Фольклорный праздник "Сороки"
статья (подготовительная группа)
Данный материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям, он построен на основе русского фольклора. Дети встречают весну, рассказывают заклички, поют весенние песни, играют в народные игры, а в конце развлечения изготавливают из теста жаворонков, угощаются готовой выпечкой-жаворонками. Развлечение проходит весело, дает детям радостный настрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soroki.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «Сороки»
Вед: Сегодня здесь Весну встречаем и с поклоном приглашаем
Всех, кто любит веселиться и смеяться, и резвиться
1 реб: Собрались мы позабавиться да потешиться.
2 реб: Пошутить, поиграть, посмеяться.
Оба: Смех вам – да веселье!
Вед: Дети! Сегодня мы собрались на праздник, который называется «Гуканье весны». На Руси его еще называли «Сороки». «Сорок сороков птиц летят - весну несут. День с ночью равняются, сорок птах небесных издали возвращаются» - говорили в народе. Это традиционный, народный, календарный праздник. Который отмечался в день весеннего равноденствия. К этому дню приурочивается много примет и изречений (Какова погода будет в этот день, такова она будет еще сорок дней.) Ребята, а какие вы знаете приметы, пословицы о весне?
- Где грачу ни летать, а к весне опять прибыть.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Март неверен, то плачет, то смеется.
- Апрель теплый, май холодный год хлебородный.
- Весенний ледок, что чужой порог – ненадежен.
- Май сухой да мокрый май – будет каша, каравай.
- Апрель с водою, май с травою.
- Апрельские ручьи землю будят.
Вед: Весна! Благодатная, долгожданная! Много песен, стихов, поговорок сложено народом об этом времени года. Так всем хотелось приблизить весну, считалось, что если ее позвать, покликать, то она, услышав, скорее придет. Ребята, давайте и мы с вами весну зазывать.
Ау! Ау! Аукаем Весну приаукиваем. Март, март – солнцу рад!
Апрель. Апрель – откроет дверь. Май, май – сколько хочешь гуляй!
Ау! Ау! Аукаем! Весна, весна красная! Приди весна с радостью, с радостью великою,
С милостью богатою.
Под музыку входит Весна.
Весна: А вот и я! А вот и я! Здравствуйте, мои, друзья!
Я – Весна-красна, всем издали видна, ветерок меня ведет, птицы славят мой приход.
Вед: Весна-красна, что с собой принесла?
Весна: Принесла я для лугов покрывало из цветов.
Вед: Весна-красна, что с собой принесла?
Весна: Принесла для елки новые иголки.
Вед: Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна: Для осин и для берез свежих листьев целый воз.
Дети: Весна-красна, а чем ты нас дарить будешь?
Весна: А вас, ребята, дарить буду ключевой водой, шелковой травой, лазоревым цветом,
теплым летом. А сегодня я пришла к вам поиграть, повеселиться, послушать какие стихи и песни вы обо мне знаете.
Ручейки стекают в лужи, позабыв о зимней стуже.
Слышен звонкий голос птиц: воробьев, скворцов, синиц.
Все проснулось ото сна – в гости к нам пришла Весна!
Солнце зиму одолело, стало ласковей, добрей. Птичка песенку запела, все на улицу скорей!
Ребята, посмотрите за окошко, на улице – весна.
Дарит нам она тепло, чтобы все кругом цвело,
Чтоб листочки распускались, птички песней заливались.
В край родной пришла весна, разбудила землю ото сна.
В яркой зелени поля, обновляется земля.
И березки все в сережках, в клейких почках тополя.
Весна с улыбкой шлет привет проснувшейся природе;
Все после зимних бурь и бед вздохнуло на свободе.
Зима недаром злится, прошла ее пора - Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
Песня о весне
- Идет матушка весна – отворяй ворота. – Первым март пришел – белый снег сошел.
- А за ним апрель отворил окно и дверь. – А как пришел май – солнце в дом приглашай!
Дети играют на свистульках.
Весна: Хорошо вы голосам птичьим подражаете, свистом своим весну приманиваете
И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте загадку.
Всех перелетных птиц черней, чистит землю от червей. Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица…
Дети: Грач!
Весна: Какие еще птицы возвращаются домой?
Милая певунья, ласточка родная, к нам домой вернулась из чужого края.
Под окошком вьется с песенкой живою: я весну и солнце принесла с собою!
Самой раннею весной запоет певец лесной. Это зяблик распевает про любимый край родной1
Зяблик первый узнает, что Весна-Красна идет.
Скворушка, прилетай, себе дом выбирай на дереве высоком, с крылечком высоким.
Ты позвонче свисти, да почаще щебечи.
Жаворонки, прилетите, холодную зиму унесите, теплую весну принесите!
Нам зима наскучила, морозами замучила.
Вед. Ребята! А вы знаете, что именно на кануне праздника пекли из пресного теста фигурки птиц. Утром фигурки птиц раздавали детям, дети насаживали печеных птиц на длинные палки или просто брали в ладошки. При этом старались забраться повыше на горку, на заборчик, на дерево и кликали зазывали весну.
И чтобы не придумывал народ ,все его действия выражали радость от встречи весны, желание вырастить большой урожай, поэтому весенние песни, обряды славили землю, солнце.
Вед. Давайте и мы, ребята с вами испечем птиц, но прежде, чем их испечь нам нужно сначала их вылепить из теста ( объяснение - лепка жаворонков )
Дети лепят жаворонков.
Пока дети вытирают салфетками руки, снимают фартуки, на сцену выходят двое детей с птичками на палочках и с цветными лентами.
1 реб: Мы на Сороки птичек лепили, цветные ленты купили,
Птичек снарядили, на столб посадили.
Выходят еще пара детей.
3 реб: А у нас есть шарики-колобки из овсяной муки!
4 реб: Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирацся по добру, поздорову.
Имитируют бросок колобков в глубь сцены, убегают.
Вед: А пока наши жаворонки будут выпекаться всех зазываю, всех приглашаю. Становись-ка,
народ, в весенний хоровод!
Хоровод
Загадки
Весна: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, название которой вы узнаете, отгадав загадку.
К маме-речке бегу и молчать не могу,
Я ее сынок родной, а родился я весной.
Дети: Ручей!
Игра: «Ручей и озеро».
Песня « Пчелочка злотая».
Вед: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит! Собирайся, детвора, ждет вас новая игра.
Жаворонок.
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Всеговорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположенные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
Вед: Эй, веселые молодцы да красные девицы, запевайте-ка частушки!
Дев: Станем девицы рядком да частушки пропоем.
М: Да и мы, пожалуй, встанем, от подружек не отстанем.
Частушки
Весна: Солнце, солнце, выходи! Птиц с собою приноси!
Появляется солнце, на подносе – «гнездышки» с испеченными жаворонками
Дети: Ой, да во зеленом во бору, да во высоком терему
Да жило ясно Солнышко-Колоколнышко.
Да к Солнцу птицы прилетели, свои песенки запели:
- Ой, пришла Весна! Отворяй, ворота!
Да Солнце на небо взошло, лучами землю обожгло:
Ждали долго мы тебя! Здравствуй, щедрая Весна!
Солнце: Попало ваше тесто в горячее место. Попало, не пропало, Жаворонками стало.
Раздаются голоса птиц. Солнце и Весна раздают детям птиц.
Вед: Слышите, ребятишки, жаворонки поют, весну зовут.
Жаворонушки, пташки малые, пташки малые, голосистые.
Летят по воле, несут Весну в подоле.
Дети берут по одной птичке в бумажном гнездышке(оригами), встают в полукруг.
Солнце: Весна идет, весь мир преображая.
Весна: Настало время птицам возвратиться.
Солнце: А счастье – удивительная птица…
Вместе: Пускай у вас живет, не улетая.
Все дети поют заклички. Уходят из зала под пение закличек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...