Сценарий развлечения в подготовительной группе "Кто землю лелеет, того земля жалеет"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Абакумова Наталья Ананьевна

«Кто землю лелеет, того и земля жалеет» (развлечение в подг. группе)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кто землю лелеет, того и земля жалеет»

(развлечение в подг. группе)

Цель: воспитывать любовь к родной земле, учить правильно понимать её назначение, познакомиться с пословицами о земле-матушке, русскими песнями, играми, хороводами.

Атрибуты:

1.Плоскостная берёзка в центре зала.

2.Самодельный плуг, борона-суковатка из ствола небольшой высохшей ёлочки.

3.Корзиночки (лукошки) с семенами.

4.Деревянные или картонные косы (имитированный рабочий инструмент для скашивания травы)

5.Декорации: кустарник, ягодные кустики, малинник.

6.Самодельные серпы, колоски, корзиночки с муляжами овощей и фруктов.

7.Небольшой ящик (или другая тара) с землёй для практического задания, семена, например, укропа.

8.Видеопроектор, компьютер, презентация.

Дети заходят в зал , держась за руки «цепочкой». Запевают песню «Земелюшка – чернозём», исполняют хоровод с движениями. Затем присаживаются на стулья.

Ведущая:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поведём разговор о земле – матушке. Все знают , что такое земля – она лежит у нас под ногами…А задумывались ли вы, какую роль играет земля в нашей жизни? Чтобы понять это, давайте обратимся к истории и вспомним, как на Руси землю  уважали, берегли и лелеяли.

Дети:

1.У наших предков жить на Земле означало ухаживать за ней, работать на     ней,  удобрять , ласкать Землю, разговаривать, ладить с ней.

2.Всех земля питает: и травка, и кусты, и деревья огромные – все корнями в землю уходят, соки её пьют. «Земля как мать!», «У Земли и жучок — дитятко», «Земля каждую травинку жалеет».

3.В земле и мышка норку себе выроет, и волк логово устроит, а про жучков и червячков и говорить не приходится, для них земля – и стол, и дом. Даже птички – уж как высоко взлетают, а гнездышко свое на земле устраивают.

4.На земле люди поля да огороды распахивают, из рек воду берут, лес рубят, чтобы дома себе строить, мебель мастерить. Щедрая она, земля наша: бери сколько надо и другим оставь.

5.Герои русских народных сказок припадают к земле-матушке дабы набраться силушки богатырской,  а уходя на чужбину, богатырь берёт горстку родной землицы как духовный оберег.

6.Самая главная силушка матери земли в плодородии. Не зря её называли кормилицей. Всех земля кормит  - и растения, и животных, и нас свами!

Круглый год земля работает. Весна – самая горячая пора. Хотите узнать, как раньше на Руси хлеб растили? Смотрите!

Сценка «Как наши предки выращивали хлеб»

Дети (трое мальчиков):

1й: Эй, ребятушки! Пора землю пахать-ворошить! Берите плуг!

Плугом надо землю размельчить, в землю воздух пустить, чтобы дружно росла на ней рожь да пшеница!

(1й и 2й мальчики берут самодельный плуг, «тянут» его, изображая процесс  вспашки земли)

Ведущая объясняет:

Да, ребята, раньше землю пахали вот таким плугом. Он глубоко погружался в землю и переворачивал пласты земли. В плуг запрягали коня,  а если лошади в хозяйстве не было – то люди сами тянули плуг.

3й мальчик:

Теперь надо землю боронить, чтобы комья разбить, земля тогда мягкая станет, как пух! («боронят»)

Ведущая (объясняет): борону делали из ствола дерева, на котором много сучков. Как вы поняли, для чего нужны были сучки? (ответы детей),а позже придумали борону.

Трое других детей:

Землю распахали, заборонили, пора сеять!

• Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

• Лучше голодай, а добрыми семенем засевай.

(Трое детей с лукошками с настоящими или имитированными семенами идут по «полю», разбрасывая семена – «засеивают поле».)

Ведущая: Во вспаханную, подготовленную землю бросали семена ржи, пшеницы, овса, гречи – а потом ждали, когда они прорастут.

Дети:

Поле засеяли, теперь бы дождичка!

Выходят все в центр зала:

Мочи, мочи, дождь,на нашу рожь;

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень

Поливай весь день.

Исполняется песня «Дождик, дождик пуще»

Ребёнок:

Радуга-дуга, перебей дождя,

Подай солнышка.

Честному люду после сева – отдохнуть, поиграть, потешиться!

Песня – игра «А мы просо сеяли»

(Дети встают в две шеренги – шеренга мальчиков и шеренга девочек друг напротив друга. При исполнении 1го куплета одна шеренга ритмично делает несколько шагов вперёд, затем отходит назад, затем 2я шеренга, исполняя 2й куплет проделывает то же, и т.д.)

Ведущая: Эй, ребятушки, делу время, а потехе час! Травы стоят высокие да сочные!Пора и о домашних животных позаботиться, сена на зиму заготовить. Земля-матушка всех накормит!(вед.ставит декорацию «кустарник»)

Трое детей идут, положив косу на плечо, и исполняют песню  «Ты коси моя коса»

Затем дети имитируют скашивание травы, ведущая объясняет:   траву, ребята, срезали косой – это такой металлический нож на деревянной ручке.Траву после высушивали – получалось сено. Сеном кормили домашних животных зимой).

Дети (продолжают сценку):

1й ребёнок:

Хороша травушка! Всё подряд скашивать не будем – оставим участок, чтобы  на нём семена дозрели , в землю упали и трава и цветы снова выросли!

2й ребёнок:

А здесь кустарник появился – надо убрать, чтобы луг не засорял! (убирает с «луга» декорацию «кустарник»)

3й ребёнок:

А я посею здесь семена луговых трав, чтобы росли они гуще (достаёт из кармана «семена» и сеет их в «землю»)

…продолжают петь, уходят…

Ведущая: Пока взрослые косят – малые ребята в лесу ягодки собирают.

(ведущая ставит декорацию «малина», «ягоды»)

Выходят три  (или больше)  девочки, «собирают» ягоды.

Песня:  Ягодка по ягодке.

После песни одна из девочек «вырывает» кустик с ягодами

Вторая девочка: что ты!  нельзя кустики с корнями вырывать, на этом месте ягодки больше не вырастут!  Ты кустики не топчи, из земли не выдёргивай, все ягоды дочиста не собирай – оставь зверушкам и птичкам.

Ведущий: какие молодцы, девчата! Ребята, а знаете ли вы, какие ягоды в лесу можно найти? я вам буду показывать, а вы называйте!

Игра «Назови ягоду»  (ведущий показывает иллюстрации или фото различных ягод, дети называют их).

Ведущий: А тем временем,  поспела рожь и пшеница – пришла пора урожай убирать.

Отгадайте-ка,ребята, загадку: Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (слайд - Серп). Серпом, ребята, крестьяне колоски срезали.

Дети(выходят три девочки):

1:«Рожь поспела – берись за дело».

2.Что соберешь, тем и весь год живешь

3.«Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Девочки исполняют песню  «Серпы удалые, жнеи молодые» и имитируют срезание колосков. Колоски увязывают в сноп.

Ведущая: Скошенные колоски увязывали в снопы. Про них говорили:

«Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать-землю  поставлены».

Ведущая: Снопы сначала хорошо просушивали, затем везли молотить. Знаете, что это такое? По снопам ударяли цепами, чтобы выколотить из них зерно. А уж потом зёрна везли на мельницу, где их измельчали, получали муку.

А из муки, ребята, что пекут?  (хлеб, пироги……)

Дети (встают у стульев и произносят):

Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

• Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.

• Не шуба греет, а хлеб.

Ведущая: А ближе к осени собирали урожай и в садах – огородах.

У кого что землица – матушка уродила – похвастайтесь! Ай-да на ярмарку!

Двое детей  выносят корзины с овощами и фруктами. Остальные дети с муз. инструментами выходят в центр для исполнения песни.

Песня «Как у наших у ворот» с игрой на д. м. и.

Ведущая: А люди снова к Земле обращаются – благодарят (поклон) и снова  работать.

Дети:

 - Надо землю в порядок привести – весь мусор собрать и сжечь,

 - Снова перекопать, внести удобрения и дать земле отдохнуть – впереди     зима!

- А после снова наступит весна и всё повториться сначала!

Ведущая: так было и так будет всегда, если люди будут бережно относиться к земле, беречь и любить природу. Давайте повторим правила поведения в лесу, на природе:

Если поступки будут хорошими, говорите «да», а если плохими — «нет»!

Если я приду в лесок –то  сорву ромашку!(Нет.)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет.)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да.)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да.)

Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет.)

Если сильно насорю и убрать забуду. (Нет.)

За собою я всегда мусор убираю (Да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да.)

Дети:

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Песня «Моя Россия» 

Практическое задание: посадка укропа.

Тексты песен

«Земелюшка-чернозем» (русская народная песня)

1.Земелюшка-чернозем,    земелюшка-чернозем,

чернозём, чернозём, земелюшка-чернозем

2.тут березка выросла, тут березка выросла

Выросла,  выросла , тут березка выросла

3.на березке листочки…

4.под березкой травушка…

5.на травушке цветики…

6. из цветов плели венки…

Дождик, дождик пуще (русская народная песня)

Дождик, дождик пуще! Дам тебе гущи!

Дам хлеба каравай! Весь день поливай!

Гуща пролилася,  туча разлилася.

Как  у наших у ворот   (русская народная песня)

1.Как у наших у ворот муха песенки поёт,

Ай, люли, вот поёт,  ай, люли, вот поёт.

2.Муха песенки поёт , комар музыку ведёт,

Ай, люли, вот поёт,  ай, люли, вот поёт.

3.Стрекоза плясать пошла, муравья с собой звала.

Ай, люли, всё звала,  ай, люли, всё звала.

4.Муравейка, милый мой, попляши-ка ты со мной.

Ай, люли, ты со мной, ай, люли, ты со мной.

5.Уж я рад бы, поплясал, да уж очень я устал.

Ай, люли, я устал, ай, люли, я устал.

 А мы просо сеяли 

1(девочки) А мы просо сеяли, сеяли;

Ой, дид, ладо, сеяли, сеяли!

 2.(мальчики) А мы просо вытопчем, вытопчем;

Ой, дид, ладо, вытопчем, вытопчем!

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?....

2. А мы коней выпустим, выпустим…..

1. А мы коней  в плен возьмём, в плен возьмём….

2. А мы коней выкупим, выкупим….

1. А чем же вам выкупить, выкупить?....

2. А мы дадим сто рублей, сто рублей….

1. Не надо нам   сто рублей, сто рублей….

2. Чего  же вам надобно, надобно?....

1. Надобно нам девицу, девицу;

    Нам Марину девицу, девицу!.....

(Марина бежит к шеренге мальчиков, которые держатся за руки, пытаясь «разорвать» сцепленные руки, если не получилось:

2. В нашем полке убыло, убыло….

1. В нашем полке прибыло, прибыло…..

Ты коси, коса.

Ты коси, моя коса, пока на травушке роса.

Роса с травушки долой, а я с покосика домой.

Я косила – косила, косу на камень бросила.

Ты коси, моя коса, пока на травушке роса.

Серпы золотые.

Серпы золотые, жнеи молодые.

Веселенько жали, серпочки мелькали.

Уж вы жните, жните, жните не ленитесь,

А, обжавши нивку, пойте – веселитесь1

Серпы золотые, жнеи молодые.

Пшеницу пожали, стали с пирогами.

Ягодка по ягодке (Слова Н. Саконской, музыка Л. Мартынова)​

Собирала я в лесу ягоду малину.

Я домой не донесу полную корзину.

Ягодка по ягодке, ягодка по ягодке -

Дело продвигается, ягод убавляется...

Солнце греет горячо, далека дорога.

Не отведать ли еще ягодок немного?

Ягодка по ягодке, ягодка по ягодке -

Тают, как снежинки, ягоды в корзинке.

Закатилось солнышко, показалось донышко,

А на донышке видна только ягодка одна.

Не идти же с ней домой?

Съем ее - и с плеч долой

Моя Россия  (Музыка: Г.Струве Слова: Н. Соловьева).

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей!


Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!
Припев:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это мы с друзьями.
Припев:,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в подготовительной группе «CКАЗКА ПРО ЛЕНЬ»

В сказке расказывается как к зайчатам пришла Лень, и как их друзья, Волченок и Ежик помогли с ней справиться....

Конспект-сценарий развлечения в подготовительной группе "Поможем Бабушке Загадушке"

физкультурно - познавательное развлечение для подготовительной группы детского сада в котором решаются образовательные, развивающие, воспитательные и валеологические задачи в игровой форме....

Сценарий развлечения для подготовительной группы: «Мы сильные, храбрые, смелые - будущие защитники русской земли».

Цель мероприятия: прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать соревновательный дух дошкольников.Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриоти...

Сценарий развлечения Средняя группа «В» «Наш дом - планета Земля»

Углубление экологических знаний у  детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле....

Сценарий развлечения для детей группы раннего возраста "День Земли"

Цель: создание у детей радостного настроения, воспитание любви и бережного отношения к природе....

Авторский сценарий развлечения ко Дню матери "Самый лучший на Земле праздник мамы в ноябре" для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Сценарий развлечения предназначен для дошкольников подготовительной группы. Песни исполняются в сопровождении фортепиано, танцы и игры в сопровождении фонограмм (репертуар в соответствии с ФОП)...

Сценарий развлечения в подготовительной группе "Милая, нежная мама", посвященного Дню Матери методическая разработка (подготовительная группа)

Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования....