"Праздник народных игр Сибири"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей. Воспитание толерантности, ипнтереса к культуре других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_natsionalnyy_kostyum2.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение для дошкольников в подготовительной группе
«Праздник народных игр Сибири»
Автор: воспитатель МБДОУ детского сада № 129 города Иркутска Какоурова Наталья Станиславовна.
Цели и задачи:
- Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей;
- Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;
- Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;
- Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.
Предварительная работа:
- Ознакомление детей с русскими народными играми и играми коренных народов Сибири;
- Разучивание поговорок, пословиц, считалок, жеребьевок;
- Изготовление атрибутов к народным играм, шапочек с национальным рисунком и украшение их.
Действующие лица: Хозяюшка, ведущая, дети, родители.
Оборудование: кегли, платки, деревянные ложки, музыкальный центр, русские народные костюмы, шапки-маски.
Литература
- В мире национальных культур. Научный редактор: К. П. Н. профессор М. И. Богомолова. Дошкольное воспитание. Научно-методический журнал. // Москва2006 г. №1.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников/ Автор – составитель А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и д.р. СПб «Детство-Пресс»;1999
- Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов СССР». Москва - 1989.
- Буряты: культура, традиции, обычаи / сост. Е. А. Шульгина ; худож. Сергей Григорьев.- Иркутск: Изд. Обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, #1089;.: цв. ил.- ( Мы живем вокруг Байкала).
- Журнал «Сибирячок» № 3 2001г и 2008г, № 5 1997 г., учредитель: комитет по культуре, администрации Иркутской обл. гл.ред. С.Асламова
Оформление зала: Зал украшен шарами. На центральной стене силуэты играющих детей в жмурки, с мячами, со скакалками. Иллюстрации бурятских народных игрищ, праздников.
Этап | Ход занятия | Деятельность детей | Планируемый результат |
| Поочередно звучит русская народная и бурятская музыка. Ведущая: «Ребята, у каждого народа есть свои традиции, песни, сказки, игры. Вот и мы собрались сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные и бурятские народные игры» Хозяюшка: «А я буду сегодня Хозяюшкой, которая принимает у себя дорогих гостей. Как у наших у ворот вьется, вьется хоровод. Вьется, вьется хоровод, собирается народ» Ведущая: «Хозяюшка, а что интересного ты нам припасла?» Хозяюшка: «Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаю, Сижу, на народ всегда гляжу, Все всегда запоминаю И в копилку собираю. Это моя корзинка-копилка Сяду рядышком на лавке, Вместе с вами посижу, Загадаю вам загадки, Кто смышленый – погляжу. Загадывание загадок. | В зал входят дети и рассаживаются на места. Показывает плетенную корзинку. Дети отгадывают загадки. | Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта.
Учитывать особенности физиологической фазы у детей. Первая часть занятия не загружается сложным, ответственным с материалом, требующим значительных умственных и психических усилий. |
#1054;сновной | Ведущая: «Ребята! Мы с вами знаем пословицы и поговорки. Подарим их Хозяюшке?» (Ответ детей.) Ведущая: «Будем праздник начинать, будем петь и танцевать! Хоровод заведем, Песню звонкую споём! Чтение стихотворений детьми. Ведущая: «А вот дети играют, Ваню потешают. Тук-тук, ложечки, Тук-тук, звонкие! Выходи народ честной, Про Ивашку песню спой!» Игра-хоровод «Как на тоненький ледок» Хозяюшка: «А теперь я предлагаю всем вам сыграть в бурятскую народную игру» Игра «Тимербай»
Хозяюшка: «Ребята, а вы знаете, что такое «плетень»? А ну-ка, покажите, как он плетется!» Ведущая: «Заплетайся, заплетайся, заплетайся, плетень» Русская народная игра «Плетень» Хозяюшка: «А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте: Сама не ест, а всех кормит?» Дети: «Ложка!» Ведущая: «Снова нас зовет игра. Поиграем, детвора?» Игра «Где работа - там еда» Ведущая: «Приглашаю поиграть в русскую народную игру «Посигутки» Игра «Посигутки» Хозяюшка: «Эй, молодцы и девицы, а поиграть хотите в бурятскую народную игру «Иголка, нитка, узелок»? Кто будет играть со мной сейчас?» Игра «Иголка, нитка и узелок» Хозяюшка: «Ну, делу – время, потехе – час. Потанцуем мы сейчас!» 11 февраля наступит Новый год по восточному (лунному) календарю – Сагаалган. В домах накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища - молоко, сметана, творог, масло. И конечно, ни один бурятский праздник не обходится без танца. Танцуют и мужчины, и женщины, и, конечно же, дети. Самый старинный танец — это бурятский обрядовый танец - Ёхор – поклонение Солнцу. - Хотите научиться танцевать такой танец? Также танец ёхор должен сопровождаться собственным пением. Бурятский танец Ёхор по показу Хозяюшка: «Эй, молодцы и девицы, а поиграть хотите в бурятскую народную игру?» Игра «Юрта» Команды становятся в свой круг, в центре стоит куб, на котором лежит платок. Под музыку все подскоками, врассыпную, перемещаются по залу. По окончании музыки все быстро бегут к своим платкам и натягивают над головой, «строят» юрту. | Дети читают поговорки и пословицы о труде человека. Дети встают в хоровод. Дети читают стихотворения. Дети встают на игру – хоровод. . Дети идут по кругу и выполняют движения по тексту: С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить за ним, затем водящий выбирает нового Тимербая. Дети встают на игру. Перед детьми по кругу лежат ложки. Под музыку дети двигаются по кругу С окончанием музыки дети, не успевшие взять ложку, выбывают из игры. Команды садятся, вытянув ноги, на расстоянии одного метра друг от друга. По команде последний участник начинает перепрыгивать через ноги и садится впереди первого, вытянув ноги, и т. д., до линии финиша. Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Дети встают в круг, крепко взявшись за руки и выстроивают хоровод так, чтобы образовался образ Солнца. Локти должны быть плотно прижаты к телу под прямым углом. Команды становятся в свой круг, в центре стоит куб, на котором лежит платок. Под музыку все подскоками, врассыпную, перемещаются по залу. По окончании музыки все быстро бегут к своим платкам и натягивают над головой, «строят» юрту. | Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации. Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления. Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения. Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности. Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления. Вызвать эмоциональный отклик, познавательный интерес. Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта. Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности. |
#1048;тоговый, рефлексия | Ведущая: «Игры вдвое интересней. Потому что если вместе! Вместе смех смешней и еда вкусней!» Хозяюшка: «Славятся наши народы гостеприимством да угощением! Песнями да плясками, играми сказками. А чтоб настроение хорошее сохранить – ещё поиграем да потанцуем» «Шёл козёл по лесу» Хозяюшка: «Наступает час прощанья, будет краткой моя речь. Говорю вам - до свиданья! До приятных, новых встреч! Празднику народных игр конец, | Исполнение шуточного танца. | Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления. |
Конспект занятия для дошкольников в подготовительной группе
«Русский национальный костюм»
Автор: воспитатель МБДОУ детского сада №129 города Иркутска
Какоурова Наталья Станиславовна.
Цель:создать условия для приобщения детей к истории возникновения национальных костюмов и орнаментов.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить детей с национальным костюмом;
- способствовать формированию построения композиции народных орнаментов;
Развивающая:
- развитие умения выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции;
- «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами;
- познакомить со способами вырезывания узоров из сложенной в гармошку бумаги;
- развивать творчество, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана и косоворотки;
Воспитательные:
воспитывать интерес к народному орнаменту;
- расширять знания о народном костюме.
Образовательные области:
Приоритетная: художественно – эстетическое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование и материалы к занятию: мультимедийная установка, компьютер, мультимедийный демонстрационный материал: презентация к былине, иллюстрации русского народного костюма.
Раздаточный материал: трафареты сарафана в и косоворотки, ножницы, клей – карандаш, цветная бумага, простой карандаш, салфетки, фартуки и нарукавники для каждого ребенка.
Предварительная работа:
- знакомство с русским народным узором;
- рассматривание иллюстраций и журналов с изображением костюмов;
- разучивание поговорок, пословиц;
- дидактическая игра «Оденем куклу в русский народный костюм»
- чтение народных сказок.
В ходе занятия использовались литература и интернет – ресурсы:
Былины. М: Просвещение. 1986г.
Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А.Багатеева М: Просвещение. 1986г
0007- 007- Drevnjaja –
0002 – 002 – Khod – uroka – proverka – DZ – test –kartochki – izuchenija – novogo –
gamer – ani
#1096;тащгкщл.ru
–
Этап | Ход занятия | Деятельность детей | Планируемый результат |
#1042;водный (организационный и мотивационный) | Игра – приветствие «Дружба» | Дети приветствуют друг друга, говорят добрые слова | Активизация внимания детей, мыслительной деятельности. Положительный, эмоциональный настрой. |
2 Основной | Рассказ воспитателя с демонстрацией мультимедийного материала. - Давно это было, так давно, что старые люди знают об этом понаслышке от своих дедов прадедов. Там, где сейчас стоят города (1,2слайды), раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них заблудиться можно было(3слайд). А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи (4,5 слайды). Надоело людям терпеть эти безобразия , и решили они попросить покровительство у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей – почет и слава. Забрались люди на гору и начали петь, просить о помощи: « Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко, Твои детки плачут, Помощи просят»(6 слайд) Выглянуло Солнышко и спрашивает: - Что вы желаете, дети мои? Люди ответили ему: - Покровительство твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нет. - Хорошо, так уж и быть, помогу. Пошлю вам на землю своего старшего сына – богатыря Лучика. Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь Лучик – старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам больно смотреть.(7 слайд) Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать от него в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружие изображали солнце.( 8 слайд) Знак солнца на щите был призван отражать удары врага. Знак проросших семян на одежде – пожелание богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надежнее защит, тем быстрее сбудутся желания. Узор наносился с целью оказания помощи хозяину. Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая – воду, вертикальная – дождь. Огонь, солнце изображали крестом.(9 слайд)
Рассматривание мультимедийных иллюстраций русского народного костюма и орнамента. Пальчиковая гимнастика: Солнышко встало, утро настало. Эй, братец Федя, разбуди соседей. Вставай, Большак, вставай, Указка, Вставай, Середка, вставай, Сиротка, и ты, крошка Митрошка. Здравствуй, ладошка. Показ новых приемов вырезывания. Выполнение работы. | Просмотр мультимедийных иллюстраций. Дети с воспитателем поют закличку. Дети выбирают орнамент для сарафанов и косовороток. Дети повторяют движения за воспитателем. Показ приема: сложить бумагу гармошкой и вырезать разные фигурки с обеих сторон. Дети украшают узором одежду: сарафаны и косоворотки. | Вызвать эмоциональный отклик, познавательный интерес. Обеспечение психологического комфорта. Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации. Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления. Активизация мыслительной деятельности Активизация мыслительной деятельности. Удовлетворение созданной работы, желание продолжать создавать узоры. |
3. Итоговый, рефлексия. | Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. | Рассказ детей о том, что они пожелали своим узором красавицам и богатырям. | Развитие навыков анализа своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста
Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...
Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)
Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Знакомство дошкольников с народным фольклором Сибири: копилка полезных ресурсов
Копилка полезных интернет-ссылок поможет воспитателям ДОУ при подготовке к совместной деятельности и НОД по ознакомлению дошкольников с фольклором Сибири: здесь собраны Картотека пословиц, ...