведя- ежата .Они живут в берлоге.
- Молодцы, вот мы с вами и справились.
10.Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Вверху – внизу;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
11. «Задание на сообразительность». Если услышите правильный ответ, то нужно хлопнуть в ладоши.
- утром солнышко встает
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- вечером вся семья собирается
- в неделе семь дней
- за понедельником следует среда
- после субботы наступает воскресенье
- перед пятницей был четверг
-всего пять времен года
- у 2 мышей 4 уха,
- у 3 котов три хвоста
12.Вредные советы от деда Природоведа.
- если вы пришли отдохнуть в лес, включайте громче музыку, кричите, бегайте, шумите! Звери будут только рады!
- вот вам палка – выручалка. Сильно ею вы машите по сторонам, чтобы ветки на деревьях отлетели тут и там. Про цветы не позабудьте – их в букет вы соберите, чтобы не осталось ни одного!
- если же увидели вы гнездо с яйцом, тут же , непременно, разбейте вы яйцо, а гнездо сломайте. Птиц в лесу ведь много, еще соорудят гнездо!
- а зверька увидели, сразу напугайте, чтобы у него «душа упала в пятки.»
- и побольше мусора оставьте вы в лесу. Ведь зверей там много, что-нибудь найдут!
- если же костер забыли потушить, ничего тут страшного уже не может быть. Все лесные жители будут греться у него, ведь станет он огромным, как весь лес, после ветерка.
Ребята, вот и закончились все вопросы. А сейчас мы подведем итоги нашей игры. Капитаны команд, скажите, сколько у вас фишек? Как вы думаете, почему эта команда набрала наибольшее количество красных фишек? А в какой команде больше всего фишек? Какие вопросы вам больше всего понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры "Что? Где7 Когда"
Тема: Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?» Интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Ц...