«Сказкотерапия» на музыкальных занятиях и дома.
план-конспект занятия (старшая группа)

МаринаКузнецова

МБДОУ «Детский сад №2»

«Сказкотерапия»

на музыкальных занятиях и дома.

 

Музыкальный руководитель: 

      Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает 
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым 
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

     Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Виды сказок:

  • художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

 Сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

      Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки.     Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.

        Существует много методов и способов работы со сказкой для развития различных способностей ребенка.

 «Сказкотерапия» - лечение сказками,  этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. 

Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.

Сказки в своей деятельности с детьми  я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях, а так же по слушанию музыки. В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Как под горкой под горой», «Дин-дон», «Сорок-сорока» и др.)

Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

            Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре).Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений. Придумывание сказок детьми.

Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения).

   Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях и дома, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.

Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности. 
 Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Сказки развивают логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают.

Психологи и педиатры все чаще делают заявления о большой пользе музыки для детей. Благотворное воздействие музыки на тело и душу человека было замечено еще в глубокой древности. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.

Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и гармонию в человеческом теле. Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и существенно влияет на развитие образной памяти.

В современной медицине есть целое направление — музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни.

В нашей стране первым стал изучать влияние музыки на здоровье детей психоневролог В. М. Бехтерев в начале XX века. Он установил, что классическая музыка и колыбельные песни оказывают благотворное влияние на здоровье детей. Музыка не только развивает малышей, но и оздоравливает их.

Стоит отметить, что далеко не все звуки, производимые ритмично в темпе спокойной музыки, дают нужный эффект. Исследования доказали, что тяжелая музыка (например, рок-музыка) оказывает плохое влияние на психику ребенка и вызывает при долгом прослушивании так называемое зомбирующее состояние, способствует ухудшению самочувствия и возникновению апатии или агрессивности.

Беспокойным, легко возбудимым детям полезно слушать мелодии в медленном темпе «анданте» или «адажио». К такой музыке относятся произведения Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди. К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные.

Детям с угнетенным синдромом рекомендуется музыка в темпе «аллегро модерато» или «аллегро». Например, балет Чайковского «На тройке»«Весна» Вивальди.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными и для здоровых детей. С помощью музыки расслабляющей или энергичной — ребенка можно успокоить или подбодрить.

Ученые объясняют механизмы действия музыкальной терапии двойным эффектом: во-первых, при прослушивании успокаивающих мелодий у ребенка снижается уровень тревожности, уменьшается психоэмоциональное напряжение и купируется негативный психосоматический посыл, а во-вторых, музыка способна оказывать непосредственное положительное воздействие на реакции со стороны мозга.

 Моё мероприятие в подготовительной коррекционной группе подготовлено

Тема: «Сказка о глупом мышонке».

Колыбельная музыка. По мотивам сказки С. Я. Маршака.

Цель: Познакомить детей с различными музыкальным жанрам – песенная колыбельная, танцевальная и  музыка заставка. Комплексное развитие музыкальности детей в практике творческого  музицирования.

Задачи:

– знакомить детей с колыбельной, песенной, танцевальной музыкой;

– развивать фантазию и воображение ребенка через сказку;

– развивать чувство ритма и слуха, использую музыкальные инструменты;

– воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;

– способствовать формированию нравственно здоровой личности ребенка.

Тип занятия: интегрированный

Вид занятия: занятие – сказка.

Форма организации: групповая; подготовительная группа ОНР

Оборудование, дидактический материал:

Музыкальные инструменты: колокольчики, музыкальные треугольники; маракасы; дудка , трещотки, деревянные ложки, металлофоны,

Картинки животных на мультимидийном оборудовании : Мышь – мама(ростовая), мышь-ребенок, утка, курица, лошадь, лягушка, поросята, кошка.

Музыкальный материал:

П. Чайковский «Времена года» пьеса «Октябрь».

– «Спи моя радость усни» видео ролик сл. М. Клаудиуса, муз. В. Моцарта,

перевод С. Свириденко;

– «Дин-дон», «Срока», «Как под горкой»- логоритмические песенки;

– «Ловишки» музыкальная игра на внимание.

 

 

 

Ход занятия:

1.Организационная часть

Дети заходят в музыкальный зал  змейкой под музыку П. Чайковского «Октябрь»,  плавно переходя в  круг ,останавливаются.

Музыкальный руководитель: 

Сегодня  мы  зашли  в зал, под великое произведение русского композитора П. Чайковского  из цикла «Времена года» пьеса «Октябрь».

Как красивая, грустная мелодия,  сочетается с картиной осени за окном (дождик, ветер, деревья голы  и т. )

Давайте поздороваемся вместе нашей песенкой.

Упражнение для развития звуковысотного слуха

«Здравствуйте, ручки и пальчики».

Музыкальный руководитель: 

Ребята, мы сегодня отправимся в  сказку.  Как вы думаете? В какую? «Сказку о глупом мышонке» и  поговорим о  сказочной терапии и «колыбельной песни».

Музыкальный руководитель: 

У нас в гостях сегодня, маленький мышонок (игрушка), с которым произошла одна интересная и поучительная история. Пела как-то в норке мышка «Спи, мышонок   засыпай, дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.   Баю, баю, баю, бай».

Прослушивание произведения Моцарта

«Спи, моя радость, усни» и просмотр видео ролика.

Музыкальный руководитель: 

Написал музыку к этой песне композитор, который жил очень давно, а зовут его В.А. Моцарт. Называется она колыбельная.

Как вы думаете, правильно -эта песня так называется? В каком темпе она звучит? А она громкая или тихая? Если она будет быстрой, будет ли она колыбельной? Где еще можно услышать колыбельную музыку?

Дети отвечают на вопросы.

И сегодня мы нашу сказку исполним не обычно, нам не нужно двигаться и  изображать, а вообразить, к какому действующему персонажу сказки, можно отнести музыкальные инструменты, давайте вспомним, кто пришел первый ?Посмотрите  музыкальные инструменты, представьте животное и звук, того или иного инструмента.

Готовы? И мы слушайте  свою сказку дальше.

Но глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

Мам, твой голос не хорош

Ты пищишь, а не поешь.

Позови мне лучше няньку,

А то с тобой и не уснешь.

Удивилась мышка-мать,

Побежала утку звать.

Приходи к нам тетя утка

Нашу детку покачать.

Утка     звучит инструмент Дудочка-свирель)  ребенок играет на дудочке в сопровождении музыки выхода Утки) Кря-кря-кря, запела утка.

Музыкальный руководитель:  Дети, эта музыка похожа на колыбельную?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель:  Вот и мышонок не смогла заснуть.

Мышка: Нет, твой голос не хорош .Ты не правильно поешь.

Музыкальный руководитель: 

Побежала мышка-мать

Стала свинку в няньки звать.

Приходи к нам тетя свинка

Нашу детку покачать.

Музыкальный руководитель:  Игра  на  шарманке Хрю-хрю..усни, хрю-хрю

Похожа эта музыка на колыбельную?

Дети: Нет.

Мышка: Нет, твой голос не хорош

Музыкальный руководитель: 

Побежала мышка мать

Стала рыбу в няньки звать

Приходи к нам тетя рыбка

Нашу детку покачать.

Может ли рыба петь?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: 

Открывает рыба рот,

А звук оттуда не идет.

Рот по шире открывала,

Только песня не звучала.

                                        Артикуляционная гимнастика «Язычок».

Мышка: Нет, твой голос не хорош,

Очень тихо ты поешь.

Музыкальный руководитель: 

Побежала мышка-мать

Стала лошадь в няньки звать.

Приходи к нам тетя лошадь

Нашу детку покачать.

Лошадь: ложки  деревянные, костоньеты

Его-го, поет лошадка

Спи мышонок сладко-сладко,

Повернись на правый бок

И услышишь скок да скок.

Музыкально- ритмическая композиция с маракасами для развития чувства ритма песня лошадки

Музыкальный руководитель: 

Дети, эта музыка похожа на колыбельную?

ДетиНет.

Мышка: Нет, твой голос не хорош

Ты стучишь, а не поешь.

Музыкальный руководитель: 

А за окном уже поздняя ночь, мышка все не спит, капризничает

Побежала мышка мать

Стала кошку в няньки звать

Приходи к нам тетя кошка

Нашу детку покачать.

Действующие герои сказки: курица – трещотки, лягушка-трещотка-обратка.

Кошка:

Мяу-мяу запела кошка, Мяу-мяу усни, мой крошка, Спи мышонок засыпай, баю, баю, баю, бай.

Музыкальный руководитель: 

А кошка к мышке подбирается все ближе и ближе. Как обычно это бывает, давайте покажем и поиграем с ней в ловишки.

                          Музыкальная игра на внимание «Ловишки» ( по руке «брысь»)

Музыкальный руководитель: 

А мама мышка уже на пороге, прогнала кошку.

Крепко мышку обняла,

И малышка поняла…

Мышка: Мама, голос твой хорош

Лучше всех ты мне поешь.

И тут же мышонок заснул под мамину колыбельную. Понял, что нет ничего слаще, чем мамин голос и мамина колыбельная песенка.

Подведение итогов

Музыкальный руководитель: 

А что вы поняли, ребята. Какая песня называется колыбельной?

Кто может ее лучше всех для вас спеть? А вам поют мамы колыбельную песню?

Молодцы. Теперь споем нашу прощальную песенку для мамочки.

Оркестр муз инструментов

«Кап-кап, капельки  стучат » Всем говорим ,спасибо мы !

 

 

Список источников и литературы

1. Ветлугина И. Музыкальные занятия в детском саду /Ветлугина И. Дзержинская И., Комисарова Л. – Москва: Просвещение, 1984. – 208 с.

2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. – Москва мозаика – синтез, 2005.

3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая, и подготовительная группа [Текст] / М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО,

4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.

5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования // Библиотека журнала «Воспитание школьников». – Изд.доп. Вып.77.–М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 c.

6. Лунева Т.А. Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

7. Музыкальный руководитель. – Москва: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.

8. Тютюнникова Т. Уроки музыки система обучения К.Орфа. – Москва: ООО АСТ, 2001. – 94 с.

9. Тютюнникова Т. Потешные уроки: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб.: Изд. «Музыкальная палитра», 2011. – 96 с.

10. Хухлаева О. Лабиринт души. Терапевтические сказки. / Хухлаева О.В., Хухлаев О. Е. Изд.: Академический проект, 2005. – 176 с.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.

Цели.Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих спо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают актвному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений....

Использование технологии " Сказкотерапия" на музыкальных занятиях в ДОУ

       Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогаетразвитию кругозора и воображения ребенка, о...

Статья " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В статье описана специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками....

МБДОУ «Детский сад №2» Новости «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.

laquo;Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.Сегодня  в нашем  саду прошло открытое  мероприятие «Сказкатерапия» на музыкальном занятии  в подготовительной (корр...

Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.

Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Необходима специальная работа по ...