конспект "Осенины"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Алешкинская основная школа
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осенины».
Выполнили :Логинова Е.С.
Гаврилова И.И.
Тема занятия: «Осенины»
Дата проведения: 30.10.2020
Тип занятия : Интегрированное
Программное содержание: формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество.
Программные задачи: познакомить детей с праздниками, которые проводились на Руси, воспитывать любовь и уважение к нашим предкам, расширять словарный запас.
Планируемые результаты: воспитанники будут иметь представления о характерных признаках осени. Научаться отвечать полным ответом, понимать связь между явлениями неживой природы.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Узнай на ощупь».Слушание и пение песен об осени. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Совместное выполнение детьми и родителями работ для выставки «Осень дарит чудеса», изготовление заготовок овощей и фруктов.Заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций на тему осени, наблюдение за природой и погодой.
Методы:
Словесные:беседы, вопросы, художественное слово.
Наглядно – демонстрационные: мультимедиа
Оборудование: музыкальный центр, картинки временами года; презентация «Осенины», корзина с фруктами, муляжи фруктов и овощей,заготовки овощей и фруктов, клей, кисточка для клея, салфетка.
Ход занятия
1.Вводная часть
Организационный момент. Приветствие.
- Дети, какое сейчас время года?
- Назовите, какие вы знаете приметы осени?
- Что происходит в природе? В животном мире?
- Что делают птицы, насекомые, люди?
Да все готовятся к изменениям в природе, каждый по своему.
-Назовите осенние месяцы?
Да, их три, как и в любом времени года. Сентябрь-это ранняя осень, когда природа только - тольконачинает раскрашивать листья в желто- красный цвет. Октябрь – это золотая осень, когда деревья одевают желтый наряд. Ноябрь – поздняя осень, когда идут холодные дожди со снегом.
Исполнение песни «Осень в лесу»
2.Основная часть
2.1. Беседа о празднике «Осенины».Издавна на Руси народ отмечал праздник, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Назывался этот праздник Осенины, т.е именины Осени. Запомните это новое название. Первые Осенины праздновали 14-го сентября, в начале бабьего лета, к этому времени заканчивали все полевые и огородные работы. Вторые Осенины отмечали 21-го сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. А третьи Осенины- 27-го сентября. В этот день начиналась одна из самых главных работ- рубка и засолка капусты. В эти дни в каждом дворе можно было увидеть груды кочанов. Так же солили помидоры, огурцы, и чем богаче был урожай, тем дольше длился праздник. Наступало щедрое на угощение время года- с яблоками и пирогами. По народным традициям в этот день женщины выходили на берега рек и озер встречать Осенины. Для встречи выпекали хлеб из овсяной муки свежего помола. Хлеб по обычаю держали старшие женщины, а молодые девушки водили хороводы, пели песни и славили щедрость земли. Затем хлеб разламывали и всем давали по кусочку. Так же с этого праздника начинались посиделки- работа в домах при свете огня, праздновали новоселья и свадьбы.
Давайте и мы с вами произнесем закличку, т.е позовем Осень: «Осень, Осень, в гости просим!», и поводим хоровод.
2.2.Хоровод «Здравствуй, Осень».
2.3.Инсценировка «Спор овощей» Н. Семенова.
На сцену выходят дети в шапочках, изображающих овощи.
2.4. Отгадывание загадок. А Осень для вас приготовила загадки.
Круглое, румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки.
Сочная ,желтая, на лампочку похожая.
Сидит Ермошка на одной ножке. На нем сто одежек и все без застежек.
Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос.
Он круглый и красный как глаз светофора. Среди овощей нет сочней?
Над землей – трава, под землей – алая голова.
2.5 Игра «Кто быстрее соберет урожай».
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Делимся на 2 команды.1 команда собирает овощи, 2 команда- фрукты.
2.6. Исполнение песни «Осень милая, шурши»
2.7. Изготовление коллективной аппликации «Осенние дары»
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и закончились наши Осенины. Угощает нас осень щедрыми дарами и прощается до следующего лета. - О чем говорили на занятии?
- Как называется осенний праздник урожая?
- Чем занимались люди в эти дни?
А сейчас я приглашаю вас дополнить нашу осеннюю выставку этой прекрасной работой.