Проект "Жаворонок"
проект (средняя группа)

Миссюра Наталья Анатольевна

Проект творческий для детей средней группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_zhavoronok.docx70.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»

МБДОУ № 6

633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул.  Карла Маркса, 60

Телефон  (383-41) 3-70-42        

 Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru

ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058

 «В небе жаворонок пел»

проект для детей средней группы

по программе «В горнице моей»

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Н.А.Миссюра

воспитатель средней группы:

О.Н.Сергеева

Бердск, 2023

Содержание

1. Актуальность и значимость проекта.                                                                                2. Цель и задачи.

3. Программа реализации проекта.                                                                                  4. Положительный опыт.                                                                                                  5. Система работы с детьми, родителями.                                                                       6. Планируемые результаты.                                                                                           7. Критерии оценки ожидаемых результатов.                                                                        

Актуальность и значимость проекта.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Цель: способствовать развитию интереса у детей к русской народной культуре, посредством ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.

2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство и участие в русских народных праздниках, знакомство с их обычаями и традициями.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

В детском саду регулярно проводятся народные праздники по программе «В горнице моей»: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, Жаворонки прилетели  - активными  участниками которых являются и взрослые и дети.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово - календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональный отклик детей и благоприятная атмосфера. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа.

Система работы с детьми, родителями.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Занятия по программе «В горнице моей» проводятся на  доступном и понятном уровне в соответствии с возрастными особенностями. Детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД. Кроме этого, в разных разделах учитываются темы по русской культуре. Наряду с НОД организуются праздники, выставки.

Планируемые результаты.

 1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.                   2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки. 3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).                                                                                                                       5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.                           6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.                                                                                                                          7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы

                                                                                                                              Совместная деятельность детей и педагога: НОД                                                  Деятельность детей: игра в свободное время                                                                                                   Сроки: 4недели                                                                                                               Ответственный: воспитатель средней группы и музыкальный руководитель                                                                                                  Совместная деятельность детей и родителей: мастер -класс «Мой жаворонок»

1.Постановка проблемы.                                                                       Беседа «Фольклорные весенние праздники»                                            Рассматривание иллюстраций.                                                                                               1 неделя марта: воспитатель  средней группы

2 Подбор информации о весенних народных праздниках.

Постановка задач и разработка действий по выполнению проекта. Беседа о весенних изменениях в природе, рассматривание репродукций о природе весной. Прослушивание классической музыки.                                                                                                                                2 неделя марта: воспитатель  и музыкальный руководитель. Подбор литературы о природе и о первых перелётных птицах.

3 Реализация проекта.                                                                                       Знакомство с р. н. подвижными играми, разучивание хороводных игр, изображение портрета «Весна-красна», создание поделки в технике оригами «Жаворонок», подбор и разучивание закличек, игра на музыкальном инструменте - треугольнике.                                                                                             3 неделя марта: воспитатель, муз.руководитель, родители. Рецепты постного печенья – жаворонки, изготовление булочек – жаворонков.

4 Подведение итогов.                                                                                                Беседа о том, что мы узнали о весенних народных праздниках. Итоговое мероприятие: развлечение «Жаворонки»                                                                   4 неделя: воспитатель, муз.руководитель, родители. Приглашение родителей на развлечение и мастер-класс «Мой жаворонок».

ЖАВОРОНКИ – беседа.

Дата по старому стилю: 9 марта

Дата по новому стилю: 22 марта

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома – улетела белобока в чащи лесные.

По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба – таким образом, призывает урожай на своё поле.

На Жаворонки обычно пекут «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут “преснушками” (тесто пресное). Пшеничное, ржаное тесто раскатывали в виде круглой лепешки, с боков крылья загибали на спинку. Вместо глаз вставляли угольки, горох, льняное семя, ягоды можжевельника, изюма, черемухи. Сдобрив «жаворонка» маслицем, румяный гостинец смазывали медом. На головке лепили хохолок — втыкали перышко. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!» Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки.

Птичек раздают детям, и те с криком и звонким смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печёных жаворонков насаживают на длинные палки и выбегают с ними на пригорки или насаживают птичек на шесты, на палки плетня и т. п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричат:

«Жаворонки, прилетите,                                                                                       Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:                                                                                              Зима нам надоела,                                                                                                          Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

Поговорки.

Сколько проталинок, столько жаворонков.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Жаворонки, сани унесите, соху-борону принесите!

Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тё плу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!

Приметы.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.                                                                                                            Жаворонок является к теплу (к траве, зяблик – к стуже, к морозу.                          Ранний прилет журавлей – к ранней весне.                                                              Журавль прилетит на наст – к неурожаю.

Заклички.

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. :

Жаворонки, жавороночки!                                                                                     Прилетите к нам,                                                                                              Принесите нам лето теплое!                                                                                         Нам зима надоела,                                                                                                        Весь хлеб у нас поела,                                                                                                  Всю скотинку поморили.                                                                                             Летел кулик                                                                                                                      Из-за моря,                                                                                                                   Принёс кулик                                                                                                                Девять замков                                                                                                          - Кулик, кулик                                                                                                             Замыкай зиму,                                                                                                        Отпирай весну,                                                                                                                 Тёплое лето!

Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала, наигравшись с «жавороночками», ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Затем печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Все эти обряды совершались для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных. Детские воспоминания всегда образные. Наверное, почти всем сельским ребятишкам помнятся ощущения, связанные с веснянками-закличками. А вкус и запах весны ассоциируется у них с «жаворонками», птичками с румяной корочкой.

Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками тепла. Испеките «жаворонков» — чтобы и у вас в доме поселились счастье и весна!

Цикл  НОД  по проекту «В небе жаворонок пел»

План - конспект по речевому развитию в средней группе

Тема: «Певец весны»

Цель:

- способствовать формированию у детей умения видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Задачи:

-познакомить детей с хохлатым жаворонком , посредством загадки, стихотворения, приметами о жаворонках.

-активизировать словарь: жаворонок, противень, земледельцы, «пернатые друзья», «превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».

-упражнять детей в звукоподражании, рисовании и приемах раскрашивания.

- развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

Фотография хохлатого жаворонка, силуэт жаворонка на нитке; дидактическая игра «Времена года» ; сплетенные из теста «птички», противень, смазанный маслом, изюм, абрикосовые ядрышки, столовые ножи, колокольчик, запись на диске –пение жаворонка.

Ход НОД.                                                                                              Организационный момент.                                                                         Воспитатель:                                                                                                                 Идет Весна-красна!                                                                                                      Идет весна ясна!                                                                                                                 С солнцем теплым,                                                                                                            С дождем обильным.                                                                                            Принесет весна урожай                                                                                                      В наш счастливый край!

Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей).

Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.

А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей).

Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей).

Ласточки, скворцы, грачи, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.

Сегодня мы с вами познакомимся с перелетной птицей. Зовут ее – жаворонок, певец весны. А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).

Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков. Мы сейчас тоже встанем и позовем жаворонков.

Уж вы пташечки, жавороночки,                                                                            Прилетайте к нам.                                                                                                      Весну ясную, весну красную                                                                                 Принесите нам.

А мамы пекли из теста булочки заплетушки, похожие на птичек. Мы с вами с утра уже заплели тесто. Сейчас оно подошло и нам осталось сделать клювики и глазки. Из чего мы сделаем глазки? Из изюма. А что такое изюм? Верно, сушеный виноград без косточек. А что мы используем в качестве клювика? Абрикосовые ядрышки. И теперь нам осталось ножом вот так надрезать хвостики нашим птичкам. (Воспитатель сопровождает объяснения показом). Готовых жавороночков высаживайте на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки. Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его еще раз и постарайтесь запомнить. Попросим Татьяну Владимировну отнести противень с жавороночками на кухню и поставить выпекаться … куда? В духовку. (Дети работают под звуки «Песни жаворонка»).

Подвижная игра «Жаворонок»

Пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,                                                                                      Колокольчиком звенел.                                                                                              Порезвился в тишине,                                                                                             Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

(Рассматривание фото с изображением жаворонков. Описать их вместе с детьми.)Как и другие птицы, жаворонки выкармливают своих птенцов насекомыми. Аппетит у птенцов отличный, растут они так быстро, что родители не нарадуются. Подросшие птенцы выбираются из гнезда и бродят возле него, верещат чуть слышными детскими голосами. Если доведется вам повстречать таких птичьих малышей, не трогайте их, не тревожьте. И не думайте, что птенцы выпали из гнезда или потерялись. Родители их рядом. Учат птенцов затаиваться, отыскивать корм, отличать съедобное от несъедобного. Скоро птенцы становятся похожими на родителей, переходят на зерновой корм, но и от насекомых не отказываются. Поедая насекомых и выклевывая семена диких трав-сорняков, жаворонки издавна считались друзьями земледельцев. Кто такие земледельцы? (Ответы детей). Люди, обрабатывающие землю и выращивающие растения. Что касается зерен пшеницы, то птицы не трогают зерна в колосе, а подбирают упавшие на землю пшеничные зернышки.

Ну что же, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.                               Итог:                                                                                                                                     1. Как называется жаворонок с хохолком?                                                                    2. Почему его называют земляным жаворонком?                                                           3. Улетает ли хохлатый жаворонок на зиму в теплые края? Почему?                        4. Как жаворонки устраивают гнезда?                                                                             5. Как растят птенцов?                                                                                                       6. За что жаворонков называют друзьями земледельцев?                                                 7. Какие приметы связаны с жаворонками? (О тепле, у моряков).                               8. Почему жаворонки считаются певчими птицами?

Открывается дверь, входит помощник воспитателя с готовыми булочками «жаворонками» и передает их воспитателю.

Попало ваше тесто в горячее место.                                                                   Попало – не пропало! Жаворонками стало.

Ребята, берите «жавороночков» в руки и проходите на ковер. (Каждый ребенок получает в салфетке булочку-жаворонка). Прежде чем съесть жавороночков, поиграем с ними немного. Вспоминайте песенку из игры «Жаворонок». (Дети выполняют движения соответственно тексту, держа в руке булочки-жавороночки).

Наше занятие закончено, поставьте своих жавороночков на столы, помойте ручки и попробуйте их на вкус.

План-конспект по рисованию в средней группе.

Тема: «Жаворонок»

Цель: развивать навыки рисования цветными карандашами птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Задачи:

- учить детей рисовать птицу, части тела — голова, туловище, крылья, клюв; - показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга даёт нам другую позу птицы;

Оборудование: альбомные листы бумаги для рисования; цветные карандаши; иллюстрации с изображением различных птиц; фонограмма: пение Жаворонка.

Ход НОД

Организационный момент                                                                                                                                                    Воспитатель:                                                                                                                    - Сегодняшнее наше занятие я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать пение жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова - круглая или слегка овальная, туловище - овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треуголь ную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.)

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части. (Далее следует показ наброска рисунка.)

Воспитатель:

     - У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая го ловка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы.

Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь при рисую к нему круглую головку, овальные крылышки — немного заострю у них концы (это самые длинные перья). Остается хвост, в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относительно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените положение головы, перенесите ее повыше - и жаворонок уже не клюёт зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуйте составить свою композицию,изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок просты ми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем на броске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

В заключительной части занятия - короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Беседа. Жаворонки-какие они?

Питаются полевые жаворонки растительной пищей в виде семян различных трав и злаковых растений. В рационе у них семена птичьей гречихи, пикульника, воробейника.

План - конспект музыкального занятия в средней группе

Тема: «В небе жаворонок пел»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуре

Задачи:

-познакомить детей со старинным весенним обычаем — закликанием птиц     - продолжать приобщать детей к культурным традициям русского народа через русские народные песни, игры

-развивать творческое воображение и эстетический вкус

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную музыку «Вот  уж зимушка проходит». Останавливаются в кругу. Музыкальный руководитель здоровается с детьми.

Беседа: Что происходит в природе? Что изменилось на улице?

(ответы детей – капель, лужи, проталинки, яркое солнышко)

Какие новые звуки мы слышим на улице? Кто ещё вместе с нами радуется весне? (ответы детей – перечисление названия перелетных птиц)

Муз. руководитель предлагает детям поиграть в игру перелетные птички

Игра «Летели две птички»

Дети под музыку передвигаются, изображая разных перелетных птиц. По сигналу (колокольчик) птички находят себе пару и кружатся за руки. По сигналу (колокольчик) птички снова летят по залу и находят другую пару для «знакомства».

Муз.рук.: Птички прилетели. Все познакомились и подружились. Есть птички, которые сами себе вьют гнездышки. Это очень трудно и хлопотно. Ребята, давайте поможем птичкам.

Логоритмическая  игра «Строим дом»

Тук – тук,  молотком –

Мы построим новый дом.

Тук –тук,  молотком –

Очень птичек в гости ждем.

Дети, проговаривая четко слова, ритмично стучат палочками. Потом кладут палочки на ковер и летят, как «птички» по кругу. Воспитатель, пока звучит музыка постепенно сокращает количество палочек. Музыка останавливается, игра повторяется с теми ребятами, кто успел взять палочки.

Муз.рук.: Молодцы, ребята.  Домики готовы – птички будут занимать скворечники. Посмотрите, какие наши домики – скворечники яркие, красочные, красивые. (Показать орнамент русского народного платка, обратить внимание на красоту узоров платка) Послушайте внимательно правила игры.

Игра «Домики» (русская народная игра – изба)

Мы по кругу полетим,

Домики найти хотим.

Чик –чирик, чик –чирик,

Поскорее в домик, прыг!        

На полу раскладываются русские народные платки – это домики. Дети, проговаривая слова, двигаются по музыкальному залу, изображая птиц. С окончанием музыки необходимо схватить угол платка и поднять вверх. Дети, держат платок за четыре угла показывая другим, что этот домик занят. Ребёнок, которому не достался «угол» садится на стульчик. Игра продолжается. Во время полета «птиц» количество домиков сокращается и остаются только самые ловкие и смекалистые «птички».

Муз.рук.: Ребята, в наш сад прилетела птица и так красиво поет. Давайте, послушаем. (Дети слушают пение жаворонка в лесу) Однажды гуляя весной по лесу, мальчик Петя  услышал пение жаворонка. Он удивлялся его дивным переливам, трелям и задору. Когда мальчик Петя вырос и стал великим композитором, он решил через музыку передать чудесное пение жаворонка. Давайте послушаем, какую музыку написал композитор Петр Ильич Чайковский.

Слушание «Песнь жаворонка» (беседа по музыке – настроение, интонация, муз. инструмент, иллюстрация жаворонка, придумывание названия к прослушанной музыке) Муз.рук. после прослушивания музыкального произведения и беседы предлагает детям поиграть в русскую народную игру.

Игра «Жаворонок»

Дети стоят в хороводе, водящий за кругом с колокольчиком идет противоходом. Все начинают движения со словами:

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в тишине

Спрятал песенку в траве.

Водящий с колокольчиком останавливается между двух ребят. Дети встают спинками друг дружке и все вместе говорят:

Тот, кто песенку найдет

Будет счастлив целый год.

После этих слов, дети бегут по кругу в разные стороны. Тот, кто первый добежит до водящего с колокольчиком считается победителем и  продолжает игру. Игра повторяется 2-3 раза.

Муз.рук.: Молодцы, ребята. Очень здорово играли. Ребята, по русским народным традициям в каждой избе ребятишки делали птичек из ткани. Пели веснянки – заклички и закрепляли птичек на веточках деревьев. Предлагаю нам тоже сделать таких птичек. Поможет нам в этом – хозяюшка русской избы Варвара Степановна.  Предлагаю отправиться к ней в гости. Она такая затейница, да рукодельница. Все умеет. И шить, и вязать, и пироги печь.

Вторая часть занятия – мастер класс «Мой жаворонок» (с родителями)

Дети с муз.рук. проходят в помещение русской народной избы. Экскурсия по избе и знакомство с предметами народного быта. Дети проходят на заранее приготовленные места с необходимым материалом для изготовления жаворонка. Внимательно слушают все этапы работы.  Муз.рук. при помощи и поддержки воспитателя изготавливают птиц. (ткань и нитки) Ребятам вместе с родителями предлагается птиц закрепить ниткой за ветку дерева на уличной веранде во время прогулки. Во время работы над изготовлением птичек дети разучивали веснянки –заклички. Беседа о содержании закличек.

Веснянка – закличка:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весть хлеб у нас поела!

Ой, вы, жавороночки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Игры.

Игра «Перелет птиц» (сюжетная подвижная игра для детей 4 –5 лет)

Цель: формировать навыки залезания на гимнастическую лесенку произвольным способом и спуска с нее, сохраняя координацию движений, в соответствии с командой взрослого

Оборудование: гимнастическая лесенка.

Ход игры:

Дети – птицы, они находятся на одной стороне игровой площадки и имитируют их действия: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т. д. По сигналу воспитателя: «Птицы, в полет!» - дети летят (бегут по площадке, расправив крылья (подняв руки в стороны). По сигналу: «Буря!» - под счет взрослого «Домой лети! Раз-два-три!» птицы летят к «гнездам» : гимнастической лесенке залезают на нее. По сигналу взрослого «Буря кончилась. Вышло солнышко» птички спускаются со своих укрытий и вновь летят к месту кормления. Проигравшим считается тот, кто не успевает по сигналу «Раз-два-три» занять свое место на гимнастической лесенке во время бури.

Внимание: воспитатель страхует детей при залезании и спуске с гимнастической лесенки. Нельзя допускать спрыгивания детей с ее верхних планок.

Игра «Горелки» (бессюжетная подвижная игра для детей 4 – 5лет)

Цель: использовать народные детские игры, приуроченные к разным временам года, в поддержании интереса у дошкольников к совместному участию в играх соревновательного типа и совершенствованию техники бега наперегонки в естественных условиях; способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации подвижной игры; укреплять связочно-мышечный аппарат ног, содействовать формированию правильной осанки.

Ход игры:

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех лицом к играющим на расстоянии 2 – 3 шагов встает водящий – горелка.

Играющие речитативом произносят рифмовку:                                                       Гори, гори ясно,                                                                                                           Чтобы не погасло.                                                                                                        Глянь на небо –                                                                                                           Птички летят,                                                                                                  Колокольчики звенят.                                                                                                    Раз, два, не воронь,                                                                                                           А беги, как огонь!

С последними словами дети, стоящие в первой паре расцепляют руки и бегут с двух сторон в конец колонны, стремясь встать в пару, прежде чем горелка осалит кого-либо. Горелка пытается догнать одного из игроков и запятнать его, если ему это удается, то он с ним образует пару, а игрок, оставшийся без пары становится горелкой. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу.

Игра «Ручеек»                                                                                                              Дети встают парами,одна пара за другой. Один человек –водящий. Он идет между детьми (в воротики, берет за руку любого ребенка и образует с ним пару. Ребенок,оказавшийся один, идет вперед и проходит опять в воротики и т. д.

Игра «Перепрыгни ручеек»

Дети встают в колонну,каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди. Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 70-80см одна от другой. В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку-на «другой берег ручейка».Тот,кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет», выбывает из игры.

Разлился ручеек,золотой рожок,                                                                            Разлился водой,холодной,снеговой,                                                                                По пням,по болотам,по лесным колодам –УХ!

Игра «Пчелки и ласточка»

Играющие-пчелы-летают по поляне и напевают:                                                Пчелки летают,                                                                                                             Медок собирают!                                                                                                              Зум. зум,зум!                                                                                                                   Зум. зум. зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет,пчелку поймает».С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманные – выходят из игры. Игра повторяется.

Игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,                                                                                                                 На зеленом дубочке.                                                                                                   Птички весело поют,                                                                                                      Ай! Птицелов идет!                                                                                                         Он в неволю нас возьмет,                                                                                            Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.