Сценарий "День русской культуры"
план-конспект занятия (старшая группа)

Жаппарова Альбина Заквановна

Знакомство с традициями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_russkoy_kultury.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»










Сценарий

«День русской культуры»





                                                                                 Подготовила :
                                                                                 А.З. Жаппарова
                                                                                 воспитатель высшей категории


Цель:

- Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями и обычаями русского народа

Задачи:

- закрепить знания детей о названии страны, в которой мы живем, о ее природе, некоторых событиях, культуре, народных промыслах, закрепить названия овощей, круп посредством дидактических игр

- воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям

Материалы и оборудование для занятия

  • глобус
  • географическая карта
  • иллюстрации с изображением природы России
  • книги «Русские народные сказки», пословицы и поговорки
  • изделия народно-прикладного искусства (матрешки, петушок в дымковской росписи, индюк в городецкой росписи)
  • овощи (картофель, лук, морковь, свекла, капуста)
  • трафареты к народно-прикладному искусству
  • аудиозаписи (песни)

Ход занятия:

Звучит песня «Мать – Россия моя» (сл. С.Островского, муз. С.Туликова)

Воспитатель – Ребята, как называется наша страна?

Дети – Россия

Воспитатель – Кто может показать на глобусе, карте границы нашей страны?

Дети -  показывают границы России

Воспитатель – Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России

Дети - Примерный рассказ детей – Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много грибов и ягод, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезные ископаемые: уголь, железо и другие металлы. А также есть степи.

Воспитатель – Да, наша Россия очень большая, красивая и богатая страна. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Русские люди сочиняли много хороших и интересных сказок.                              

Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети – «Морозко», «Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»

Воспитатель – Какие русские пословицы и поговорки знаете?

Дети – «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Делу – время, потехе – час», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Дид.игра «Отгадай загадку» (работа с иллюстрациями)

Воспитатель – Наш народ сочинял и красивые песни, хороводы

Физкультминутка «Рязанский хоровод»

(входит коробейник (ребенок с коробом товаров)

Коробейник – Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!

(дети берут изделия народно-прикладного искусства)

Воспитатель – Расскажите о том, что вы купили на ярмарке

(рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских и городецких изделиях, матрешках, посуде из гжели)

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов (прил.)

Воспитатель – Ребята, мы с вами уже хорошо знакомы с русскими народными промыслами. Предлагаю заняться ими. (работа по группам прил.)

Под.игра «Гуси-лебеди»

Воспитатель – У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

Дети – ответы детей                                                                                                                                   Воспитатель - «Традиция» - слово не русское, а латинское и в переводе оно означает – передача, то есть, традиция – это то, что передается от поколения к поколению, от дедушек, бабушек – папам и мамам, а от них –  вам. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день 8 марта и т. д. Есть традиции всенародные: празднование Нового года, Рождества, дня Победы, Масленицы с блинами. А еще, традиции есть  с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.

Что выращивают в России?

Дети – овощи, фрукты, пшеницу

Воспитатель – В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай. Еще русские люди любят щи. Из чего варят щи?

Дети – картошка, лук, морковь, капуста

Дид. игра «Узнай на ощупь» (овощи)

Воспитатель – У русского народа есть такая пословица «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?

Дети – Кашу

Физ. минутка – «Кашка-малашка»

Кашка-малашка, ты так хороша (одна рука согнута в локте, имитируют кастрюлю, другой рукой помешивают)

Если добавить стакан молока (наливаем)

Сахар и соль мы щепоткой кладём (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы деткам даём (дающие движения)

Кашка-малашка, ты так хороша

Если добавить кувшин молока (держим кувшин двумя руками)

Сахар и соль мы ложкой кладём (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы мамам даём (дающие движения)

Низким голосом

Кашка-малашка, ты так хороша

Если добавить ведро молока (с трудом наливаем)

Сахар и соль мы горстями кладём (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы папам даём (дающие движения)

Воспитатель – Из чего можно сварить кашу?  

Дети – Из крупы

Воспитатель – Назовите, какие вы знаете крупы?

Дети - отвечают

Дид.игра «Какая каша»

(из гречки – гречневая, из манки – манная, из риса – рисовая и др.)

Под.игра «Каравай»

Сюж. – рол.игра «Угостим матрёшек чаем»

Итог занятия:

Воспитатель – Что нового мы узнали о нашей стране, какие традиции у русского народа, в какие игры играли, каким творчеством занимались?

Дети - отвечают

Воспитатель - Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...

Приобщение детей подготовительной группы к истокам русской культуры и культуры родного края.

Приобщение дошкольников к культуре своего народа, приобщение  уважения, гордости за землю, на которой ты живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на ...

Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...

Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"

21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...