Конспект развлечения "Люблю березку русскую"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект развлечения, целью которого является приобщение детей к духовным ценностям природной культуры, обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dodina_n.v._prazdnik_russkoy_berezki.docx | 77.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 30»
Конспект развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Люблю березку русскую»
Додина Н.В.,
воспитатель
высшей. категории,
г. Арзамас, 2023 г.
Сценарий развлечения
«Ай, да берёзка»
Цель: Познакомить детей с символом России – берёзой. Приобщение детей к духовным ценностям природной культуры, обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа.
Праздник проводится на полянке с берёзкой.
Звучит фонограмма русской народной песни «Разбросала косы русые береза», воспитатель с детьми подходят к берёзе и встают в круг
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки. Берёзка пригласила нас на праздник, который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок. Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.
На праздник Троицу, который празднуется летом, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали лентами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей. (И. Агеева)
Разбежались по лужайке
Беззаботной, лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные берёзки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод!
Ведущий. Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод.
Исполняется хоровод вокруг березы «Во поле береза стояла»
Берёзы белоногие,
Колготки со штрихами,
Кудрявые, высокие
Серёжки с янтарями.
Сверкают, как монетками
Лощёными листочками,
И машут они ветками,
Как девушки платочками.
Их освещает вечером
Закат от солнца розовый,
Поёт им ветер песенки
Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)
Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к берёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
Ведущий: Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы».
Ведущий достаёт корзину с лентами и вместе с детьми украшает дерево. Звучит музыка хоровода «Берёзки русские»
Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (берёза.)
Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.
В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.
Ведущий: Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза?
Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносит береза нам с вами?
- Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.
- Берёза – и самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица – символ добра и красоты, символ родной земли.
- Берёзу часто используют в народной медицине, поэтому ее надо беречь, охранять, любить и ухаживать.
- Береза лекарственное дерево. Она дает людям настой из молодых березовых листьев, дегтярное масло, почки для лечения болезней.
- С березовым веником люди ходят в баню.
- Из березовой коры плетут туески и короба.
- В апреле собирают березовый сок. Раньше народ его так и называл – березозол.
- Дровами отапливали избы.
- В старину люди писали палочками на бересте. Некоторые письмена и рисунки сохранились до наших дней.
Вот такая она, наша березонька. А еще на праздник Троицы у березки устраивали игры. И сейчас мы поиграем в одну из этих игр.
Проводится подвижная игра «Заря – заряница»
Ведущий: Русская берёза красива в любое время года!
Каждый день я вижу
Берёзу из окна –
И нет подруги ближе,
Милей мне, чем она!
Зелёной лёгкой дымкой
Окуталась весной,
И ветер невидимка
Колышет лист резной.
А летним днём струится
Она живым шатром,
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном.
Лишь осень золотая
Лист опалит огнём,
Берёзка облетает,
Тоскует под дождём.
Укрытая снегами,
Стоит она зимой.
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
Ведущий: Ребята, кто еще знает стихотворение о берёзе?
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. ( А. Прокофьев)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Исполняется хоровод вокруг березы «Ай, да береза»
Ведущий: Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
1. Зеленеют луга,
В небе радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето.
Всех зовёт купаться … (лето)
2. Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (солнце)
3. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (лес)
4. Плачет по весне слезами,
В почках растворяет камень
И бумага для письма,
И – резные терема.
Белая сорочка – царя лесного дочка,
В бане – хозяйка
А ну-ка, угадай-ка! (берёза)
5. Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Подскажите, дети. (земля-кормилица)
Ведущий: На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».
Проводится подвижная игра «Веночек».
Ведущий: Береза – очень необычное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу! Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси. Ребята, а давайте поиграем, скажем – какая же береза.
Проводится дидактическая игра «Подбери слово».
Воспитатель объясняет, что необходимо подобрать определение (слово, отвечающее на вопрос какая).
Например: Березка – какая? – стройная,
Березка – какая? – белая,
Березка – какая? – добрая и т.д.
Ведущий: Какие вы молодцы, сколько слов красивых про березку сказали….. А не заскучала ли наша березка? Пора нам поиграть рядом с ней.
Проводится подвижная игра «Передай платочек».
Дети строятся в две команды, под музыку передают платочек друг другу. Побеждает та команда, чей платочек быстрее доберётся до конца колонны.
Ведущий: Вот и праздник наш подошел к концу
Будем берёзку любить, охранять,
Будем природе во всём помогать.
Реки, поля и леса сбережём,
Помним о том, что природа - наш дом.
Игра «Заря – заряница»
Дети стоят по кругу. Воспитатель ходит по кругу и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца завитые …
С последними словами осторожно кладёт руки на плечи одному из игроков. После этого игрок убегает по кругу и становится на своё место. Она его ловит, если поймала, то игрок становится Зоренькой. Игра повторяет несколько раз
Песня «Ай, да береза»
1. Мы вокруг берёзки
Встанем в хоровод,
Радостно и звонко
Каждый запоёт
Припев: Ай да берёзка,
Белый ствол.
Зеленей, зеленей
Ты листвой.
2. Яркие платочки
В руки мы возьмём.
У берёзки стройной
Песни заведём.
Припев: тот же.
3. К вечеру берёзке
Скажем мы: «Прощай.
Ты без нас, березка,
В поле не скучай».
Припев: тот же.
Подвижная игра «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит:
- Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети-«цветы» отвечают:
- Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.
Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.
Подвижная игра «Ручеёк»
Игроки встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Люблю березку русскую!"
Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание бережного, заботливого отношения к природе....
конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Березка русская."
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 41 общеразвивающего видаКалининского района Санкт – Петербурга...
план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"
Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...
Русская березка (русское народное творчество)
Беседа с детьми, художественное слово...
Конспект НОД в подготовительной группе "Люблю березку русскую".
Конспект НОД предназначен для детей подготовительного к школе возраста ( с использованием презентации )....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...
Конспект занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»
Конспект занятия с использование интерактивной доски...