День Республики
материал (старшая группа)

Кадырова Рузиля Назифовна

В нашем детском саду  был проведен праздник ко дню Республики Башкортостан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_na_den_respubliki_bashkortostan.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

              Сценарий праздника на День Республики Башкортостан

                                       для старшей группы

Задачи:

-познакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, автором гимна.

-развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок, развивать координацию ловкость, быстроту, выносливость, развивать речевую активность детей:

-воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике.

Материалы: мультимедийный проектор, экран, музыкальные инструменты башкирского народа-курай и кубыз, атрибуты к подвижным играм, диск с записью гимна РФ и РБ, разноцветные шары ( синий, белый, зеленый) , плакат с изображением лошадей(синий, белый, зеленый),флаг РБ и РФ.

Дети по музыку входят в зал и становятся полукругом.

Вед. Дорогие дети, гости! Среди просторов нашей большой страны есть край, где вы живете, где ваш родной дом, ваша родная земля. И где бы вы ни были, куда бы не ездили, всегда будете вспоминать свою малую Родину. Сегодня у нас необычный день. Мы отмечаем День Независимости нашей Республики. Поздравляю вас с этим большим праздником! Дети, как называется Республика, в которой мы живем?

Дети: Башкортостан!

Вед. Да, мы живем в Башкортостане. Это край, где вы родились, где живете, это ваш дом, это все то, что вас окружает.

Песня «Родина моя» перевод  (Г.Шафикова)

Минең Ватаным

Океандан киң

Гүзәлектә ул

Сәскәләргә тиң.

   Ҡушымта:

Минең илемдә

Ҡояш та яҡты,

Йондоҙҙар ҙа шат,

Ер ҙә бик яҡшы.

Родина моя.

Реки и поля,

Я люблю тебя,

Милая земля!

  Припев:

Мой Башкортостан,

Нет края родней-

Светлый уголок

Родины моей.

Реб. Я люблю тебя, мой край родной!

В целом мире ты один такой!

Край любимый, я тобой горжусь.

Я с тобою плачу и смеюсь.

Реб. Мне не счесть твоих красивых рек,

Всех лесов, лугов, полей за век.

Ярко солнце светит над тобой.

Счастье здесь найдет свое любой.

Реб. Башҡортостан-баш илем,

Йыһандағы бишегем.

Ҙур донъяға алып сығыр

Яҙмышымдың ишеге.

Реб. Тәпәй баҫҡан тупрағым,

Тәгәрәп үҫкән ҡырҙарым,

Һыуһынымды ҡандырған

Тәмле-татлы һыуҙарым.

Реб.Башкортостан- ты край родной,

И гордимся мы тобой.

Ты для всех, для нас любим.

 И ничем не заменим.

Реб Всех ты солнцем озаряешь,

Путь – дорогу освещаешь,

В горе, радости всегда

 С нами ты бываешь.

Вед. Молодцы, ребята, хорошо стихи читаете. Праздник этот отмечаем осенью. Как прекрасна природа Башкортостана во все времена года, ак осенью она особенная.

Песня «Осень к нам пришла» ( автор Ляйля Хисматуллина).

Вед.Если посмотреть на карту нашей республики, то ее форму писатели сравнивают с с ердцем или ладонью руки. А вот, башкирскому народному поэту Мустаю Кариму она напоминает очертания березового листка:

Ер шарының картаһына

Ҡараһаң яҡшы ғына,-

Башҡортостан шул картала

Бер япраҡ саҡлы ғына.

Эйе, япраҡ аҡ ҡайындың

Бер япрағы ни бары.

Ә ҡайыны-бөйөк, Рәсәй-

Шундай йәшел, юғары.

Вед.А теперь прошу всех встать.Сейчас прозвучит Гимн РФ и Республики Башкортостан.

Звучит Гимн.

Вед.Ребята, а почему мы гимн слушали стоя? ( Ответы детей)

Вед.Правильно, гимн- это торжественная песня. Гимн любой республики и страны слушают всегда стоя! А вы знаете , ребята , кто написал гимн РБ? ( Ответы детей)

Ведущая: Правильно, авторы Р. Бикбаев( башкирский поэт) Р. Шакуров(баш.поэт, ученый, филолог), музыку написал Ф.Идрисов.                                                                                       А какие символы вы еще знаете?

Дети: Флаг и герб РБ.

Вед.(показывает на экране флаг). Сейчас вам расскажут дети, почему флаг Башкортостана трехцветный, и что означают эти полосы.

Реб.Расскажу тебе в стихах

Про родной Башкирский флаг

 Ты внимательно смотри,

Есть на флаге цвета три!

Реб. Зәңгәр төҫө-ул халҡымдың

Уй-ниәте сафлыгы,

Аҡ төҫ-ул именлек төҫө,

Хеҙмәттәшлек, һаҡлығы.

Ә йәшеле-ул азатлыҡ,

Мәңгелек йәшәү төҫө

Суверенлы илдә генә

 Халҡым булмышы, көсө.

 Реб. А еще цветок курая,

Золотистом слева, с краю.

Лепесточков семь на нем.

Означают семь племен.

Вед. Да, еще на флаге есть эмблема-круг, а внутри изображен  цветок курая-это означает единение и дружбу народов нашей республики. Наши народы живут одной дружной семьей.

Вед. Ребята, посмотрите, что вы вы видете?( Ответы детей)

Кто изображен на гербе? ( Салават Юлаев). Верно. Кто же он-Салават Юлаев?( Национальный герой башкирского народа, поэт, воин-джигит)

Реб.Кто он, грозный Салават?

Чем он славен и богат?

Он-родной земли булат,

Он отвагаю богат!

 Ни во сне, ни наяву

 Равных нет такому льву.

В небесах и на земле

Равных нет его стреле.

Танец мальчиков “ Джигиты”

Звучит башкирская музыка,в зал входит Айсылу с корзиной в руках.

Айсылу:Һаумыһығыҙ ,балалар!Һаумыһығыҙ ҡунаҡтар!
Ведущая;Һаумыһығыҙ, Айһылыу! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике!

Айсылу: Как я рада присутствовать с вами на этом замечательном национальном празднике-Дне Независимости РБ. Ребята, а я хочу познакомить вас национальными музыкальными инструментами, башкирскими традициями и обычаями. Башкиры давным-давно поселились на Урале, сделали своей родной землей. Башкиры в лесу охотились, на лугах, полях пасли скот, занимались земледелием, пчеловодством. Я предлагаю вам поиграть в игру «Пчелки»

Игра «Пчелки»

Инвентарь: 4-5 обруча желтого цвета, в каждый по 4 ребенка. Игроки «Пчелки» занимают ульи. По команде «Пчелки, полетели за медом!» разбегаются по музыку по залу. Музыка закончилась, все возвращаются в свои ульи.

Айсылу: А еще башкиры любили животных, особенно лошадей. Потому что на них можно было перевозить вещи, а из молока лошадей они научились изготавливать кумыс. Кумыс очень полезный и целебный напиток, он является символом башкирского народа.

Ведущая: Да действительно, кумыс является напитком богатырей. Также башкиры издавна славились своими батырами-джигитами. Сейчас наши мальчики, будущие джиигиты, поиграют в игру «Ловкие наездники»

Игра «Ловкий наездник»

Мальчики делятся на две команды и строятся в шеренгу. У каждого в руке «лошадка» на палке. Девочки сидят на стульях и поют:

«Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.

На конях должны скакать свою удаль показать.

Тот, кто первый прибежит, настоящий тот джигит!»

По окончанию песни мальчики «Скачут» на лошадках до обруча. Добежав, обходят обруч и передают лошадку следующему мальчику. Выигрывает команда, прискакавший первым.

Айсылу: Молодцы, джигиты! Но ни один праздник не обходится без музыки, а значит без башкирских народных инструментов. Но самый любимый и знаменитый инструмент-Курай.

Реб. Когда я слушаю курай,

То радость льется через край

Неприхотлив и невелик-

 Курая песенный родник.

Ведущая: Давайте послушаем ребята, ка звучит курай.

Звучит  курай.

Айсылу: А есть еще не менее замечательный инструмент ( показывает) –это кубыз. Его называют инструментом женщин и детей. Айсылу играет на кубызе.

Ведущая: Афарин, Айһылыу апай, рәхмәт һеҙгә!

Ведущая:Во время работы и отдыха башкирский народ никогда не расстается с музыкой: поют чудесные песни, танцуют красивые танцы. И наши девочки приготовили красивый танец”Журавли”.

Танец девочек “Журавли”.

Айсылу: Спасибо большое ребята. Мне очень понравилось на вашем празднике. Вижу , что вы любите свою республику, мног о ней знаете. А я вам приготовила гостинце”Сәк-сәк”. Я передаю вашей воспитательнице, пожалуйста, угощайтесь. А мне пора уходить. До новых встреч!Һаубулығыҙ!

Ведущая: А мы продолжаем дальше наш праздник.

Башкирский танец «Күсешле».

Реб. Башкирия,

Моя земля и небо,

Моя любовь, мои соловьиный край!

 Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не ыл,

 Мне жаль того, кому не пел курай.

 Реб . А мне он пел..

Была ночная степь,

Горел костер,

Маячили зарницы,

Был час,

Когда мы просим друга спеть

 И полились причудливые звуки.

Реб.И в этих звуках слышала душа

И нежный смех любви,

 И долгий звук разлуки,

 И звон ручья, и шорох камыша.

Все сущее

Слилось в чудесном хоре:

Играл курай и пела вся земля.

Дети встают полукругом, в руках башкирские флажки, три девочки поют песню “Ҡояшлы ил - безнең ил”

(Э. Рәшитов һүҙ. Л.Батыр-Болгари көйө).

Ведущий.Сегодня мы говорили о родном Башкортостане.Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили и взиамопонимание. Вот и подошел к концу наш  праздник, спасибо вам, родители за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День республики!

       24 июня Чувашия празднует свой главный национальный праздник - День республики.     23-24 июня в районах и городах проходят различные спортивные созтях...

"День Республики".

Развлечение для детей старшей группы....

Сценарий музыкально-физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Республики Саха (Якутии)»

Дать представление о том, что Республика Саха, занимает самую большую территорию на карте России, с суровыми климатическими условиями, полюс холода находится в Якутии.   Закрепить знания о п...

Сценарий Праздника «День Республики, День Города» В старшей, подготовительной к школе группах.

Сценарий праздника «День Республики, День Города». В старшей, подготовительной к школе группах....

Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»

Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»...

Сценарий осеннего утренника «День Республики Башкортостан и День народного единства осенью» для детей средней и старшей групп 2023год

Осень богата не только урожаем, но ещё и различными праздниками. Совсем скоро наш народ отметит большой праздник, День Республики Башкортостан! Наш край празднует свой день рождение, день независимост...

Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»

Сценарий посвященный празднику День республики "Татарстан-моя республика"...