Сценарий весеннего фольклорного праздника с детьми подготовительной школе группы «Жаворонки прилетают - весну закликают»
методическая разработка (подготовительная группа)

Сторожева Ирина Александровна

Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию духовно-нравственных ценностей. Оно может реализоваться через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление в структуре личности позитивных образов и чувств и практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, приучение к ответственности за свои дела и поступки. Народные, православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий весеннего фольклорного праздника с детьми подготовительной школе группы

«Жаворонки прилетают - весну закликают»

Разработала. Сторожева И.А., воспитатель

 МДОУ «Детский сад» №7 «Журавушка»

г. Ртищево Саратовской области.

Введение

Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию духовно-нравственных ценностей. Оно может реализоваться через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление в структуре личности позитивных образов и чувств и практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, приучение к ответственности за свои дела и поступки. Народные, православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви.

Цель: познакомить детей с традицией встречать весну на Руси через изготовление жаворонков

Задачи

Образовательные.  Расширить кругозор учащихся о жизни, традициях и праздниках родного народа; знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

Развивающие.  Развитие творческой индивидуальности.

Воспитательные.   Воспитание нравственных ценностей, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.  Воспитание эстетического вкуса и эмоционально-положительного отношения к результатам работы

Оборудование. Презентация «Как бывало, в старину, закликали птиц, весну»

Материалы для мастер-класса: пластилин, доска, нож,

Ход мероприятия

  1. Дети под музыку заходят в зал и образуют круг.

Хозяюшка. Ожила вокруг природа,

Пробудившись ото сна,

С голубого небосвода

В гости к нам спешит весна.

1 ребенок. Весна на пост свой заступила,

Тепло земле всей подарила

И солнечным ярким лучом

С улыбкой вошла в каждый дом.

2 ребенок. Идет матушка - Весна, отворяй ворота!

Первым март пришел – белый снег сошел,

А за ним и апрель – отворил окно и дверь,

3 ребенок. А уж как придёт май –

Солнце в терем приглашай!

Ребята, давайте петь и плясать,

Весну красную прославлять!

Хозяюшка. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы встречаем весну, согласно старинной русской традиции.

         

        Ребята, давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. Давайте мы тоже позовём Весну  к нам.

  1. Закличка «Весна  - красна,  на чем пришла…» (под закличку дети идут по кругу парами, руки  держат вверху «воротца», выходит Весна, встает в круг)

Весна. А вот и я, весна - красна! Кому я здесь была нужна? Бужу я землю ото сна! Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход. А где же солнышко?

Хозяйка. Солнышко позовем, и станцуем и споем.

Весна. Солнышко, солнышко, выходи, лучиками своими посвети! (дети повторяют 3 раза)

  1. Выход солнышко (солнышко раздает всем детям лучики)

  1. Хоровод «Весна пришла и тепло принесла»

Презентация «История праздника «Жаворонки»

1 слайд.

Хозяйка. А сейчас усаживайтесь рядком, всё у нас пойдёт ладком. Сегодня мы собрались на праздник «Встреча весны и прилёт птиц».

2 слайд

Весна.  Старинный славянский праздник «Жаворонки» празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.

3 слайд.

Праздник «Жаворонки» еще называют «Сороки». Не в честь белобоких птиц, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

 4 слайд.

Хозяюшка. Жаворонков действительно можно считать вестниками весны: они возвращаются с зимовки одними из первых, когда в полях еще лежит снег, и даже нет насекомых, которыми можно поживиться. Так что, прилет жаворонков – это верная примета, что весна близко!

Весна. В старину прилета жаворонков ждали всей деревней, потому что именно с этого события можно было начинать пахотные работы. «Жаворонок небо пашет» говорят в народе – причина необычный полет жаворонков: птица летит вверх, а затем резко вниз.  

5 слайд.

Хозяйка. По традиции,  на праздник Жаворонки,  хозяйка вместе с детьми,  пекли булочки обязательно из пресного теста,  потому,  что в эти даты проходит Великий пост в виде птичек жаворонков.

Весна. В жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Хозяйка. Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их по глубже под «благополучных» птиц.

Хозяйка. Сейчас я предлагаю вам самим сделать жаворонка

«Лепим жаворонков»

  1. Возьмите небольшой колобок и  скатайте жгутик длиной порядка 15 см.
  2. Сверните жгутик  петелькой и проденьте через нее один краешек полоски.
  3. Придадим полученной петле форму жаворонка. Узелок – это тельце. Верхний конец – голова жаворонка, сформируйте ее более круглой и вытяните тонкий клювик. Сделайте глазки из (изюминок) или крупы гречки.
  4. Нижний край теста, который оказался под узлом будет хвостиком жаворонка. Расплющите его и сделайте ножом (стекой) надрезы, имитируя перья хвоста.

Хозяйка. Испеченные жаворонки раздавались детям со словами «Жаворонки прилетели – на головку сели». Этими словами детишек благословляли, желая крепкого здоровья и удачи.

  1. Звуки пения жаворонков

Весна. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы,  кричали заклички.

(Дети, насаживают на палочки жаворонков и выходят и образуют круг, рассказывают заклички).

Весна.  А теперь я произнесу волшебные – магические слова, а вы поднимите жаворонков высоко-высоко, чтобы завершить обряд прихода весны.

  1. Закличка жаворонков.

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

1ребенок. Жаворонушки, полетовушки!

Прилетите к нам,

Весну ясную, Весну красную

Принесите нам!

2 ребенок. Жаворонушки-перепёлушки!

Из-за моря летите,

Весну красную несите!

3 ребенок. Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

4 ребенок. Ой, вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое — коровье.

Второе — овечье,

Третье — человечье.

5 ребенок. Жаворонок, жаворонок

Прилетай к нам во лесок!

Будем мы с тобой играть,

Будем петь и танцевать!

Хозяйка: Весна – красна, а мы игру знаем «Жаворонок»

  1. Игра «Жаворонок». 

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел,

колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине,

спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдет,

будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик у ног двоих детей. Все открывают глаза, нашедшие оббегают круг, кто из них прибежит первым, звонит в колокольчик, становится ведущим в игре. Повторяется игра 2-3 раза.

Весна. А еще наблюдали в этот день за погодой: если на Сороки тепло, то так же будет еще в течение 40 дней. Теплый ветер сулил дождливое лето. Первый гром, прозвучавший над голым лесом, предвещал голодный год, а мороз на Жаворонки, напротив, обещал урожай — особенно проса.

7.Общий танец

Хозяйка. Мы весну, ребята, встретили,

Танцевали и играли.

Нам с весною было весело,

И она осталась с нами!

Заключение

Актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.

Отличительной особенностью проведения этого мероприятия явилось создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка. Все без исключения, проявили мастерство и представили самые разнообразные выпеченные изделия. Так как конкуренция была «жесткой», всем пришлось сильно постараться, чтобы привлечь внимание к своим работам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога//Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. - 2015. - № 10 (54). - С. 163-169.

2. Православие – путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева, Т.Д. Джишкариани.- Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015.- 43с.

3. Князева О.Л. Как жили люди на Руси, Санкт-Петербург, 2000.

4. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение «Жаворонки прилетают – весну закликают»

Задачи:- Пробудить у детей интерес к русскому фольклору;-Расширять представление о жизни людей в старину;-Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, веснянками, песням...

Сценарий весеннего фольклорного праздника для детей коррекционной (ЗПР) группы "Масленица пришла - Весну-красну принесла!"

Сценарий весеннего фольклорного праздника для детей коррекционной (ЗПР) группы "Масленица пришла - Весну-красну принесла!"...

Сценарий воспитательного мероприятия для старшего дошкольного возраста «Жаворонки прилетают - весну закликают»

Сценарий воспитательного мероприятия для старшего дошкольного возраста «Жаворонки прилетают - весну закликают»Заголовок: «Жаворонки прилетают - весну закликают»Автор-составител...

Сценарий весеннего развлечения «Жаворонки прилетают - весну закликают»

Задачи:- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.- Учить понимать смысл пословиц и поговорок,- Воспитывать любовь к...

Музыкальное спортивное развлечение "Жаворонки прилетают-весну закликают"

Задачи:Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками. Учить понимать смысл пословиц и поговорок,  Воспитыв...

Сценарий весеннего развлечения «Жаворонки прилетают - весну закликают»

Задачи:- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.- Учить понимать смысл пословиц и поговорок,- Воспитывать любовь к...