Мир музыкальных сказок по пьесе М. П. Мусоргского " Избушка на курьих ножках"
план-конспект занятия (старшая группа)

Полянская Любовь Николаевна

Закрепить  знания  старших  дошкольников  о  музыкальных  произведениях,прослушанных  в  течениии  учебного  года.Формировать  творческое  воображение.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная  область «Художественно – эстетическое» (музыкальная деятельность).

Поготовительная   группа.

Педагог:  Полянская  Любовь  Николаевна – музыкальный  руководитель.

Тема: «Мир  музыкальных  сказок»  ( по  мотивам  пьесы  М.П. Мусоргского «Избушка  на  курьих  ножка»).

Цель: Средствами музыки  вызывать у детей положительные  эмоции.

           Развивать музыкальные  восприятия  и впечатления.

       Закрепить знания старших дошкольников о музыкальных произведениях, прослушанных в течение учебного года.

           Формировать   творческое воображение  детей.

Задачи:

                1. Развивать певческие навыки детей, воспитывать музыкально-эстетическую культуру во время восприятия музыки;

               2. познакомить с  русским  композитором М. П. Мусоргским, с его музыкальн  пьесой  «Избушка на курьих ножках»;

               3. разучить новую попевку, обратить внимание на правильное произношение   согласного  звука  «р»;

               4. развивать двигательные навыки детей, совершенствовать танцевальные навыки;

               5. вызвать у дошкольников эмоциональный отклик на занятие.

 образовательные:

  • обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
  • закрепление  танцевального  движения  вальса: кружение  парами.
  • развивающие:
  • развивать чувство ритма  (размер  три  четверти);
  • развивать диалогическую речь;
  • воспитательные:
  • прививать  любовь  к  классической  музыке;

оздоровительные: развивать  двигательные  навыки  у  детей  (маховые  движения  руками,  стойка  на  одной  ноге),  совершенствовать  танцевальные  навыки  (  кружение    под  музыку  вальса).

Атрибуты,  оборудование: магнитная доска, видео-экран, синтезатор, МP-3 записи с фрагментами музыкальных произведений: П. И.           Чайковский «Вальс»,«Октябрь. Осенняя песня»«Нянина сказка»; А. Вивальди «Осень»,«Зима»; Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка»; С. В.   Рахманинов«Итальянская полька»; М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»(из фортепианного цикла для детей «Картинки с выставки»); песня  студии «Родники» «Наша бабушка»; репродукция картины И. Левитана«Осенний лес», фоторепродукция «Зима»,

  конверты, разрезные картинки, портрет композитора М. П. Мусоргского,  музыкальная коробка, дидактический материал для распевания,  игрушки-   поросёнок,  котёнок.

Ход занятия

Деятельность  детей

Деятельность  педагога

Примечания

1.Организационный  момент:  вход  детей  в зал.

Цель: установление  контакта,  создание  положительной  мотивации  к  совместной  деятельности.

Задачи: 

1.привлечь  детей  к  совместной  деятельности;

2.поддержать  интерес  к  совместной  деятельности.

Дети  входят  в  зал  и    встаютполукругом

Ответы  детей:

 Хрю-хрю.

Мяу-мяу.

Дети  поют  за  животных, 3-й куплет -  здороваются.

Муз.   рук.-ль: (  в  руках  у  него  мягкие  игрушки  поросёнок  и  котёнок).

Ребята,  как  разговаривает  поросёнок?

Как  разговаривают  котята? 

 

Звучит    музыкальное  приветствие

 « Здравствуйте,  ребята!»-сл. Е. Кошкаровой

2. Основная  часть  деятельности.

Цель: формировать  дружеские  отношения  между  собой, создавать  радостное  настроение  для  себя  и  окружающих.

Задачи:

  1. выполнять  простейшие  здоровьесберегающие  упражнения:  маховые  движения  руками, умение  стоят  на  одной  ноге.

Дети  двигаются  по  залу  плавными  движениями.

Подходят  к   столу,  где  стоит  коробочка   с   конвертами.  

Ответы  детей: сложить  картинки.

На столе дети собирают разрезную картинку и если она собрана правильно – на экране появляется целая картинка и звучит фрагмент соответствующего музыкального произведения.

Ответы  детей.

Ответы  детей.

Куклы.

Складывают  картинку.

Ответы  детей.

Называют  сказки.

Композитор.

Баба  Яга.

Слушают  1-ю  часть  пьесы.

Баба  Яга.

Дети выполняют движения, стоя у стульчиков по ходу текста.

Выполняют маховые движения руками.

Руки постепенно вверх и вниз.

Изображают крышу.

Показывают завязывание платочка

Топают сердито ногой.

Прыгают на одной ноге.

Садятся на места.

Смотрят  на  экран.

Сердитая, грозная, злая, сказочная, фантастическая. 

Нет, сначала грозно, громко, а потом таинственно, тихо. Затем опять громко.

Три.

Потому что живет в лесу совсем одна и у нее нет внуков.

Дети  исполнят  песню.

Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное музыкальное путешествие. Я вам рассказывала, что раньше, когда не было радио, магнитофонов, телевизора, люди устраивали музыкальные гостиные. Вот и сейчас я вас приглашаю посетить музыкальную гостиную. Но пойдем мы с вами на стулья не простым шагом, а танцевальным.

Мы послушаем с вами новое музыкальное произведение…

Ой, а что это за красивая коробочка? Давайте поскорее откроем ее.

Достает конверты с музыкальными знаками. Открывает конверты.

Это же наши музыкальные картинки! Они разрезаны – это похоже на колдовство. Видно кто-то хочет испортить нашу встречу. Что же делать?

Молодцы, нужно просто сложить каждую картинку, вспомнить, какому музыкальному  произведению они соответствуют, ответим на вопросы, и тогда зазвучит чудесная музыка.

Для каких музыкальных инструментов написано это музыкальное произведение?

Какое настроение у этого музыкального произведения?

Кто может танцевать этот вальс?

Ребята, вы заметили, что после каждого отгаданного музыкального произведения звучала музыка. Значит, колдовство исчезло. Но перед тем как познакомиться с новым  музыкальным произведением, я предлагаю сложить еще одну картинку. Что же за музыкальное произведение спрятано в ней?

Какую сказку рассказала няня – добрую или злую?

Какие  сказки  вы  знаете?

Молодцы, много сказок вы мне назвали. А ведь сказки могут быть и музыкальные. А как вы думаете, кто может написать музыкальную сказку?

Конечно, композитор. И сегодня я вам предлагаю послушать музыкальное произведение композитора Модеста Петровича Мусоргского (показ портрета).

Модест Петрович родился в России. С детства мама учила мальчика играть на рояле. Мальчик любил природу и0 как все мальчишки, любил играть. А по вечерам он приходил к своей няне и слушал ее новые интересные сказки. Прошло время, и маленький мальчик стал великим русским композитором. Но он так и не забыл сказок своей няни.

Однажды он посетил выставку картин своего друга-художника (кто такой художник) и увидел картину с изображением часов «Избушка на курьих ножках».

Конечно, композитор вспомнил нянины сказки и захотел, чтобы люди всего мира услышали фантастическую историю про избушку на курьих ножках.

Ребята, кто  живёт  в  сказочном  лесу  в  избушке  на  куьих  ножках?

 А  как можно назвать эту пьесу еще?

Да, второе название этой пьесы –«Баба Яга».

Предлагаю вам отправиться в сказочный лес Бабы Яги и не только послушать музыкальное произведение, но и посмотреть мультфильм. А так как путь не близкий, предлагаю полететь в сказочный лес.

Физкультминутка:

Полетели, полетели,

 В лес дремучий прилетели.

В том лесу стоит избушка  

А в избушке той – старушка,

  Очень злющая она.

У нее одна нога.  

Ребята, вам понравилась музыка? А какая она по характеру?

 Всегда ли она звучит одинаково

Сколько  частей  в  музыкальном  произведении?

Вот вы сказали, что Баба Яга злая, сердитая! А как вы думаете, почему она такая?

А у вас есть бабушки?

Я  предлагаю  вам  спеть  в заключени,ие нашего занятия  добрую песенку про наших бабушек. Но мы будем не только петь, но и танцевать.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета«Щелкунчик»..

«Осень» А. Вивальди

«Итальянская полька» С. В. Рахманинова )

 

«Вальс-шутка» Д. Д. Шостаковича

 

«Нянина сказка» П. И. Чайковского 

Портрет  М.П.Мусоргского

Картина  Гартмана «Избушка  на  курьих  ножках»

Звучит  фрагмент  1-й  части пьесы.

Просмотр фрагмента мультфильма «Избушка на курьих ножках» на музыку М. П. Мусоргского.

  Песня –танец «Наша  бабушка» -муз.

3. Заключительная  часть.

Цель: подведение  итогов  занятия.

Задача: учить  детей  радоваться  результату.

Ответы  детей.

Вот и подошло к концу наше необычное музыкальное занятие.

 Что вы сегодня узнали нового?

С каким композитором познакомились?

 Как называется его произведение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-театрализованной постановки сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки"

Методическая разработка по сюите М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" является интегрированной, т.к. заканчивается выставкой юных художников. Работа апробирована в старшей и подготовительной группе и...

Модест Петрович Мусоргский презентация.

Презентация рассказывает о творчестве композитора....

Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).

Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музы­кальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...

Творчество М.П. Мусоргского

Материал включает в себя краткий обзор по творчеству  М.П. Мусоргского с музыкальным сопровождением и презентацией...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - "М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта...

Проект по изучению творчества М. П. Мусоргского по теме «Картинки с выставки: Баба Яга»

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы по творчеству Мусоргского М.П. "Картинки с выставки: Баба Яга"....

М.П.Мусоргский ЙКартинки с выставки"

Досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста....