Сценарий весеннего фольклорного праздника с детьми подготовительной школе группы «Жаворонки прилетают - весну закликают»
методическая разработка (подготовительная группа)
Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию духовно-нравственных ценностей. Оно может реализоваться через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление в структуре личности позитивных образов и чувств и практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, приучение к ответственности за свои дела и поступки. Народные, православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познакомить детей с традицией встречать весну на Руси через изготовление жаворонков. | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий весеннего фольклорного праздника с детьми подготовительной школе группы
«Жаворонки прилетают - весну закликают»
Разработала. Сторожева И.А., воспитатель
МДОУ «Детский сад» №7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовской области.
Введение
Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию духовно-нравственных ценностей. Оно может реализоваться через познавательную деятельность, направленную на то, чтобы ребенок ощущал живую связь познаваемого с действительностью, эстетическую деятельность, направленную на закрепление в структуре личности позитивных образов и чувств и практическую деятельность, направленную на воспитание положительного отношения к труду, приучение к ответственности за свои дела и поступки. Народные, православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви.
Цель: познакомить детей с традицией встречать весну на Руси через изготовление жаворонков
Задачи
Образовательные. Расширить кругозор учащихся о жизни, традициях и праздниках родного народа; знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
Развивающие. Развитие творческой индивидуальности.
Воспитательные. Воспитание нравственных ценностей, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию. Воспитание эстетического вкуса и эмоционально-положительного отношения к результатам работы
Оборудование. Презентация «Как бывало, в старину, закликали птиц, весну»
Материалы для мастер-класса: пластилин, доска, нож,
Ход мероприятия
- Дети под музыку заходят в зал и образуют круг.
Хозяюшка. Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна,
С голубого небосвода
В гости к нам спешит весна.
1 ребенок. Весна на пост свой заступила,
Тепло земле всей подарила
И солнечным ярким лучом
С улыбкой вошла в каждый дом.
2 ребенок. Идет матушка - Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел – белый снег сошел,
А за ним и апрель – отворил окно и дверь,
3 ребенок. А уж как придёт май –
Солнце в терем приглашай!
Ребята, давайте петь и плясать,
Весну красную прославлять!
Хозяюшка. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы встречаем весну, согласно старинной русской традиции.
Ребята, давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. Давайте мы тоже позовём Весну к нам.
- Закличка «Весна - красна, на чем пришла…» (под закличку дети идут по кругу парами, руки держат вверху «воротца», выходит Весна, встает в круг)
Весна. А вот и я, весна - красна! Кому я здесь была нужна? Бужу я землю ото сна! Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход. А где же солнышко?
Хозяйка. Солнышко позовем, и станцуем и споем.
Весна. Солнышко, солнышко, выходи, лучиками своими посвети! (дети повторяют 3 раза)
- Выход солнышко (солнышко раздает всем детям лучики)
- Хоровод «Весна пришла и тепло принесла»
Презентация «История праздника «Жаворонки»
1 слайд.
Хозяйка. А сейчас усаживайтесь рядком, всё у нас пойдёт ладком. Сегодня мы собрались на праздник «Встреча весны и прилёт птиц».
2 слайд
Весна. Старинный славянский праздник «Жаворонки» празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
3 слайд.
Праздник «Жаворонки» еще называют «Сороки». Не в честь белобоких птиц, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
4 слайд.
Хозяюшка. Жаворонков действительно можно считать вестниками весны: они возвращаются с зимовки одними из первых, когда в полях еще лежит снег, и даже нет насекомых, которыми можно поживиться. Так что, прилет жаворонков – это верная примета, что весна близко!
Весна. В старину прилета жаворонков ждали всей деревней, потому что именно с этого события можно было начинать пахотные работы. «Жаворонок небо пашет» говорят в народе – причина необычный полет жаворонков: птица летит вверх, а затем резко вниз.
5 слайд.
Хозяйка. По традиции, на праздник Жаворонки, хозяйка вместе с детьми, пекли булочки обязательно из пресного теста, потому, что в эти даты проходит Великий пост в виде птичек жаворонков.
Весна. В жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
Хозяйка. Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их по глубже под «благополучных» птиц.
Хозяйка. Сейчас я предлагаю вам самим сделать жаворонка
«Лепим жаворонков»
- Возьмите небольшой колобок и скатайте жгутик длиной порядка 15 см.
- Сверните жгутик петелькой и проденьте через нее один краешек полоски.
- Придадим полученной петле форму жаворонка. Узелок – это тельце. Верхний конец – голова жаворонка, сформируйте ее более круглой и вытяните тонкий клювик. Сделайте глазки из (изюминок) или крупы гречки.
- Нижний край теста, который оказался под узлом будет хвостиком жаворонка. Расплющите его и сделайте ножом (стекой) надрезы, имитируя перья хвоста.
Хозяйка. Испеченные жаворонки раздавались детям со словами «Жаворонки прилетели – на головку сели». Этими словами детишек благословляли, желая крепкого здоровья и удачи.
- Звуки пения жаворонков
Весна. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали заклички.
(Дети, насаживают на палочки жаворонков и выходят и образуют круг, рассказывают заклички).
Весна. А теперь я произнесу волшебные – магические слова, а вы поднимите жаворонков высоко-высоко, чтобы завершить обряд прихода весны.
- Закличка жаворонков.
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
1ребенок. Жаворонушки, полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную, Весну красную
Принесите нам!
2 ребенок. Жаворонушки-перепёлушки!
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
3 ребенок. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
4 ребенок. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.
5 ребенок. Жаворонок, жаворонок
Прилетай к нам во лесок!
Будем мы с тобой играть,
Будем петь и танцевать!
Хозяйка: Весна – красна, а мы игру знаем «Жаворонок»
- Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел,
колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет,
будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик у ног двоих детей. Все открывают глаза, нашедшие оббегают круг, кто из них прибежит первым, звонит в колокольчик, становится ведущим в игре. Повторяется игра 2-3 раза.
Весна. А еще наблюдали в этот день за погодой: если на Сороки тепло, то так же будет еще в течение 40 дней. Теплый ветер сулил дождливое лето. Первый гром, прозвучавший над голым лесом, предвещал голодный год, а мороз на Жаворонки, напротив, обещал урожай — особенно проса.
7.Общий танец
Хозяйка. Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли.
Нам с весною было весело,
И она осталась с нами!
Заключение
Актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Отличительной особенностью проведения этого мероприятия явилось создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка. Все без исключения, проявили мастерство и представили самые разнообразные выпеченные изделия. Так как конкуренция была «жесткой», всем пришлось сильно постараться, чтобы привлечь внимание к своим работам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога//Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. - 2015. - № 10 (54). - С. 163-169.
2. Православие – путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева, Т.Д. Джишкариани.- Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015.- 43с.
3. Князева О.Л. Как жили люди на Руси, Санкт-Петербург, 2000.
4. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение «Жаворонки прилетают – весну закликают»
Задачи:- Пробудить у детей интерес к русскому фольклору;-Расширять представление о жизни людей в старину;-Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, веснянками, песням...
Сценарий весеннего развлечения «Жаворонки прилетают - весну закликают» для детей средней группы
Сценарий весеннего развлечения...
Сценарий весеннего фольклорного праздника для детей коррекционной (ЗПР) группы "Масленица пришла - Весну-красну принесла!"
Сценарий весеннего фольклорного праздника для детей коррекционной (ЗПР) группы "Масленица пришла - Весну-красну принесла!"...
Сценарий воспитательного мероприятия для старшего дошкольного возраста «Жаворонки прилетают - весну закликают»
Сценарий воспитательного мероприятия для старшего дошкольного возраста «Жаворонки прилетают - весну закликают»Заголовок: «Жаворонки прилетают - весну закликают»Автор-составител...
Сценарий весеннего развлечения «Жаворонки прилетают - весну закликают»
Задачи:- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.- Учить понимать смысл пословиц и поговорок,- Воспитывать любовь к...
Музыкальное спортивное развлечение "Жаворонки прилетают-весну закликают"
Задачи:Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками. Учить понимать смысл пословиц и поговорок, Воспитыв...
Сценарий весеннего развлечения «Жаворонки прилетают - весну закликают»
Задачи:- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.- Учить понимать смысл пословиц и поговорок,- Воспитывать любовь к...