Викторина по сказкам А.С.Пушкина для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Чалышева Екатерина васильевна

Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.Задачи: проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина; расширить кругозор воспитанников; развивать внимание, память, речь и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Наши любимые сказки» (по сказкам А.С. Пушкина) 

Автор: Воспитатель первой квалификационной категорииЧалышева  Е. В.

Цель: Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Расширить кругозор и эрудицию детей.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления детей о становлении А. С. Пушкина великим русским писателем.

Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

Формировать связную речь, обогащать словарь.

Развивающие: Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, творческое мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе. Воспитание  любви и уважительного отношения к творчеству А. С. Пушкина.

Предварительная работа: 

 - Просмотр мультфильмов со сказками А.С. Пушкина  

 - Беседы по просмотренным сказкам Пушкина

 - Рассматривание иллюстраций художников Б.А. Дехтерева,  Б.В. Билибина, В. Назарука.

 - Рассказывание сказок  Пушкина по иллюстрациям художников Б.А. Дехтерева,  Б.В. Билибина, В. Назарука.

 - Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»«Сказка о царе Салтане»«Сказка о золотом петушке»«Сказка о попе и работнике его Балде».

 - Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.

 - Рисование детьми эпизодов из сказок.

Словарная работа:

  • Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;
  • Невод – сеть для ловли рыбы;
  • Рать – войско, армия;
  • Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;
  • Тужить – грустить, печалиться;
  • Неведомые – неизвестные, незнакомые;
  • Темница – тюрьма;
  • Затейница – выдумщица;
  • Лукоморье – старинное русское название морского залива, бухты.

Материалы и оборудование:

 - Слайды - «А. С. Пушкин»

 - Отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»  «У Лукоморья дуб зеленый…»

 - Музыка – М. Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

 - Музыка «Во саду ли в огороде»

 - Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии) для игр: «Балда и чертенята», «Платочек» и состязания: «Орешки»

 - Телеграммы

 - Костюм почтальона (детский)

 - Костюм кота (шапочка с кисточкой, указка, большой колокольчик, книги)

 - Костюм Петушка

 - Костюм Балды

-  Костюм Белочки

 - Костюм Царевны

 - Ларец

 - Содержимое ларца: Яблоко Зеркало Заяц Невод Лебедь  Собака Рыбка Веревка 

 - 4 ведра

 - 2 корзины

 - орехи (киндер-яйцо с начинкой-камушками)

 - три больших расписных платка

 - фишки для судей

 - гостинцы для детей

 - приз победителям

Ход мероприятия:

      Дети заходят в зал под музыку, звучит увертюра из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинки. Рассаживаются по местам (места распределены по командам).

      На интерактивной доске видео «У лукоморья…»

      В зал входит Ученый кот (на голове шапочка с кисточкой, в руках указка, большой колокольчик, книги).

Кот: Здравствуйте, кажется, здесь обо мне  говорили. Я  - всем известный кот ученый. Надеюсь, я туда попал? Это детский сад «Ёлочка?», который находится по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Республики, номер дома 35 «А». Меня пригласили как главного знатока сказок.  А вы знаете, кто меня выдумал?

      Правильно! Ребята, сегодня мы здесь собрались, чтобы вспомнить великого русского поэта А. С. Пушкина, вспомнить его замечательные, нами любимые сказки.  

Рассказ кота

     На интерактивной доске появляется слайд №1 – портрет А. С. Пушкина.

    Александр Сергеевич Пушкин родился   в те далекие времена, когда на Руси правили цари, это было более двухсот лет назад.  В детстве его называли Сашей, он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его старенькая  няня (появляется слайд № 2 – портрет Арины Родионовны). 

Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая женщина, не обученная грамоте.  Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой, подругой. А звали ее Арина Родионовна.  

Маленький Саша со своей семьей жили  в  большом доме за городом, вокруг дома рос сосновый лес (появляется слайд № 3 – дом А.С. Пушкина в Михайловском). Заскучает,  бывало, будущий писатель и просит няню рассказать какую-нибудь сказку.  

      Начнёт Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слово пропустить (появляется слайд № 4  - няня и маленький Саша).

       Взрослея и слушая сказки своей няни, мальчик все чаще чувствовал, что ему самому хочется взяться за перо и сочинить какую-нибудь сказку (появляется слайд № 5 – маленький Саша сочиняет). 

Став взрослым он  признался в том, что сочинять сказки его научила любимая  няня:

Ты детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

       Когда Саша вырос и стал уже Александром Сергеевичем, то он уехал на государеву службу, там очень скучал по своей няне и писал ей письма. В одном из писем он написал такие строки (появляется слайд № 6 – Пушкин пишет письмо):

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, словно на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

(из стихотворения  "Няне").

       

       А. С. Пушкин любил свой дом, свою семью. Никогда о них не забывал, где бы он ни находился. При любой возможности посещал свою малую родину и, конечно же, горячо любимую няню-мамушку (появляется слайд № 7 – взрослый Пушкин и няня).

      - Ребята, как вы думаете можно ли поэта А. С. Пушкина назвать сказочником?

Слышите, как писатель говорит, что сама няня дала ему волшебную свирель, с помощью которой он стал не просто писателем, а лучшим в мире сказочником.

Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Всех героев этих сказок

Узнаем мы без подсказок:

Царь Салтан и Черномор.

Поп, Балда и Князь Гвидон…

Страницы сказок мы листаем,

Конкурс знатоков мы  начинаем.

Кот: Начнем, конечно же, с разминки.

      Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Царевна-Лягушка, сестрица Аленушка, рыбкацаревич Елисей,  Балда, Курочка Ряба, Жихарка.


Кот: Ну, что же, ребята с разминкой вы справились отлично. Только вот что-то мои помощники задерживаются. Ну, как говорится: «Семеро одного не ждут», продолжим без них. Итак, наш первый конкурс!

Раздается стук в дверь.

Кот: Да-да. Войдите!

Входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте! Вы кот ученый? Для вас пришли телеграммы. Распишитесь. Получите.

Кот: Благодарю. Так, так, так… Почитаем от кого пришли телеграммы. Ребята, а телеграммы то не простые, эти телеграммы и есть  первый конкурс, это загадки от моих коллег, сказочных героев, которых выдумал Александр Сергеевич. Чья команда отгадает от кого пришла телеграмма-загадка и из какой сказки этот герой, та и  получит фишку.

Конкурс № 1.  «Узнай, от кого пришла телеграмма»

Кот загадывает загадки командам по очереди. За каждый верный ответ команда получает фишку. Как только дети отгадают загадку, прибывает сказочный герой.

Кот: Прошу капитанов команд для получения фишек, подойти ко мне.  Итак, начнем. Загадка для первой команды, слушайте внимательно:

1. Буду скоро!  Не теряйте –

Чуть задерживаюсь я.

В стороне, где я служу,

Подошли полки чужие

И со всех сторон ползут,

Разрушения несут.

Шевельнусь я, встрепенусь я,
К той сторонке обернусь я,
Закричу: «Кири-ку-ку!
Разбужу полки, построю!»

А затем и к вам прибуду

Знатоков всех рассужу

И по чести награжу.    (ПЕТУШОК из «Сказки о золотом петушке»)

Кот: Молодцы! Капитан, получите свою фишку. 

Появляется Петушок

Петушок: Кири-ку-ку! Здравствуй, весь честной народ! Надеюсь, я не очень опоздал?

Кот: Вы, как всегда, вовремя, уважаемый Петушок! Займите, мой любезный друг, свое место в судейской коллегии.

Вот тут у нас еще  телеграмма для второй команды:

2. Вы меня не осудите,

Вы меня ужо простите!

Приключилась тут беда -

Разыгрались Бесенята,

Бурю в  море запустили,

Корабли все потопили.

Поднатужусь, поднапружусь,

Подкручу хвосты чертям

И примчусь под парусами

Под высокими волнами

На собранье знатоков. (БАЛДА из «Сказки о попе и его работнике Балде»)

Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку. 

Появляется Балда.

Балда: Здравия вам всем желаю! Низкий поклон, ученое собрание! Простите за опоздание.

Кот: Присаживайся, любезный друг, Балда! Мы тут еще одну телеграмму не прочитали.

 Телеграмма для первой команды:

3. Опоздаю я немножко!

Князь Гвидон де захворал.

Грусть-тоска его съедает.

Как могу от печали увожу -

Песни я ему пою,

Да орешки все грызу

«А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд».  

Разгоню его тоску

И, немедля, к вам прибуду

Знатоков судьбу вершить.  (БЕЛКА из «Сказки о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь»)

Кот: Молодцы, капитан команды получите свою фишку.

Под музыку: «Во саду ли в огороде» появляется белочка, поет и танцует:

Белка: Здравствуйте, народ честной! Надеюсь, я вовремя поспела.

Кот: Проходи, матушка, присаживайся. Мы тут телеграммы-загадки читаем и отгадываем.

Белочка: Мою телеграмму-то получили?

Кот: И получили и уже отгадали.

Белка садится за стол жюри.

Кот: Зачитаем последнюю телеграмму для второй команды:

4. Низкий шлю я вам поклон!

Я теперь уж не невеста

Елисея я жена, удалого молодца.  

Задержусь совсем немножко.

Вот почтенного кота выполняю я завет -

Прибыть на ученый ваш совет.

Только в зеркальце взгляну

Да всю правду угляжу.

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Где на свете всех милее,

Веселее и умнее дети добрые живут?

Мне туда заказан путь».  (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку.

Появляется Царевна с ларцом.

Царевна: Здравия вам всем желаю. Вижу все мои друзья прибыли. А я к вам не с пустыми руками. Посмотрите, какой у меня ларец. В нем лежат сказочные предметы, вам нужно угадать из какой они сказки. Представители от каждой команды для получения фишек, подойдите ко мне.

Конкурс № 2.  «Угадай, из какой сказки  предметы»

Царевна: Этот мешочек для первой команды. Посмотрим, какие предметы в нем лежат:

 - Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
 - Зеркало 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
 - Заяц 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

 - Невод (Сказка о рыбаке и рыбке»)

А этот мешочек для второй команды, посмотрим, что в нем лежит?:

 - Лебедь («Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь»)

 - Собака («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 - Рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке»)

 - Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Царевна за каждый правильный ответ дает командам фишки.

Царевна: Какие молодцы, как они хорошо разбираются в сказках А. С. Пушкина. Вы, наверное, очень любите сказки этого писателя.

Балда: Царевна, дай-ка мне, голубушка, веревочку.

Царевна: Держи. Балда, а за какой надобностью тебе веревка?

Балда: Веревка – вещь очень нужная, просто необходимая в хозяйстве. Знаешь сколько всего можно сделать с помощью веревки?

Царевна: Ну, я знаю, что с помощью веревки ты море морщил, да чертенят корчил. А что еще? Пожалуй, и все.

Балда: Эх ты, а еще Царевна! Как говорят в народе: «Смекалка во всяком деле выручит».  А вы, ребята, попробуйте, смекалку проявите, да мне подскажите. Как думаете, что можно с помощью веревки сделать?

Размышления детей.

Балда: Какие вы сметливые, догадливые ребята! Ну, прямо как я. Не пропадете в жизни, из любой беды выход найдете. Но веревка, все же, мне для другой надобности. Играть с вами хочу. Вы любите играть? Ну, тогда предлагаю сыграть в мою любимую игру: «Балда и бесенята».

Игра «Балда и бесенята» (под русскую народную мелодию)

Балда: Дети, вы будете бесенята, которые стоят вокруг моря. Я буду веревкой «море морщить», вас бесенят «корчить».

       Ваша задача – подпрыгивать вовремя, да повыше, чтобы я вас с ног не сбил. Кого веревкой задену, тот считается сбитым и выбывает из игры.

       Ребята, будем играть по очереди, сначала с первой командой, затем со второй.

       Команда, в которой я собью больше ребят-бесенят, считается проигравшей и получает одну фишку, команда победитель – две фишки.       

Балда: Молодцы, ребята! Вы, однако, удальцы! Вот потехи час прошел, делу время подошло. Наша Белочка, непоседа-затейница, приготовила для вас непростое задание. Белочка, выходи, ум ребяткам  разомни.

Белочка: Ну, что ребята, готовы знания свои показать? (Дети: да) Вам нужно будет угадать из какой сказки слова.

       Капитаны команд, ко мне выходите. За каждый правильный ответ команда, отгадавшая из какой сказки слова, получит фишку.

Конкурс № 3.  «Из какой сказки отрывок?»

Белочка: Первая команда готова? Тогда этот отрывок для вас:

1.  «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Слайд № 8

Капитан команды, получите  фишку за правильный ответ.

А теперь загадка для второй команды игроков:

2. «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит». («Сказка о царе Салтане и о царевне Лебедь»)

Слайд № 9

3. «…Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя». («Сказка о золотом петушке»)

Слайд № 10

4. «Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес, залая

Прибежал и смолк, играя». («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Слайд № 11

Капитан команды, получите  фишку за правильный ответ.

Белочка: С моим заданием вы справились отлично! Молодцы. Меня не зря зовут затейницей. У меня для вас тоже есть забава. Вот в ведерках припасены орешки, «а орешки непростые - все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд».

Состязание: «Орешки» (под русскую народную мелодию)

Белочка: Ребята, вам нужно построиться в две колонны как для спортивного состязания.  Возле каждой команды стоит ведерко с орехами, это киндер-яички с начинкой-камушком внутри, по количеству игроков в команде. На противоположной стороне напротив каждой команды стоят  2 стула, на каждом стульчике по 2 ведерка.

Ваша задача - игроки  по очереди берут из ведерка по одному ореху и добегают до стула, раскрывают орешек, скорлупки кладут в одно ведро, а ядрышки в другое и возвращаются обратно в команду, становятся в конце колонны. Команда, которая справится быстрее,  получает 2 фишки, проигравшая – одну фишку.

Белочка: Молодцы, ребята! Вы не только умные, но и быстрые, ловкие, умелые. А сейчас еще один конкурс знатоков. Дружок мой, Петя-петушок, какое задание ты приготовил для ребят?

Конкурс № 4. «Вопрос – ответ?»

Петушок: А я хочу проверить вашу скорость мысли. Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3  ответа. Вам нужно быстро выбрать из них один  - правильный. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Представители от каждой команды, для получения фишек, подойдите ко мне!

Первая команда, приготовтесь, вопросы для вас:
1. Что делали три девицы под окном?
А) подслушивали
Б) пряли
В) грызли семечки

2. Кто помог царевичу Елисею найти невесту?
А) снег
Б) дождь
В) ветер

3. Что у царевны Лебедь  блестит под косой?
А) бусы
Б) месяц
В) ожерелье

 4. Где жил старик со своею старухой?
А) 
В землянке.
Б) В избушке.
Г)  В шалаше.


5. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане»?
А) В медведя
Б) В воробья
В) 
В комара

Вторая команда, готовы? Эти вопросы для вас: 
1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? 
А) 
Звездочет
Б) Волк
В) Царица


 2. 
За какую плату согласился работать Балда у попа? 
А) Бесплатно
Б) 
За три щелчка по лбу
В) За 3 рубля

3. Чем старик поймал золотую рыбку?
А) удочкой
Б) сачком 
В) неводом

4. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
А) 
С зайцем
Б) С мышкой
В) С Балдой

5.  Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
 
А) Генерал
Б) Илья Муромец
В) 
Дядька Черномор


Петушок: Какая скорость мысли, быстрота реакции!? Браво! Кири-ку-ку! А как у вас, ребята, с наблюдательностью, с внимательностью? Хорошо. Тогда предлагаю проверить это с помощью игры. Команды будут играть по очереди. Друзья мои, помогите мне! (Гости помогают, используя дополнительные платки).

Игра «Платочек» (под музыку русскую народную).

Петушок: Ребята, как только зазвучит музыка, вы должны пуститься в пляс. 

                   

Только музыка оборвется, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. А я и мои друзья  накроют  кого-нибудь платками, после слов:

                                     «Раз, два, три, угадайте,

                                      Кто же спрятался внутри?»

Вы должны открыть глаза и угадать, кто спрятался под платками. Игра проводится несколько раз. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Петушок: Какие глазастые, приметливые ребята! Молодцы.

Кот: Время быстро пробежало.  И наше ученое собрание, посвященное сказкам А. С. Пушкина, подошло  к концу. Почтенное жюри подсчитает фишки и скоро назовет победителя.

      Дорогие ребята, сказки учат нас быть добрыми, смелыми, справедливыми, изобретательными. Любите и читайте сказки! Помните:

«Сказки – ложь, да в них намек!

Добрым молодцам и девицам урок».

Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!

     А сейчас, пока наше мудрое жюри  будет подсчитывать фишки и определять победителя, предлагаю вам послушать замечательную песню «У лукоморья дуб зеленый…»

\Кот: А теперь итоги нашего конкурса объявит наша замечательная гостья Красная девица – Царевна.

Объявление итогов викторины, вручение подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина «На солнечной поляне Лукоморья» по сказкам А.С.Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по творчеству А.С. ПушкинаЦель:1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие...

Презентация - викторина По сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Материалы презентации могут быть использованы для закрепления знаний о сказказ А.С. Пушкина как для детей дошкольного возраста, так и для детей начальной школы....

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

ЗадачиОбразовательные:Совершенствование умения выразительно декламировать стихи.Автоматизация правильного произношения и дифференциация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности....

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей  старшего дошкольного возраста....

Викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые сказки»

Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.Задачи:1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.2. Расширить кругозор воспитанников.3. Развивать внимание, память, речь и м...