Методическая разработка "Игры-путешествия"
методическая разработка (подготовительная группа)

Левчук Анна Михайловна

Материалы предназначены для воспитателей, старших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_igry-puteshestviya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения  детский сад № 97

Игры-путешествия

(методическая разработка)

Автор-составитель:     Левчук А.М.,

воспитатель  

Игры-путешествия

Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд образовательных задач. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

Участвуя в познавательных играх, каждый ребенок имеет возможность проверить свои знания, способности, потренировать память, внимание, приобрести навыки логического мышления, построения рассуждений. Эти игры можно проводить с детьми любого возраста, соблюдая некоторые правила.

Во-первых, игра должна соответствовать имеющимся удо школьников знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких наличных знаний, не вызовут интереса и желания их решать.

Во-вторых, интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления. Игра есть игра.

Подобные игры могут быть длительными и очень короткими. Проводить их можно везде. Наиболее простые не требуют специального инвентаря, хорошо заполняют паузы в других видах деятельности, дают возможность переключить внимание, снять напряжение, усталость.

        Широкое распространение получили игры-путешествия, которые дают возможность в яркой, увлекательной форме развивать интересы детей, формировать их познавательную активность.

В этих играх могут принимать участие дети любого возраста. Проводить их можно в любом месте (в помещении группы, в музыкальном зале, на территории  образовательного учреждения).

Игра-путешествие дает богатейшие возможности для фантазирования, развития воображения, для проявления детской инициативы и самостоятельности..

Путешествовать можно по различным странам, эпохам, другим планетам, по книгам и т.д. В путешествие можно «отправиться» одному, вдвоем с товарищем, группой или большим коллективом.

Путешествия могут быть совсем простыми, кратковременными или очень сложными, длительными, многоэтажными.

Сама форма путешествия чрезвычайно разнообразна и вариативна: в пределах путешествия можно широко фантазировать. Хорошо известны такие игры-путешествия, как «Путешествие по родному краю», «Путешествие по родному городу», «Путешествие в мир книг», «Путешествие по профессиям», «Фантастические путешествия» и другие.

Игры-путешествия в меньшей степени содержат элемент соревновательности, но зато более эмоциональны, романтичны, ярки, по сравнению с другими видами игр. Если игра-путешествие носит длительный характер (т.е. дети каждый день продолжают свое путешествие), тогда во время игры можно рисовать карты, делать зарисовки, вести дневники судовые журналы, собирать коллекции и т.д. Такие записи может делать один человек или все участники игры по очереди.

Для создания эмоционального настроя на игру обязателен яркий, увлекательный старт, приковывающий внимание и создающий элемент приключений.

Игра-путешествие имеет свои отличительные особенности:

  • наличие карты путешествия;
  • в карте игры-путешествия отмечаются все остановки (станции), на которых предстоит побывать участникам путешествия;
  • определяется транспорт, на котором дети будут путешествовать (самолет, ракета, машина);
  • перемещение со станции на станцию может сопровождаться музыкальными заставками, игровыми конкурсами, стихами и т.д.;
  • в путешествие включаются элементы ролевой игры (распределение ролей, форма участников);
  • путешествие заканчивается в том же месте, откуда оно начиналось (группа, город, поляна, библиотека и т.д.).

Игра-путешествие может включать в себя самые разнообразные станции: музыкальную, танцевальную, литературную, сказочную, творческую, интеллектуальную, театральную, художественную и другие.

В ходе подготовки к игре-путешествию дети могут заранее разучить игры, песни, прочитать книги по данной теме.

Игра начинается со слов ведущего. Он объясняет правила игры, представляет руководителей станций, раздает маршрутные листы. Можно отмечать работу детей на станциях баллами, жетонами и т.д.

По окончании игры все собираются вместе для подведения итогов, награждения (если того требуют условия игры). Главное, чтобы во время игры-путешествия дети могли получить максимум удовольствия, показать свои знания в такой увлекательной форме, как игра.


Игра-путешествие в «Читай-город» (в школьную библиотеку )

Цель:   познакомить воспитанников подготовительной к школе группы с фондом школьной библиотеки; пробудить интерес к книгам, дать возможность сориентироваться в мире книг.

В актовом или спортивном зале установлены щиты с книгами по темам. На стене – карта города и указатели. Каждая группа детей получает путевой лист, где указан маршрут.

Город торжественно открывает мэр (библиотекарь) со своими помощниками. По городу ребят ведут экскурсоводы-старшеклассники. Общее начало экскурсии у Библиотеки на Библиотечной площади (центр города). От площади в разные стороны расходятся проспект героев, бульвар Родной природы, улица Юных техников, проезд Фантазеров, переулок Искусств, Детская набережная, Сказочный сквер, парк Дружбы.

Мэр (библиотекарь) выступает с приветственным словом по поводу открытия Читай-города и рассказом о главном здании – Библиотеке: «Есть в нашем Читай-городе главное здание – библиотека, в ней живет не одна тысяч мудрецов-книг. «Библио» по-гречески – «книга», «текос» – хранилище: книгохранилище.

Библиотеки возникли очень давно, не менее 5 тысяч лет назад. Знаменитую Александрийскую библиотеку в Египте основал один из фараонов. Из разных стран привозили сюда книги – папирусные свитки, и стало их около 700 тысяч.

В другой, тоже очень древней библиотеке хранились не книги – ленты, а книги – глиняные таблички. Это была библиотека ассирийского царя.

Кроме библиотек глиняных и папирусных книг, в старину были и библиотеки книг пергаментных, сделанных из шкур животных. Одна из них – библиотека сирийского города Пергам. В ней были собраны тысячи пергаментных свитков. В Пергамской библиотеке хранилась удивительная книга длиной 25 м. На нее пошло несколько десятков телячьих шкур.

Много библиотек было и на Руси: в Киеве, Великом Новгороде, в Курске, во многих монастырях.

В современном мире существует огромное количество библиотек, от самых больших до совсем маленьких.

Предлагаю вам прогуляться по улицам и проспектам нашего Читай-города и познакомиться с ними поближе. По окончании экскурсии жду вас снова на Библиотечной площади».

Проспект Героев знакомит детей с книгами о героях, знаменитых людях: ученых, путешественниках, полководцах, героях войны – тех, кто внес большой вклад в историю Отечества. Экскурсоводы показывают книги и рассказывают о людях – героях этих книг. Дети рассказывают, что они сами знают об этих людях.

На бульваре Родной природы представлены книги о животном и растительном мире нашей планеты. Здесь детям можно предложить загадки о родной природе.

Улица Юных техников. Здесь собраны книги о технике, журналы «Юный техник», «Левша», «Почему?», технические модели. Дети могут узнать, как по чертежам можно сделать простейшие модели.

На проезде Фантазеров детей ждут книги из области фантастики. Экскурсовод рассказывает детям об авторах-фантастах, об их интересных книгах.

Площадь Искусств познакомит детей с книгами о музыке, живописи, художниках, скульпторах, с книгами по искусству. По репродукциям картин дети угадывают авторов этих произведений.

Детская Набережная богата книгами о детях – своих сверстниках и ребятах постарше. Детям предлагают вспомнить рассказы В. Драгунского, Н. Носова и других писателей.

В Сказочном сквере детей поджидают сказки, загадки, игры. Встречать ребят может кто-то из сказочных героев.

В парке Дружбы представлены книги о разных странах.

Когда дети познакомились с Читай-городом, они вновь оказываются на Библиотечной площади.

Библиотекарь: «Вот теперь вы знаете, какие книги вас ждут в нашей библиотеке. Дети которые получают книги из библиотеки, должны заботиться об их сохранности: брать книгу чистыми руками, не рисовать в ней (это же не альбом), не загибать страницы, а пользоваться закладкой, подклеивать порванные книги».

Игра-путешествие в «Книжкино царство – волшебное государство»
(для воспитанников подготовительной к школе группы)

Библиотекарь: «Дорогие ребята! Всех, кто любит странствовать по свету с героями любимых книг, всех храбрых книгоплавателей, отважных покорителей книжных полков и дивизий я приглашаю отправиться в путешествие по чудесному царству. Которое не найти ни на одной географической карте мира. Эта необычная страна называется «Книжкиным царством». Только на чем же туда добраться? Подскажите мне все волшебные средства передвижения (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа, саночки-самокаточки, летучий корабль, олени, печка, волк, конек-горбунок)».

1. Изумрудный Город. Здесь ребята вспоминают произведения, в названиях которых есть какой-либо цвет и называют автора. («Аленький цветочек» Аксаков, «Волшебник изумрудного города» А. Волков, «Серая шейка» Мамин-Сибиряк, «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Голубая змейка» П. Бажов, «Желтый туман» А. Волков, «Синие листья» В. Осеева, «Сказка о золотом петушке» А. Пушкин, «Серебряное копытце» П. Бажов).

2. Город сказочных героев. Детей встречает Буратино, он распевает: “Был поленом, стал мальчишкой, обзавелся умной книжкой, это очень хорошо, даже очень хорошо!

Ребята, вы меня, конечно, очень хорошо знаете. Я – Бу-ра-ти-но! Меня папа Карло вырезал из полена, а книжку обо мне вы читали? Значит, знаете, какие приключения со мной произошли. У меня много друзей. Они сейчас очень заняты, поручили мне встретить вас и узнать, знакомы ли вы с ними. Я буду загадывать загадки о своих друзьях, а вы угадывайте, о ком я говорю”.

  1. Всегда на помощь к нам спешит,

Едва услышав: «Ай, болит!»

И каждый зверь благодарит:

«Спасибо, доктор …(Айболит)!»

  1. Внес приключениями смуту,

Подал всем жаждущим пример –

И великанов, лилипутов –

Всех посетил наш … (Гулливер)

  1. Он и весел, и незлобен этот милый чудачок,

С ним сдружились ослик По и приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх,

Это плюшевый проказник, медвежонок … (Винни-пух)

  1. Серый волк подкрался к девочке в лесу

«Ты куда?» «Гостинцы бабушке несу»

Кто помнит, что случилось тут?

Как эту девочку зовут? (Красная Шапочка)

  1. Фруктово-огородная страна,

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чипполино)

  1. Появилась девочка

В чашечке цветка

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка,

Как она мала. (Дюймовочка)

  1. Скачет лошадь не простая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конек –

По прозванью … (Горбунок)

  1. Он был для птичьего двора

И для себя большой загадкой.

Но вот пришла его пора –

Стал лебедем … (утенок гадкий)

  1. Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но лишь полночь настанет –

К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

3. Село Скоморошье. Ярмарка Детей встречает Антошка:

«Антошкой, ребята, я зовусь,

И если скучно будет вам,

Вмиг разгоню я грусть.

Я враг тоски и скуки,

Сюда ей не прийти.

Веселых мне попутчиков

Хотелось бы найти.

Здравствуйте, дорогие ребятишки,

Здравствуйте, девчонки, здравствуйте, мальчишки!

Подходи-ка, юный друг, становись быстрее в круг!

Подходи, поспеши, со мною вместе попляши!»

Антошка предлагает ребятам разучить танец «Антошка». Все встают в круг, руки на поясе. Танец исполняется одновременно с песней. В танце ребята исполняют то, о чем поют.

  • Антошка, Антошка, похлопай-ка в ладошки! (2 р.) – Припев.
  • Антошка, Антошка, потопай правой ножкой! (2 р.) – Припев.
  • Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке! (2 р.) – Припев.
  • Антошка, Антошка, попрыгай-ка немножко! (2 р.) – Припев.

Припев тот же, что и у песни.

4. Сказочный лес. Мудрая сова на дереве с надписью «Бюро находок» предлагает детям определить, кому из героев принадлежат эти предметы.

  • Золотой ключик (Черепаха Тортилла, Буратино);
  • Лампа (Алладин);
  • Аленький цветочек (Чудище, Настенька);
  • Сапоги (Кот в сапогах);
  • Горошина (Принцесса на горошине);
  • Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка);
  • Ступа (Баба-Яга);
  • Зеркало (Царица из «Сказки о мертвой царевне»);
  • Хрустальные башмачки (Золушка);
  • Гармошка (Крокодилу Гене).

5. Озеро. Золотая рыбка предлагает детям вспомнить, чьи это имена?

  • Ряба (Курочка, рнс);
  • Кагги-Карр (Ворона, А. Волков «Волшебник изумрудного города»);
  • Карудо (Попугай, К. Чуковский «Доктор Айболит»);
  • Шушара (Крыса, А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»);
  • Лариска (Крыса, Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»);
  • Каа (Удав, Р. Киплинг «Маугли»);
  • Тортилла (Черепаха, А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»);
  • Иа-Иа (Ослик, А. Милн «Винни-пух и все-все-все»);
  • Матроскин (Кот, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»);
  • Мишутка (Медвежонок, А. Толстой «Три медведя»).

6. Город веселых мастеров. Самоделкин показывает детям, как можно починить порванные книги, сделать для них закладки.

В конце путешествия дети опять встречают библиотекаря: «Ну вот, друзья, и закончилось наше путешествие по книжному царству. Расставаясь, мы не прощаемся. Верю, что наше царство вам понравилось и вы частенько будете его навещать. Всегда помните:

  • Книга – лучший друг!
  • Книгу читаешь – на крыльях летаешь!
  • Книга, подобно воде, дорогу проложит везде!
  • Золото добывают из земли, а знания из книги!»

В стране сказок и приключений

Цель: привлечение внимания дошкольников к сказкам, развитие интереса к сказкам, желания их читать, приучение работать в микрогруппе.

Предварительная работа: педагог приносит книги сказок и рекомендует их детям для прочтения, выясняет, какие сказки дети знают, любят, какие герои им больше всего нравятся и почему. Детям предлагается нарисовать иллюстрации к любимым сказкам или вылепить из пластилина сказочных героев для выставки.

Путешествие по сказочному лесу.

На доске или на стене висит карта сказочного леса. В нем видна петляющая дорога, вдоль которой расположены домики сказочных героев.

Дети делятся на команды и придумывают им названия. Представление команд перед началом игры – песней, танцем, сценкой и т.п. Каждой команде дается лист бумаги с наклеенной серединкой цветка. За правильные ответы, за победу на конкурсе они будут получать лепестки разного цвета и приклеивать в виде ромашки к готовой середине. В конце путешествия у каждой команды будет свой цветок.

1. Начинается путешествие встречей с Колобком. Он боится повстречать на своем пути хитрую Лису и предлагает детям вспомнить сказки про рыжую плутовку, и тогда она уйдет в другую сказку. Дети называют сказки: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и дрозд», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Два жадных медвежонка» (венг. сказка), «Кот и лиса», «Петушок – золотой гребешок».

2. На пути – липовая аллея (березовая роща). На деревьях – иллюстрации к сказкам и рассказам. Дети отгадывают, какие произведения здесь представлены. Под последней иллюстрацией ребята найдут указатель. Можно идти дальше.

3. На цветочной поляне детям предлагается рассмотреть цветы, на лепестках которых написаны буквы. Из представленных на одном цветке букв должно получиться имя литературного героя:

ЧЕБУРАШКА

БУРАТИНО

КАРЛСОН

ГУЛЛИВЕР

ПЯТАЧОК

ДЮЙМОВОЧКА

АЙБОЛИТ

ДУРЕМАР

КАРАБАС

МАУГЛИ

ИВАНУШКА

АЛЕНУШКА

Подсолнух укажет детям, куда идти дальше.

4. В избушке на курьих ножках ребят поджидает Баба-Яга. Она предлагает вспомнить героев, которые летали (сами или с помощью каких-то предметов).

  • Баба-Яга (ступа, помело);
  • Карлсон (моторчик);
  • Змей Горыныч;
  • Гуси-Лебеди;
  • Алладин (ковер-самолет);
  • Хоттабыч (ковер-самолет);
  • Нильс (дикие гуси);
  • Бэтмен;
  • Винни-пух (воздушный шарик);
  • Летучие обезьяны («Волшебник изумрудного города»).

Баба-Яга загадывает загадку. Дети отгадывают ее и идут дальше к этому герою.

Умна, красива и голубоглаза,

Считает, что порядок – дела половина.

И мы без самых маленьких подсказок

Ответим: эта девочка – …

5. Возле своего маленького домика ребят встречает Мальвина. Она предлагает детям вспомнить красавиц из сказок:

  • Аленушка («Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
  • Василиса Премудрая;
  • Василиса Прекрасная («Царевна Лягушка»);
  • Снежинка, Синеглазка («Приключения Незнайки и его друзей»);
  • Снегурочка («Снегурочка»);
  • Елена Прекрасная («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»);
  • Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке»);
  • Несмеяна («По щучьему веленью»);
  • Дюймовочка («Дюймовочка»);
  • Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане»).

6. В лубяной избушке зайчик предлагает вспомнить о явлениях природы, назвать (если есть) авторов:

  • Мороз, Солнце и Ветер (р.н.с.);
  • Снегурочка (р.н.с.);
  • Заюшкина избушка (р.н.с.);
  • Зимовье зверей (р.н.с.);
  • Четыре желания (К. Ушинский)

7. Лесная почта. Дятел принимает телеграммы. Дети угадывают, от кого пришли эти послания.

  • Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!
  • Буду, буду умываться по утрам и вечерам!
  • Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!
  • Спасибо, ласточка, за чудесное спасенье!
  • Несет меня лиса за темные леса! Спаси меня, котик!

При выходе из сказочного леса их встречает сказительница, она просит команды показать свои цветики-самоцветики. Сказительница беседует с детьми о том, кого они повстречали и что делали в волшебном лесу. Ребята говорят, что им было интересно, вспомнили сказки и хотят еще читать и знакомиться с новыми персонажами.

Литература

  1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия и Ко”, 1998. – 240 с. – (Серия: “Игра, обучение, развитие, развлечение”).
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Т. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей нач. школы, студ. сред и высш. пед. учеб заведений, слушателей ИПК. – Ростов/н/Д: Творческий центр “Учитель”, 200. – 136 с.
  3. Каникулы: игра, воспитание: о пед. руководстве игровой деятельности школьников: Кн. для учителя  О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Григорьев и др.; Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...