Конспект организованной совместной деятельности( викторина) по шахматам группы «А» возраста общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Перова Наталия Ивановна

Викторина по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovoy_shturm.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 « Рябинка»

Конспект

организованной совместной  деятельности ( викторина)

по шахматам

группы «А» возраста общеразвивающей направленности

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Белая пешка и ее приключения»

Составила: Чудова Н.И.,

воспитатель

Г.Мегион

20222г

Конспект шахматной викторины: «Белая пешка и ее приключения»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель:  Систематизировать и закрепить знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

  • Обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; уметь решать простые шахматные задачи, ориентироваться на шахматной доске.
  • Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение. Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольников через решение простых шахматных задач.
  • Воспитывать волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Методические методы и приемы:

 Словесные: Вопросы, Беседа, Рассказы, Анализ, Оценка, Обмен мнениями, Рассматривание наглядност

и Наглядные: Задания творческого характера, Работа с картинками-пазлами, демонстрационная шахматная доска

Практические: Наблюдения, Решение шахматных задач, Указания, соревнование

Материалы и оборудования: Шахматная доска - 2 штуки. Шахматные фигуры - 2 комплекта, Большая демонстрационная доска с двумя пешками (чёрная и белая), Музыкальное сопровождение, Картинки - пазлы «конь», «слон», Зашифрованные слова «ладья», «ферзь», Заморочки из бочки, «Волшебная доска», Волшебный мешочек-2, Стол для каждой команды - 2штуки, грамоты.

Ход развлечения:

Дети заходят в  группу и становятся полукругом около воспитателя.

Ведущий:

Вся в квадратах — белых, черных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных -
Деревянные войска.

Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют -
Гениальная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно — белый этот край.

Ведущий: - Здравствуйте ребята! Сегодня  я хочу вас пригласить вас в путешествие в Шахматное королевство. И чтобы нам было интересно путешествовать, предлагаю нам с вами устроим соревнование, чтобы проверить наши знания. Для этого нам для начала нужно разделиться на 2 команды.

Набор в две команды : 1 команда – «Белая ладья» 2 команда «Тёмный рыцарь» . Выбирается жюри из взрослых.

Ведущий: Я приглашаю команды противников «Белая ладья» и «Тёмный рыцарь».

 Пойми, не враг-противник твой,

 И в правилах, заметьте-ка,

Чтоб честно биться за доской,

Раздел такой есть – этика.

 Ведущий: Ребята, Какие правила этики мы должны соблюдать?

Дети: Нельзя мешать противнику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; по любым вопросам обращаться к арбитрам; перед началом игры надо пожать руку противнику, а в конце поздравить с победой

Ведущий:  Итак, поприветствуйте друг друга, пожмите руки противникам.

 Гейм № 1. Шахматные загадки:

 -На каких полях ничего не растёт?

 -В каких клетках не держат зверей?

 - Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (Белого.)

 - Какую фигуру нельзя срубить в шахматной партии? (Король)

 - Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры? (Конь)

 - Какой шахматной фигуре можно объявить шах? (король)

Подведение итогов 1 гейма.

Ведущий: 2 гейм «Волшебная доска».

Задание. У каждой команды на столе по шахматной доске. Кто быстрее и правильно расставит фигуры на доске? Подведение итогов 2 гейма.

 Ведущий: Гейм № 3. «Тёмная лошадка»

 -Что знаете о фигуре «Конь»?

Задание. Расшифруйте слово, используя ход конём.

 -Что знаете об этих фигурах (ферзь и ладья?

 -Какая фигура сильнее?

Подведение итогов 3 гейма.

Физкультминутка с шахматным королем (презентация).

Ведущий: - Отдохнули?  Тогда давайте продолжать дальше.

Ведущий: Гейм № 4. «Ты- мне, я- тебе»

 Задание. Расставьте пешки на доске, используйте кодировку без ошибки. Противники друг другу загадывают координаты. Судьи наблюдают за правильностью расстановки фигур. Подводят итог.

 Гейм № 5. «Волшебный мешочек».

 Прошу построиться команды для весёлого состязания. У каждой команды по «Волшебному мешочку», в которых лежат фигуры. Нужно на ощупь узнать фигуру, после чего вытащить ее из мешочка, и правильно поставить на свое место на шахматной доске. Судьи подводят итог состязания.

Гейм № 6. «Конверт с секретом».

Задание. В каждом конверте части картинок, вам надо собрать в одну целую. Кто быстрее соберёт?

-Что знаете об этих фигурах?

 -Какая фигура сильнее

? Подведение Итога конкурса.

Ведущий:

 И только мудрость шахмат даст ответ,
Твоей душе, на множество вопросов,
Ведь 
«игрока» средь шахматистов нет,
А есть боец, художник и философ.

Ведущий: - Наше соревнование подошло к концу, и прежде чем мы объявим победителя,  я хочу у вас спросить. Вам понравилось наше соревнование? Что нового, вы для себя узнали? (ответы детей).

 Подведение итогов викторины, награждение. Ведущий благодарит детей за участие в игре, дарит всем участникам подарки.

Литература:

1.И. Весела,  И. Веселы  «Шахматный  букварь»,  Москва  «Просвещение»,  1983г.  

2. Игорь Сухин - Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. Издательство: АСТ, 2015 г.

3.Мария Фоминых: Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках. Издательство: Питер, 2017г.

4.Игорь Сухин: Шахматы. Полный курс для детей. Издательство: АСТ2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет

Вариант обновленной  общеобразовательной программы соответствует ФГОС к структуре основной общеоб­разовательной программы дошкольного образования.В обновленной программе «Детство» в соответствии ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет

Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др./  2014-2015 учебный год...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы «Детство» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6 -7 лет....

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Б» 5-6 лет на 2018-2019 учебный год

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовыска ДС №86 «Былинушка» на 2018 – 2019 учебный год, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной о...