Развлечение "Кудесы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudesy.doc | 394.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«Кудесы»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Задачи:
- Дать понятие о старинном празднике Кудесы (Ефремов день (10 февраля).
- Развивать речь детей через частушки, потешки, активизировать словарь.
- Воспитывать любовь к русским народным праздникам, народным играм.
Материал: убранство русской избы, деревянные ложки, балалайки, трещотки, зерно на подносе, разноцветные ленты.
Ход развлечения
Звучит музыка. Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле).
Воспитатель (в образе хозяюшки): Здравствуйте! Милости прошу, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы знаете, как называется этот угол?
Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.
Воспитатель: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами».
Вот и вас сегодня на зимние посиделки приглашаю вас! На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. Спят рыбы подо льдом. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, загадки позагадывать, шутки да прибаутки порассказывать.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает?
Дети отгадывают загадку и читаю свои.
Дети:
У окон побывал -
Все окна разрисовал.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Он пушистый, серебристый.
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Двор в снегу. Белы дома
Ночью к нам пришла зима.
Воспитатель:
Сколько же у зимы братьев-месяцев? Как они называются? (дети отвечают.)
Что приносит нам декабрь? (Новый год, праздник елки)
Что празднуем в январе? (Рождество)
С какими попевками ходят по дворам колядовщики?
Дети:
Каляда - каляда
Седая борода.
Открывай сундучок,
Доставай пятачок, деткам на чаек.
Кто не даст пирога,
Уведем корову за рога.
Кто не даст хлеба,
Уведем деда.
Воспитатель: Как называется сейчас зимний месяц? Февраль. Его в народе называют февраль-враль. Один день тепло, другой холодно. Февраль зиму выдувает. У февраля два друга, метель, да вьюга.
И в этом зимнем месяце тоже есть народный праздник. Называется он – кудесы. Это праздник домовых. Вы знаете домовёнка Кузю? Так в феврале у всех домовят праздник. В этот день люди хлопали свои перины, подушки. Дарили друг другу маленькие венички из перьев. Нельзя было плакать в подушку, так как слезы впитывались в перо и снились людям плохие сны.
Воспитатель (достает перо):
Вот пушинка, как снежинка,
И воздушна и бела.
Но в отличие от снега,
Не растает здесь она.
Обходит всех детей.
- Подуйте ребята на пушинку. Какая она? (легкая, воздушная)
Февраль - последний месяц зимы. Какие зимние забавы радовали детей? (Горки, санки, лепка из снега фигур)
Взрослые и дети радовались зиме, называли её ласковыми, красивыми словами.
- Сейчас мы поиграем в игру «Колокольчик» (Дети, звеня, передают колокольчик и придумывают названия зиме - серебристая, волшебная, снежная и т.д.)
Воспитатель: Ну, а какие же посиделки без самовара?
Я иду, иду.
Самовар в руках несу.
А что подавали к чаю, мы сейчас узнаем.
Игра «Самовар» (название кондитерских изделий).
Воспитатель: Спасибо вам ребята, повеселили вы меня. Так чей сегодня праздник? (домовят)
- В нашей избе тоже живёт домовенок. Наверное, он спит. Давайте похлопаем в ладоши, и он проснется.
Появляется домовёнок Кузя.
Домовой: Здравствуйте ребята и все гости. У меня сегодня праздник, а я уснул.
Я всю ночь не спал - готовился к празднику: перышки из подушек теребил,
потом красил, да букетики мастерил.
Домовой:
Я - дед домовой,
Громко топну я ногой,
Засвищу, застучу,
Всё вокруг расколочу.
Воспитатель: «Что ты, что ты, домовой, мы помиримся с тобой. Смотри домовой, сколько здесь малых деток, они хотят развеселить тебя.
Воспитатель:
«Мы возьмём желанные
Ложки деревянные
И сыграем мы сейчас
Пляску русскую для Вас». (Игры на музыкальных инструментах.)
Домовой: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рад! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».
Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!
На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.
Домовой: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?
1. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружка,
А всего одна игрушка.
2. Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Это русский инструмент.
3. Обувь делали крестьяне
Для себя конечно сами.
Как назвать её нам, дети
Поскорее нам ответьте.
Воспитатель: А сейчас мы проведём игру «Перебери крупу»
Дети:
Дедушка домовой,
Мы хотим играть с собой,
Ты на месте повернись,
Вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай,
Ты на печке не лежи,
Что нам делать покажи.
Домовой с нами играл,
Но, наверное, устал.
Домовой, посиди,
На ребят погляди,
А мы тебя повеселим,
Позабавим, рассмешим.
Воспитатель: Вот девчата - тараторки, тараторят на задворках, (девочки исполняют частушки)
Частушки:
1. Эх, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2. Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Всё равно плясать пойду
Хоть и маленькая.
3. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна иду плясать,
Нас идут четыре.
Воспитатель: домовой как тебе понравилось на нашем празднике?
Домовой: Ой, спасибо, ублажили
И конфетами угостили.
Буду в доме вашем жить,
Буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать,
Счастье буду привечать.
Дети и Домовой вместе пьют чай.
Дети приглашают Домового в гости.