«Сказкотерапия» на музыкальных занятиях и дома.
план-конспект занятия (старшая группа)
МБДОУ «Детский сад №2»
«Сказкотерапия»
на музыкальных занятиях и дома.
Музыкальный руководитель:
Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.
Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.
Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.
Виды сказок:
- художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
- народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
- сказки о животных, природе, растениях, явлениях;
Сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.
Существует много методов и способов работы со сказкой для развития различных способностей ребенка.
«Сказкотерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии.
Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.
Сказки в своей деятельности с детьми я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях, а так же по слушанию музыки. В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Как под горкой под горой», «Дин-дон», «Сорок-сорока» и др.)
Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.
Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре).Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений. Придумывание сказок детьми.
Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).
Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения).
Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях и дома, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.
Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.
Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.
Сказки развивают логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.
Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают.
Психологи и педиатры все чаще делают заявления о большой пользе музыки для детей. Благотворное воздействие музыки на тело и душу человека было замечено еще в глубокой древности. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.
Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и гармонию в человеческом теле. Гармония звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и существенно влияет на развитие образной памяти.
В современной медицине есть целое направление — музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни.
В нашей стране первым стал изучать влияние музыки на здоровье детей психоневролог В. М. Бехтерев в начале XX века. Он установил, что классическая музыка и колыбельные песни оказывают благотворное влияние на здоровье детей. Музыка не только развивает малышей, но и оздоравливает их.
Стоит отметить, что далеко не все звуки, производимые ритмично в темпе спокойной музыки, дают нужный эффект. Исследования доказали, что тяжелая музыка (например, рок-музыка) оказывает плохое влияние на психику ребенка и вызывает при долгом прослушивании так называемое зомбирующее состояние, способствует ухудшению самочувствия и возникновению апатии или агрессивности.
Беспокойным, легко возбудимым детям полезно слушать мелодии в медленном темпе «анданте» или «адажио». К такой музыке относятся произведения Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди. К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные.
Детям с угнетенным синдромом рекомендуется музыка в темпе «аллегро модерато» или «аллегро». Например, балет Чайковского «На тройке», «Весна» Вивальди.
Процедуры музыкальной терапии также являются полезными и для здоровых детей. С помощью музыки расслабляющей или энергичной — ребенка можно успокоить или подбодрить.
Ученые объясняют механизмы действия музыкальной терапии двойным эффектом: во-первых, при прослушивании успокаивающих мелодий у ребенка снижается уровень тревожности, уменьшается психоэмоциональное напряжение и купируется негативный психосоматический посыл, а во-вторых, музыка способна оказывать непосредственное положительное воздействие на реакции со стороны мозга.
Моё мероприятие в подготовительной коррекционной группе подготовлено
Тема: «Сказка о глупом мышонке».
Колыбельная музыка. По мотивам сказки С. Я. Маршака.
Цель: Познакомить детей с различными музыкальным жанрам – песенная колыбельная, танцевальная и музыка заставка. Комплексное развитие музыкальности детей в практике творческого музицирования.
Задачи:
– знакомить детей с колыбельной, песенной, танцевальной музыкой;
– развивать фантазию и воображение ребенка через сказку;
– развивать чувство ритма и слуха, использую музыкальные инструменты;
– воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
– способствовать формированию нравственно здоровой личности ребенка.
Тип занятия: интегрированный
Вид занятия: занятие – сказка.
Форма организации: групповая; подготовительная группа ОНР
Оборудование, дидактический материал:
Музыкальные инструменты: колокольчики, музыкальные треугольники; маракасы; дудка , трещотки, деревянные ложки, металлофоны,
Картинки животных на мультимидийном оборудовании : Мышь – мама(ростовая), мышь-ребенок, утка, курица, лошадь, лягушка, поросята, кошка.
Музыкальный материал:
П. Чайковский «Времена года» пьеса «Октябрь».
– «Спи моя радость усни» видео ролик сл. М. Клаудиуса, муз. В. Моцарта,
перевод С. Свириденко;
– «Дин-дон», «Срока», «Как под горкой»- логоритмические песенки;
– «Ловишки» музыкальная игра на внимание.
Ход занятия:
1.Организационная часть
Дети заходят в музыкальный зал змейкой под музыку П. Чайковского «Октябрь», плавно переходя в круг ,останавливаются.
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы зашли в зал, под великое произведение русского композитора П. Чайковского из цикла «Времена года» пьеса «Октябрь».
Как красивая, грустная мелодия, сочетается с картиной осени за окном (дождик, ветер, деревья голы и т. )
Давайте поздороваемся вместе нашей песенкой.
Упражнение для развития звуковысотного слуха
«Здравствуйте, ручки и пальчики».
Музыкальный руководитель:
Ребята, мы сегодня отправимся в сказку. Как вы думаете? В какую? «Сказку о глупом мышонке» и поговорим о сказочной терапии и «колыбельной песни».
Музыкальный руководитель:
У нас в гостях сегодня, маленький мышонок (игрушка), с которым произошла одна интересная и поучительная история. Пела как-то в норке мышка «Спи, мышонок засыпай, дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. Баю, баю, баю, бай».
Прослушивание произведения Моцарта
«Спи, моя радость, усни» и просмотр видео ролика.
Музыкальный руководитель:
Написал музыку к этой песне композитор, который жил очень давно, а зовут его В.А. Моцарт. Называется она колыбельная.
Как вы думаете, правильно -эта песня так называется? В каком темпе она звучит? А она громкая или тихая? Если она будет быстрой, будет ли она колыбельной? Где еще можно услышать колыбельную музыку?
Дети отвечают на вопросы.
И сегодня мы нашу сказку исполним не обычно, нам не нужно двигаться и изображать, а вообразить, к какому действующему персонажу сказки, можно отнести музыкальные инструменты, давайте вспомним, кто пришел первый ?Посмотрите музыкальные инструменты, представьте животное и звук, того или иного инструмента.
Готовы? И мы слушайте свою сказку дальше.
Но глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Мам, твой голос не хорош
Ты пищишь, а не поешь.
Позови мне лучше няньку,
А то с тобой и не уснешь.
Удивилась мышка-мать,
Побежала утку звать.
Приходи к нам тетя утка
Нашу детку покачать.
Утка звучит инструмент Дудочка-свирель) ребенок играет на дудочке в сопровождении музыки выхода Утки) Кря-кря-кря, запела утка.
Музыкальный руководитель: Дети, эта музыка похожа на колыбельную?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: Вот и мышонок не смогла заснуть.
Мышка: Нет, твой голос не хорош .Ты не правильно поешь.
Музыкальный руководитель:
Побежала мышка-мать
Стала свинку в няньки звать.
Приходи к нам тетя свинка
Нашу детку покачать.
Музыкальный руководитель: Игра на шарманке Хрю-хрю..усни, хрю-хрю
Похожа эта музыка на колыбельную?
Дети: Нет.
Мышка: Нет, твой голос не хорош
Музыкальный руководитель:
Побежала мышка мать
Стала рыбу в няньки звать
Приходи к нам тетя рыбка
Нашу детку покачать.
Может ли рыба петь?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель:
Открывает рыба рот,
А звук оттуда не идет.
Рот по шире открывала,
Только песня не звучала.
Артикуляционная гимнастика «Язычок».
Мышка: Нет, твой голос не хорош,
Очень тихо ты поешь.
Музыкальный руководитель:
Побежала мышка-мать
Стала лошадь в няньки звать.
Приходи к нам тетя лошадь
Нашу детку покачать.
Лошадь: ложки деревянные, костоньеты
Его-го, поет лошадка
Спи мышонок сладко-сладко,
Повернись на правый бок
И услышишь скок да скок.
Музыкально- ритмическая композиция с маракасами для развития чувства ритма песня лошадки
Музыкальный руководитель:
Дети, эта музыка похожа на колыбельную?
Дети: Нет.
Мышка: Нет, твой голос не хорош
Ты стучишь, а не поешь.
Музыкальный руководитель:
А за окном уже поздняя ночь, мышка все не спит, капризничает
Побежала мышка мать
Стала кошку в няньки звать
Приходи к нам тетя кошка
Нашу детку покачать.
Действующие герои сказки: курица – трещотки, лягушка-трещотка-обратка.
Кошка:
Мяу-мяу запела кошка, Мяу-мяу усни, мой крошка, Спи мышонок засыпай, баю, баю, баю, бай.
Музыкальный руководитель:
А кошка к мышке подбирается все ближе и ближе. Как обычно это бывает, давайте покажем и поиграем с ней в ловишки.
Музыкальная игра на внимание «Ловишки» ( по руке «брысь»)
Музыкальный руководитель:
А мама мышка уже на пороге, прогнала кошку.
Крепко мышку обняла,
И малышка поняла…
Мышка: Мама, голос твой хорош
Лучше всех ты мне поешь.
И тут же мышонок заснул под мамину колыбельную. Понял, что нет ничего слаще, чем мамин голос и мамина колыбельная песенка.
Подведение итогов
Музыкальный руководитель:
А что вы поняли, ребята. Какая песня называется колыбельной?
Кто может ее лучше всех для вас спеть? А вам поют мамы колыбельную песню?
Молодцы. Теперь споем нашу прощальную песенку для мамочки.
Оркестр муз инструментов
«Кап-кап, капельки стучат » Всем говорим ,спасибо мы !
Список источников и литературы
1. Ветлугина И. Музыкальные занятия в детском саду /Ветлугина И. Дзержинская И., Комисарова Л. – Москва: Просвещение, 1984. – 208 с.
2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. – Москва мозаика – синтез, 2005.
3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая, и подготовительная группа [Текст] / М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО,
4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.
5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования // Библиотека журнала «Воспитание школьников». – Изд.доп. Вып.77.–М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 c.
6. Лунева Т.А. Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
7. Музыкальный руководитель. – Москва: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
8. Тютюнникова Т. Уроки музыки система обучения К.Орфа. – Москва: ООО АСТ, 2001. – 94 с.
9. Тютюнникова Т. Потешные уроки: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб.: Изд. «Музыкальная палитра», 2011. – 96 с.
10. Хухлаева О. Лабиринт души. Терапевтические сказки. / Хухлаева О.В., Хухлаев О. Е. Изд.: Академический проект, 2005. – 176 с.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Обобщение опыта работы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цели.Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих спо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают актвному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений....
Использование технологии " Сказкотерапия" на музыкальных занятиях в ДОУ
Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогаетразвитию кругозора и воображения ребенка, о...
Статья " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В статье описана специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками....
МБДОУ «Детский сад №2» Новости «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.
laquo;Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.Сегодня в нашем саду прошло открытое мероприятие «Сказкатерапия» на музыкальном занятии в подготовительной (корр...
Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.
Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Необходима специальная работа по ...