Сценарий "Покров Богородицы".
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций.\
Задачи:
Обучающие:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
-формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением,
Развивающие:
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- ввести в круг основных православных праздников,
-познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице,
- пополнить словарный запас детей словами: Покров, омофор,
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.
- воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.
Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokrov_2018_bogoroditsy.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР-д/с№21 «Надежда»
Сценарий праздника «Покрова Пресвятой Богородицы»
в подготовительной группе
Подготовил: Лицова О.А.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
2018г.
Цель: Формирование духовно-нравственной культуры дошкольника на основе отечественных и православных традиций.\
Задачи:
Обучающие:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
-формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным представлением,
Развивающие:
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- ввести в круг основных православных праздников,
-познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традиции обращения о заступничестве к Богородице,
- пополнить словарный запас детей словами: Покров, омофор,
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.
- воспитывать отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим.
Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, стихотворений.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультмедийный проектор, иконы «Покров Богородицы», лампадка, свечи, подставка для свечей, русские костюмы, белые шарфы девочкам, осенние деревья, 2 елочки, костюмы - Мышка, Зайчик, Ежик, Лиса, сарафан для Маши., ваза, осенние листочки из бумаги.
Музыкальное сопровождение: «По дорожке в храм», неизвестный автор, «Всехвальное пение Пресвятой Владычеце нашей Богородице», неизвестный автор, церковный колокольный звон.Длительность: 30 минут
(Дети входят в зал с листьями, исполняют упражнение под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Рада видеть вас у себя в гостях.
Здесь для вас дорогих гостей
Будет праздник большой,
По православному «Покров» называется.
Будем веселиться, да радоваться.
1.Реб: Посмотрите вокруг чудеса –
пожелтели сады и леса!
Это время сказочных даров,
Приглашаем вас, праздновать, Покров!
2. Осень землю покрывает
Пестрым праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом.
Воспитатель: Веселье – от всех бед спасенье.
Не скучай народ – заводи хоровод.
Исполняется песня «Я бегу, бегу по горенке…»
Воспитатель: А у нас есть музыканты!
Ну-ка, выходите, да повеселите!
Слайд 2 Игра на музыкальных инструментах
Слайд 3 Частушки.
Слайд 4
Воспитатель: (присаживается )
А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.
А поговорим про русский православный праздник Осеннего покрова.
Пришёл к нам октябрь - батюшка
Принес с собой наш любимый праздник – Покров!
- А знаете, ли вы, детушки, что за праздник такой?
Дети: Расскажи Хозяюшка!
Воспитатель: (звучит музыка, включаю видео – слайды)
Давным-давно это было.
В этот день люди идут в Храм,
Ставят свечи к иконе «Покрова».
Вот Богородица держит в руках
Большой светлый сияющий шарф,
Омофор, которым покрывает всех
От бед и несчастий.
Когда-то очень, очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить, да город захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице - заступись, помоги! Спаси! И вдруг…
Двум святым в молитве на глаза
В небе Богородица явилась.
С ангелами там, на небесах…
И святые очень удивились.
Дева Пресвятая в воздухе над ним
Шествует, сияет, светом неземным.
Бога со слезами молит за людей,
Предстоящих в храме, и святые с Ней.
Так искренне молиться стала,
И слезы по её лицу текли,
По окончании молитвы покрывало
Сняла Она вдруг с головы.
И распростерла над народом руки,
В руках Она держала покрывало,
И отошла небесная Царица,
А покрывало вдруг не видно стало.
Но благодать осталась!
И сегодня на Покрова Пресвятой Богородицы
Просят люди её, и молятся.
О небесной защите и помощи!
И в память об этом чудесном спасении мы каждый год 14 октября празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Ребята, мы хотим вас поздравить с этим чудесным осенним праздником Покрова и подарить сказку «Шарф-Покров».
Театрализация сказки «Шарф-Покров»
Действующие лица: Бабушка ,Маша, Мышка, Зайчик, Ежик, Лиса .
Воспитатель: Сказку мы сейчас покажем
Про Покров вам в ней расскажем!
Жила-была бабушка, звали ее Глаша
И была у нее любимая внучка – Маша.
Подарила ей бабушка на именины
Шарф-покров белый, красивый.
Маше шарф этот, между прочим,
Не просто понравился, понравился очень.
Не снимает она его, носит с утра до ночи.
То так покроет им голову, то вот так плечи
Красавица наша Маша, просто нет речи.
(Звучит музыка, выходят бабушка и Маша)
Бабушка: Ночь прошла, темноту унесла.
Выйди, Машенька, открой ставенки.
Маша: Доброе утро, бабушка!
Бабушка: Доброе утро! Внученька!
Поздравляю тебя с праздником — Покрова Богородицы.
Маша: Бабушка! А как это — Покров?
Бабушка: Покров – это то, что укрывает нас от чего-нибудь.
Вот шарф твой тоже покров – можно и от холода укрыться и от ветра.
Маша: А почему Божьей Матери покров?
Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом-омофором от всех бед и несчастий, болезней и скорбей, а еще и от врагов.
Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?
Бабушка: Ну, конечно, если ты ее попросишь.
Маша: Бабушка! А можно я к празднику осенний букет из листьев соберу?
Бабушка: Иди, уж, озорница, да далеко в лес не заходи. А в опасности – Богородицу зови.
Маша: Хорошо, хорошо, бабушка, я в лес недалеко пойду и букет красивый соберу. (Уходят)
Муз. руководитель: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф-покров и побежала по тропинке.
Маша: (собирает букет из листьев) звучит музыка
Деревце, за деревце, кустик за кустик…
Ой, а где же тропинка? Я заблудилась…(Плачет)
Воспитатель: Ребята, Машенька заблудилась в лесу, что же делать? (Ответы детей).
А Богородицу можно попросить помочь Маше? А как попросить? (Ответы)
Маша: Богородица, помоги! Ты меня сбереги.
От беды и от горя. (поворачивается к иконе и вместе исполняют песню)
Маша: Где найти тропинку к дому?
Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (Убегает, а шарф остается на кустах
Воспитатель: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф-покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да, вдруг…
(звучит музыка выбегает мышка)
Мышка: Я – мышка-норушка,
Вот носик, два ушка,
Еще длинный хвостик
И серый животик. Пи-пи-пи
Осень в гости к нам пришла,
А я домик не нашла. (Ищет)
Ой, тут шарф-покров лежит
Мышка хочет под ним жить.
Ребята, живет там кто-нибудь? (Ответы)
Никого! Буду я здесь жить!
У меня теперь есть дом
Мне тепло, уютно в нем. (Заходит)
(звучит музыка, выходит Зайчик)
Зайчик: Я Зайка-трусишка, люблю грызть морковку.
Я бегаю быстро и прыгаю ловко.
В лесу стало холодать
Надо домик поискать. (Ищет)
Да тут шарф-покров лежит
Зайка хочет под ним жить.
Мышка: Я Мышка-норушка. А ты кто?
Зайчик: Я -Зайчик - побегайчик.
Давай вместе будем жить
Буду кашу нам варить.
Мышка: Заходи.
Все: Вот какой хороший дом
Нам тепло, уютно в нем. (Заходит)
(Звучит музыка, выходит Ежик)
Ежик: Я колючий серый Еж
Я на елочку похож
Побегу – не видно ножек
А зовут меня все – Ежик.
Дождь и холод, ветер дует
Где же Ежик заночует? (Ищет)
Ой, тут шарф-покров лежит
Ежик будет под ним жить.
Мышка: Это я Мышка-норушка. (Выглядывает и прячется)
Зайчик: Это я — Зайчик - Побегайчик. А ты кто?
Ежик: Я колючий серый Еж.
Я на елочку похож.
Давайте вместе будем жить
Я смогу вас защитить.
Зайчик и Ежик: Вот какой хороший дом
Нам тепло, уютно в нем. (Уходят)
(звучит музыка, выходит Лиса)
Лиса: Такой Лисы, такой красы
Не видел белый свет
Умней меня, кумы-Лисы
Во всей округе нет.
Там зверушки могут жить. (Нюхает)
Зайчик (выглядывает и прячется)
Ой, боюсь, боюсь. Лиса!
Мышка (выглядывает и прячется)
Ох, утащит нас в леса.
Лиса: Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.
Поспешите. Я тут жду, не сердите вы Лису.
Ежик: Я колючий серый Еж
Ты друзей моих не трожь.
Уходи-ка, прочь, плутовка,
Уколю тебя иголкой. (Идет на Лису)
Лиса: Ой, спасите, помогите. Красу Лиску защитите-е-е!
Зайчик, Мышка: Догоняй! Держи! Лови!
Лиса: А-а-а-а-а-ай-яй. Ой - Помогите!
Ой-ой-ой! Меня спасите!
(Все гоняются за Лисой, она убегает)
Ежик: Мы Лису прогнали ловко,
Не вернется к нам плутовка.
А хотела съесть зайчишку
И мою подружку-мышку.
Мышка: Пи-пи-пи мы испугались!
В доме прятались, боялись!
Зайчик: Всех укрыл нас дом-покров,
От коварных, злых врагов.
Ежик: А еще укрыл покров
От осенних холодов. (Звучит музыка)
Зайчик: Кто-то к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?
Все: Ой-ой-ой-ой. (Прячутся)
Выходят бабушка и Маша
Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф-покров.
Маша: Ой, кто-то под шарфом сидит.
И от страха дрожит.
Мне кажется, что мой покров
Укрыл зверей от холодов.
Ребята, кто там? (Ответы)
А шарф мой им зачем? (Ответы)
Бабушка: Вот, Машенька и твой шарф оказался покровом для зверей,
Как будто шарф-омофор самой Богородицы.
Маша: А что же делать теперь, бабушка?
Если шарф-покров забрать –
Значит, дом у них отнять.
Станет холодно зверям.
Как же будут зимовать?
Бабушка: Ребята, а вы как думаете? Можно шарф забрать? (Ответы)
Маша: Пусть зверушки живут под шарфом.
Мышка, Зайчик, Ежик: Спасибо!
Бабушка: Выходи, честной народ, Нынче праздник к нам идет!
Все: Нынче праздник Покрова наступил,
Веселиться и петь пригласил.
Бабушка: Выйди, Мышка топни ногой,
А ты, Зайка, спляши, дорогой,
А теперь будем все вместе дружить
И работать, и петь, и плясать,
И друг другу во всем помогать.
-Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Шарф-Покров»
Слайд 7 Проводиться игра «Шарф - Покров»
(Правила игры: под веселую музыку хлопают в ладоши, танцуют, а под грустную дети поднимают, руки вверх и просят, Шарф-Покров помоги, прячутся все под шарфом)
Выходят дети в центр читают стихотворения
1.Но не только праздник этот
Для веселья и забав,
Память он, как на рассвете,
Горестным молитвам вняв,
2. Богородица явилась
Нас накрыла от невзгод,
Это хоть давно случилось,
Память до сих пор живет.
3. Помоги нам и прости,
Матерь Божья, защити!
Ты рукой своей чудесной
Все невзгоды отгони.
Исполняется песня «Добрая Мария»
1 куплет: Там, в дали небесной кто-то ждет тебя.
Там зовет Мария: «Подойди, дитя!»
Припев:
Охраняет нас Мария, и не страшно мне.
Если я укрыт ее плащом.
Даст она мне руку, и я смело с ней иду.
Я хочу, Мария, быть с тобой.
2 куплет: Добрая Мария, я Тебя люблю!
Сердце свое детское Тебе я отдаю.
Припев:
Охраняет нас Мария, и не страшно мне.
Если я укрыт ее плащом.
Даст она мне руку, и я смело с ней иду.
Я хочу, Мария, быть с тобой.
Воспитатель: С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!» Всем известно, в старину любили петь частушки. А не спеть ли нам братцы частушки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку?
Меня бьют, колотят, режут, ворочают,
А я все терплю и всем добром плачу.
Ответы детей: Земля!
Воспитатель: Конечно же земля! Спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон. (Все низко кланяются)
А теперь честной народ становитесь в хоровод.
Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозем»
Девочки исполняют хоровод .
Воспитатель: Огромным благодатным счастьем
От Богородицы самой,
Пришел сегодня одночасье
День славный Покрова, святой.
С покровом вас я поздравляю,
Хочу удачи пожелать,
Любить и верить, бед не зная,
И веру в Бога не терять!
Пусть богородица закроет
Вас от болезней и беды.
А все нечистое, плохое,
Растает просто, словно дым.
Звучит звон колоколов, дети выходят из зала..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной группы«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
Конспект комплексного занятия по позновательному развитию и изобразительной деятельности....
Образ Пресвятой Богородицы-как праобраз женщины матери
день Матери....
Презентация "Земная жизнь Пресвятой Богородицы"
Эту презентацию я использовала, когда рассказывала деткам о земной жизни Пресвятой Богородицы. В ней отражены все основные события жизни Богородицы: введение в храм, нахождение в храме, Благовещенье, ...
Конспект занятия по ОПК "Земная жизнь Пресвятой Богородицы"
Цель занятия: познакомить детей с важными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы; рассказать кратко о благочестивых супругах Иоакиме и Анне – родителях Девы Марии; показать детям необходим...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».
Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница», в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...
Тематическая разработка НОД подготовительной группы в ДОУ "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".("Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины матери"), посвященному дню Материи в России.
Познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; формирование умения понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; воспитывать в детях необходимос...
Сценарий общешкольного праздника "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" (Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины – матери. «Нет тебя дороже») , посвящённый Дню Матери в России.
Цели для команды детей: - Выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.Задачи: Формирование у учащихся представлений о земной жизни Пре...