ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: «Теегин айс»
Составила : Сариева Любовь Павловна
Педагог дополнительного образования
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Сельский национальный детский сад «Малыш» с.Ульдючины
Интеграция ОО : познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Цель: расширить представление детей о степной зоне.
1. Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Калмыкии,
воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям родного края.
2. Обобщать знания детей о последовательности времен года, геральдике республики.
3. Развивать познавательный интерес.
4. Развивать диалогическое общение детей на родном языке.
3. Расширять словарный запас детей, способствовать развитию общения ребенка
со взрослым и сверстниками, воспитывать любовь к
Методы и приемы:
- наглядные: картинки «Калмыцкая степь»
- словесные: стихотворения, рассказ, вопросы, ответы, рассуждения, чтение художественной литературы.
Предварительная работа: беседы о степи, о ее обитателях, разучивание стихов, пословиц, знакомство с геральдикой Калмыкии.
Ход НОД
Багш: Ребята, что вы видите стене? (Мы видим калмыцкий флаг и герб).
Багш: Что изображено на флаге? Расскажите о нем.( Калмыцкий флаг желтого цвета. Желтый цвет – символ солнца. В центре флага – голубой круг с белым лотосом .Голубой цвет – цвет неба, а лотос – символ чистоты и счастья).
Багш: Что изображено на гербе Калмыкии?( В центре герба изображены улан зала (красная кисточка) и хадак .По краям герба – калмыцкий орнамент).
Багш: Назовите столицу Калмыкии? ( Столица Калмыкии - город Элиста).
Багш: В какой природной зоне находится Калмыкия? ( Калмыкия находится в степной зоне).
Багш: Правильно, поэты написали много стихов о красоте степи, о значимости ее для калмыков.
«Здесь ты не встретишь броской красоты,
Чтоб сразу обожгла до слез, до вскрика
О, степь моя, иным невзрачна ты,
Но красота твоя в душе калмыка! …» (Джангр Насунов)
Багш: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в степь.
Звучит мелодичная музыка( звуки степи). (Дыхательная гимнастика).
«Аромат степи вдыхаем (делается глубокий вдох, как будто пахнет чем-то вкусным)
И дыханье затаим. (задерживается дыхание).
А теперь мы выдыхаем, (выдох происходит с тянущимся звуком «а»)
Отдыхаем, отдыхаем.
Багш : Күүкүд нааран хәәләтн, самбрт дала зургуд ѳлгәтә. Эн мана хальмг тег.
Тадн ю үзҗәнт?
Багш: В степи ровная поверхность земли – равнина. Есть небольшие холмы -
курганы. В лесу много деревьев, а в степи – травы. Только вдоль
дорог лесополосами располагаются деревья и кустарники, благодаря
человеку, который их посадил.
Багш: В некоторых районах очень много песка. Эта природная зона называется полупустыней. Это Черноземельский район. В степи очень капризный климат: холодная зима и жаркое лето, үвл – киитн, зун – халун. Мана тег ямаран болучн җилин цагла – йир сәәхн!
- Ода эн зургуд хәәләж, нанд хәрү келтн:
- Ямаран җилин цаг тадн үзҗәнт? (үвл, хавр, зун, намр)
Багш: Особенно красива степь весной. Тадн ода дассн шүлгүдән наран һарад чееҗәр
келҗ ѳгтн.
Надвид : «Хорошо в степи весной! Баир:
Травы светятся росой.
Пахнет мятой ветерок.
Пахнет медом тонконог
Чингис: Вышли суслики из нор,
Дружно встали на пригорок.
Очень нравится им, как
Пахнут клевер и типчак.
Багш: В Калмыкии растут более 50 видов растений. Это лекарственные травы: подорожник, ромашка, одуванчик, пастушья сумка. Ароматом горькой полыни наполняется степь. Царь степей – седой ковыль. Типчак – кормовое растение.
Физкультминутка под музыку:
Һаран деегшән – альхан таштн,
Һаран дорагшан – кѳләрн таштн ( 2 дәкч давтх).
Багш:- А какой цветок является украшением степи? (Тюльпан)
- Хальмгар келтн ( Бамб цецг)
- Каких животных, которые живут в степи? (еж, сайгак, волк, лиса, заяц, суслик, змея).
- Хальмгар: зара, гѳрәсн, чон, арат, туула, зурмн, моһа. Мини ардас давттн.
- Назовите птиц, обитающих в степи?(журавль, орел, жаворонок, ласточка, скворцы).
- Хальмгар: тоһрун, һәрд, торһа, харада, хар үкр. Давттн.
Багш: Понравилось вам путешествие? ( Да)
-Что вы можете рассказать о степи и его обитателях? (Ответы детей).
Багш: Молодцы! Йир сән! Тадн хальмг теегин тускар дала юм медҗ авсн бәәҗд.