Ведущий: - Добрый день, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем Шахматном празднике!
Ребята, вы познали азы этой гениальной игры, прикоснулись к волшебному миру деревянных фигур, подружились с игрой мудрецов.
Давайте же продемонстрируем нашим гостям свои знания и познакомим присутствующих с каждым бойцом шахматной армии!
Предлагаю начать с самой главной фигуры, кто же это?
Дети: - Король!
Ведущий: - Правильно!
Кто хочет нам рассказать о Короле?
Марат: - Я!
Вот Король - он войском правит, соблюдает много правил:
Он не ходит далеко, шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку, отдаёт приказы метко.
Лишь дебют закончит ловко, может сделать рокировку.
А без войска остаётся, то врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт, лично всем отпор даёт.
Ведущий: - Прекрасно!
А теперь, Марат, покажи начальное положение Чёрного Короля и его ход.
(Марат встаёт на поле е8 и ходит на одну клетку в любом направлении).
А что мы с вами, ребята, знаем о Коне?
Андрей: - Конь - коварная фигура, у него своя натура.
Прыг да скок и сразу в бок, через головы прыжок!
Делает такой кульбит - взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом, перепрыгнул между делом -
- Поле чёрное под ним.
За Конём следи чужим!
Ведущий: - Отлично, Андрей!
А теперь встань на начальное поле Белого Коня иипокажи его ход.
(Андрей встаёт на поле b1 или g1, ходит буквой Г).
Кто хочет рассказать о Слоне?
Глеб: Слон и воин на спине важны в шахматной игре.
Белопольный, Чернопольный - Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок, делает большой бросок.
Но Слонов двоих пути пересечься не должны!
Ведущий: - Молодец, что ты так много знаешь о Слоне, покажи нам начальное положение Чёрного Белопольного Слона
(Глеб встаёт на поле с8 и ходит по белой диагонали).
Спасибо, Глеб!
А кто может похвастаться знания о Ладье?
Аня: - А Ладья-то тяжела,раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит, королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк - шаг Ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку - Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять - часовым в дверях стоять.
Ведущий: - Очень здорово, Аня!
А теперь покажи нам начальное положение Белой Ладьи и её ход.
(Аня встаёт на поле а1 или h1 и ходит по горизонтали и вертикали во все стороны).
Спасибо, Аня!
Как насчёт самой сильной фигуры в шахматах?
Как она называется?
Дети: - Ферзь!
Ведущий: - Правильно!
Кто же нам расскажет о ней?
Арина: - Я!
Представляю вам Ферзя - он помощник Короля!
У него своя игра: под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит - за позицией следит.
После конницы, Слонов он начать игру готов!
Я: - Класс!
Арина, покажинам начальное положение Чёрного Ферзя и его ход.
Арина (встаёт на поле d8): - Ферзь обладает самым сильным ходом - он способен передвигаться на любое количество клеток по вертикали, горизонтали и диагонали.
Ведущий: - Спасибо, Арина!
С кем же мы ещё не познакомили гостей?
Дети: - С Пешкой!
Ведущий: - Точно!
Кто же нам расскажет о ней?
Артём: - Я!
А пехота, как всегда, впереди идёт она!
Пешка с Пешкою плечом, движутмя всегда ладком.
Все мечтают, как одна, дослужиться до Ферзя!
Одному лишь я не рад - ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит вбок, не бывает ход широк.
Лишь однажды, первым ходом, через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будет знать куда ходить!
Ведущий: - Ну что же, Артём, покажи нам начальное положение любой белой Пешки и её ход.
(Вот мы и познакомили гостей с шахматными фигурами, а теперь, ребята, я предлагаю впм посоревноваться друг с другом.
Для этого вам нужно разбиться на команды - Белые и Чёрные, согласно вашим маскам.
(Дети встают на шахматное полотно, занимают соответствующие позиции).
Первое задание "Шахматная викторина", за каждый правильный ответ команда получает по шахматной фишке.
1. Какую страну считают родиной шахмат? (Индия).
2. Кто не ходит назад? (Пешка).
3. Как называется одновременный ход двумя фигурами? (Рокировка).
4. Сколько клеток на шахматной доске?
(64).
5. Какой формы шахматная доска? (Квадратной).
6. Чем обозначаются шахматные горизонтали? (Цифрами).
7. Сколько белых пешек на доске? (8).
8. Чем обозначаются шахматные вертикали? (Латинскими буквами).
9. На какой горизонтали стоят чёрные пешки? (На седьмой).
10. На поле какого цвета стоит Белый Ферзь? (На белом).
11. Как называется Пешка, которая стала Ферзём? (Проходная).
Здорово, ребята, молодцы!
Давайте прсчитаем ваши фишки.
Второе задание "Какие шахматные фигуры спрятались в словах?"
(Работа с Колибри - оладьи, спешка, заслонка).
Молодцы, ребята.
А теперь я вам и нашим гостям предлагаю посмотреть танец шахматных фигур.
Танец "Шахматные фигуры".
Ведущий: - Очень красиво, спасибо!
Третье задание "Ценность шахматных фигур".
Ребята, мы с вами знаем, что у каждой шахматной фигуры есть своя цена.
Внимание, на экран (проговаривание ценности каждой фигуры).
Задание для каждой команды на демонстрационных досках.
Четвёртое задание "Быстро и правильно расставьие фигуры".
Ну что, ребята, давайте подведём итоги (подсчитывание фишек).
Исполняется песня "Шахматная страна".