Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Сценарий досуга для детей подготовительной группы "Весёлая ярмарка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_efimenkova_e.a.docx | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Солнышко»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Методическая разработка по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Выполнила
Ефименкова Елена Анатольевна,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 7 «Солнышко»
г. Корсаков
2020г.
Аннотация.
Во время мероприятия каждый ребёнок знакомится с историей, традициями русского народа, чувствует себя равноправным партнером в общении, имеет возможность развить и показать свои способности, вследствие чего, появляется уверенность в своих силах.
Введение
Актуальность темы:
«Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы» Д. С. Лихачев
Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции, несет еще познавательную и речевую.
Для меня особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в своей работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями.
При ознакомлении детей с русским народным творчеством, формирую знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитываю любовь к родному краю.
Во время организации этого мероприятия, была проведена огромная работа с воспитанниками и их родителями. Это и познавательные беседы, рассматривание иллюстраций знаменитых художников, чтение соответствующей литературы, изучение интересующих вопросов. Было переработано невероятно большое количество материала, собрана коллекция исторических справок, сюжетных картинок, сделано немало тематических альбомов, выставок. Это было настолько интересно и поучительно и детям и нам, взрослым. У детей возникло желание самим организовать свою ярмарку.
Особое впечатление на детей произвел расписной самовар, который не просто стал украшением на ярмарке. Вместе с родителями дети с удовольствием пили чай из самовара. Уже после ярмарки многие дети признались, что никогда раньше не пили чай из самовара, а сам самовар видели только на страницах книг или в телевизоре.
Многие дети проявили себя не только с любознательной стороны, но и были настоящими рукодельниками. Невозможно описать радость ребят и их родителей, когда в числе первых “приобретений” оказывались именно их поделки.
Всем родителям была выражена огромная благодарность за активное участие в осенней ярмарке.
Осенняя ярмарка в детском саду принесла много ярких и незабываемых эмоций и впечатлений, как детям, так и их родителям.
Основная часть.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, воспитывать у детей желание познавать традиции своего народа.
Задачи:
1.Формирование системы знаний о русских народных традициях, о проведениях ярмарочных гуляний
2.Знакомство с традиционными героями ярмарок (скоморохами)
3.Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
4.Привлечение родителей к участию в празднике.
(В зале вывеска «Ярмарка», зал украшен яркими платками, изделиями народных мастеров. На столах разложены поделки, короб с угощеньями, самовар, на стенах веселые объявления: «Разбирай товары — лаптей полторы пары!», «Баранки-бублики — для любой публики!», «Платки цветастые — цены кусастые!», «За горшки и крынки всего две полтинки!», «Свиное сало! Купил, съел — и не стало!», «Бараньи рога втридорога!»)
Подготовка к мероприятию:
Беседы о русских народных традициях, рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, чтение русских народных сказок, знакомство с традиционными героями ярмарок (скоморохи) разучивание старинных закличек, частушек, народных песен, хороводов, игр, изготовление атрибутов для сюжетов, индивидуальное разучивание слов с детьми, исполняющими роли.
Оборудование:
Магнитофон, музыкальное сопровождение, костюмы, хлеб – соль, лотки с муляжами угощений, атрибуты для игр: веревка с привязанным на конце мячиком, мешок с вещами -2 шубы, 4 валенка,4 галоши, скрепленные попарно, 2 пояска, зонт с ленточками, обруч.
Сценарий досуга для детей подготовительной группы
«Веселая ярмарка»
Под песню «На ярмарке», дети в русских костюмах входят в зал змейкой, держась за руки, подпевают, встают полукругом.
Хозяйка:
Здравствуйте гости дорогие (поклон).
Издавна Русь - матушка славилась своими ярмарками.
И чего здесь только не было!
И ложки - поварешки, и красные сапожки
И сладкие петушки, и яркие кушаки!
И еще, и еще много- много чего!
Дети исполняют песню: «Весёлая ярмарка» (после песни дети садятся на стульчики)
Хозяйка:
Издавна на Руси гостей встречали хлебом-солью, и вы отведайте наше угощение (хозяйка угощает всех гостей хлебом – солью, читает стихотворение о хлебе)
Золотые есть слова -
Хлеб - всему голова.
Почему так говорят,
Объясню я для ребят:
Хлеб – тяжёлый труд людей,
И бросать его не смей.
На полях пшеница зреет,
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт.
Мельник там муки намелет,
По мешкам её разделит,
И в пекарню отвезёт –
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!
Хозяйка:
Торговцы лавки отпирают
Люд к себе зазывают
Эй, честные господа
К нам пожалуйте сюда
(Вбегают под музыку скоморохи-дети в костюмах)
1-й скоморох.
Здравствуйте ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
2-й скоморох.
Здравствуйте уважаемые гости.
1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
2-й скоморох.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Хозяйка.
Начинаем веселую ярмарку!
С песнями да сказками,
С играми да плясками!
Танец: «Ярмарка»
1-й скоморох:
Мы на ярмарку пришли
Веселиться от души,
Как по улице по нашей
Прокатился горшок с кашей!
Ай, да горшки бить,
Да себя веселить!
Игра «Горшок»
(Под веселую народную музыку проводится игра «Горшок», участвуют все желающие.)
2-й скоморох. Приглашаю всех в круг. Я встану в центр и буду катать горшок (веревка с привязанным на конце круглым нетяжелым мячиком) под вашими ногами, а вы подпрыгивайте над ним. Кто заденет горшок, то есть «разобьет», тот выбывает из игры.)
4 торговцев выходят с лотками на которых лежат муляжи угощений
1 торговец:
Подходи бедный, подходи богатый,
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
У нас без обману
Товар без изъяну!
2 торговец: Дорогие односельчане!
Обратите вы внимание:
Здесь с полей и огородов
Все, чем славиться природа!
(Торговцы исполняют частушки )
1-й скоморох: (Из дверей тянет большой мешок, вытряхивает из него 2 шубы, 4 валенка и 4 галоши, скрепленные попарно, 2 пояска.)
2-й скоморох:
Это что, обновы
Так они ж совсем не новы!
1-й скоморох.
А я их подешевле взял. (шепчет)
Один мужик мне их, за так отдал.
2-й скоморох.
И в этом можно еще ходить.
Только кого будем рядить?
Все товары по две пары —
На кого будем делить?
1-й скоморох.
А я одну веселую игру знаю,
Всех ребят в ней поучаствовать приглашаю.
Игра называется «Шуба, валенки бегут, а галоши отстают».
2-й скоморох.
Ребята, рассчитайсь на «первый-второй»!
Первые налево, вторые направо, ать-два.
В две колонны становись!
Объясняю правила игры: первая пара участников в каждой команде надевает на себя одну шубу на двоих: в один рукав одного игрока, в другой — другого, берет поясок и бежит до стульчика, обегает его и бежит на место. В это время готовится вторая пара. Они примеряют валенки: на левую ногу одного участника и правую другого. Первая пара передает поясок второй, и та бежит тем же путем. Третьи пара надевает галоши и так же обегает стульчик, не забыв взять поясок. Итак, все участники: четвертая пара в шубе, пятая в валенках, шестая в галошах. Главное — не потерять поясок, и в конце игры первая пара поднимает его вверх.
Хозяйка:
Наши гости мастера скороговорить!
Выходят родители с детьми (3 пары) и повторяют скороговорки.
"Сачок зацепился за сучок"
"Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон"
"Осип Архип, Архип осип"
Хозяйка:
Эй, народ, не зевай, с нами песню запевай.
Где песня льется, там легче живется!
( все дети выходят, образуя круг, идут в хороводе)
Русская песня «Ой вставала я ранешенько»
Хозяйка:
А на ярмарке народ прибавляется,
А на ярмарке веселье продолжается.
Хорошо ль у вас дела?
Я к вам гостя привела.
( Под весёлую музыку забегает Петрушка)
Петрушка:
Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки!
А вы играть любите?
Тогда собирайся народ!
Карусель всех девчонок зовёт!
Подвижная игра:: “Карусель” (дети образуют круг, в центре петрушка в руках зонт с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, идут. затем бегут)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Петрушка :
Мальчишки, а вы умеете прыгать?
А ну, смельчаки, выходите!
Подвижная игра: «Петушиные бои».
На полу обруч диаметром 2 метра. Два ребенка по желанию входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.
Петрушка:
Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво - приятно, а для всех занятно!
(Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети подыгрывают).
1-й скоморох.
Засиделись гости наши,
Поиграть уже пора.
2-й скоморох.
Взрослые выходите
Поиграть нам помогите.
(Скоморохи с детьми и родителями встают в круг. Проводится народная игра:
«Вышел Ваня погулять»)
Хозяйка.
На ярмарку, чтобы попасть,
Надо потрудиться, многому научиться.
1-й скоморох.
Я много поговорок про труд знавал,
Да вот только начало, а конец — забывал.
2-й скоморох.
Ты начни, а мы продолжим.
1-й скоморох.
И то верно!
(Скоморохи называют пословицы поочередно.)
Скучен день до вечера. (коли делать нечего).
Судят не по словам, а. (по делам).
Не пеняй на соседа, когда. (спишь до обеда).
Сделал дело. (гуляй смело).
Делу — время. (потехе — час).
Терпение и труд. (все перетрут).
Хочешь есть калачи. (так не сиди на печи).
Без труда не вытащишь. (и рыбку из пруда)
Горька работа. (да сладок хлеб).
Кто любит трудиться, тому. (без дела не сидится).
Труд человека кормит, а. (лень портит).
Хозяйка.
Да, труд человека кормит, а лень портит.
А наши ребята трудились,
Много разных поделок наделали.
1-й зазывала:
Всем! Всем! Всем!
Кто подходит и кто уже здесь!
Объявляем важную весть
2-й зазывала:
Как в детском саду,
На базарной площади,
Начинается у нас
Торговля сейчас!
«Продавцы»:
1-ый. Не ходите никуда, подходите все сюда!
2-ой. Гости не зевайте, кто что хочет - выбирайте!
3-ий. Вот товары хороши, что угодно для души!
4-ый. Тары - бары - растабары, расторгуем все товары!
(Торговля товарами.)
1-й скоморох:
Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
2-й скоморох:
Расходись, честной народ, по домам!
Открывала ярмарка двери вам,
Петрушка:
А теперь, друзья, до свиданьица!
Хозяюшка.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Семинар для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;вызвать интерес пед...
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...
Методические рекомендации по разработке и реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Кукла в военном костюме»
Методические рекомендации для педагогов...
Методическая разработка. Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Актуальность. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. «формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой...
Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".
Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...
Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"
В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...