Цель: в праздничной атмосфере создать в детях чувство причастности к жизни своей страны.
Развивающие задачи:
закреплять представление детей о важном значении военно - морского флота для нашей страны;
обогащать знания детей о флотских традициях, морских профессиях, кораблях.
( Звучит "Марш ВМФ России" в исп.Э.Хилля. Дети выстраиваются в шеренгу.)
1 Ведущая
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить очень важное для всей нашей страны событие - День Военно - морского флота России. Это праздник всех тех, кто защищает морские рубежи нашей Родины. Различные мероприятия и парады, проходящие в этот день по всей России, делают его торжественным и значимым. И мы с вами тоже подготовились к этому празднику.Вместе с родителями вы своими руками смастерили парусные корабли, которые примут участие в праздничной морской регате.
2 Ведущая
- Ребята, а вы знаете, кто на корабле самый главный? ( Капитан ) Правильно! И сегодня каждый из вас побывает в роли капитана своего корабля. Но быть капитаном - очень ответственное и трудное дело, поэтому, чтобы получить допуск к командованию кораблём вам необходимо будет пройти серьёзные испытания. Вы согласны?
1 Ведущая
- А для начала предлагаю вам сделать небольшую разминку. Вставайте все в круг и сделайте шаг назад, чтобы всем хватило места с вытянутыми руками.
( Звучит песня "Пусть качает волна морская...". Проводится разминка "Моряки")
- Мы моряки ( маршируют)
Плечи широки ( руки в стороны )
Крепкие руки ( кулаки к плечам )
Клёшем брюки ( наклоны, правая рука к левой ноге и наоборот )
Море в бурю волны хмурит ( руками показывать волны )
Ишь какая качка! ( руки в стороны, покачиваться вправо - влево )
Скачешь, словно мячик! ( прыжки, руки на поясе)
Эй, смотрите с палубы!
За борт не упали бы! ( ладонь ко лбу, повороты вправо - влево ).
2 Ведущая ( смотрит в бинокль)
Ребята, я вижу на берегу пришвартован корабль,давайте подойдём к нему.( Дети переходят на площадку с кораблём )
Ребята, вы знаете, люди каких ещё профессий, кроме капитана, служат на корабле? ( Помощник капитана, лоцман, механик, кок, матрос, юнга...) Молодцы! Чтобы пройти первое испытание, вам нужно разделиться на две команды - это будут два экипажа корабля. Придумайте для своей команды название и распределите роли.
( Дети выполняют). Капитаном на судне будет Анастасия Сергеевна, а ваша задача внимательно слушать и правильно выполнять команды вашего капитана.
( Проводится игра " Слушай мою команду!" В два приёма для каждого экипажа отдельно.Команды можно варьировать(" Человек за бортом!"- для одного экипажа, "Полундра!" - для другого), и лучше давать команды последовательно, как бы создавая сюжет.
" Команда на борт!" - команда строится на корабле;
"Человека на руль!" - лоцман встаёт за штурвал;
" Отдать паруса!"- матросы натягивают канаты, "разворачивают паруса";
" Поднять якоря!"- матрос поднимает якорь;
" Лево руля!" - лоцман поворачивает штурвал влево, команда переходит на левый борт и присаживается на скамейку;
" Право руля!" -//-
" Так держать!" - все остаются на местах
" На румбе!" - пом.капитана смотрит в компас и произносит: "Сто пять градусов восточной долготы!";
" Бить склянки на камбуз!" - кок ударяет в корабельный колокол ( можно заменить: половником об кастрюлю и т.п.);
" Право на борт!" - лоцман крутит штурвал вправо "до упора";
"Человек за бортом!" - старший матрос бросает за борт спасательный круг;
" Полундра!" - весь экипаж спешно покидает корабль;
" Свистать всех наверх!" - команда поднимается на палубу;
" Отдать якоря!" - младший матрос опускает якорь.
1Ведущая
- Второе испытание называется "Вопрос для капитана". Предлагаю всем участникам пройти к полосе препятствий.
( Дети переходят на заранее подготовленную спортивную площадку, где произвольная полоса препятствий ( скамья, туннель, обручи ) заканчивается лестницей, на верхних перекладинах которой закреплены воздушные шары).
Внимание, ваша задача по команде пройти полосу препятствий, забрать только один шар и бегом вернуться с ним на линию старта.
(Когда все участники прошли полосу препятствий, ведущая даёт команду: "В две шеренги лицом друг к другу становись!"
Дети с шариками в руке выстраиваются в две шеренги напротив друг друга на футбольном поле, чуть в стороне от полосы препятствий).
Сейчас мы проверим ваши знания и смекалку. В ваших шариках находятся записки с вопросами. Сейчас каждый из вас любым удобным для вас способом достанет свою записку и после того, как Светлана Алексеевна её зачитает, нужно будет постараться ответить на вопрос. Если будете затрудняться, можно попросить помощи у своей команды.
( Проводится интеллектуальная игра "Вопрос для будущего капитана" Дети отвечают на вопросы по очереди . См. Приложение )
2 Ведущая
- Все участники молодцы, показали очень хорошие знания.
А сейчас мы приглашаем вас пройти срочные " Курсы юных капитанов". Для вас приготовлены две площадки: на одной из них вас научат завязывать морской узел, а на другой - передавать сигналы с корабля при помощи семафорных флажков.
( Каждая ведущая проводит мастер - класс сначала для одной команды, а потом для другой )
1 Ведущая
- Дорогие участники морской регаты, осталось последнее испытание для вас. Каждый капитан точно знает: чтобы навигация прошла успешно, команда на корабле должна быть дружной и сплочённой. А умеете ли вы работать в команде, как один за всех, и все за одного?
( Смотрит в бинокль)
- Наш корабль наткнулся на рифы. Срочно нужна помощь экипажа! В морской терминологии это называется "аврал". В две колонны стройся! По направлению к кораблю шагом марш!
( Под музыку дети маршируют к кораблю, рядом с которым приготовлено оборудование.)
В корабле образовалась течь. Её необходимо срочно устранить. Быстро выстраиваеваемся в цепочку. В начале цепочки - ведро с водой, а в конце - пустое ведро. Задача: первый в цепочке зачерпывает воду маленьким ведром и передаёт ведро стоящему сзади, тот передаёт дальше назад, пока не дойдёт очередь до последнего в цепочке, который выливает воду в пустое ведро и отдаёт его назад. Таким образом вода из одного большого ведра должна переместиться в другое. Приступить к выполнению готовы? Полный вперёд!
( Звучит мелодия "Яблочко". Проводится эстафета "Устрани течь на корабле").
Молодцы, ребята! Благодаря своей дружной, слаженной работе, вы спасли наш корабль!
2 Ведущая
- Наступил торжественный момент! Все испытания позади и можно смело сказать, что каждый из вас достоин звания настоящего капитана своего корабля, потому что все вы смелые, умелые, знающие своё дело, ответственные и дружные.
Слушай мою команду! В две шеренги стройся! ( Дети строятся возле столов с поддонами, наполненными водой ) Морскую регату, посвящённую Дню Военно - морского флота России объявляю открытой! Ура!
( Звучит песня " Море, ты слышишь, море..." Дети по четыре человека подходят к столу, на котором располагаются их корабли. Каждый берёт свой корабль, произносит его название и "отправляет в плавание: " Полный вперёд!"
( Когда все корабли продемонстрировали свои навигационные способности...)
1 Ведущая
- Какие замечательные корабли у вас, ребята! Вы не забыли поблагодарить за них своих родителей? Отлично!
Современный боевой флот России обладает надёжной техникой, атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолётами морской авиации и десантными судами.
За кормой волна седая,
Снова мы на курс легли.
День за днём, не уставая,
На заданьях корабли.
Краткий в слове,
В деле строги
Моряки не подведут,
В мирный день и в час тревоги
Честь России сберегут.
Слава русских корабеллов,
Слава русских моряков-
Это всей Отчизны дело,
Это заповедь отцов!
Наш праздник подошёл к концу. А вы, ребята, можете продолжить навигацию на своей прогулочной площадке.
Приложение
" Вопросы для будущих капитанов"
1.Как называется передняя часть корабля? ( Нос )
2.Что означает слово "кубрик"?
а) коробка с консервами;
б) человек крепкого телосложения;
г) помещение для матросов
3.Как называется лестница на корабле? ( трап )
4.Как называется сильная буря на море? ( шторм )
5.Как называется пол на корабле? (палуба )
6.Как называется повар на корабле? ( кок )
7. Выбери подходящее слово. Полное безветрие на море - это
а) стиль;
б) штиль;
г) утиль.
8. Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки? ( Якорь )
9. Что означает слово "корма" ?
а) задняя часть корабля;
б) огромная морская рыба;
в) вертикальная стойка для крепления паруса ?
10. Что означает слово "аврал"?
а) крупный осьминог;
б) корабельный компас;
в) экстренная ( срочная ) работа всей команды.
11. Как называется спасательная лодка? ( шлюпка )
12. Как по- другому называется морской разбойник? ( пират )
13. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблём? ( штурвал )
14. Почему у матроса тельняшка в полоску? ( Одежда моряка должна быть заметной и на фоне парусов ( синие или чёрные полоски) , и на фоне неба, и в ночное время ( белые полоски )
15. Для чего на бескозырке ленточки? ( Для удерживания бескозырки на голове в ветреную погоду)
16. Отгадай загадку:
" Прибор этот верно
Дорогу подскажет,
Магнитная стрелка
На север укажет."
( компас )
17. Назови самый популярный(знаменитый) матросский танец ( "Яблочко" )
18. Найди лишнее:
фрегат, теплоход,
бригантина, яхта
( теплоход - двигается
механике, остальные
суда - парусные )