Тематический досуг «День родного языка».
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка "День родного языка" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rodnogo_yazyka.docx | 248.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический досуг «День родного языка»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.
Образовательные задачи:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;
- расширять знания детей о культуре и языке русского народа;
- способствовать повышению интереса к родному языку,
- обогащать речь детей пословицами и поговорками, учить объяснять их смысл;
- актуализировать у детей словарь многозначных слов;
- упражнять детей в придумывании родственных слов.
Развивающие задачи:
- развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание;
- развивать выразительность речи через театрализованную деятельность;
-способствовать формированию художественно - эстетических, интеллектуальных способностей;
-развивать любознательность, стремление к новым знаниям и интереса к языкам.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою родину;
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Ход досуга
Под музыку «Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова дети совместно с воспитателем входят в группу и рассаживаются на стулья
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята. Прежде, чем вы узнаете, зачем мы с вами собрались в этом зале, я прошу вас отгадать загадку.
Загадка:
Он есть родной и
Очень странный.
Непонятный, иностранный!
(язык)
- Это язык, язык, на котором люди разговаривают. На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. В настоящее время в целом мире насчитывается до 5 с половиной тысяч разных языков. Сегодня мы будем говорить о многообразии языков, о значении языка в жизни человека, о том, как изменяется язык. И неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков, у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
Ребёнок 1:
Родной язык – как первый в мире шаг,
Без первого – второму не бывать.
Родной язык на всех земных путях всегда с тобой.
Реки начало – маленький родник,
Начало разума – родной язык.
Ребёнок 2:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки!
Без родного языка
Нет и человека!
Ведущий:
- Ребята, посмотрите на карту мира. Вот здесь находится страна Франция (показ на карте), там живут французы. Как вы думаете, на каком языке они говорят? А вот здесь страна Китай, живут там китайцы. На каком языке говорят китайцы, белорусы, англичане? Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.
Ребёнок 3:
Много языков на свете разных,
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят, в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Ведущий:
- Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы живём? Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. Вот это — Россия (показ на карте). Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. Но русский язык является государственным языком, на котором общаются люди всех национальностей.
- Ребята, послушайте притчу, которую приготовили для вас дети подготовительной группы. Притча это – небольшой рассказ, который нас чему- то поучает, на примере.
Инсценировка притчи
Ведущий:
- Собрались звери на лесной опушке и завели разговор о том, важно или нет знать «лесной» язык. А чтобы в беседе был порядок, решили избрать Медведя председателем собрания. Первой слово взяла Лиса
Лиса: - О чем нам спорить, если все мы можем говорить на одном языке «лесном» и друг друга хорошо понимать!
Волк: - Ничего подобного, — прорычал Волк, не хочу я с Зайцем говорить на одном языке, потому что он для меня обед!».
Ведущий: Волк щелкнул зубами, а Заяц шмыгнул за спину Медведя.
- Что делать? На поляну вышел свирепый кабан.
Кабан: - Чё за собрание? Об чём разговор? – прохрюкал он.
Лиса: - Да вот спорим: важно ли нам всем хорошо знать наш родной «лесной» язык – нежно пропела Лиса.
Кабан расхохотался:
Кабан: - Ха-ха-ха! А чё тут спорить? Кто-то хрюкает, кто-то рычит, кто-то пищит.
Козёл: - А кто-то мэ-э-э-кает – вставил слово дикий козёл.
Кабан: - Вот именно, каждый говорит на своём, зачем нам общий «лесной»? Действительно, зачем нужно понимать друг друга?
Ведущий: - тут медведь не выдержал
Медведь: - Ты, Кабан, научись для начала правильно говорить, а то «Чё» да «Чё»! И ты, Волк, зубами на Зайчишку не щелкай, он хоть и слаб, но такой же лесной житель, как и ты.
Ведущий: - Пока звери ссорились да спорили, на полянку выскочил запыхавшийся дворовый Пес.
Пёс: - Гав, Гав! Не о чем спорить, скажу я Вам! Я среди людей живу, у них отношение к языку серьезное. У нас в селе живут русские, татары, греки, армяне, мой хозяин – белорусс. Каждая национальность бережно хранит свои традиции и родной язык, но между собой в селе все общаются на русском языке, поэтому хорошо друг друга понимают! А это самое главное! Так что, лесной народ, заканчивайте собрание, расходитесь по своим норам и берлогам, да живите дружно!
Ведущий: - И Пес умчался в свое село? А звери, наконец, поняли, что правильно Пёс сказал: «Нечего нам, лесным жителям, делить – ведь «лесной» язык у них один, общий.»
Ведущий:
- Ребята, чему нас поучает притча, которую вам представили лесные жители?
Ответы детей:
- русский язык, несмотря на то, что в России живут люди разных национальностей, является общим;
- благодаря русскому языку люди разных национальностей могут понимать друг друга и жить в мире.
Ведущий:
- Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?
Ответы детей
Ведущий:
- Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Русь – это древнее название нашей страны. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Что мы можем рассказать о России? Давайте попробуем составить предложения со словами Родина или Россия (из 2 и 3-х слов)
Дети: Могучая Россия. Славная Россия. Красивая Россия. Любимая Родина. Я люблю Россию.
Ведущий:
- Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Наша русская речь очень богата, на русском языке народ слагал частушки и потешки, колыбельные и сказки. А сколько замечательных рассказов и стихов было написано на русском языке поэтами и писателями.
Ребёнок 4:
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Ребёнок 5:
Иду тропинкой узкой -
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский?
Как этот русский лес!
Ребёнок 6:
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Ведущий: - Русский язык - один из мировых языков. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов. Поэтому произведения наших поэтов и писателей на русском языке очень нравятся и привлекают людей во всех странах мира. Послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», написанной русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.
Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила (видеозапись)
Ведущий:
- Благодаря А.С. Пушкину и другим русским писателям, наш родной русский язык очень любят и знают не только в России, но и во всём мире.
Из-за кулис слышится: МЯУ, МЯУ….
Ведущий:
-Ребята, вы слышите, кто-то к нам пришёл.
Выходит Кот Ученый.
Кот:
- Здравствуйте. Вы меня узнали? Я тот самый Кот Учёный, что ходит по цепи кругом в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Я, как только услышал слова из поэмы, очень обрадовался и решил заглянуть к вам. У вас, наверное, сегодня какой-то праздник?
Ведущий: - сегодня мы отмечаем Всемирный день родного языка. Поэтому мы и вспомнили А.С. Пушкина, который сделал наш русский язык всемирно известным.
Кот: - я безмерно рад. Ведь я как никто другой люблю и знаю русский язык. Иду на лево – песню завожу, на право – сказку рассказываю. А вы любите русские народные сказки, знаете их? - Вот сейчас я это и проверю.
- Что тащили и не могли вытащить дед, бабка, внучка, собака Жучка и Кошка?
- Благодаря кому дед, бабка, внучка, Жучка и кошка вытянули репку?
- Кто пришёл в дом к трём медведям?
- Сколько козлят было у мамы-козы?
- Кем на самом деле был гадкий утёнок?
- Кто разбил золотое яичко?
- А как звали курочку, которая снесла золотое яичко?
- Кто от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл…..?
- На каких ножках стоит избушка Бабы Яги?
- В кого превратилась лягушка, когда сбросила шкуру?
Кот: - А вы знаете, в наших русских сказках живёт народная мудрость, которая учит нас быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми. В сказках всегда побеждает добро! В русском языке есть много добрых, вежливых слов. Я надеюсь, вы знаете эти слова и пользуетесь ими.
Загадки про вежливые слова
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят….(Спасибо)
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…(Здравствуй)
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста…..(Извините)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит….(Добрый день)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)
В саду и в школе
На прощанье все говорят…(До свидания)
Кот: - Вижу, добрые слова вы знаете. Это меня очень радует. МЯУ.. – А вы знаете, что в русский язык очень мудрый. Спрятана эта мудрость в пословицах и поговорках.. А скажите, какая мудрость в поговорке
Доброе слово лечит, а злое калечит
Доброе слово и железные ворота открывает.
Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.
От одного слова, да навек - ссора.
Кот: - Снова порадовали вы меня.
Ведущий: - А теперь давайте нашего гостя повеселим. Поиграем в игру, которая называется «кузовок». А вы знаете, что такое КУЗОВОК? Словом кузовок наши предки обозначали маленькую корзинку. Вот ведь, как язык изменяется.
- Повеселимся?
- Тогда в круг скорей вставайте
И веселье начинайте!
Вот возьму я кузовок
Положу в него платок…
А теперь слова за мной повторяйте,
Да в конце ОК прибавляйте!
Часть детей подготовительной группы встают в круг. Идут по кругу приставными шагами, повторяя слова за ведущим (котом).
«Положу я в кузовок (3 раза), ведущий с корзинкой подходит к ребёнку и называет слово:
-сахар- сахарОК
-гриб – грибОК
-сыр – сырОК
- цвет – цветОК
- пирог – пирожОК
- зуб –зубОК
- короб- коробОК
Кот: - вы отлично справились.
- А вызнаете, странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает!
Часто часы бьют,
Но мы не слыхали,
Чтобы кого- то они обижали!
Слон затрубил, - говорят.
Интересно! Что – то слона
Я не вижу в оркестре?
-В русском языке встречаются слова, которые имеют много значений. Так ножки есть у стула и ножки есть у ребёнка.
Игра с многозначными словами
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.
(коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, норка-животное, норка- углубление в земле, кран водопроводный, кран подъёмный; шишка – на ёлке, шишка – на
голове; шляпка у гриба, шляпка женская; носик у чайника, носик у малыша; и т.д.)
Ведущий: Кот учёный, ты мог бы рассказать нам, что это за устаревшие слова? Это слова старички?
Кот: - Я с удовольствием расскажу вам. Устаревшие слова – это не слова старички, а слова, которые раньше активно употреблялись в разговоре людей, а в настоящее время почти не используются. Я познакомлю вас с такими словами. Было в древние времена слово ОЧИ, а сейчас говорят - глаза .
Пир-праздник
Черевички - обувь
Перст-палец
Уста - рот
Горница-комната
Витязь - храбрый воин
Изба-дом
Изгородь - забор
Ведущий: - Ребята, как интересен наш родной русский язык. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!
Ребёнок:
В международный день родного языка
На языке родном тебе я пожелаю:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
КОТ: - Ну что же, ребята. Мне пора возвращать в сказку. Мы с вами не раз еще там встретимся. Вы только изучайте родной язык, любите и цените его. До встречи на страницах сказок.
Ведущий; - Я предлагаю вам послушать песню о русском языке и посмотреть видео («Песня о русском языке» в исполнении Г. Гладкова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект досуга "Международный день родного языка"
Знакомство с днйм Международного дня родного языка,обогащение духовного мира детей через различные виды деятельности,воспитание любви и уважения к родному языку...
вечер досуга день родного языка
Сценарий вечера,посвященный Международному дню родного языка...
Сценарий тематического развлечения «День родного языка. Угадай произведение русских и татарских писателей»
· Углублять и расширять знания о творчестве детских поэтов и писателей.· Учить выразительно читать наизусть сти...
Сценарий досуга "День родного языка" в ДОУ
Сценарий досуга "День родного языка" рекомендован воспитателям старших групп детского сада. Представляет собой сценарий мероприятия на русском и татарском языках....
Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.
Цели мероприятия: дать представление о Международном дне родного языка, обогатить духовный мир детей.Образовательные:Учить владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).Воспитательные:сф...
Конспект вечернего досуга в средней группе детского сада «Международный день родного языка».
Познакомить детей с праздником "Международный день родного языка".Обогатить духовный мир детей,через различные виды деятельности,формировать у детей свое отношение к празднику.Дать понятие ,...
Тематический день "Международный день родного языка"
Стихотворение «Родной язык» Габдуллы Тукая: О, как хорош родной язык, отца и матери язык,Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,...