конспект "Осенины"
план-конспект занятия (старшая группа)

рассказ о празднике "Осенины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_oseniny.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Алешкинская основная школа

Конспект  открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осенины».

Выполнили :Логинова Е.С.

Гаврилова И.И.

Тема занятия: «Осенины»

Дата проведения: 30.10.2020

Тип занятия : Интегрированное

Программное содержание: формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество.

Программные задачи:  познакомить детей с праздниками, которые проводились на Руси, воспитывать любовь и уважение к нашим предкам, расширять словарный запас.

Планируемые результаты: воспитанники будут иметь представления о характерных признаках осени. Научаться отвечать полным ответом, понимать связь между явлениями неживой природы.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Узнай на ощупь».Слушание  и пение песен об осени. Отгадывание  загадок об овощах и фруктах. Совместное выполнение детьми  и родителями  работ для выставки «Осень дарит чудеса», изготовление заготовок овощей и фруктов.Заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций на тему осени, наблюдение за природой и погодой.

Методы:

Словесные:беседы, вопросы, художественное слово.

Наглядно – демонстрационные: мультимедиа

Оборудование: музыкальный центр, картинки временами года; презентация «Осенины»,  корзина с фруктами,  муляжи фруктов и овощей,заготовки овощей и фруктов, клей, кисточка для клея, салфетка.

Ход занятия

1.Вводная часть

Организационный момент. Приветствие.

- Дети, какое сейчас время года?

- Назовите, какие вы знаете приметы осени?

- Что происходит в природе? В животном мире?

- Что делают птицы, насекомые, люди?

 Да все готовятся к  изменениям в природе, каждый по своему.

 -Назовите  осенние месяцы?

Да, их три, как и в любом времени года. Сентябрь-это ранняя осень, когда природа только - тольконачинает раскрашивать листья в желто- красный цвет. Октябрь – это золотая осень, когда  деревья одевают желтый наряд.  Ноябрь – поздняя осень, когда идут холодные дожди со снегом.

Исполнение песни «Осень в лесу»        

2.Основная часть

2.1. Беседа о празднике «Осенины».Издавна на Руси народ отмечал праздник, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Назывался этот праздник Осенины, т.е именины Осени. Запомните это новое название. Первые Осенины праздновали 14-го сентября, в начале бабьего лета, к этому времени заканчивали все полевые и огородные работы. Вторые Осенины отмечали 21-го сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. А третьи Осенины- 27-го сентября. В этот день начиналась одна из самых главных работ- рубка и засолка капусты. В эти дни в каждом дворе можно было увидеть груды кочанов. Так же солили помидоры, огурцы, и чем богаче был урожай, тем дольше длился праздник. Наступало щедрое на угощение время года- с яблоками   и пирогами. По народным традициям в этот день женщины выходили на берега рек и озер встречать Осенины. Для встречи выпекали хлеб из овсяной муки свежего помола. Хлеб по обычаю держали старшие женщины, а молодые девушки водили хороводы, пели песни и славили щедрость земли. Затем хлеб разламывали и всем давали по кусочку. Так же с этого праздника начинались посиделки- работа в домах при свете огня, праздновали новоселья и свадьбы.

Давайте и мы с вами произнесем закличку, т.е позовем Осень: «Осень, Осень, в гости просим!», и поводим хоровод.

2.2.Хоровод «Здравствуй, Осень».                                                                                                      

2.3.Инсценировка «Спор овощей» Н. Семенова.

На сцену выходят дети в шапочках, изображающих овощи.

2.4. Отгадывание загадок.  А Осень для вас приготовила   загадки.

Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки.

Сочная ,желтая, на лампочку похожая.

Сидит Ермошка на одной ножке. На нем сто одежек и все без застежек.

Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос.

Он круглый и красный как глаз светофора. Среди овощей нет сочней?

Над землей – трава, под землей – алая голова.

2.5  Игра «Кто быстрее соберет урожай».

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.                                                           Делимся на 2 команды.1 команда собирает овощи, 2 команда- фрукты.  

2.6. Исполнение песни «Осень милая,  шурши»

2.7. Изготовление коллективной аппликации «Осенние дары»

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

 Вот и закончились наши Осенины. Угощает нас осень щедрыми дарами и прощается до следующего лета.                                                                                                                                                                                                  - О чем говорили на занятии?

- Как называется осенний праздник урожая?

- Чем занимались люди в эти дни?

 А сейчас я приглашаю вас дополнить  нашу осеннюю выставку этой прекрасной работой.