Экологическое мероприятие для детей старшей группы «Лесная аптека»
план-конспект занятия (старшая группа)
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_meropriyatie_lesnaya_apteka.docx | 639.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Экологическое мероприятие для детей старшей группы
«Лесная аптека»
Автор: Горбунова Оксана Викторовна
22 августа 2019год
Актуальность
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.
Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе.
Новизна.
Новизной и отличительной особенностью мероприятия является то, что форма проведения включала в себя гармоничное сочетание современных педагогических технологий, формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе, воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
Цель: закрепление знаний детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
Задачи:
Образовательные:
- формировать осознанное правильное отношение детей к природе;
- формировать знания о правилах поведения в природе, правилах сбора трав, применение их;
- формировать положительные взаимоотношения;
- формировать систему знаний об лекарственных травах
- знакомить с названиями лекарственных трав.
Развивающие:
- развивать у детей чувство эмпатии;
- развивать эстетическое восприятие природы;
- развивать способность видеть красоту и чувствовать ее гармонию форм, красок, запахов, звуков.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Прогнозируемые результаты:
- изменение отношений детей к лесным травам;
- научаться правильно, использовать их в своей семье;
- дети приобретут новые знания, повысят свой уровень знаний в этой области;
- приобретут знания по сбору трав, как правильно это делать;
-повысится интерес детей родной природе;
- приобретут умения работать в коллективе.
Использование инновационных технологий.
Здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения..
Сценарий педагогического мероприятия «Лесная аптека»
Предварительная работа:
-подбор по данной теме научно-методической литературы;
-подбор детских книг по данной теме;
-сбор произведений устного народного творчества (загадок, народных пословиц и поговорок);
-составление пазлов «Травники»
-разработка конспекта «Лесная аптека»;
-оформление помещения к предстоящему мероприятию;
- заучивание с детьми пословиц, примет, стихов о лекарственных растениях.
Ход.
Ведущий:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Посмотрите, что нас окружает?
Обращает внимание детей на оформление зала (цветы, растения)
Ведущий:
-Как вы думаете, какая польза нам от растений и цветов?
(ответы детей)
-Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.
Ребенок читает стихотворение.
Кристина
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(В. Рождественский)
Ведущий:
Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли...Как же их называли, кто из вас ребята знает?
(Ответы – предположения детей).
Ведущий:
-Правильно, травники.
Ведущий:
-А вы, знаете названия цветов и трав?
(ответы детей)
Ведущий предлагает игру «Собери отгадку»
(Для этого разделитесь по 2-3 человек и подойдите к столу, возьмите задание, соберите отгадку, я буду загадывать загадку, у кого ответ поднимите руки)
Загадки
1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)
2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)
4.Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)
5.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
7.Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)
8.У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)
Ведущий:
-Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений?
(воспитатель переодевается в бабушку Егоровну)
Егоровна:
-Здравствуйте, мои милые внучата! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Егоровна, знаток лекарственных растений. Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?
(Вопросы детей – короткая беседа.)
Егоровна:
-Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.
-А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”?
(Ответы детей)
(лес зеленый, в лесу находится много лекарственных растений)
-Почему врачи советуют чаще бывать в лесу?
(Ответы детей)
(В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.
Егоровна:
-Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.
(Подходим к мольберту, рассматриваем картинки и пытаемся разобраться и составить пословицы с помощью картинок)
Пословицы и приметы.
Деревья – украшения земли.
В лесу много рябины – к дождливой осени.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Егоровна:
- Ой, ребята, что это у вас, за поляна, сколько цветов и растений!
-Давайте, пройдем по лужайке, отыщем знакомые вам растения и вспомним их лекарственные свойства.
(Участники праздника останавливаются около подорожника)
(дети рассказывают о подорожнике его полезных свойствах)
Влад.Х
Подорожник – умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.
Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.
Настя.С
Анна Кулагина-Фурсина
Ты найдёшь его всегда
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!
Егоровна:
– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение?
Саша.
Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)
Тихон.
Маленькое солнце на моей ладошке, —
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Егоровна:
-Ребята, но у вас не только растения я вижу, но и ягоду. Кто может рассказать?
Саша.С
Свежие ягоды малины богаты такими веществами, как глюкоза, фруктоза. В листьях малины содержится очень много аскорбиновой кислоты, а ягоды малины обладают жаропонижающим, противовоспалительным свойством.
Ярослав.
Сочную, сладкую Ягодку малину,
Обрываю с веточек И кладу в корзину.
А потом бабуля Сварит всем варенье,
Да, такое вкусное! Просто, объеденье!
И зимой холодной, Если вдруг простыну,
Мама скажет ласково - Ешь, сынок, малину!
автор: Н. Астахова
Егоровна:
Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях.
Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара.
(Ответы – предположения детей).
Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, коров.
Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.
Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в детской, в школьных библиотеках.
Егоровна:
-Ну, что мои милые внучата, понравилось вам путешествие по лекарственным травам, сумела я вам раскрыть небольшие тайны природы?
Жду вас в гости! А на память о сегодняшние встречи я хочу подарить вам небольшие памятки – книжечки, которые вы прочитаете всей семьей.
Всего доброго! До скорой встречи!
(Бабушка Егоровна переодевается в воспитателя).
Ведущая:
--Какие вы, молодцы! Почему у вас получилось выполнить задание? Потому что вас много?
Общее стихотворение.
Нас много, ребята
Нас много, ребята, пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Пусть лучше и краше, сама как весна,
Становится наша родная страна.
(З. Александрова)
Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу
Рефлексивный анализ мероприятия:
Проведя образовательную деятельность с детьми в старшей группе по теме «Лесная аптека», считаю, что деятельность была эффективной, так как запланированные цели и задачи были выполнены. Мероприятие было построено в логической последовательности, все части взаимосвязаны между собой. Создавала проблемные ситуации, что способствовало поддержанию у детей познавательного интереса на протяжении всего мероприятия. Использовала игровой метод как ведущий, применяла средства наглядности. Активизировала речь детей, побуждая к высказываниям, повторению отдельных слов и фраз за воспитателем. Дети закрепили знания о многообразии лекарственных растениях и травах, об их пользе , о правилах поведения в природе, Активно отвечали на вопросы воспитателя, эмоционально откликались на игру. Занятие было проведено в соответствии с возрастом и программными требованиями..
Список литературы.
1. Землинский. С.Е. «Лекарственные растения».
2. Кислова.Н.Н. «Зеленая аптека».
3. Коробцова З. В. «Лесная аптека».
4. Кречетови Л.М.. «Ядовитые растения, их польза и вред».
5. Люкшенкова Е.Я. «Травянистые растения»..
6. Саморугова. П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой».
7. Учебное пособие «Красная книга».
8. Шорыгина Т.А. «Цветы – какие они».
9. «Все обо всем». Энциклопедия. Растения.
Приложение.
Картинки - отгадки.
Картинки к пословицам и приметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека на службе человека»
Программные задачи:- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавател...
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы Лесная аптека на службе человека
Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять....
СЦЕНАРИЙ спортивно-экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Лесное приключение»
Цель: физическое воспитание, экологическое воспитание дошкольниковЗадачи:- учить детей выполнять законы природы; показать, что необходимо делать как для здоровья человека, так и для здоровья...
Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека"
Конспект НООД по окружающему миру в старшей группе. закрепить знание детей о лекарственных растениях и их значении....
Экологическое развлечение для детей старшего возраста "Природная аптека"
Театрализованное представление экологического характера "Природная аптека" дает возможность детям дошкольного возраста понимать значение растений для человечества и воспитывает желание береж...
СЦЕНАРИЙ спортивно-экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. "Экологический поход".
Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.Задачи: 1. Закрепить знания и навыки поведения в природе. Формировать правильную оценку св...
Театрализованное представление для старшей группы "Лесная аптека"
Познавательное театрализованное представление "Лесная аптека" предназначено для детей старшей группы или хорошо говорящих детей средней группы. Еж открыл в лесу аптеку и лечит лесных зверей ...