Сборник квест-игр для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Медведева Татьяна Александровна

картотека игр для дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_kvest_igr.docx972.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска

«Детский сад № 77»

Сборник сценариев квест- игр для детей старшего дошкольного возраста

https://teg.az/uploads/posts/2020-03/1583268709_teg-collage.jpg

Автор: воспитатель

 Медведева Т.А.

Иркутск

Введение

Квест – это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Что же такое квест? Квест (англ. Quest) -это один из жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует дорогостоящих инвестиций, однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность.

В дошкольном образовании квест приглашает детей отправиться в путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в мир загадок и приключений, проявить смекалку, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Цель педагогической разработки: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с квест-играми по познавательному развитию.

Методика организации и проведения квест-игр для дошкольников:

Проводить квест-игры можно в помещении детского сада, перемещаясь из группы в спортзал, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии.

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем у обычного занятия, и составляет: 40–45 минут для старших дошкольников.

Задания квестов для детей могут быть разнообразными:

1 Поиск «сокровищ».

2 Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).

3 Помощь героям.

4 Путешествие.

5 Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

Игровая методика позволит увлечь детей и более глубоко вникнуть в конкретную тематику. Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно. Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти клад и т. п.

В квесте важно подобрать задания с учетом возраста детей, чтобы им было интересно и не очень сложно. Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2

 «Делу время – потехе час» для детей подготовительной группы..……………….4

«Секретный пакет»………………………………………………………………………8

«В поисках науки»……………………………………………………………………….11

«Поможем зимующим птицам!»………………………………………………………15

«Волшебный лес»………………………………………………………………………..17

«В поисках сокровищ»..…………………………………………………………………20

 Приложение……………………………………………………………………………....23

 «Делу время – потехе час»

Задачи:  формировать умение договариваться, действовать в команде; развивать эмоциональную отзывчивость;  стимулировать активность, самостоятельность; познакомить детей с понятием «квест» и его правилами; совершенствовать умения обобщать, интегрировать и применять полученные знания; развивать умение действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, умение видеть закономерности; совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве; формировать самостоятельность мышления; стимулировать интерес к получению новых знаний; закрепить прямой и порядковый счет в пределах 12; совершенствовать двигательные навыки детей; развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, двигательную активность.

Предварительная работа. Разместите в группе часы со съемными цифрами (например, на магнитах). Проведите с детьми беседы о времени, разных видах часов, познакомьте с пословицами о времени. Накануне игры разучите с детьми правила квеста, обсудите схему действий.

Ход квест-игры:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши часы, что с ними случилось? (Показывает на часы, у которых часть цифр отсутствует. Дети отвечают, что цифры пропали, часы не ходят.) Предлагаю пофантазировать, что может случиться, если время остановится. (Ответы детей.) Ребята, а как можно починить часы? Дети отвечают, что нужно найти пропавшие цифры, тогда часы вновь начнут ходить. Воспитатель: Цель квеста – найти пропавшие цифры для часов. Чтобы найти их, ребята, вам надо выполнить задания, которые спрятаны по всему детскому саду в специальных конвертах (показывает конверт). Когда вы выполните одно задание, то узнаете одну цифру. Эту цифру вам нужно будет вписать в окошко на конверте (показывает окошко на конверте). Если все цифры на конвертах будут правильные, вы получите карту, по которой сможете найти тайник с цифрами для часов.

Организационная часть

Воспитатель: Ребята, давайте вместе вспомним правила квеста. Дети вместе с педагогом вспоминают правила и схему действий.

Правила квеста:

1.               Задания выполняйте самостоятельно.

2.               Ваша задача – найти задания, выполнить их и получить результаты, которые приведут к конечной цели квеста.

3.               Найти задания вам помогут подсказки. С их помощью можно догадаться, где (или у кого) находится задание. Каждая подсказка относится только к одному заданию.

4.               Действуйте по схеме: 1. Найдите подсказку и догадайтесь, куда идти, чтобы найти. 2. Найдите задание в конверте и разберитесь, что нужно сделать 3. Выполните задание 4. Получите результат.

5.               Квест – командная игра, поэтому при выполнении задания внимательно слушайте друг друга, обсуждайте предложения друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях.

6.               Если потребуется помощь взрослого – поднимите вверх карточку «требуется помощь». Воспитатель: Молодцы! Теперь подойдите к своим местам у столов и возьмите эмблему. Это эмблема вашей команды. Справа встаньте те, кто оказался в команде зеленого будильника, слева – в команде синего будильника.

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок прикрепляет к одежде эмблему – бейдж с изображением будильника зеленого или синего цвета.

Воспитатель: Выберите участника команды, который будет отвечать за карточку «требуется помощь». Напомните, когда вы будете использовать эту карточку? Дети отвечают. Выбирают в каждой команде ответственного за карточку участника.

Основная часть

Примечание. Каждая команда проходит один и тот же маршрут, но в разной последовательности, чтобы территориально не мешать друг другу. Подсказки и задания для каждой команды аналогичные (например, в первом задании эмблему первой команды прикрепляют к книге, второй команды – к коробке, первая команда собирает цифру 8, вторая – 7). Каждую команду сопровождает взрослый. Воспитатель: Ребята, ваша эмблема – это и есть первая подсказка. Внимательно посмотрите вокруг и догадайтесь, где первое задание. Где еще вы видите вашу эмблему? Может ли этот предмет быть подсказкой?

Дети находят задание 1– Задание: Эмблема команды прикреплена к книге, которая лежит на виду, но в отдалении от детей. В книгу помещен конверт с заданием – разрезанная на части картинка. Дети должны догадаться, что нужно сложить части и получить цельную картинку.

Что можно сделать с отдельными кусочками? Дети выполняют задание и получают результат – картинку с цифрой. Вписывают цифру в окошко на конверте. Результат: «цифра 8» Подсказка Воспитатель: Найти место, где спрятано следующее задание, вам поможет песенка. О чем эта песенка? Как называется место, где мы спим? Может ли там быть спрятано задание? Воспитатель напевает или воспроизводит с помощью музыкального центра или другого устройства строчку из песни «Спи, моя радость, усни». Дети обсуждают услышанный фрагмент и догадываются, что задание нужно искать в спальне.

Задание 2. В спальне лежит конверт с заданием – две одинаковые на вид картинки с небольшими отличиями. Дети должны догадаться, что их задача – найти отличия и сосчитать их. Одинаковы ли картинки? А что мы ищем? Что мы должны найти в результате выполнения задания? Дети выполняют задание и получают цифру. Вписывают ее в окошко на конверте. Результат: «цифра 5». Подсказка Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, где находится следующая подсказка, отгадайте загадку: «В нем лежат пенал, тетради. И на завтрак бутерброд. Все учебники в порядке. В школу ученик несет». Где в детском саду находится предмет, который изображен на картинке? Нужно найти любой шкафчик или определенный? Дети отгадывают загадку, находят в игровой комнате портфель. В нем лежит карточка с изображением шкафчика с определенным номером. Дети обсуждают, где искать задание, высказывают пред-положение, затем проверяют его  Задание 3.

 шкафчике лежит конверт с заданием – числовой домик, который представляет собой прямоугольник в виде трехэтажного домика, на каждом «этаже» по два окошка с цифрами. Сумма цифр на каждом этаже равна цифре на крыше домика. В одном окошке цифра отсутствует. Задача детей – догадаться, какое число должно быть в окошке. Как вы думаете, что нужно сделать с цифрами? Какая цифра должна быть в пустом окошке? Дети выполняют задание и получают цифру. Вписывают ее в окошко на конверте. Результат: «цифра 2»

Подсказки и задания. Дополнительные вопросы детям. Комментарии. Результат Подсказка. Воспитатель: Ребята, следующая подсказка наполнена воздухом. Что может быть наполнено воздухом? Внутри шарика что-нибудь есть? Как можно достать подсказку? Дети обсуждают, где искать подсказку, находят в раздевалке воздушный шарик, в который помещена стрелка зеленого цвета. Дети самостоятельно решают, как достать стрелку, достают ее.

–Где еще вы видите такую стрелку? Что это может обозначать? Что вы должны делать дальше? Стрелка, которую дети достали из шарика, соответствует стрелкам, наклеенным в раздевалке и ко-ридоре детского сада. Дети самостоятельно устанавливают между ними логическую связь и начинают следовать по стрелкам до кабинета логопеда, где находят задание 4.

Задание 4. На столе в кабинете логопеда лежит шифр – карточка с буквами, где каждая буква соответствует определенному значку (значок размещен под каждой буквой), и зашифрованное слово – карточка со значками в определенном порядке. Задача детей – расшифровать слово, заменяя каждый значок соответствующей ему буквой. Что вы видите? Как вы думаете, что нужно сделать? Что обозначает каждый значок? Какой букве он может соответствовать? Дети выполняют задание и получают слово, которое называет цифру («десять»). Вписывают цифру в окошко на конверте Результат: цифра «10 » Подсказка 5.

Воспитатель: Вот вам следующая подсказка, ребята. Я назову четыре слова, а вы выберите из них лишнее: бассейн, спортзал, озеро, река. Как вы думаете, может ли лишнее слово быть подсказкой? Дети называют лишнее слово, самостоятельно устанавливают логическую связь между лишним словом и местом поиска, переходят в спортивный зал.

Задание 5. В спортивном зале сразу от входа начинается полоса препятствий: тоннель; гимнастические палки, которые выложены на расстоянии 40 см друг от друга для прыжков с продвижением вперед; — гимнастическая скамейка с распределенными на ней набивными мячами для ходьбы с перешагиванием; вертикально закрепленный обруч для подлезания. Способ прохождения каждого отрезка обозначен схемой, которая расположена перед каждым препятствием. После прохождения полосы препятствий, дети находят конверт с заданием, в конверте буквы («Т», «Р», «И»). Задача детей – составить слово из букв. Что состоит из букв? Как вы думаете, какое слово можно сложить? Вспомните, что мы ищем? Дети выполняют задание и получают слово, которое называет цифру («три»). Вписывают цифру в окошко на конверте. Результат: цифра «3».

Подсказки и задания. Дополнительные вопросы детям. Комментарии. Результат. Подсказка 6. Воспитатель: Следующая подсказка, ребята, спрятана в моем телефоне. Какой инструмент звучал? Где вы видели такой инструмент? Где искать следующее задание? Воспитатель включает телефон, дети слушают фрагмент музыкального произведения, который исполняется на пианино. Дети обсуждают, где искать следующее задание, догадываются, что нужно пойти в музыкальный зал, где стоит пианино– Задание 6. На пианино в музыкальном зале лежит конверт, в него помещены колбочки от киндер-сюрпризов. Часть колбочек пустые, в нескольких спрятаны цифры и знаки («4», «5», «+», «=»). Задача детей – открыть колбочки, найти все цифры и знаки и выложить пример («4 + 5 =») и решить его.

Как вы думаете, ребята, можно ли выложить найденные цифры и знаки в определенном порядке? Что тогда получится? Каким будет результат? Дети выполняют задание и получают цифру. Вписывают ее в окошко на конверте. Результат: цифра «9» После того как дети выполнят все шесть заданий, они вместе с воспитателем возвращаются в групповую.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, все ли цифры вы нашли. Дети называют цифры на конвертах, соотносят их с цифрами, которые отсутствуют на часах. Делают вывод, что все цифры совпадают. Следовательно, задания выполнены правильно.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили все задания. Осталось найти тайник с цифрами. Его место обозначено на карте, которая спрятана на часах. С оборотной стороны часов закреплена карта – план группы с обозначенным местом, в котором находится тайник с цифрами. Дети берут карту, определяют место тайника, выкладывают найденные цифры на циферблат, часы начинают отсчет времени (воспитатель ставит батарейку).

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе дадим торжественное обещание беречь время: «Беречь время важно, знай: Его даром не теряй! Приучай себя к порядку, Помни утром про зарядку. Днем настойчив будь и смел, Чтобы сделать много дел! Начал вечер наступать, Это время поиграть». Ночь придет – ложитесь спать. Пес – на коврик, ты – в кровать».

«Секретный пакет» (Приуроченный к 23 февраля.)

Задачи:

- Закрепить умение узнавать и называть военную технику и виды войск.

- Способствовать формированию меткости у детей, ловкости, а также совершенствовать координацию движений.

- Продолжать формировать умение детей ориентироваться по карте, ориентироваться в пространстве.

- Развивать память, внимание, логическое мышление.

- Воспитывать патриотические чувства, способствовать гармонизации детских отношений, развитие чувства взаимопомощи.

Ход мероприятия

Под песню «Бравые солдаты» дети маршевым шагом колонной по одному входят в спортивный зал.

Ведущий: Ребята, какой мы сегодня отмечаем праздник?

Дети: Ответ детей.

Ведущий: Правильно – это праздник Российской армии и отмечает его весь наш народ – День защитника Отечества.

Ведущий: Ребята, нам прислали сообщение, давайте его прочитаем: «Дорогие ребята! Вам пишет начальник штаба секретных заданий, я приглашаю вас, показать свою смекалку, ловкость, умение, смелость и взаимовыручку. Вам необходимо найти где располагается секретный пакет и узнать, что в нем лежит. Для этого вам надо отгадать загадки и получить карту, по которой можно добраться до сейфа. Задания вы найдете в конвертах».

В приложении к сообщению прикреплён какой-то файл, нужно его распечатать, пойдемте к Римме Радисовне.

(Распечатываем файл с загадками)

Р.Р:  Для того чтобы получить первый фрагмент карты вам нужно отгадать все загадки.

Загадки.

Я служу сейчас на флоте,

Слух хороший у меня.

Есть такой же и в пехоте —

Дружим с рацией не зря!

(Радист)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу на границе он несет,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу.

(Пограничник)

Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защитить свою страну!

(Военный летчик)

Заменит робота - машину —

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтобы в живых потом остаться.

(Сапер)

Родина дала приказ,

И он сразу на Кавказ!

Прыгнул ночью с парашютом —

Дорога, порой минута!

(Десантник)

Я на «тракторе» служу,

Только так, я вам скажу:

«Ведь прежде чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню».

(Танкист)

Получают часть карты и изучают ее.

Главная цель. Добраться до границы и перейти ее, но по пути нужно будет выполнить несколько секретных заданий.

Рассмотреть карту. Дети смотрят, где находится 1 конверт на карте, затем ищут в саду это место. (Изба на 3м этаже)

1 задание. «Российский флаг». Задача. Собрать пазл Российского флага.

Каждый юный защитник Родины должен знать, как выглядит флаг нашей страны, поэтому первым испытанием будет: На время собрать пазл флага.

Когда дети соберут пазл, то получают новый фрагмент карты. По карте находят 2 конверт и выполняют 2 задание. (Холл на 2м этаже)

2 задание. Игра «Морской узел».

Солдаты защищают Родину не только на суше, но и в море. Морякам на корабле часто приходится вязать морские узлы. Вот и вам предстоит связать узел, а затем развязать его.

Дети все встают в круг и запутываются, не отпуская рук, а ведущий должен распутать морской узел. Распутав его получают 3 часть карты. По карте находят 3 конверт и выполняют 3 задание. (Группа)

3 задание. «Военная медсестра».

Во время боевых действий солдаты могут получить ранение и тогда им на помощь приходят врачи и медсестры. Сейчас девочки попробуют перевязать руку раненого солдата.

Девочки берут бинты и перевязывают руку мальчикам (взрослые помогают). Получают 4 часть карты, читают ее и продолжают путь по стрелочкам. (Спортивный зал)

4 задание. «Самолёты».

Наши лётчики тоже герои, которые помогают защищать небо от вражеской силы. Пилотам приготовится к вылету!

Каждый ребенок берет свой самолетик (предварительно сделанный и раскрашенный самим ребенком) и запускает его вперед, стараясь чтобы он пролетел как можно дальше.

Получают 5 часть карты, и находят следующий конверт. (Малый спортивный зал)

5 задание. «Снайперы».

Снайперы с дальних дистанций защищают своих соотечественников и славятся своей меткостью. Настало время мальчикам показать свою силу и меткость в бою.

Каждый мальчик берет по 2 мяча и с линии пытается сбить как можно больше кеглей. Сбив все кегли, дети получают еще одну часть карты и находят 6 конверт с 6 заданием. (Музыкальный зал)

6 задание. «Перейти болото».

На пути у солдат могут возникнуть разные трудности, одно из них прямо перед вами, это болото. И чтобы его пройти, нужно воспользоваться обручами.

Дети берут по два обруча, переставляют их по очереди перед собой и добираются до берега. Затем получают последнюю часть карты и идут выполнять 7 задание. (Бассейн) 

7 задание. «Перейти границу».

Чтобы добраться до секретного пакета, необходимо преодолеть последнее испытание: пройти через границу, не оступившись.

Дети по очереди подлезают под дуги, обходят минное поле (мешочки), пролезают через туннель, незаметно крадутся (наступая на следы рук и ног), перешагивают через модули и выходят в спортивный зал. Находят секретный пакет, в котором письмо от "начальника штаба" и конфеты.

 «Поздравляю вас с отличным прохождением курса молодого бойца. В подарок вы получаете конфеты».

См приложение 1

«В поисках науки»

Задачи:

      - Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

      - Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

      - Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

      - Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

      -  Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Герои:

Пробиркин,

- Королева Наука,

- Самоделкин,

- Поваренок,

- Веселый Карандаш.

Материалы и оборудование:

- маршрутные листы;

- карточки со слогами «НА», «У», «КА»;

- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;

- костюмы для героев;

- конструктор ЛЕГО;

- лимонад, виноград;

- альбомные листы;

- молоко;

- ватные палочки; 

-ттрубочки для сока.

- утюг;

- три банки с водой (в одной банке вода соленая), яйцо;

- краски гуашь;

- моющее средство для посуды;

Ход игры:

  1. Мотивационная часть.

Пробиркин: Здравствуйте, друзья! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные.   Давайте познакомимся!

Я - профессор Пробиркин. А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

- Саши, Юли и Кириллы– покажись!     (ручки выше)

- Юли, Даши и Полины - улыбнись!

- Киры, Софьи и Никиты – поклонись!

- Кати, Оли и Настёны – Ну-ка помяукайте!

- А Артемы и Алеши –  Ну-ка все похрюкайте!

- Про кого я не сказал, и сегодня промолчал,
   Как единая семья  дружно крикнем громко: «Я»!

Пробиркин: Теперь и я знаю ваши имена. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним.

(звонит по телефону)

Пробиркин: Алло! Добрый вечер, королева Наука. Ты где?

Королева Наука: Здравствуй, Пробиркин. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не мог бы ты мне помочь?

Пробиркин: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.

- Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Давайте отправимся на поиски Королевы Науки.

Пробиркин: Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

Пробиркин: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Пробиркин все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Пробиркин: Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки.  Путь нам предстоит неблизкий, поэтому давайте разомнем наши мышцы.

Музыкальная физ. минутка

Пробиркин: Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Давайте разделимся на три группы. Каждой группе я дам план  маршрута, по которому должна была идти Наука. Предлагаю и вам пройти по этому пути, может, встретите ее там.  

I. Основная часть.

Командам раздаются маршрутные листы и они отправляются по маршруту. Время посещения каждой остановки – 10 минут. После выполнения заданий на каждой остановке руководитель дает командам карточку со слогом.

1 остановка «Наука и техника»  

Самоделкин. Здравствуйте, ребята. Меня зовут  Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей  командой очень любим изобретать разные полезные конструкции.  Изобретательство – целая наука. Чтобы что нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Мы хотим проверить, умеете ли вы конструировать.

 Задание команде: построить из лего-конструктора «Волшебный замок» для Королевы Науки.

Самоделкин. Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь, и кое-что оставила для вас.

                      (ребята получают карточку со слогом НА)

2 остановка «Вкусная наука» 

Поваренок.  Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.

       Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан  лимонада,  виноградина.

Поваренок. Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад?   Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.

(виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.

Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается, и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.

         Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

Поваренок. Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Хотите узнать? В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное стало невозможным. А теперь нужно прогладить лист утюгом. Буквы и рисунок проявятся на бумаге!

        Вывод: под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются.

Задание команде: «Определите емкость с соленой водой».

Материал: 3 непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Поваренок. А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

(соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет)

Поваренок. Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(ребята получают карточку со слогом У)

3 остановка «Чудеса  на холсте» 

Веселый Карандаш. Добрый вечер, ребята. Приветствую вас в моей мастерской. Вы любите рисовать? А чем вы обычно рисуете? Рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

  1. «Рисование на молоке».

Веселый Карандаш. Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?

 1.Налейте молоко в тарелку.

 2. Добавьте в него по несколько капель краски  разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

 3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Веселый Карандаш. Что вы видите на своих  картинах?

Вывод: моющее средство соединяется с  молекулами  жира в молоке и приводит их в движение.

2. «Кляксография».

Веселый Карандаш. Ребята, а что вы знаете о воздухе?

- Оказывается, с помощью воздуха  можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать  разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк.

- Задание команде:    Дети должны смешать краски, получить новый цвет воды и придумать, где такую воду можно  использовать. 

Веселый Карандаш. Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку.  (ребята получают карточку со слогом  КА)

II. Заключительная часть.

После прохождения маршрута команды собираются в актовом зале.

Пробиркин: Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути. Прочитайте его:

НАУКА.

Пробиркин: Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….

Выходит Королева Наука (звучит 1 куплет гимна науке)

Королева Наука: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга Пробиркина. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны  быть моими помощниками. 

Пробиркин:  Приглашаем  всех вас, ребята, на сцену.

(дети выходят на сцену)

Королева Наука:  Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»

Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

  • Прилежно учиться
  • Много трудиться
  • Вести наблюдения
  • Делать открытия

Звучит гимн науке, Королева Наука и Пробиркин вручают детям удостоверения

Королева Наука:  Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками и  я открываю вам путь в мою  волшебную научную  страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Пробиркиным всегда будем рады видеть вас.

Пробиркин: До новых встреч!


«Поможем зимующим птицам!»

Задачи:

- расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц;

- развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:

Стрелки-путеводители, коробки с посланиями, разрезные картинки с изображением зимующих птиц, презентация с заданиями, корм для птиц,

Ход игры:

    Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то увидела под дверью коробочку с надписью: « Для детей из группы «Сказка»». Это какое-то послание для вас, посмотрим? (Воспитатель открывает коробку, а в ней конверт с посланием от птиц)

Трудно нам  птицам жить зимой!

Корм себе найти,

Кто нас может кроме вас,

От голода спасти?

Вот в этот самый трудный час

Спасенье ждем от вас.

Но, чтобы корм для нас найти,

вам нужно квест сейчас  пройти !

Воспитатель: Посмотрите, эти птички, совсем  голодные. Давайте им поможем найти корм! Готовы?  

Дети: Да!

Игра «Прятки»  

Первая стрелка направлена на стульчики. Дети садятся и смотрят на экран, где появляется задание, в котором за веточкой ели, спрятано изображение зимующей птички.

Задание «Собери картинку»

Вторая стрелка направлена на стол с заданием, где детям  предлагается собрать разрезные картинки зимующих птиц.

Игра « Угадай, кто поет?»

Следующая  стрелка направлена   на стульчики. Задание на экране: узнать птицу по голосу.

 Игра-физкультминутка

Четвертая стрелка направлена на ковер, где ребята выполнили с воспитателем физкультминутку:

Воробьи-воробушки,

Серенькие перышки,

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают,

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Задание «Накорми птиц»

Пятая стрелка направлена снова на стульчики, задание для ребят на экране:  отгадать, чем питается каждая из предложенных  птиц?

Последняя стрелка направлена на другую коробочку  (Воспитатель открывает коробочку, а там, мешочек с кормом для птиц).

 Воспитатель: Посмотрите, какие вы молодцы, выполнили все задания и помогли зимующим птичкам справиться с голодом. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку и вместе покормим наших пернатых друзей!

    А для вас, ребята, домашнее задание, сделать доброе дело для других птичек, которые прилетают не только на территорию нашего детского сада, но и в другие места: вместе с родителями  смастерить самую простую кормушку для птиц и покормить пернатых. Тогда наши друзья, точно ,не останутся голодными зимой!

  

«Волшебный лес»

Задачи:        

- создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели;

- развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;

- создать условия для двигательной и творческой активности детей, для формирования таких качеств, как ловкость, быстрота, взаимовыручка

- продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила вот такое письмо. Послушайте, что в нём написано!

Воспитатель: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. С нашим волшебным лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала всех его жителей. Птицы перестали петь свои песни, звери и лесные жители впали в спячку. Сам лес она превратила в картину разделила на части и спрятала у вас в детском саду. Я знаю, что вы любите природу и много о ней знаете. Высылаю вам карту, на которой Баба Яга отметила где спрятаны части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти волшебный лес и его обитателей».

Воспитатель: - Как же так? Что же нам делать? (версии детей).

Воспитатель: Ну что ж ребята. Я вижу, что вы готовы преодолеть все трудности! Так как нам предстоит не лёгкий путь, давайте с вами немного разомнёмся.

«Разминка»

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево.

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо – влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке.

(вращение головой)

(вращение рук вперед и назад)

(руки вверх и в стороны)

(повороты влево и вправо)

(наклоны вперед)

(дети садятся на места)

Воспитатель: - А сейчас посмотрим по карте, куда же нам направляться?

(дети рассматривают карту, воспитатель обращает внимание на первый знак «птичья столовая»). Дети подходят к объекту, в одной из кормушек находят голубой конверт с заданием.

1. Игра «Домашние и дикие птицы»

Воспитатель: - Послушайте ребята наше первое задание. Нам надо определить какие птицы домашние, а какие дикие. В конверте картинки с изображение птиц, домашних вы относите к мольберту где картина с изображением дома, а диких к мольберту где картина с изображением леса.

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы отлично справились с первым заданием, а вот и первая часть картины (воспитатель находит её в одной из кормушек).

Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же нам идти дальше? (на карте изображение гнома - лесовичка. Дети подходят к клумбе).

Воспитатель: - Кто это, ребята?

Дети: - Гномик.

Воспитатель: - Ещё его называют – Лесовик, он сторожит лес, который мы с вами спасаем, и следит там за порядком. А что у него в руках? Письмо (воспитатель читает письмо, зелёный конверт).

«Вы любите лес? Иногда туда приходят плохие люди – устраивают шум! Гам! Вы так себя не ведёте? Лесовик передаст нам вторую часть картины, но только после того, как справитесь с заданием»

Воспитатель: – Ребята, справимся с заданием?

Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

2. «Если я приду в лесок».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу, банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Воспитатель: - Молодцы, справились с испытанием! (воспитатель находит часть картины).

Воспитатель: - Дети прощаемся с лесовиком и смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше.

Дети отправляются на огород, там их встречает крот – огородник, и где они находят белый конверт и третью часть картины.

3. Игра «Рассортируй овощи, фрукты»

Делимся на 2 команды. Перед каждой командой лежит обруч, кругом разбросаны овощи, фрукты. Одна команда собирает внутрь обруча фрукты, другая овощи. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее соберет предметы.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, снова справились с заданием. А вот и очередная часть картины.

Воспитатель: - Дети смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше (на фито грядку). Ребят встречает доктор Айболит с фиолетовым конвертом.

Воспитатель: - Ребята, доктор Айболит следит не только за здоровьем зверей в волшебном лесу, но и за нашим, и он хотел бы узнать, знаете ли вы, как сохранить здоровье

4. Дети читают стихи

1 ребёнок:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

2 ребёнок:

Чтобы мне здоровым быть,

Надо овощи любить.

Свёкла, репка, лук, морковь —

Моя первая любовь.

3 ребёнок:

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

4 ребёнок:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

5 ребёнок:

Чтобы быть всегда здоровым,

Нужно бегать и скакать.

Больше спортом заниматься,

И здоровым не скучать.

(воспитатель находит 4 часть картины)

Воспитатель: - Дети смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше.

(Дети отправляются на спортивную площадку и находят жёлтый конверт). На площадке их встречает физинструктор.

5. Игра «Попади газетой в ведро»

Дети делятся на 2 команды. Команда встает напротив ведра. Берут по одному листу газеты, мнут его и выкидывают, попадая в ведро.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием. А вот и очередная часть картины.

Воспитатель: - Смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше.

(Дети отправляются на свою веранду и находят красный конверт с заданием).

6. Дидактическая игра «Пятый лишний» (животные)

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.

Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.

Карточки для игры:

1. Кошка, лиса, белка, волк, медведь.

2. Олень, тигр, собака, лиса, лев.

3. Свинья, овца, собака, лиса, кошка.

4. Лошадь, зебра, корова, ослик, коза.

Воспитатель: - Молодцы, справились с испытанием! (воспитатель находит 6 часть картины).

Дети складывают картину. Появляется сова, звучит аудио запись шум леса и голоса птиц, а также голос совы.

Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще я узнала, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь, поэтому в вашем уголке природы я оставила для вас подарок.

В уголке природы дети находят чемоданчик – там энциклопедия о животных.

«В поисках сокровищ» 

Задачи: побуждать детей самостоятельно решать поставленные задачи; развивать творческий потенциал; Развивать память, внимание, логическое мышление, сообразительность, создать условия для сплочения детского коллектива.

Предварительная работа: подготовить карту, оборудовать уровни необходимыми материалами и инструментами, и в тайных местах оставить конверты с заданиями для прохождения уровней.

Оборудование: бутылка с запиской, карта, конверты с заданиями (пазл, корабли с цифрами, животные) приз.

Ход:

-Ребята, сегодня утром я обнаружила письмо в бутылке, но решила прочитать его вместе  с вами, вам интересно что же там написано? (ответы детей).

Воспитатель читает письмо:  «Я известный пират капитан Джон Флинт, гроза морей и океанов приветствую вас! Я долго ходил по морям и океанам, и сойдя на сушу кое что спрятал у вас в детском саду. Тот, кто пройдет все испытания, не бросит друга в беде и выполнит успешно все мои задания, тот обязательно найдет мой тайник!

Желаю удачи! Капитан Флинт».

-Ну, что,  ребята, хотите найти то что спрятал пират Флинта? (ответы детей).Тогда начинаем поиски.

1 задание

Вот вам первое задание. Отгадайте загадки:

1. В тихую погоду,

Нет нас нигде,

Как ветер подует —

Бежим по воде. (Волны)

2. Нептун, явно, с кем-то в ссоре,

Если так бушует море!

Волны самых разных форм…

Что же с морем? В море (Шторм)

3.Его найти желает каждый,

Кто слышал про него однажды.

Найти его (как был бы рад) –

Большой сундук, в котором … (Клад)

-Если вы отгадали  все загадки, то сможете найти первый кусочек пиратской карты. Отгадайте куда я его спрятал

За ним – сидим,
За ним – едим,
Он всей семье
Необходим. (дети смотрят под столом, находят конверт с заданием)

2 Задание  

-Чтобы найти второй кусочек карты нужно собрать пазл (дети собирают кусочки пазла)

3 Задание

поставить цифры корабли  в правильной последовательности

4 задание

Ребята, я встретил в своем путешествии разных зверей помогите мне вспомнить кто обитает на суше, а кто в море. Отделить речных и сухопутных животных 

5 задание Эстафета

После всех выполненных заданий дети за столом собирают кусочки карты. На карте изображен сундук с сокровищами. Кто то постучал в дверь и оставил на пороге сундук. Дети получают приз.

Подведение итогов. Награждение.

Приложение 2

Приложение

Приложение 1

Задания на конвертах

        Каждый юный защитник Родины должен знать, как выглядит флаг нашей страны, поэтому первым испытанием будет: На время собрать пазл флага.

        Солдаты защищают Родину не только на суше, но и в море. Морякам на корабле часто приходится вязать морские узлы. Вот и вам предстоит связать узел, а затем развязать его.

Во время боевых действий солдаты могут получить ранение и тогда им на помощь приходят врачи и медсестры. Сейчас девочки попробуют перевязать руку раненого солдата.

Наши лётчики тоже герои, которые помогают защищать небо от вражеской силы. Пилотам приготовится к вылету!

Снайперы с дальних дистанций защищают своих соотечественников и славятся своей меткостью. Настало время мальчикам показать свою силу и меткость в бою.

На пути у солдат могут возникнуть разные трудности, одно из них прямо перед вами, это болото. И чтобы его пройти, нужно воспользоваться обручами.

Чтобы добраться до секретного пакета, необходимо преодолеть последнее испытание: пройти через границу, не оступившись.

Приложение 2

Пример карты

https://cdn.culture.ru/images/718a66d1-613c-5336-94d7-c935f9bd2ad9

https://i.pinimg.com/originals/b9/ef/01/b9ef015343035976f453fd722b0724c8.jpg   https://i.pinimg.com/originals/b9/ef/01/b9ef015343035976f453fd722b0724c8.jpg    https://i.pinimg.com/originals/b9/ef/01/b9ef015343035976f453fd722b0724c8.jpg

https://kakogo-chisla.ru/wp-content/uploads/2022/09/chisel-ot-0-do-9.jpghttps://kakogo-chisla.ru/wp-content/uploads/2022/09/chisel-ot-0-do-9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста)

Данный  материал будет интересен педагогам использующим здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе....

сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

в сборник входят дидактические игры, которые разделены по разделам: ребенок и здоровье, полезные продукты,личная гигиена, тело человека, ребенок на улицах города, врачи-наши помощники, опасные предмет...

Сборник кинезиологических упражнений ( для детей старшего дошкольного возраста)

КНОПКИ МОЗГА. РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА....

Сборник кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста  можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но ...

Сборник релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых...

Сборник кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Сборник кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Сборник заданий по конструированиюдля детей старшего дошкольного возраста

Сборник содержит задания для конструирования из различного материала (конструктор, бумага и др)...