"Праздник народных игр Сибири"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Популяризация народных игр  среди дошкольников и их родителей. Воспитание толерантности, ипнтереса к культуре других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_natsionalnyy_kostyum2.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение для дошкольников в подготовительной группе

«Праздник народных игр Сибири»

Автор: воспитатель МБДОУ детского сада № 129 города Иркутска Какоурова Наталья Станиславовна.

Цели и задачи:

  • Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей;
  • Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;
  • Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;
  • Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

Предварительная работа:

  • Ознакомление детей с русскими народными играми и играми коренных народов Сибири;
  • Разучивание поговорок, пословиц, считалок, жеребьевок;
  • Изготовление атрибутов к народным играм, шапочек с национальным рисунком и украшение их.

Действующие лица: Хозяюшка, ведущая, дети, родители.

Оборудование: кегли, платки, деревянные ложки, музыкальный центр, русские народные костюмы, шапки-маски.

Литература

  1. В мире национальных культур. Научный редактор: К. П. Н. профессор М. И. Богомолова. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал. // Москва2006 г. №1.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников/ Автор – составитель А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и д.р. СПб «Детство-Пресс»;1999
  3. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов СССР». Москва - 1989.
  4. Буряты: культура, традиции, обычаи / сост. Е. А. Шульгина ; худож. Сергей Григорьев.- Иркутск: Изд. Обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, #1089;.: цв. ил.- ( Мы живем вокруг Байкала).
  5. Журнал «Сибирячок» № 3 2001г и 2008г, № 5 1997 г., учредитель: комитет по культуре, администрации Иркутской обл. гл.ред. С.Асламова

Оформление зала: Зал украшен шарами. На центральной стене силуэты играющих детей в жмурки, с мячами, со скакалками. Иллюстрации бурятских народных игрищ, праздников.

Этап

Ход занятия

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Вводный (организационный и мотивационный момент)

Поочередно звучит русская народная и бурятская музыка.

Ведущая: «Ребята, у каждого народа есть свои традиции, песни, сказки,

игры. Вот и мы собрались сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные и бурятские народные игры»

Хозяюшка: «А я буду сегодня Хозяюшкой, которая принимает у себя дорогих

гостей. Как у наших у ворот вьется, вьется хоровод.

Вьется, вьется хоровод, собирается народ»

Ведущая: «Хозяюшка, а что интересного ты нам припасла?»

Хозяюшка: «Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаю,

Сижу, на народ всегда гляжу,

Все всегда запоминаю

И в копилку собираю.

Это моя корзинка-копилка

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый – погляжу.

Загадывание загадок.

В зал входят дети и рассаживаются на места.

Показывает плетенную корзинку.

Дети отгадывают загадки.

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта.

Учитывать особенности физиологической фазы у детей. Первая часть занятия не загружается сложным, ответственным с материалом, требующим значительных умственных и психических усилий.

#1054;сновной

Ведущая: «Ребята! Мы с вами знаем пословицы и поговорки. Подарим их Хозяюшке?» (Ответ детей.)

Ведущая: «Будем праздник начинать, будем петь и танцевать! Хоровод заведем,

Песню звонкую споём!
Хоровод "На горе-то калина"

Чтение стихотворений детьми.

Ведущая: «А вот дети играют, Ваню потешают.

Тук-тук, ложечки,

Тук-тук, звонкие!

Выходи народ честной,

Про Ивашку песню спой!»

Игра-хоровод «Как на тоненький ледок»

Хозяюшка: «А теперь я предлагаю всем вам сыграть в бурятскую народную игру»

Игра «Тимербай»

Хозяюшка: «Ребята, а вы знаете, что такое «плетень»? А ну-ка, покажите, как он

плетется!»

Ведущая: «Заплетайся, заплетайся, заплетайся, плетень»

Русская народная игра «Плетень»

Хозяюшка: «А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте: Сама не ест, а всех кормит?»

Дети: «Ложка!»

Ведущая: «Снова нас зовет игра. Поиграем, детвора?»

Игра «Где работа - там еда»

Ведущая: «Приглашаю поиграть в русскую народную игру «Посигутки»

Игра «Посигутки»

Хозяюшка: «Эй, молодцы и девицы, а поиграть хотите в бурятскую народную игру «Иголка, нитка, узелок»? Кто будет играть со мной сейчас?»

Игра «Иголка, нитка и узелок»

Хозяюшка: «Ну, делу – время, потехе – час.

Потанцуем мы сейчас!»

11 февраля наступит Новый год по восточному (лунному) календарю – Сагаалган. В домах накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна

присутствовать белая пища - молоко, сметана, творог, масло. И конечно, ни один

бурятский праздник не обходится без танца. Танцуют и мужчины, и женщины, и, конечно же, дети. Самый старинный танец — это бурятский обрядовый танец - Ёхор –

поклонение Солнцу.

- Хотите научиться танцевать такой танец?

Также танец ёхор должен сопровождаться собственным пением. Бурятский танец Ёхор по показу

Хозяюшка: «Эй, молодцы и девицы, а поиграть хотите в бурятскую народную игру?»

Игра «Юрта»

Команды становятся в свой круг, в центре стоит куб, на котором лежит платок. Под музыку все подскоками, врассыпную, перемещаются по залу. По окончании музыки все быстро бегут к своим платкам и натягивают над головой, «строят» юрту.

Дети читают поговорки и пословицы о труде человека.

Дети встают в хоровод.

Дети читают стихотворения.

Дети встают на игру – хоровод.

. Дети идут по кругу и выполняют движения по тексту:

С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить за ним, затем водящий выбирает нового Тимербая.

Дети встают на игру.

Перед детьми по кругу лежат ложки. Под музыку дети двигаются по кругу

С окончанием музыки дети, не успевшие взять ложку, выбывают из игры.

Команды садятся, вытянув ноги, на расстоянии одного метра друг от друга. По команде последний участник начинает перепрыгивать через ноги и садится впереди первого, вытянув ноги, и т. д., до линии финиша.

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Дети встают в круг,

крепко взявшись за руки и выстроивают хоровод так, чтобы образовался образ Солнца. Локти должны быть плотно прижаты к телу под прямым углом.

Команды становятся в свой круг, в центре стоит куб, на котором лежит платок. Под музыку все подскоками, врассыпную, перемещаются по залу. По окончании музыки все быстро бегут к своим платкам и натягивают над головой, «строят» юрту.

Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации.

Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления.

Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения.

Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности.

Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления.

Вызвать эмоциональный отклик, познавательный интерес.

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта.

Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности.

#1048;тоговый, рефлексия

Ведущая: «Игры вдвое интересней. Потому что если вместе! Вместе смех смешней и еда вкусней!»

Хозяюшка: «Славятся наши народы гостеприимством да угощением! Песнями да плясками, играми сказками. А чтоб настроение хорошее сохранить – ещё поиграем да потанцуем»

«Шёл козёл по лесу»

Хозяюшка: «Наступает час прощанья, будет краткой моя речь. Говорю вам - до свиданья! До приятных, новых встреч!

Празднику народных игр конец,
Кто играл, тот молодец!

Исполнение шуточного танца.

Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления.

Конспект занятия для дошкольников в подготовительной группе

«Русский национальный костюм»

Автор: воспитатель МБДОУ детского сада №129 города Иркутска

Какоурова Наталья Станиславовна.

Цель:создать условия для приобщения детей к истории возникновения национальных костюмов и орнаментов.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать знакомить детей с национальным костюмом;

- способствовать формированию построения композиции народных орнаментов;

Развивающая:

- развитие умения выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции;

- «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами;

- познакомить со способами вырезывания узоров из сложенной в гармошку бумаги;

- развивать творчество, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана и косоворотки;

Воспитательные:

воспитывать интерес к народному орнаменту;

- расширять знания о народном костюме.

Образовательные области:

Приоритетная: художественно – эстетическое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы к занятию: мультимедийная установка, компьютер, мультимедийный демонстрационный материал: презентация к былине, иллюстрации русского народного костюма.

Раздаточный материал: трафареты сарафана в и косоворотки, ножницы, клей – карандаш, цветная бумага, простой карандаш, салфетки, фартуки и нарукавники для каждого ребенка.

Предварительная работа:

- знакомство с русским народным узором;

- рассматривание иллюстраций и журналов с изображением костюмов;

- разучивание поговорок, пословиц;

- дидактическая игра «Оденем куклу в русский народный костюм»

- чтение народных сказок.

В ходе занятия использовались литература и интернет – ресурсы:

Былины. М: Просвещение. 1986г.

Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А.Багатеева М: Просвещение. 1986г

0007- 007- Drevnjaja –

0002 – 002 – Khod – uroka – proverka – DZ – test –kartochki – izuchenija – novogo –

imsr –

gamer – ani

#1096;тащгкщл.ru

Этап

Ход занятия

Деятельность детей

Планируемый результат

#1042;водный (организационный и мотивационный)

Игра – приветствие «Дружба»

Дети приветствуют друг друга, говорят добрые слова

Активизация внимания детей, мыслительной деятельности. Положительный, эмоциональный настрой.

2 Основной

Рассказ воспитателя с демонстрацией мультимедийного материала.

- Давно это было, так давно, что старые люди знают об этом понаслышке от своих дедов прадедов. Там, где сейчас стоят города (1,2слайды), раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них заблудиться можно было(3слайд). А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи (4,5 слайды).

Надоело людям терпеть эти безобразия , и решили они попросить покровительство у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей – почет и слава.

Забрались люди на гору и начали петь, просить о помощи:

« Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

Помощи просят»(6 слайд)

Выглянуло Солнышко и спрашивает:

- Что вы желаете, дети мои?

Люди ответили ему:

- Покровительство твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нет.

- Хорошо, так уж и быть, помогу. Пошлю вам на землю своего старшего сына – богатыря Лучика.

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь Лучик – старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам больно смотреть.(7 слайд)

Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать от него в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружие изображали солнце.( 8 слайд)

Знак солнца на щите был призван отражать удары врага. Знак проросших семян на одежде – пожелание богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надежнее защит, тем быстрее сбудутся желания.

Узор наносился с целью оказания помощи хозяину. Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая – воду, вертикальная – дождь. Огонь, солнце изображали крестом.(9 слайд)

Рассматривание мультимедийных иллюстраций русского народного костюма и орнамента.

Пальчиковая гимнастика:

Солнышко встало, утро настало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей.

Вставай, Большак, вставай, Указка,

Вставай, Середка, вставай, Сиротка, и ты, крошка Митрошка.

Здравствуй, ладошка.

Показ новых приемов вырезывания.

Выполнение работы.

Просмотр мультимедийных иллюстраций.

Дети с воспитателем поют закличку.

Дети выбирают орнамент для сарафанов и косовороток.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Показ приема: сложить бумагу гармошкой и вырезать разные фигурки с обеих сторон.

Дети украшают узором одежду: сарафаны и косоворотки.

Вызвать эмоциональный отклик, познавательный интерес.

Обеспечение психологического комфорта.

Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации.

Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления.

Активизация мыслительной деятельности

Активизация мыслительной деятельности.

Удовлетворение созданной работы, желание продолжать создавать узоры.

3. Итоговый, рефлексия.

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей.

Рассказ детей о том, что они пожелали своим узором красавицам и богатырям.

Развитие навыков анализа своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Знакомство дошкольников с народным фольклором Сибири: копилка полезных ресурсов

Копилка полезных интернет-ссылок поможет воспитателям ДОУ при подготовке  к совместной деятельности и НОД по ознакомлению дошкольников с фольклором Сибири: здесь собраны Картотека пословиц, ...