Конспект досуга "Капустные посиделки" . Автор Ефремова Н.В.
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект досуга "Капустные посиделки" - это итог проектной деятельности по изучению осенних фольклорных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
осенний утренник, построенный с использованием репертуара фольклорной традиции | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети под рус. нар. песню «А что ж у нас ранёшенько на дворе», взявшись за руки, вместе с воспитателем (хозяйкой) входят в зал, двигаясь змейкой. Перестраиваются в полукруг.
ХОЗЯЙКА: Добрый день, гости желанные! Милости просим к нам на
Осенины. У нас для всех найдется и местечко, и словечко.
1 РЕБ: Домом жить – не лукошко шить! весело,
2 РЕБ: Домом жить – обо всем тужить! звонко,
3 РЕБ: Дом вести – не лапти плести! с жестами
4 РЕБ: А хозяюшка в дому – что оладушек в меду, сама прибирает, сама на стол накрывает, сама за всё отвечает! ( показывая на хозяюшку)
ХОЗЯЙКА: | Ну что ж, дорогие гости, Если вы в своей тарелке |
| И пришли к нам не на час, Предлагаем посиделки Провести вот здесь сейчас! |
5 РЕБ: | Открываем посиделки! весело |
6 РЕБ: | Начинаем посиделки! звонко |
ВМЕСТЕ: | Для друзей и для гостей! |
Дети поют рус. нар. песню «Горенка». ( слегка приплясывая на месте)
ХОЗЯЙКА: А наши посиделки сегодня посвящены осенним народным
традициям и праздникам. Осень в народе называют золотой, пестрой, а ещё щедрой. Недаром русский народ слагал о ней и пословицы, и поговорки, и стихи... Давайте с вами вспомним их.
Дети отвечают по‐ одному:
7 РЕБ: От осени к лету поворота нету.
8 РЕБ: Сентябрь холоден да сыт.
9 РЕБ: Осень – перемен восемь.
10 РЕБ: В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.
11 РЕБ: Осень запасиха, а зима прибериха.
12 РЕБ: Осень, осень, осень, тебя в гости просим,
С обильными хлебами, с высокими снопами.
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.
13 РЕБ: Осень, осень, погости недель восемь:
С ветрами сильными, с дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом и румяным пирогом!
14 РЕБ: Осень не браните, Осень не журите,
Осень славную, листопадную!
Под музыку входит Осень в русском костюме, разукрашенном листьями и с венком на голове. В руках у неё корзина с дарами.
ОСЕНЬ : Здравствуйте, мои дорогие , маленькие и большие!
А вот и я, ваша гостья , звали вы меня? ( ответы детей)
Пришла я к вам на посиделки и с дождями, и с хлебами . И с осенними разными дарами. ( показывает всем свою корзину )
ХОЗЯЙКА: Милости просим к нам на Посиделки! А теперь, как в народе говорится, «сядем рядком да поговорим ладком».
Дети садятся на места.
ХОЗЯЙКА: Гости дорогие, а посиделки-то у нас сегодня не простые, а какие?
(родители, подыгрывая детям, на вопрос не отвечают. пожимая плечами))
А вот какие - вы догадаетесь, если отгадаете наши загадки.
( просит у Осени корзину с осенними дарами и заглядывает в неё).
Дети загадывают загадки, вставая, с места.
15 РЕБ: Голова большая, а шея тонкая.
16 РЕБ: Стоит Матрёшка на одной ножке,
Закутана, запутана.
17 РЕБ: Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
Кто любит щи, меня ищи.
(родители первые две загадки не отгадывают, после третьей называют
отгадку -КАПУСТА)
ХОЗЯЙКА: Конечно, капуста! Значит и посиделки у нас сегодня…
ДЕТИ: Капустные!
ХОЗЯЙКА: Да и капуста, правду сказать, удалась на славу.
Так давайте песнями да хороводами славить этот чудесный овощ!
Дети исполняют песню «Вот какие кочаны», стоя врассыпную.
Под весёлую музыку выходит Пугало.
Дети разбегаются, образуя круг.
ХОЗЯЙКА: Ребята, кто же это к нам на посиделки пожаловал?
ПУГАЛО: Здравствуйте! Разрешите представиться: Пугало.
Это у меня имя такое, а фамилия – Огородное.
ХОЗЯЙКА: Здравствуй, Пугало Огородное. Разве мы приглашали тебя на праздник?
ПУГАЛО: Вы что? Как же вы без меня? Да если бы не я, вороны да зайцы летом весь ваш
урожай с огорода стащили бы! И было бы в вашем огороде пусто без капусты!
ХОЗЯЙКА: Да, это ты верно говоришь. Ты помог нам сберечь урожай!
Он у нас в этом году богатый. Вот и веселимся мы теперь да радуемся, песни
поём да танцуем. А ты, Пугало, плясать умеешь?
ПУГАЛО: Как не уметь, конечно умею!
Разойдись, честной народ, Пугало плясать идёт!
Как пойду вприсядку – оттопчу я пятку.
Пугало пляшет в кругу, дети хлопают.
ХОЗЯЙКА: А петь?
ПУГАЛО: Я всё умею! Слушайте! Русская … Народная…Песня…
«Во саду ли в огороде»…
Пугало начинает петь:
Во саду ли в огороде Пугало стояло
Оно старою метлою птичек разгоняло.
Во саду ли в огороде фрукты наливались,
Но их птички не клевали – Пугала боялись.
ХОЗЯЙКА: А наши ребята знают такую игру. Давай поиграем.
Игра «Пугало»
ПУГАЛО: Спасибо, ребята, вам за веселье. Пора мне домой, в огород!
Как говорится: «В гостях хорошо, а дома – лучше!»
Пугало уходит.
ХОЗЯЙКА: Да, ребята, сложно вырастить и сберечь урожай. Много трудиться
нужно. И недаром в народе говорят: «Труд всё побеждает».
Дети поочерёдно, с места, читают поговорки о труде:
19 РЕБ: Без охоты нет работы.
20 РЕБ: Без труда нет добра.
21 РЕБ: Сделал дело – гуляй смело.
22 РЕБ: Дело мастера боится.
23 РЕБ: Не ленись за плужком – будешь с пирожком.
24 РЕБ: Какие труды, такие и плоды.
ХОЗЯЙКА: А иногда, ребята, и по‐другому бывает…
Вот посмотрите, идёт Тит, не жнёт, не косит, а обедать просит!
(Дети в паре разыгрывают мини-сценки)
1. - Тит, иди молотить!
- Живот болит.
-Тит, иди капусту рубить!
-Спина болит.
- Тит, иди щи хлебать!
- Где моя большая ложка?
2. -Где ты был, брат Иван?
- В горнице.
-Что делал?
-Петру помогал.
-А Пётр что делал?
-Да на печи лежал!
ДЕТИ ХОРОМ: Хочешь есть калачи – не лежи на печи!
ХОЗЯЙКА: Ну, а какие же посиделки без русской пляски!
«Полечка с каблучком»!
25 РЕБ: Эй, весёлый народ, не стой у ворот!
Выходи веселей, попляши для гостей!
Дети встают на танец. Исполняются 3 варианта польки. Хозяйка объявляет:
ПОЛЕЧКА ПРОСТАЯ; ПОЛЕЧКА С ПЕРЕХОДОМ; ПОЛЕЧКА С ПОВОРОТОМ.
После танца садятся на стульчики.
ХОЗЯЙКА: Ребята, мы капусту вырастили, собрали, а теперь
можно и на ярмарку отправиться её продавать.
Согласны?... Поехали! Запрягаем лошадку!
Воспитатели играют на ложках, изображая цоканье копыт. Дети встают врассыпную и поют рус. нар. песню «Давай с тобой, миленький, домик наживать».
После песни за спиной у детей раздаётся голос:
ДЕД: Подходи сюда, дружок, раскрывай свой кошелёк.
Тут трещотки и гармошки! Тут и расписные ложки!
Дедушка Трифон, сидя на лавочке, «режет» деревянную ложку.
ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, дедушка! А что это вы делаете?
ДЕД: Здравствуйте, почтенные, маленькие и большие! Ложки
вырезаю да расписываю. Вот, последняя осталась.
(показывает корзину с ложками).
ХОЗЯЙКА: А сколько же ложечки ваши стоят?
ДЕД: Для таких весёлых ребят – нисколько!
ХОЗЯЙКА: Вот спасибо, дедушка. А мы тебе сейчас на них
сыграем да споём шуточную песенку «Как под
горкой под горой».
Дети (8-10 человек) садятся на стульчики, «ногу на ногу». Остальные встают сзади.
26 РЕБ: Эти ложки не для супа, не для каши, не для щей!
Ты игру послушай нашу – сразу станет веселей!
Ансамбль ложкарей.
ДЕД: А что это вы на ярмарку пожаловали?
ХОЗЯЙКА: Да капусту продавать!
Девочки исполняют песню «Я капустицу полола».
ДЕД: Мне очень нужна капуста, да самая большая и крепкая!
ХОЗЯЙКА: Давайте, ребята, выберем для дедушки самую большую, крепкую
да вкусную капусту. А помогут нам в этом наши гости.
Поможете?... (Ответ родителей)
АТТРАКЦИОН «ОПРЕДЕЛИ ВЕС КОЧАНА».
(Хозяйка предлагает родителям выбрать самый крупный кочан капусты из корзины, а затем определить его вес. После игры 1 кочан вручаем деду, а другой кочан из корзины - тому, кто точнее определит вес)
ДЕД: Спасибо вам, ребята за труды ваши.
Знаю я, что от труда польза получается.
Добрые дела всегда к нам и возвращаются!
Дед уходит.
ХОЗЯЙКА: Так ведётся на Руси: если душа просится,
Заиграй гармошечка, частушки спеть нам хочется!
Дети исполняют частушки про капусту.
МАЛЬЧИКИ: Выходи скорей, подружка, мы на публике блеснём.
И задорные частушки про капусту пропоём!
ДЕВОЧКИ: Я капустицу полола, всё боялась не успеть.
Ни травы и ни капусты, любо - дорого смотреть!
МАЛЬЧИКИ: За капусту мы боролись каждый день и каждый час.
Только гусеницы всё же победить сумели нас.
ДЕВОЧКИ: Бродит Миша между гряд, выдирает всё подряд:
Где капуста, где сорняк не поймёт того никак!
МАЛЬЧИКИ: В огород козла пустил, чтоб капусту сторожил.
Несознательный козёл съел капусту и ушёл.
ДЕВОЧКИ: Сшила платье из капусты, огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела. Что же я наделала?
МАЛЬЧИКИ: Положу-ка я в кадушку всю капусту поскорей.
Буду петь я ей частушки, чтоб хрустела веселей!
ДЕВОЧКИ: Дома маме помогать – хорошее дело.
Мама резала капусту, я морковку ела!
ВМЕСТЕ: У частушки есть начало, у частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал, прямо скажем – молодец!
ХОЗЯЙКА: За играми да забавами мы и не заметили, как посиделки наши к концу
подошли. А за ваше старание и умение примите наше угощение!
Хозяйка вносит корзину с фруктами.
ХОЗЯЙКА: (обращается к зрителям)
Ну что ж, нашим капустным посиделкам - конец.
А кто слушал…
ДЕТИ: Молодец!
ХОЗЯЙКА: Вам, дорогие гости, понравилось у нас на посиделках?
Тогда приходите к нам ещё! До свидания, до новых встреч!
Звучит музыка, дети, взявшись за руки, выходят из зала.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР
- Вход: русская народная песня «А что ж у нас ранёшенько»
- Русская народная песня «Горенка»
- В. Шестакова «Осенние подарки»
- Д. Львов-Компанеец «Вот какие кочаны»
- Русская народная песня «Вейся, капустка»
- Русская народная игра «Пугало»
- Русский танец «Полечка с каблучком»
- Русская народная песня «Давай с тобой, миленький»
- Ансамбль ложкарей: русская народная песня «Как под горкой»
- Русская народная песня «Я капустицу полола»
- Капустные частушки
- Выход: русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
АТРИБУТЫ
- Стол, скатерть, самовар или чайник, чайная посуда, баранки на верёвочке…
- Корзина с ложками, ложка деревянная для Деда.
- Корзинка с кочанами капусты, весы
- Угощение для детей (яблоки, груши)
- Костюмы народные для детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного досуга " Посиделки на Покров". Автор Ефремова Н.В.( с фотографиями)
Досуг был итоговым в рамках проектной деятельности по изучению фольклорных осенних традиций с элементами православия. К конспекту добавлены фото материалы....
Сценарий новогоднего праздника " Космическое путешествие на Новый год". Автор Ефремова Н.В.
Это моя личная методическая разработка с использованием спецэфектов и дополнительных спец атрибутов, что необходимо для создания атмосферы Космоса....
Конспект сценария летний квест " В поисках клада". Автор Ефремова Н.В.
Материал предназначен для проведения летнего интерактивного досуга на территории детского сада. Проводится со всеми возрастными группами. На празднике детям нужно выполнять задания сказочн...
Сценарий праздника ко Дню знаний для групп среднего и старшего возраста. Автор Ефремова Н.В.
Праздник проводится на спортивной площадке, без предварительной подготовки детей с использованием сюрпризных моментов и аудиоматетериала . Способствует созданию праздничной и веселой атмосферы, что ва...
Сценарий весеннего досуга на 8 Марта для детей раннего возраста " Веселье с Матрёшкой". Автор Ефремова Н.В.
Роль взрослого на утреннике исполняет воспитатель в костюме. Дети очень эмоционально реагируют на её появление. Репертуар для этого возраста беру в основном из Программы с добавлением современного мат...
Сценарий новогоднего утренника по мотивам рус. нар. сказки "Морозко" для детей старшей группы. Автор Ефремова Н.В.
Моя авторская разработка удобна тем, что репертуар можно с легкостью варьировать, "путешествуя" с помощью волшебного глобуса по разным уголкам земного шара. В празднике принимают участие взр...
Сценарий выпускного утренника " Воздушный шарик детства". Автор Ефремова Н.В.
Сценарий- моя авторская разработка. Специально для утренника сооружали воздушный шар. Использовать экран проектора....