Приключение в тундре
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий тематического весеннего праздника в рамках проекта: "Я люблю тебя мой край родной!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyuchenie_v_tundre.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»
Конспект сценария тематического весеннего
праздника в рамках проекта
«Я люблю тебя мой край родной!»
Подготовила воспитатель: Окотэтто М.Н.
Программное содержание:
Приобщать детей к культуре народов севера средствами разных видов искусств (музыки, поэзии, театра).
Развивать представление о природе и быте людей, живущих в тундре.
Воспитывать любовь, интерес и положительные эмоции к своему народу.
Оформление: проектор, макеты чума, оленята, стол с угощениями, полянка.
Действующие лица:
Взрослые:
Ведущий
Саване
Пурга
Полярная ночь
Дети:
Солнышко
Весна
Выхасава
Музыкальные номера:
- Песня «Край, в котором мы живём»
- Танец «Молодые важенки»
- «Танец рукодельниц»
- Игра «Перетяни палку»
- «Танец шамана»
- Танец «Луна и девочка»
- Песня «Солнце»
- «Весенний хоровод»
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! А слышали ли вы, как еще здороваются в нашем крае? (Ответ детей). Правильно. А теперь давайте, поздороваемся по-ненецки: «Ани торова»!
Дети: Ани торова!
Ведущий: Ямал – это край земли. Он красив, здесь живут люди со всех уголков России. Мы любим и знаем Ямал. Любим за северное сияние, за снежные вихри пурги. Особенно красив он в спокойную морозную погоду, когда белый снег искрится на снегу.
(Звучит тихая музыка).
Суров мой север лишь на первый взгляд,
Пусть ветер завывает за стеною.
Здесь каждый будет рад увидеть вас,
И обогреть душевной теплотою.
Сейчас ребята прочитают стихи известных всем поэтов Ямальской земли. Первыми расскажут …(имя ребенка) и … стихотворение ненецкого поэта Василия Ледкова «Моя тундра»
1Ребёнок: Ты еще не видел чуда –
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки, словно чумы,
Подпирают небо.
А по небу к океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи – тени
И взлетают в жгучей пене
Волны, как олени.
2Ребёнок: Но не думай, но не думай –
Край мой вовсе не угрюмый.
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту …
Приезжай. Мы встретим лаской.
3 Ребёнок: Пусть беден ты, Север,
Травой и листвой,
Пусть взял ты в подруги
Метели и вьюги –
И все же, и все же
Ты самый любимый:
Товарищ суровый,
Отец мой родной!
Ведущий: … расскажет отрывок из стихотворения «Полярное сияние» коми-зырянского поэта Ивана Истомина.
4 Ребёнок: И Ямал такой чудесный
Наш родной ненецкий край,
Говорим мы восхищаясь
Чудо Севера, сверкай!
Ведущий: Много лет тому назад, как историки твердят,
Было здесь совсем безлюдно,
Мрак и холод, выжить трудно.
Но на край земли на самый
Поселились ненцы
Стали разводить оленей
И грядущим поколеньям
Сказки чудные слагать,
Как тут жемчуг добывать
В непокорных чистых реках.
Песня «Край в котором мы живём» (поют все дети).
1. Мы играем возле дома
И зимой, и летом,
Все давным-давно знакомы
В дружном доме этом.
Припев:
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
2.Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней,
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней.
Припев:
Посмотри, как хорош
Новый порт где ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Новый Порт где ты живёшь.
3.И весёлым дружным хором
Песенка поётся,
Край, который с детства дорог,
Родиной зовётся.
Припев:
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь.
Ведущий: Да, ребята, мы с вами живем на Севере, у нас длинная полярная ночь и долго нет солнца. А вы соскучились без солнышка? Действительно Зима и темная полярная Ночь не хотят уходить из родной тундры. Скоро должна прийти Весна, а вместе с ней светлый полярный День! Ребята Весна стояла на пороге тундры, но никак не решается придти она к нам. Как уговорить уйти с умирающей земли лютый оголтелый Мороз, ведь он не пожалеет, заморозит перелетных птиц, погибнут, не выдержав и часа в таком холоде! Крошечные тельца перелетных птичек превратятся в ледышки! А всем известно, что эти звонкоголосые птицы своими радостными песнями способны выманить из-за горизонта на небо горячее Солнышко...
Давайте мы с вами поищем Солнышко и позовем к нам в гости. А с приходом появится и Весна. А где же нам его искать? (Дети дают свои варианты ответов)
Ведущий: Ребята, предлагаю вам отправиться туда на оленьей упряжке.
Вот и оленья упряжка уже ждёт нас с вами.
Подгруппа детей одевают шапочки оленей, становятся впереди ребят, за ними встают дети, все под музыку бегут по кругу.
Дети садятся, подгруппа «оленят», танцуют
Танец «Молодые важенки»
Ведущий: Ребята, как вы думаете, куда мы попали (показывает на панно)?
Дети: В тундру.
Ведущий: Посмотрите, нас олени привезли прямо к чуму. Вы знаете, как звучит по-немецки чум?
Ведущий: Давайте зайдем к хозяйке чума Саване, - может, она нам подскажет, где Солнышко искать.
Саване: Здравствуйте, детушки! (Дети здороваются). Здравствуйте гости дорогие! Проходите присаживайтесь, наверняка устали, отдохните. А пока познакомьтесь с моими девочками.
А девочки мои, известные рукодельницы, посмотрите-ка на них.
«Танец рукодельниц»
Саване: А это мои мальчики – охотники, посмотрите какие они сильные и ловкие.
Проводятся игры «Перетяни палку»,
Саване: А куда это вы направляетесь: холодно, темно, так и недолго заблудиться.
Ведущий: Да вот, Саване, мы идем Солнышко искать. Соскучились мы по нему, без него нам плохо.
Саване: Да, как выглянет днем солнышко, да как в лицо посветит – как – будто ласковой ладошкой по щеке погладит.
Ведущий: Только мы не знаем, где его искать, решили у тебя спросить, помоги нам, Саване
Саване: Есть у меня сказочный дружок – гном Выхасава. Живет он в заснеженной тундре. Но что-то я давно я его давно не слышала. Наверное, спит. А не разбудить ли нам его?
Дети: Да!
Саване: Давайте громко похлопаем, да потопаем, и скажем,
Выхасава проснись, мы к тебе в гости пришли.
(Голос за дверями, звучит муз, сопровождение)
Выхасева: Кто меня потревожил? Кто нарушил мой сон?
(В зал входит Выхасева).
Саване: Здравствуй, Выхасева! Не сердись, что мы тебя разбудили. Ребята пришли ко мне за помощью.
Пора солнышко встречать, да только где его искать?
Выхасева: Надо подумать.
Саване: А может ты пошаманишь, в свой волшебный бубен ударишь, а мы тебе поможем.
Выхасева: Эй, бураны и метели, утихайте поскорее.
Заиграет бубен мой, остановит снежный вой!
Танец в круге («Танец шамана»), дети садятся на пол, на коленки садятся
Звучит музыка, включается шар,
Ведущий: Выхасева, а куда ты нас завел?
Выхасева: Вы попали в царство Пурги, вы же хотите найти Хаероко, желаю удачи, а меня ждут дела, если буду нужен позовите.
(Убегает, на ходу проговаривая слова..)
(Появляется Пурга)
Пурга: Все меня считают злою,
Только я ничуть не зла.
За ночь белою метлою
Тундру чисто подмела.
Ох, меня ругает каждый,
Видят все во мне врага,
Никогда никто не скажет,
Пурга, как ты хороша!
Ведущий: А, значит это ты, Пурга?
Пурга: Да, я везде летаю, в поле гуляю,
Вдоль дорог проезжаю.
А вы кто такие, как сюда попали?
Дети: Мы живем в Новом Порту, из детского сада «Теремок»
Пурга: А, знаю, знаю, ваше Хаероко прячет моя сестрица – королева Полярной ночи. Но я думаю, что она вам отдавать его не захочет.
Ведущий: Где же нам его искать?
Пурга: Прошу загадку отгадать.
За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух,
Скрылись овцы и пастух.
(Месяц и звезды)
Танец «Луна и девочка»
(Входит Полярная ночь)
Полярная ночь: Ой, сколько вас здесь много! Вы, почему не спите? Почему мой указ нарушаете?
Ведущий: Приближается весна,
Солнце разбудить пора
Пора ему уж вставать.
Полярная ночь: Все равно не отпущу Солнце. Я его заколдовала.
Ведущий: Что же нам делать, как солнце выручать!? Ребята, а мы же с вами знаем нашу волшебную закличку:
Солнце ясное, взойди!
К нам в окошко загляни.
Наши лица освети,
Всем здоровье подари!
Песня ненецкая на русском языке «Песенка о солнце»
Слова А. Марласова музыка С. Няруй
1. Солнце роется в снегах,
Скоро потепленье,
Ведь у солнца есть рога
Словно у оленя.
Да,да, да! Есть рога,
Словно у оленя.
2. Вылетает солнца круг
Огненным тынзяном,
Солнце детям лучший друг,
Без него нельзя нам.
Да, да, да! Лучший друг
Без него нельзя нам.
3. Тундра очень хороша
В малице осенней.
В тундре солнц, как душа
Мудрого оленя.
Да, да, да! Как душа
Мудрого оленя.
4. Как зимой прекрасен миг,
Солнышком согретый.
Здравствуй, счастье!
Здравствуй, мир!
Взрослые и дети!
Да, да, да! Здравствуй, мир!
Взрослые и дети!
(Появляется Солнышко)
Полярная ночь: Мне плохо, чую я, конец настает скоро для меня!
(Полярная ночь уходит)
Ведущий: Вот и все, колдовства больше нет,
Так прекрасен солнечный свет!
Встречайте солнце, детвора,
Кричите дружно все: «Ура!»
Солнышко: Долго же я спал, простите меня ребята, Зима лютая никак не хотела мен выпускать из своего укрытия, но вы мне помогли, и теперь я могу Весну позвать, не страшен нам теперь лютый холод.
А давайте мы все вместе встанем в круг и поприветствуем приход весны.
Ведущий: “Хаероко” – так называется танец, который танцуют весной в честь появления солнца после долгой полярной ночи.
Солнце в центре круга, играет в бубен
Танец с Солнцем.
Солнце стоит в центре круга, дети стоят вокруг и выполняют несложные движения.
Поднимают руки вверх. Покачиваются из стороны в сторону.
Идут по кругу.
Ведущий: Что вокруг произошло? Солнце первый раз взошло.
Озарило даль и снег,
Озарило светом всех.
Ненец, манси и долган,
Русский, чукча, нганасан.
Все пустились танцевать,
Чтоб Весну встречать
Все встают и говорят «Хаероко» (4 раза)
Появляется Весна
Весна: Здравствуйте ребята, спасибо вам, что вы меня освободили от Лютой Зимы, спасибо тебе Солнышко. Я - Весна - красна, снова в гости к вам пришла.
Ведущая: Дорогая Весна, мы так рады тебя видеть, ребята для тебя стихотворения послушай
Выходят дети, рассказывают стихотворения
Ребёнок:
Нара яляхана
Нгули саць сава.
Варю поёманя
Сыра ябере.
Весенние деньки
Нам очень хорошо
Меж проталинок
Белеет последний снег.
Еще два ребёнка рассказывают стихи (отв. - И.С. Салиндер)
Ведущий: Здравствуй, Весна-красна! Ты на чем пришла?
Весна: Я приехала на нартах,
Приплыла на лодочке.
1 й ребенок. Весна-красна, уж ты чем реки одарила?
Весна: Я дарила большой белой рыбицей.
2ребенок: Весна-красна, ты где шла-проходила?
Весна: По тундре шла-проходила.
3 Ребенок. Весна-красна, уж ты чем тундру дарила?
Весна: Я дарила дорогими подарками: зелёной травою, да цветные краски её одела, голубые незабудки, синие колокольчики, желтые полярные маки, ярко красная толокнянки.
4 Ребенок: А чем ты нас одаривать будешь?
Весна: Дарить буду ключевой водой,
Шелковой травой,
Лазоревым цветом,
Теплым летом.
Ярче вы, лучи, сияйте
И земельку согревайте!
Зеленейте, стебельки,
Расцветайте, все цветки.
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь, птицы: чайки, кулики, гуси, утки, гагары, белые лебеди.
Звучит фонограмма – щебет птиц.
Ведущий: Что за славный денек,
Собирайтесь в хоровод,
Станем кругом ходить
Да Весну веселить.
Хоровод заведем,
Дружно все запоем.
«Весенний хоровод»
1.Согревайте скорей землю солнышка лучи, Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи. | Дети показывают руками солнышко. Имитируют полёт птиц Берутся за руки и п ведут хоровод |
2. Расцветайте скорей все цветочки на лугах, Поспевайте скорей вкусны ягодки в лесах. | Имитируют плетение венков «Собирают» ягоды Берутся за руки и ведут хоровод |
Весна: Молодцы, ребята, хорошо поете, хорошо танцуете. А теперь ребята мне пора в тундру, дел очень много, всё надо успеть, землю полить, птиц позвать. Спасибо Ребята вам что помогли и меня освободили от Зимы холодной. До встречи. Лакомбой.
Солнце: И мне ребята пора возвращаться на своё небо, светить на землю. Лакомбой.
Уходят вместе.
Ведущий: Нам тоже ребята с вами пора отправляться в свой поселок. Мы с вами отправимся обратно на вертолёте. Заводим моторы и летим.
Звучит гул вертолета. Дети обходят круг по залу, руки в стороны, говорят: «у-у-у». Останавливаются, стоя в кругу.
Ведущий: Вот мы и в своем родном детском садике «Теремок». На Ямале все народы живут дружно, помогают друг другу, как нам сегодня помогли Выхасава Саване, Солнце. Так давайте и мы всегда будем помогать друг другу. А на сегодня наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в свою группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Мир тундры
Наглядный материал по миру тундры для старшей и подготовительной групп....
"Путешествие по тундре"
Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....
"Тундра зовет"
Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, обогащает духовные и социальные качества детей....
«Путешествие в Тундру»
Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...
Познавательная программа с элементами ненецкого фольклора «Зов тундры»
У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Ненецкий народ создал и сохранил многие добрые традиции, по которым жили их ...
Презентация по экологии: "Природная зона-тундра".
Презентация содержит иллюстрированный материал об особенностях природной зоны тундры.Презентация может быть использована воспитателем в работе со старшими дошкольниками по экологическому в...