*** Проект "Широкая Масленнца"
проект

Детский сад 127 Магнитогорска

Проект "Широкая Масленнца"

Музыкальный руководитель: Жидкова Татьяна Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa_ch.1.pptx2.83 МБ
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa_ch.2.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ПРОЕКТ Выполнила: Жидкова Т. П., музыкальный руководитель МДОУ «ЦРР д/с №127

Слайд 2

2 Цель: Создать условие для повышение интереса к традициям русского народа ( праздник Масленица). Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Обогащать духовный мир детей. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Слайд 3

3 Тип проекта: по числу детей – групповой, разновозрастный (принимали участие дети 1 средней группы, старших и подготовительных групп). П о доминирующему методу – музыкальный, творческий, игровой. П о предметным областям – межпредметный (музыка , живопись, литература , физическая культура). П о продолжительности – средней продолжительности. Участники проекта : Музыкальные руководители Воспитатели средней, старших и подготовительных групп. Дети – средней, старших и подготовительной групп ( 4-7 лет); Преподаватель по ИЗО Родители. Сроки реализации проекта – три недели.

Слайд 4

4 Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Слайд 5

5 Проблема проекта: 1. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. 2. Дети мало двигаются, не знают народных игр А игра для ребёнка – это комфортное проживание детства , важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребёнок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно . Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности , фантазию. .

Слайд 6

6 Тысячу раз прав А. М. Горький, написавший: « Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего – и легче всего в игре, игрой» Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, ума, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый настрой, интерес к народному творчеству.

Слайд 7

7 Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории. Этапы реализации проекта Подготовительный Основной Заключительный.

Слайд 8

8 Подготовительный этап Цель : Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы. Содержание: Составить план совместных действий с детьми , воспитателями и родителями в поиске и сборе информации о празднике Подбор музыкального материала (народные песни, хороводы, пляски, хороводные и спортивные игры); наглядные пособия по теме « Масленица » (презентации, картины художников, литературные зарисовки, пословицы, поговорки, народные приметы) Предложить родителям принять участие в изготовлении куклы МАСЛЕНИЦЫ. Приготовить материал для изготовления атрибутов к празднику (чучело Масленицы, ленты на кольцах для танца и игр)

Слайд 9

9 Основной этап Цель : Создать условия для формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы». Содержание: Наблюдение за изменениями в природе; Рассказы – беседы: «За что зиму с почестями провожали?»; «Какие знаки подавали солнышку »; « Откуда родилось название «Масленица»; «Дни недели Масленицы и как их праздновали на Руси »; «Кукла – Масленица » Просмотр видео зарисовок о праздновании праздника, посвящённого проводам зимы. Слушание народной и композиторской музыки, рассматривание иллюстраций картин художников . Заучивание закличек , поговорок, стихов ; разучивание хороводов , народных танцев, музыкальных игр. Коллективная работа в группах – аппликация «Широкая Масленица». Творческие работы детей по ИЗО деятельности «Весёлые скоморохи» (рисование) Выставка «Кукла Масленица» (совместные работы родителей и детей)

Слайд 10

10 МАСЛЕНИЦА В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ: Цель: Воспитание любви и уважения к фольклору, как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы и отражении её в творчестве русских композиторов. Задачи: Направить внимание детей на осмысление художественного образа Масленицы в устном поэтическом творчестве, ж ивописи и музыке Методы: Рассказ, беседа, выходы в смежные виды искусств, приём сопоставления Музыкальный материал: * Сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н . А. Римского- Корсакова * П. И. Чайковский цикл «Времена года» февраль - - «Масленица» Изобразительный ряд: Портреты русских композиторов, репродукции картин русских художников

Слайд 11

11 Н. А. Римский – Корсаков Сцена «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной. В. Васнецов «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков Сцены из оперы

Слайд 12

12 П. И. Чайковский. Цикл «Времена года» Февраль – «МАСЛЕНИЦА» Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир. П. А. Вяземский П . И. Чайковский Б. М. Кустодиев «Масленица» А Степанов «Тройка» А. Тимков «Масленица»

Слайд 13

13 МАСЛЕНИЦА В ЖИВОПИСИ Б.М. КУСТОДИЕВ «МАСЛЕНИЦА»

Слайд 14

14 В.И. Суриков «Взятие снежного городка» В. Сыров «Масленица» Н. Фетисов «Широкая Масленица» В. Белых Масленица С. Кожин Проводы Масленицы С. Крылов Встреча Масленицы

Слайд 15

15

Слайд 16

16 Русские народные хороводы и танцы Метелица Снег – снежок Заинька Горница – узорница Виноград Весну ждали (с лентами) Хороводы: Вот уж зимушка проходит Собирайся народ Блины Прощай, Масленица! Пляски Задачи: Развивать чувство ритма, координацию, память, умение ориентироваться в пространстве. Добиваться выразительности в исполнении движений. Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой музыки Воспитывать чувство ответственности, трудолюбие, красоту и поддержку.

Слайд 17

17 Хоровод «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ»

Слайд 18

18 Танец «МЕТЕЛИЦА»

Слайд 19

19 Танец «СНЕГ - СНЕЖОК»

Слайд 20

20 Танец «ЗАИНЬКА»

Слайд 21

21 Танец «ВИНОГРАД»

Слайд 22

22 Танец с лентами «ВЕСНУ ЖДАЛИ!»

Слайд 23

23 Русские народные хороводные игры Лиска –лиса Совушка – сова Петух Лапти Воротики Золотые ворота Заря – заряница Карусели Гори ясно

Слайд 24

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они : Развивают чувство ритма и музыкального слуха . Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега). Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их . Учат детей действовать вместе, сотрудничать. Знакомят детей с древними традициями и обычаями. Тексты игр необязательно специально заучивать, они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Х ороводные игры - верный помощник в организации детей .. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. 24

Слайд 25

ЗАЗЫВАЛКИ Тай – тай, налетай В интересную игру, А в какую не скажу. Догадайтесь сами: Мальчики с косами, Девочки с усами! Поиграть пришла пора Развесёлая детвора. Пусть наш смех звучит вокруг Становитесь дружно в круг! Приглашаю детвору На весёлую игру, А кого не примем За уши поднимем. Уши будут красные. До того прекрасные. Кто опоздает, в небо улетает. Тай, тай, налетай, Порезвись и поиграй Всех в игру мы принимаем Никого не обижаем. 25

Слайд 26

СЧИТАЛКИ Ты - хомяк, а ты – хорёк, Ты – зайчишка, прыг да скок, Ты – лисица, ты – куница, Ты – бобриха – мастерица, Ты – охотник. Ой, беда! Разбегайся кто куда! Колокольчик всех зовёт, Колокольчик нам поёт Звонким, тонким голоском: Динь – бом, динь – бом! Выходи из круга вон! 26

Слайд 27

27 ЛИСКА – ЛИСА По считалке выбирается лиска – лиса, остальные участники игры – куры Они подбегают к лисе и дразнят её: Лиска – лиса, Дивья краса – Долгий нос, Рыжий хвост ! Пропев дразнилку, куры бросаются врассыпную, а лиска – лиса бежит их ловить . Кого первого поймает , тот будет водить.

Слайд 28

28 Русская народная игра «ЛИСКА - ЛИСА»

Слайд 29

29 СОВУШКА - СОВА Один из играющих изображает сову, остальные – мыши. Сова выкрикивает слово «утро!» и тут же мыши начинают бегать , скакать, делать различные телодвижения . Сова кричит : «день!» , мыши продолжают двигаться. Затем сова говорит: «вечер!» , тогда мыши образуют круг и начинают ходить вокруг неё и петь: Ах , ты совушка – сова, золотая голова, Что ты ночью не спишь, всё на нас глядишь? Сова говорит: «ночь!» . При этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеётся или сделает какое либо движение, из игры выбывает.

Слайд 30

30 Русская народная игра «СОВУШКА - СОВА»

Слайд 31

Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения. ПЕТУХ Трух -тух-тух-тух! Ходит по двору петух. Сам – со шпорами, Хвост – с узорами! Под окном стоит, На весь двор кричит, Кто услышит – Тот бежит! - Ку-ка-ре-ку! Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом . Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать . 31

Слайд 32

32 Русская народная игра «ПЕТУХ»

Слайд 33

33 ЛАПТИ Дети стоят в кругу и под песню передают друг другу лапти. С окончанием песни, тот, у кого в руках оказались лапти, выходит в центр круга и танцует . Все хлопают в ладоши. По окончании пляски ребёнок, в руках которого лапти встаёт обратно в круг и под песню вновь пускает лапти по кругу . Эй , ребята, не зевайте, Лапти вы передавайте. Будет песенки конец, Выйдет в круг наш удалец!

Слайд 34

34 Русская народная игра «ЛАПТИ»

Слайд 35

ВОРОТИКИ 35 Дети образуют круг и поднимают вверх сцепленные руки, образуя воротики.. По считалке выбираются от 2 – 4 детей, которые на весёлую музыку будут пробегать через разные воротики. Как только музыка заканчивается воротики закрываются. (дети опускают руки и присаживаются на корточки. Пойманные дети (кто остался в кругу) спрашивают: «Что нам делать?» Дети, изображающие воротики отвечают: «Плясать!» Под плясовую дети танцуют, а дети-воротца им хлопают. Далее, пойманные дети поклоном выбирают новых игроков. Игра повторяется.

Слайд 36

36 Русская народная игра «ВОРОТИКИ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА З Задачи : Развивать , быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. Описание : Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай , люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас ! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. " Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро , но аккуратно . 1

Слайд 2

2 Русская народная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Слайд 3

Еле , еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише не спешите, Карусель остановите! Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра!» КАРУСЕЛИ Дети образуют круг, берутся за руки (или за ленточки карусели) и двигаются по кругу под слова: 3

Слайд 4

4 Русская народная игра «КАРУСЕЛИ»

Слайд 5

«ГОРИ ЯСНО» - подвижная игра с лентой ГОРИ ЯСНО 5 Цель : Упражнять в быстром беге, умению действовать по сигналу и быть отзывчивыми и доброжелательными в игре. Развивать выдержку, ориентировку в пространстве и умение не наталкиваться во время бега. И грающие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии 3 шагов стоит водящий с лентой (платочком) в руке. Он – горелка. Все поют закличку : Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо, птички летят, Колокольчики звенят: Динь – дон, дин – дон, Выбегай скорее вон! По окончании песенки п оследняя пара , обегая всех д етей бежит к горелке . Кто первым забирает ленту становится –горелкой. А проигравший с 1 горелкой Становятся первой парой. Игра продолжается.

Слайд 6

6 Русская народная игра «ГОРИ ЯСНО»

Слайд 7

7 Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит внутри круга, размахивая лентой над голой Все поют: Заря - зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Лент ы голубые, Кольца обвитые — За водой пошла! С последними словами водящий разбивает лентой пару детей.. Эти дети бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто первый забирает ленту у водящей «зари» становится «зарей». ЗАРЯ - ЗАРЯНИЦА

Слайд 8

8 Русская народная игра «ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА»

Слайд 9

9 Русские народные подвижные игры Перетягивание каната Перенеси блины в сковороде Коняшки Метание валенка

Слайд 10

« Подвижная народная игра является упражнением, Посредством которого ребёнок готовится к жизни» П. С. Лесгафт Народные игры представляют собой основу начального этапа ф ормирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Радость движения сочетается с д уховным обогащением детей. Характерная особенность подвижной игры – комплексность в оздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, н равственное, эстетическое и трудовое воспитание. Через игру воспитывается чувство ответственности перед к оллективом, умение действовать в команде. Таким образом, подвижная игра - это школа воспитания, в к оторой есть свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. 10

Слайд 11

ПЕРЕТЯГИВАНТЕ КАНАТА Перетягивание каната, это не просто активная и весёлая конкурсная игра, а целый вид спорта, в котором две команды меряются силой 11

Слайд 12

12 Русская народная игра «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Слайд 13

13 Игра «ПЕРЕНЕСИ БЛИНЫ В СКОВОРОДЕ»

Слайд 14

14 Игра «КОНЯШКИ»

Слайд 15

15 Кукла МАСЛЕНИЦА Совместные работы родителей и детей

Слайд 16

16 Коллективная работа «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Дети 1 подготовительной группы «ВЕСЁЛЫЕ СКОМОРОХИ» Работы детей старшей группы по ИЗО

Слайд 17

17 3. Заключительный этап Цель : Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре при помощи проведения совместного с родителями праздника «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Содержание: Музыкально-спортивный праздник на улице. Фото и видео отчёт для родителей « Как мы провели масленицу». ( сайт детского сада)

Слайд 18

18 Достигнутые результаты: Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах. Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Слайд 19

19 Материалы к проекту: Сценарий проведения праздника «Масленица », презентация к празднику. Приложение : фотографии и видео с праздника «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Слайд 20

20

Слайд 21

21

Слайд 22

22

Слайд 23

23

Слайд 24

24 Всем на Масленицу нужно Укреплять любовью дружбу! Приходите в гости к нам, Будем рады мы гостям! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!