Зимние вечерки
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Фольклорное развлечение для детей средней группы:
«Зимние вечерки»
Зал оформлен под горницу. В углу стоит русская печь, стол, лавочки. На столе самовар, угощения. Детей встречает Хозяйка в народном костюме.
Под русскую народную музыку дети входят в зал, рассаживаются.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости мои дорогие! Всем ли удобно? Всем ли видно, всем ли слышно?
Собрались мы с вами сегодня в русской избе, все красивые да нарядные. В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Начинались посиделки с осени и продолжались до весны, когда начиналась серьезная крестьянская работа.
Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Начнем мы наши посиделки с пословиц. Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать ее окончание:
1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)
2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)
3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)
4. Один в поле… (не воин)
5. С кем поведешься… (от того и наберешься)
6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)
7. Лучше синица в руках… (чем журавль в небе)
8. Любишь кататься… (люби и саночки возить)
9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)
10. Поспешишь… (людей насмешишь)
Молодцы ребятки! Знаете народные пословицы.
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними наши прабабушки!
Хорошо зимой – работы никакой.
Сидишь себе в избе, чаек попиваешь,
Да про былое вспоминаешь.
Любят Матушку Зиму и взрослые, и дети! Поэтому и называют её ласково – зимушка-зима! А кто из вас может сказать, какая она - зима?
Ответы детей: (морозная, белая, серебристая, холодная, ледяная, снежная, красивая, сверкающая)
Хозяйка: Верно! Такая она красавица! А ещё она и веселая, потому что приносит с собой много праздников, радости, веселья и игр, Ну-ка скажите, в какие игры мы можем играть зимой?
Ответы детей: (в «снежки», лепить снеговика, кататься с горки, кататься на коньках, на санках, на ледянках, на лыжах, строить снежные постройки).
Хозяйка: Вот сколько забав у зимушки. Наверное, вам не терпится увидеть нашу гостью. Давайте позовем её к нам:
Матушка Зима, приди!
Нам снежок принеси,
Будем мы с тобой играть
Веселиться и плясать!
Ребята, давайте все вместе весело и громко: Зима, приди!
Под музыку в зал входит Матушка Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы меня звали, очень рада, что я желанная гостья у вас! И я счастлива встретиться с вами на веселых посиделках.
Хозяйка: Мы гостей любим принимать, русский народ славится хлебосольством. Ты такая талантливая художница – как всё украсила!
Зима: Я старалась. А стихи то вы про меня знаете?
Дети читают стихи:
1. Снег как белая страница.
Что написано на ней?
Вышла из лесу лисица…
Рядом виден след саней.
На снегу оставив знаки,
Пробежали две собаки.
Вот – свалился кто-то с лыж.
Вот – зерно искала мышь.
2.Прочитаем дальше строки:
Здесь скакали две сороки.
Следом — прыгал воробей…
Почерк мельче и слабей.
На сосне сидела белка
И бросала шишки в снег…
3. Сказки этой Книги белой
Я читал бы целый век.
Только снег небесный тает.
Вьюга снежный том листает…
Не беда.
Мы завтра днём
Книгу новую прочтём!
4. До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
5. В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
6. Прекрасная зима,
На улице морозно.
Оденусь поскорей
и потеплей как можно!
Одену рукавички,
Мне их связала мама.
И шапку меховую
Я натяну упрямо.
Все озеро во льду,
Деревья серебрятся,
И все вокруг в снегу,
А я пойду кататься.
7. На лыжах я спущусь
с крутой горы скорее,
На санках прокачусь,
И, падая, согреюсь.
Как зиму я люблю!
Быть может, это странно.
Есть времена в году,
Где дождь идет нежданно.
Когда грибы растут,
И набухают почки.
Когда цветут в саду
Красивые цветочки.
Зима красивей всех!
Пусть холодно, но все же
Румяней, веселей,
На праздник так похоже!
Зима: Замечательные стихи, это очень ценный подарок для меня! А не поиграть ли нам со снежком сегодня? Есть у меня большая снежинка, кто до нее первым доберется тот и выиграл.
Проводится игра «Снежинка»
(На веревочке по середине прикреплена снежинка. Дети с двух концов начинают наматывать веревку на палочку, кто быстрее наматает до снежинки тот и выиграл).
Зима: Всем известно какая я мастерица, у меня видано-невиданно разных снежинок. Вот я с собой принесла снежинки, только все они на части разделились, да перемешались, не могу понять где какая, поможете мне их собрать заново, ребята?
Проводится игра «Собери снежинки».
(Несколько разных вырезанных снежинок разрезаны на части, детям нужно собрать из этих частей снежинки)
Зима: А вы знаете, что зима - это время волшебства.
Назовите сказки, в которых есть волшебство и дело происходит зимой.
Словесная игра «Назови зимние сказки».
(«Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Два Мороза», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Старик - годовик», «Мороз Иванович».)
Зима: Самое время поиграть в снежки!
Проводится игра «Снежный бой».
Зима: А теперь послушайте загадки:
1. Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой.)
2. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду через двор его веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки.)
4. Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба.)
5. Наши окна – как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
(Мороз)
6. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька)
7. Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим …
(Лед)
8. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Зима: Молодцы, справились с заданием.
А давайте устроим соревнование - чья команда мальчиков ловчее на коне скачет!
Проводится игра-эстафета «Кто ловчее на коне скачет».
(Две команды мальчиков выстраиваются в две команды друг за другом. У стоящего впереди мальчика в руках палка-«лошадка». По сигналу каждая команда начинает состязание Мальчики, преодолев препятствие, возвращаются к своей команде и передают «лошадку» следующему игроку. Побеждает та команда, участники которой точно и быстро преодолеют препятствия.)
Мальчик.
Эх, дайте мне сказать
И начать состязание,
Вызываю плясунов
На соревнование!
Мальчики устраивают «Перепляс».
(под русскую народную музыку мальчики танцуют присядку, девочки хлопают)
На середину зала выходит мальчик с гармошкой, к нему подбегают две девочки.
1-я девочка.
Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь,
Как гармошка заиграет –
Не могу я усидеть.
2-я девочка.
Станем, девочки, рядком
Да частушки пропоём.
Девочки исполняют частушки.
1 девочка:
Мы веселые девчата,
Интересно все живем,
И сейчас мы вам частушки
Озорные пропоем.
2 девочка:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла -
Я не удержалася.
3 девочка:
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая,
4 девочка:
Шила милому рубаху –
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!
5 девочка:
Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
Все.
Ой, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую!
Мальчик.
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт.
Пойду попляшу,
На людей погляжу.
Девочка.
Что с ногами, не пойму –
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в пляску и просятся!
Дети исполняют танец «У леса на опушке».
Зима: Молодцы, ребята, повеселили вы меня. Но пришло время нам с вами прощаться.
Хозяйка: У посиделок есть начало,
У посиделок есть конец,
Кто с нами играл и смеялся
Тот был сегодня – молодец!
Про меня не забывайте,
Добрым словом вспоминайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Кубанские вечерки"
Сценарий развлечения "Кубанские вечерки". Из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой О.М....
Сценарий фольклорного праздника « Донские вечерки»
В сценарии в увлекательной форме представлены быт, обычаи донских казаков. Дети знакомятся с народными казачьими песнями, музыкальными играми, пословицами, поговорками, прибаутками. Яркие, запоминающи...
Капустные вечерки
Осенний утренник в народных традициях...
Сценарий музыкально-фольклорного праздника «Масленица. Проводы зимы. День Пятый – тёщины вечерки»
Приобщение детей к русской народной культуре....
Посиделки "Вечерком у самовара" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить детей с предметами быта самоваром; традициями русского народа.Дать понять о русском самоваре и его значении в жизни людей. Учить доступными для детей средствами передавать...
Сценарий "Вечерком, вечерком вместе с мамочкой вдвоем..." (средняя группа)
День матери в ДОУ. Средняя группа «Вечерком ,вечерком вместе мамочкой вдвоем»(сценарий непринужденного ,игрового развлечения, приуроченного ко «Дню матери»Автор: Шашурина Анна Вячеславовна Должность: ...
Зимние вечерки. НОД
Знакомство с традициями, крестьянсикм бытом через музыкальную деятельность....