Сценарий литературного вечера для детей подготовительной группы «Осенняя пора! Очей очарованье!»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Литературная гостиная для детей подготовительной группы «Осенняя пора! Очей очарованье!»
Обогащение мировосприятия детей красотой поэзии, музыки и живописи. Воспитание любви к русскому искусству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №91»
Сценарий литературного вечера для детей подготовительной группы
«Осенняя пора! Очей очарованье!»
Подготовила и провела
учитель –логопед:
Сидорова О. Е.
г. Ухта
2022 г.
Литературная гостиная для детей подготовительной группы «Осенняя пора! Очей очарованье!»
Цель: обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом поэзии, музыки и живописи. Воспитывать любовь к русскому искусству.
Ход мероприятия.
Звучит музыка «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского. Ведущий говорит на фоне музыки.
Ведущая. – Ребята, сегодня мы открываем двери нашей литературной гостиной. И приглашаем вас в чудесный мир стихотворений, музыки и красок.
- Под чарующую музыку П. И. Чайковского мы попали в волшебное царство природы, немного печальное, но очень красивое время года. Про это время года говорят: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
- Ребята, вы догадались, в какое время года мы попали? (ответы детей).
Ведущая.
- Красоту осени музыканты воспевают в музыке, художники пишут картины, а поэты – стихотворения. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Ведущий.
«Вот и осень пришла,
Как бы мы не хотели
Это лето продлить,
Отодвинув метели.
Но не стоит грустить,
Осень тоже прекрасна,
Без неё скучно жить,
Это каждому ясно!»
- Ребята, назовите осенние месяцы (ответы детей)
- Первый осенний месяц – сентябрь. Он самый яркий, пёстрый. В народе сентябрь называли – «Листопадник», как вы думаете, почему? (потому что, в сентябре листья желтеют, краснеют, опадают, начинается листопад).
- Осенью природа взрывается салютом ярких красок. Вспыхивает последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
-Как красиво поэт М. Геллер сказал об осени в своём стихотворении «Дарит осень чудеса», которое прочтёт Марк.
«Дарит осень чудеса»
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Ведущая.
- На этом чудеса осени не заканчиваются. Осень – добрая волшебница, мчится в золотой карете, всё кругом искрится, всё переливается.
Сейчас Диана нас удивит волшебством осени. Она прочтёт стихотворение «Осень» автора Юлии Капустиной.
Осень
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Ведущая.
- Осень не жалеет ярких красок, она удивляет нас палитрой разнообразных оттенков. Но всё же наступает пора, когда улетают птицы в дальние края, не слыхать весёлых песен соловья.
Об этом моменте осени нам расскажут Лера и Ваня.
Лера.
Все тропинки и дорожки
Будто в ярких лоскутках.
Это осень незаметно
Ходит с красками в руках.
Наступила осень.
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края. (Ваня)
Ведущая.
- Заканчивается первый месяц осени. Листья кружатся в воздухе в весёлом танце и ложатся на землю красивым, разноцветным ковром.
- Ребята, я предлагаю вам превратится в осенние листочки и закружится в вальсе осеннего листопада.
- Посмотрите на экран (дети выполняют дыхательную гимнастику, сдувая с экрана осенние листья).
Ведущая.
- Ребята, назовите второй месяц осени (ответы детей). Второй месяц осени – октябрь. В народе октябрь называли – «Грязник», как вы думаете, почему? (из-за частых дождей образовывалась грязь).
- Поэты всегда воспевали Осень, даже когда наступала унылая пора и природа увядала.
Давайте послушаем стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора очей очарованье», а прочтёт нам его Макар.
Унылая пора! очей очарованье!
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущая.
- Листьям время опадать.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика,
В сердце только грустнее.
- Поэт Алексей Плещеев написал стихотворение «Скучная картина». Прочтёт это стихотворение - Захар.
Скучная картина.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
Ведущая.
- Да, как жаль, что солнце реже смеётся, стали дни холоднее, и от птичьего крика, в сердце только грустнее.
- Артём прочтёт стихотворение «Осень» Константина Бальмонта.
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Ведущая.
- Хмурая, дождливая наступила осень. Люди надевают тёплую одежду. А как ведут себя звери в лесу? Об этом нам расскажет Артемий. Он прочтёт стихотворение Александра Блока «Зайчик».
«Зайчик».
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Ведущая.
- Часто поэты сравнивали осень – с волшебницей, а коми писатель Александр Константинович Журавлёв разглядел в Осени - «рыжую лисицу».
- Как же так, спросите вы? Об этом нам расскажет Максим. Он прочтёт стихотворение Александра Журавлёва «Осень – рыжая лисица».
Осень - рыжая лисица
Осень - рыжая лисица
Притаилась у воды.
На озерах - птицы, птицы,
Сколько шума, суеты!..
Собираются к отлету.
Небо хмурое зовет.
И лисица, глядя в воду,
Расстелила рыжий хвост.
Замерла, к земле прижалась,
Приготовилась к прыжку.
Да немножко задержалась -
Задремала на боку.
Улетели стаей птицы,
Не осталось ни одной.
Дремлет осень, как лисица,
Под дождливой пеленой.
Ведущая.
- Кто назовёт последний месяц осени? (ответы детей).
- Последний месяц осени – ноябрь. В народе его называли – «Предзимник», как вы думаете, почему? (лужи покрываются хрупким льдом, выпадает снег, дует холодный ветер. Это третий месяц осени, он наступает перед зимой).
- С каждым днём становится всё холоднее. Туча небо кроет, солнце не блестит, ветер в поле воет, дождик моросит.
Матвей прочтёт стихотворение «Осень наступила», которое написал поэт Алексей Николаевич Плещеев.
Осень наступила
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Ведущая.
- Природа меняется. Можно увидеть, как белые снежинки летят в синеву.
- Неужели снежинки? Да, наступает время, когда под ногами колется, ломается первый лёд. Это период осени описал в своих стихотворениях Владимир Степанов, а Вероника и Егор нам об этом расскажут.
Следом за летом осень идёт. (Вероника)
Следом за летом
Осень идёт.
Жёлтые песни
Ей ветер поёт,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву.
ОСЕНЬ. (Егор)
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шумят
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Колется, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть —
Стесняется.
Ведущая.
- Ребята, сколько замечательных стихотворений мы сегодня услышали о прекрасном времени года - об осени. Наш зал наполнился разными осенними звуками. Природа в ваших стихотворениях то золотом блистала, то багрянцем играла. Мы ощущали запах пожухлой травы, слышали шум дождя, и хруст первого тонкого льда.
- Сколько звуков вокруг!!!
- Я предлагаю вам стать артистами.
- Давайте создадим осенний пейзаж, расскажем осенний репортаж (раздать атрибуты). У каждого артиста своя роль:
- Вы будете соловьями (свистеть в свистульку);
- Вы будете осенним ветром (шуршать пакетами);
- Вы будете кукушками (звукоподражания «ку-ку», «ку-ку»);
- Вы будете дятлами (стучать ритмическими палочками);
- Вы будете заблудившимися коровами (звукоподражание «Му-у, му-у»);
- Вы будете овечками (звукоподражание «Бе-е, бе-е»);
- Ты будешь лосем (лось «трубит»- свистулька);
- Вы будете волками (звукоподражание «у-у-у»);
- Вы будете дождём (звукоподражание «кап-кап-кап»);
- Вы будете воронами (звукоподражание «кар-кар-кар»);
Ведущий объясняет правила репортажа.
- Я буду читать текст, а ваша задача украсить его разнообразными звуками.
- Внимание! Репортаж «Зарисовки Осени!».
Ведущая: Наступила осень. Небо становится серым, но ещё в памяти свежи трели соловьёв (поют соловьи – свистеть в свистульку) и кукование кукушек (кукуют кукушки – звукоподражание «ку-ку», «ку-ку»). Осень как бы приостановилась. Опять после летней разлуки прилетели в город вороны (каркают вороны – звукоподражание: «кар-кар-кар»). Они занимают свои зимние квартиры: карнизы, крыши, чердаки. Лишь кое-где в лесу ещё слышится стук дятлов (стучать ритмическими палочками), да по лесу бродит одинокий лось и «трубит» свою осеннюю песню. Нарушает эту трогательную осеннюю картину заблудившиеся овечки (звукоподражение «бе-е, бе-е»). Словно отвечая им, протяжно мычат коровы (звукоподражиние «му-у, му-у»). Коровы наслаждаются последней зелёной травкой. Ветер срывает листву и разбрасывает вокруг (шуршание пакетами). Осеннюю распутицу, бездорожье создаёт осенний холодный дождь (звукоподрожание «кап-кап», «кап-кап»). Спокойно вокруг и только где-то вдали слышен вой волков (звукоподражание «у-у-у-у»), которые предчувствуют скорый приход холодов.
Аплодисменты нашим артистам! Спасибо всем за создание чудесного, весёлого осеннего пейзажа.
Ведущая.
- Скажите, а как художники изображали осень? (ответы детей. Они писали картины и, передавали своё настроение яркими, пёстрыми красками).
- Я предлагаю вам стать художниками, изобразить осень на ваших полотнах.
Звучит музыка П. И. Чайковского. Дети делятся на три группы. Каждой группе путём жеребьёвки предлагается выбрать, какой период осени они будут изображать на своей картине (раннюю, золотую, позднюю).
У детей на столах заготовки из ватманов, на которых графически изображены разные осенние листья. Дети, проявляя фантазию, красками раскрашивают листья и дополняют свои картины теми цветами, которые соответствуют данному периоду осени.
Дети рассматривают картины, обмениваются впечатлениями.
Ведущая.
- Уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций. Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени.
- На этой приятной ноте мы закрываем нашу литературную гостиную. До новых встреч!
Дети под музыку П. И. Чайковского выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний утренник для детей подготовительной группы "Осень-славная пора, вновь в уметский край пришла!"
Осенний утренник для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....
Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенняя сказка»
Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенняя сказка»Воспитатель: Залыгаева Н.П.2014г. Дети заходят в зал под музыку, встают врассыпную...
Сценария музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенняя пора» с использованием ИКТ
Данное занятие направлено на закрепление цикла осенних занятий по классической музыке с детьми подготовительных групп. В ходе занятия были использованы стихи русских поэтов, музыка разных композиторов...
сценарий осеннего развлечения для детей подготовительной группы "Осень в Крыму".
сценарий осеннего развлечени для детей подготовительной группы "осень в Крыму", в котором прослеживаются такие виды детской музыкальной деятельности как пение, игра, танец, песенное творчество....
Сценарии осеннего праздника для детей подготовительной группе "Осень в родном краю"
Слайд-1Дети с осенними листьями входят в зал и выполняют перестроения. Идут парами через середину зала, расходятся парами вправо-влево. Поднимают листья вверх, покачивают вправо-влево. Кружатся.(под м...
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ДОСУГА С детьми подготовительной группы «ОСЕНИ СЧАСТЛИВЫЕ МОМЕНТЫ»
Обогащение знаний детей в области литературы, воспитание интереса к поэзии, развитие творческого воображения, интонационной выразительности речи....
Сценарий музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенняя пора» с использованием ИКТ
Развивать образное представление; способствовать восприятию красивого в стихах, музыке...