ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
план-конспект занятия (старшая группа)

Сариева Любовь Павловна

Тема: НОД "Теегин айс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3otkrytoe_zanyatie_teegin_ays.docx133.09 КБ

Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТОЕ  ЗАНЯТИЕ  ПО  ИЗУЧЕНИЮ  РОДНОГО  ЯЗЫКА

ТЕМА:  «Теегин айс»

Составила : Сариева  Любовь  Павловна

Педагог дополнительного  образования

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Сельский национальный детский сад  «Малыш»      с.Ульдючины


    Интеграция ОО : познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Цель: расширить представление детей о степной зоне.

1. Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Калмыкии,

     воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям родного края.

2. Обобщать знания детей о последовательности времен года, геральдике республики.

3. Развивать познавательный интерес.

4. Развивать диалогическое общение детей на родном языке.

3. Расширять словарный запас детей, способствовать развитию общения ребенка

     со взрослым  и сверстниками, воспитывать любовь к

Методы и приемы:

- наглядные: картинки «Калмыцкая степь»

- словесные: стихотворения, рассказ, вопросы, ответы, рассуждения, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: беседы о степи, о ее обитателях, разучивание стихов, пословиц, знакомство с геральдикой Калмыкии.

                                     Ход НОД

Багш: Ребята, что вы видите  стене? (Мы видим калмыцкий флаг и герб).

Багш: Что изображено на флаге? Расскажите о нем.( Калмыцкий флаг желтого цвета.     Желтый цвет – символ солнца. В центре флага – голубой круг с белым лотосом .Голубой цвет – цвет неба, а лотос – символ чистоты и счастья).

Багш: Что изображено на гербе Калмыкии?( В центре герба изображены улан зала (красная кисточка) и хадак .По краям герба – калмыцкий орнамент).

Багш: Назовите столицу Калмыкии? ( Столица Калмыкии - город Элиста).

Багш: В какой природной зоне находится Калмыкия? ( Калмыкия находится в степной зоне).

Багш: Правильно, поэты написали много стихов о красоте степи, о значимости ее для калмыков.

«Здесь ты не встретишь броской красоты,

Чтоб сразу обожгла до слез, до вскрика

О, степь моя, иным невзрачна ты,

Но красота твоя в душе калмыка! …»     (Джангр Насунов)

Багш: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в степь.

Звучит мелодичная музыка( звуки степи). (Дыхательная гимнастика).

«Аромат степи вдыхаем (делается глубокий вдох, как будто пахнет чем-то вкусным)

И дыханье затаим. (задерживается дыхание).

А теперь мы выдыхаем, (выдох происходит с тянущимся звуком «а»)

Отдыхаем, отдыхаем.

Багш : Күүкүд нааран хәәләтн, самбрт дала зургуд ѳлгәтә. Эн  мана хальмг тег.

            Тадн ю үзҗәнт?  

Багш:  В степи ровная поверхность земли – равнина. Есть небольшие холмы -

             курганы. В лесу много деревьев, а в степи – травы. Только вдоль

            дорог лесополосами располагаются деревья и кустарники, благодаря

            человеку, который их посадил.

Багш:  В некоторых районах очень много песка. Эта природная зона называется полупустыней. Это Черноземельский район.  В степи очень капризный климат: холодная зима  и жаркое лето, үвл – киитн, зун – халун. Мана тег ямаран болучн җилин цагла – йир сәәхн!

- Ода эн зургуд хәәләж, нанд хәрү келтн:

- Ямаран җилин цаг тадн  үзҗәнт? (үвл, хавр, зун, намр)

Багш: Особенно красива степь весной. Тадн ода дассн шүлгүдән наран һарад чееҗәр

            келҗ ѳгтн.

Надвид : «Хорошо в степи весной!            Баир:

Травы светятся росой.

Пахнет мятой ветерок.

Пахнет медом тонконог                                                                                                                                          

Чингис:   Вышли суслики из нор,

                 Дружно встали на пригорок.

                 Очень нравится им, как

                 Пахнут клевер и типчак.

Багш:  В Калмыкии растут более 50 видов растений. Это лекарственные травы: подорожник, ромашка, одуванчик, пастушья сумка. Ароматом горькой полыни наполняется степь. Царь степей – седой ковыль. Типчак – кормовое растение.

Физкультминутка под музыку:

Һаран деегшән – альхан  таштн,

Һаран дорагшан – кѳләрн таштн ( 2 дәкч давтх).

Багш:- А какой цветок является украшением степи? (Тюльпан)

- Хальмгар  келтн ( Бамб цецг)

- Каких животных, которые живут в степи? (еж, сайгак, волк, лиса, заяц, суслик, змея).

-  Хальмгар: зара, гѳрәсн, чон, арат, туула, зурмн, моһа. Мини ардас давттн.

-  Назовите птиц, обитающих в степи?(журавль, орел, жаворонок, ласточка, скворцы).

- Хальмгар: тоһрун, һәрд, торһа, харада, хар үкр. Давттн.

Багш:  Понравилось вам путешествие? ( Да)

            -Что вы можете рассказать о степи и его обитателях? (Ответы детей).

Багш:  Молодцы! Йир сән! Тадн хальмг теегин тускар дала юм медҗ авсн бәәҗд.