Картотека РУССКИХ-НАРОДНЫХ и ХОРОВОДНЫХ ИГР
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русские народные игры, хороводные игры | 45.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА РУССКИХ- НАРОДНЫХ и ХОРОВОДНЫХ ИГР |
«У бабушки Маланьи» Цель:Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики. Описание: Дети идут хороводом, приговаривая: У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей Все без бровей(останавливаются) Вот с такими ушами, Вот с такими глазами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой. Ничего не ели На нее глядели Делали вот так! Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4. Русская народная игра «Скакалка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова: Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши. Правила игры: Кто задел за скакалку, выбывает из игры. Русская народная игра «Золотые ворота» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. |
Заря – Заряница. Атрибуты: яркая лента. Описание: Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук. Русская народная игра «Пирог» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он, какой высоконький, Вот он, какой мякошенький, Вот он, какой широконький. Режь его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд. Русская народная игра «Капуста» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. |
Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали Волк и лисица, бобер и курица, Заяц усатый, медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый» . Русская народная игра «Лягушки на болоте» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. Русская народная игра «Дедушка Рожок» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку. По божьей росе, По поповой полосе Там шишки, орешки, Медок, сахарок Поди вон, дедушка Рожок! Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом». Дети:Ах ты, дедушка Рожок, На плече дыру прожёг! Дедушка:Кто меня боится? Дети:Никто! Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. Русская народная игра «Лошадки» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд. |
Художественное слово: Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп! Ты лети, конь, скоро-скоро Через реки, через горы! Все-таки в галоп - гоп-гоп! Трух-трух! Рысью, милый друг! Ведь сдержать-то станет силы, - Рысью-рысью, конь мой милый! Трух-трух! Не споткнись, мой друг! Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет». Русская народная игра «Мороз красный нос» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит: Я Мороз-Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места. Русская народная игра «Бабка Ёжка» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка - Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу - Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много. |
Русская народная игра «Бубенцы» Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все дети говорят: Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон! После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока. Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод. |
Русская народная игра «Два Мороза» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос. говорят: Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос, Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места. |
Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего: «Хлоп, хлоп, убегай, Тебя кони стопчут» несколько игроков произносят: «А я коней не боюсь, По дороге прокачусь!» и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу. Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры. Русская народная игра «В ногу» Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании. Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли. |
Русская народная игра «Цепи кованные» |
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге. Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: - Цепи, цепи, разбейте нас! Кем из нас? – отвечает другая - Стёпой! - отвечает первая Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков. Русская народная игра «Малечина-Калечина» Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества. Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят: Малечина-калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До летнего? После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Варианты: Палку можно держать по-разному: 1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове. 2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии. 3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове. Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя. |
Русская народная игра «Салки» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе. Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется. Правила игры: 1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. 2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. 3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге. Русская народная игра «Ткачиха» Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. |
Хороводная игра: «Урожай». Цель: координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».
Хороводная игра: «Овощи». Цель: координация слово с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Хороводная игра: «Ежик и барабан». Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Хороводная игра: «Снежная баба». Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хороводная игра: «Воробей». Цель: координация речи с движением. развитие творческого воображения, подражательности.
Хороводная игра: «Домашние птицы». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
Хороводная игра: Хозяюшка». Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.
Хороводная игра: «Веснянка». Цель: координация речи с движением.
Хороводная игра: «Зима прошла». Цель: координация речи с движением.
Хороводная игра: «На лужайке поутру» Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.
|
Хороводная игра: «Козочка». Цель: развитие подражательности, творческого воображения.
Хороводная игра: «Ласточки». Цель: координация речи и движений, развитие моторики.
Хороводная игра: «Аквариум». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
Хороводная игра: «На закате тучки тают». Цель: координация речи и движений, развитие моторики.
Хороводная игра: «На лужайке». Цель: развитие координации движений, творческого воображения, подражательности.
Хороводная игра: «Речка». Цель: координация речи с движением.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хороводная игра: «Ягодка-малинка». Цель: координация речи с движением, развитие речевых навыков.
Хороводная игра: «Яблоня». Ст.гр. Цель: координация речи с движениями, работа над общими речевыми навыками, развитие мелкой моторики.
Хороводная игра: «Помощники». Цель: координация речи с движением.
Хороводная игра: «Снеговик». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Хороводная игра: «Теплоход». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков |
Хороводная игра: «Маляры». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Хороводная игра: «Кровельщик». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Хороводная игра: «Клен». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Хороводная игра: «Грядка». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Хороводная игра: «Гусеница». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Хороводная игра: «Дождик». Под.гр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Хороводная игра: «Садовник». Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов «сажать», «белить», «чинить».
Хороводная игра: «За грибами». Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов «искать», «собирать», «срывать».
Хороводная игра: «Игра в стадо». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
|
Хороводная игра: «С Новым годом!» Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи.
Хороводная игра: «Старый клен». Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, выразительности речи.
Хороводная игра: «Весна, весна красная». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Хороводная игра: «Береза». Цель: координация речи с движением, развитие речевого дыхания.
Хороводная игра: «Солнышко». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Хороводная игра: «Веснянка». Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хороводная игра: «Заинька с гармошкой». Цель: координация речи с движениями, развитие речевых навыков.
Хороводная игра: «Шапочка аиста». Цель: координация речи с движениями, развитие речевых навыков.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Русски народные хороводные игры с пением"
Картотека для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...
Картотека русских народных хороводных игр
Картотека русских народных хороводных игр...
Картотека русских народных хороводных игр
Картотека русских народных хороводных игр...
Картотека русский народных хороводных игр
Хороводные игры развивают координацию движения, ориентировку в пространство, развивают координацию слов и движений, вызывают желание выразительно двигаться....
Картотека русских народных хороводных игр
В данной картотеке представлены хороводные игры для детей 2-7 лет...
Картотека "Русских народных хороводных игр"
laquo;Каравай»Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.Как на Машин...
КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ХОРОВОДНЫХ ИГР
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность....