Тематический досуг «День родного языка».
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Олейникова Татьяна Викторовна

Методическая разработка "День родного языка" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.docx248.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический досуг «День родного языка»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.

Образовательные задачи:

- дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;

- расширять знания детей о культуре и языке русского народа;

- способствовать повышению интереса к родному языку,

- обогащать речь детей пословицами и поговорками, учить объяснять их смысл;

- актуализировать у детей словарь многозначных слов;

- упражнять детей в придумывании родственных слов.


Развивающие задачи:

- развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание;

-  развивать выразительность речи через театрализованную деятельность;

-способствовать формированию художественно - эстетических, интеллектуальных способностей;

-развивать любознательность, стремление к новым знаниям и интереса к языкам.

 Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою родину;

-  воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Ход досуга

Под музыку  «Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова дети совместно с воспитателем входят в группу и рассаживаются на стулья

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята. Прежде, чем вы узнаете, зачем мы с вами собрались в этом зале, я прошу вас отгадать загадку.

Загадка:

Он есть родной и

Очень странный.

Непонятный, иностранный!    

(язык)

- Это язык, язык, на котором люди разговаривают. На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. В настоящее время в целом мире насчитывается  до 5 с половиной тысяч разных языков. Сегодня мы будем говорить о многообразии языков, о значении языка в жизни человека, о том, как изменяется язык. И неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков, у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

VXVJE3288.JPG

Ребёнок 1:

Родной язык – как первый в мире шаг,

Без первого – второму не бывать.

Родной язык на всех земных путях всегда с тобой.

Реки начало – маленький родник,

Начало разума – родной язык.

Ребёнок 2:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки!

Без родного языка

Нет и человека!

 Ведущий:

- Ребята, посмотрите на карту мира. Вот здесь находится страна Франция (показ на карте), там живут французы. Как вы думаете,  на каком языке они говорят?  А вот здесь страна Китай, живут там китайцы. На каком языке говорят китайцы, белорусы, англичане? Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.

Ребёнок 3:

Много языков на свете разных,
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят, в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Ведущий:

- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы живём?  Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. Вот это — Россия (показ на карте). Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. Но русский язык является государственным языком, на котором общаются люди всех национальностей.  

- Ребята, послушайте притчу, которую приготовили для вас дети подготовительной группы. Притча это – небольшой рассказ, который нас чему- то поучает, на примере.

Инсценировка притчи

Ведущий:

- Собрались звери на лесной опушке и завели  разговор о том, важно или нет знать «лесной» язык.  А чтобы в беседе был порядок, решили избрать Медведя председателем собрания. Первой слово взяла Лиса

Лиса: - О чем нам спорить, если все мы можем говорить на одном языке «лесном» и друг друга хорошо понимать!

Волк: - Ничего подобного, — прорычал Волк, не хочу я с Зайцем говорить на одном языке, потому что он для меня обед!».

Ведущий:  Волк щелкнул зубами, а Заяц шмыгнул за спину Медведя.

- Что делать? На поляну вышел свирепый кабан.

Кабан: - Чё за собрание? Об чём разговор? – прохрюкал он.

Лиса: - Да вот спорим: важно ли нам всем хорошо знать наш родной «лесной» язык – нежно пропела Лиса.

Кабан расхохотался:

Кабан: - Ха-ха-ха! А  чё  тут спорить? Кто-то хрюкает, кто-то рычит, кто-то пищит.

Козёл: - А кто-то мэ-э-э-кает – вставил слово дикий козёл.

Кабан: - Вот именно, каждый говорит на своём, зачем нам общий «лесной»? Действительно, зачем нужно понимать друг друга?

Ведущий: - тут медведь не выдержал

Медведь: - Ты, Кабан, научись для начала правильно говорить, а то «Чё» да «Чё»! И  ты, Волк, зубами на Зайчишку не щелкай, он хоть и слаб, но такой же лесной житель, как и ты.

Ведущий: - Пока звери ссорились да спорили, на полянку выскочил запыхавшийся дворовый Пес.

Пёс: - Гав, Гав! Не о чем спорить, скажу я Вам! Я среди людей живу, у них отношение к языку серьезное. У нас в селе живут русские, татары, греки, армяне, мой хозяин – белорусс. Каждая национальность бережно хранит свои традиции и родной язык, но между собой в селе все общаются на русском языке, поэтому хорошо друг друга понимают! А это самое главное! Так что, лесной народ, заканчивайте собрание, расходитесь по своим норам и берлогам, да живите дружно!

Ведущий: - И Пес умчался в свое село? А звери, наконец, поняли, что правильно Пёс сказал: «Нечего нам, лесным жителям, делить – ведь «лесной» язык у них  один, общий.»

Ведущий:

- Ребята, чему нас поучает притча, которую вам представили  лесные жители?

Ответы детей:

- русский язык, несмотря на то, что в России живут люди разных национальностей, является общим;

- благодаря русскому языку люди разных национальностей могут понимать друг друга и жить в мире.

Ведущий:

- Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?

Ответы детей

Ведущий:

- Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Русь – это древнее название нашей страны. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Что мы можем рассказать о России? Давайте попробуем составить предложения со словами Родина или Россия  (из 2 и 3-х слов)

Дети: Могучая Россия. Славная Россия. Красивая Россия. Любимая Родина.  Я люблю Россию. 

Ведущий:

- Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Наша русская речь очень богата, на русском языке народ слагал частушки и потешки, колыбельные и сказки. А сколько  замечательных рассказов и стихов было написано на русском языке поэтами и писателями.  

Ребёнок 4:

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

Ребёнок 5:


           Иду тропинкой узкой -
           Деревья до небес!
           Могуч язык мой русский?
           Как этот русский лес!

Ребёнок 6:

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!       

Ведущий: - Русский язык - один из мировых языков. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов. Поэтому произведения наших поэтов и писателей на русском языке очень нравятся и привлекают людей во всех странах мира. Послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», написанной русским поэтом  Александром Сергеевичем Пушкиным.

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила (видеозапись)

Ведущий:

- Благодаря А.С. Пушкину и другим русским писателям,  наш родной русский язык очень любят и знают не только в России, но и во всём мире.

Из-за кулис слышится: МЯУ, МЯУ….

UEWW9568.JPG

Ведущий:

-Ребята, вы слышите, кто-то к нам пришёл.

Выходит Кот Ученый.

Кот:

- Здравствуйте. Вы меня узнали? Я тот самый Кот Учёный, что ходит по цепи кругом в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Я, как только услышал слова из поэмы, очень обрадовался и решил заглянуть к вам. У вас, наверное, сегодня какой-то праздник?

Ведущий: - сегодня мы отмечаем Всемирный день родного языка. Поэтому мы и вспомнили А.С. Пушкина, который сделал наш русский язык всемирно известным.

Кот: - я безмерно рад. Ведь я как никто другой люблю и знаю русский язык. Иду на лево – песню завожу, на право – сказку рассказываю. А вы любите русские народные сказки, знаете их? -  Вот сейчас я это и проверю.

  • Что тащили и не могли вытащить дед, бабка, внучка, собака Жучка и Кошка?
  • Благодаря кому дед, бабка, внучка, Жучка и кошка вытянули репку?
  • Кто пришёл в дом к трём медведям?
  • Сколько козлят было у мамы-козы?
  • Кем на самом деле был гадкий утёнок?
  • Кто разбил золотое яичко?
  • А как звали курочку, которая снесла золотое яичко?
  • Кто от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл…..?
  • На каких ножках стоит избушка Бабы Яги?
  • В кого превратилась лягушка, когда сбросила шкуру?

Кот: - А вы знаете, в наших русских сказках живёт народная мудрость, которая учит нас быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми. В сказках всегда побеждает добро! В русском языке есть много добрых, вежливых слов. Я надеюсь, вы знаете эти слова и пользуетесь ими.

Загадки про вежливые слова

Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…(Здравствуй)

Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста…..(Извините)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит….(Добрый день)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)

В саду и в школе

На прощанье все говорят…(До свидания)

Кот: - Вижу, добрые слова вы знаете. Это меня очень радует. МЯУ.. – А вы знаете,  что в русский язык очень мудрый. Спрятана эта мудрость в пословицах и поговорках.. А скажите, какая мудрость в поговорке

Доброе слово лечит, а злое калечит

Доброе слово и железные ворота открывает.

Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

От одного слова, да навек - ссора.

Кот: - Снова порадовали вы меня.

Ведущий: - А теперь давайте нашего гостя повеселим.  Поиграем в игру, которая называется «кузовок». А вы знаете, что такое КУЗОВОК? Словом кузовок наши предки обозначали маленькую корзинку. Вот ведь, как язык изменяется.

- Повеселимся?

- Тогда в круг скорей вставайте

И веселье начинайте!

Вот возьму я кузовок

Положу в него платок…

А теперь слова за мной повторяйте,

Да в конце ОК прибавляйте!

Часть детей подготовительной группы встают в круг. Идут по кругу приставными шагами, повторяя слова за ведущим (котом).

«Положу я в кузовок (3 раза), ведущий с корзинкой подходит к ребёнку и называет слово:

-сахар- сахарОК

-гриб – грибОК

-сыр – сырОК

- цвет – цветОК

- пирог – пирожОК

- зуб –зубОК

- короб- коробОК

Кот: - вы отлично справились.

- А вызнаете, странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула, но стул не шагает!

Часто часы бьют,

Но мы не слыхали,

Чтобы кого- то  они обижали!

Слон затрубил, - говорят.

Интересно! Что – то слона

Я не вижу в оркестре?

-В русском языке встречаются слова, которые имеют много значений. Так ножки есть у стула и ножки есть у ребёнка.

Игра с многозначными словами

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.

(коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, норка-животное, норка- углубление в земле, кран водопроводный, кран подъёмный; шишка – на ёлке, шишка – на

голове; шляпка у гриба, шляпка женская; носик у чайника, носик у малыша; и т.д.)

Ведущий: Кот учёный, ты мог бы рассказать нам, что это за устаревшие слова? Это слова старички?

Кот: - Я с удовольствием расскажу вам. Устаревшие слова – это не слова старички, а слова, которые раньше активно употреблялись в разговоре людей, а в настоящее время почти не используются.  Я познакомлю вас с такими словами. Было в древние времена слово ОЧИ, а сейчас говорят - глаза .

 Пир-праздник

Черевички - обувь

Перст-палец

Уста - рот

Горница-комната

Витязь - храбрый воин

Изба-дом

Изгородь - забор

Ведущий: - Ребята, как интересен наш  родной русский язык. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

Ребёнок: 

   В международный день родного языка

   На языке родном тебе я пожелаю:

   Люби язык, храни на день и на века!

   Не забывай мелодию родного языка.

КОТ: - Ну что же, ребята. Мне пора возвращать в сказку. Мы с вами не раз еще там встретимся. Вы только изучайте родной язык, любите и цените его. До встречи на страницах сказок.

Ведущий; - Я предлагаю вам послушать песню о русском языке и посмотреть видео («Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект досуга "Международный день родного языка"

Знакомство с днйм Международного дня родного языка,обогащение духовного мира детей через различные виды деятельности,воспитание любви и уважения к родному языку...

вечер досуга день родного языка

Сценарий вечера,посвященный Международному дню родного языка...

Сценарий тематического развлечения «День родного языка. Угадай произведение русских и татарских писателей»

·        Углублять и расширять знания о творчестве детских поэтов и писателей.·        Учить выразительно читать наизусть сти...

Сценарий досуга "День родного языка" в ДОУ

Сценарий досуга "День родного языка" рекомендован воспитателям старших групп детского сада. Представляет собой сценарий мероприятия на русском и татарском языках....

Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...

Конспект вечернего досуга в средней группе детского сада «Международный день родного языка».

Познакомить детей с праздником "Международный день родного языка".Обогатить духовный мир детей,через различные виды деятельности,формировать у детей свое отношение к празднику.Дать понятие ,...

Тематический день "Международный день родного языка"

Стихотворение «Родной язык» Габдуллы Тукая: О, как хорош родной язык, отца и матери язык,Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,...