Сценарий вечера досуга «Творчество А.С. Пушкина»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Сысова Людмила Николаевна

Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vechera_dosuga_tvorchestvo_a.s._pushkina.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: Сысова Л.Н., воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга


СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА ДОСУГА

«ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА».

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальные руководители.

Материал для проведения досуга: атрибуты к сказкам А.С. Пушкина, жетоны, призы, коробка с атрибутами к игре «Из какой сказки?», декорации (камин, портрет А.С. Пушкина, рисунки детей и родителей по сказкам А.С. Пушкина).

Музыкальное сопровождение: «Вальс» М. Глинка, «Полонез» Андреева, Шопен, «Богатырская сила» А. Пахмутова.

I ЧАСТЬ «ВРЕМЕНА ГОДА»

Дети и родители входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущий: Уважаемые родители и дети!

Сегодня наш праздник посвящен творчеству великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. В это имя навечно влюблена Россия. Его образ дорог и близок каждому человеку. Мы с детства помним его стихи и сказки.

Ведущий: В мир старины, народного быта и народной поэзии Пушкина вводила его няня - Яковлева Арина Родионовна. Пушкин всю жизнь питал к ней особую любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение.

Ведущий: Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пела народные песни. Александр Сергеевич Пушкин легко запоминал их, а позднее использовал их, сочиняя свои стихи и сказки.

Ведущий: Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение «Няня».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца звали Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна. В 1811 году Александр Сергеевич поступил в Царскосельский лицей. Стихи он начал писать очень рано, которые отличались естественностью и простотой. Некоторые стихи Пушкина посвящены разным временам года. Послушаем отрывки из романа «Евгений Онегин»:

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сам

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз и рады мы

Проказам матушки - зимы.

Ребёнок 1:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой яркою природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ребёнок 2:

Уж небо осенью дышало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий: Их напевность, музыкальность вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Дети исполнят «Вальс» М. Глинки.

Группа детей исполняет танец «Вальс» М. Глинки.

Ведущий: В своих стихах Пушкин воспевал величие строгость и гордую красоту Санкт-Петербурга. Об этом прочтет стихотворение ребёнок.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей.

Прозрачный сумрак блеск безлунный.

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Ведущий: Обратите внимание, как оформлен наш зал. В то время, когда жил Александр Сергеевич Пушкин, еще не было электричества, и поэтому в больших залах зажигали множество свечей. Было очень красиво и торжественно. На этих вечерах исполнялись романсы, звучала танцевальная музыка: вальсы, мазурки, полонезы. И сейчас дети продемонстрируют танец полонез.

Группа детей исполняет танец «Полонез» Андреева.

II ЧАСТЬ «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

 Ведущий: Послушаем стихотворение в исполнении ребёнка.

Когда я не умела читать,

Мне довелось от бабушки узнать,

Как черта обманул Балда,

И как он проучил тогда попа,

И как старуху рыбка наказала

Мне бабушка однажды рассказала.

Про Царевну-лебедь и Гвидона,

И про жадного царя Дадона

Я из сказок Пушкина узнала,

Много их уже я прочитала.

Узнала про лукоморье я в пять лет,

Не ведая, что Пушкина уж нет,

Но больше сотни лет его стихи

И взрослым, и ребятам - всем близки!

Его стихи, поэмы, сказки

Мы не устанем повторять.

И жизни солнечные краски

В них будем находить опять.

Ребёнок читает стихотворение «У лукоморья»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: гам леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы неведомых зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Ведущий: Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Дети разыграют отрывки из сказок, а вам предстоит угадать, откуда эти отрывки.

«СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ»

Ведущий:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет сам не зная куда.

Балда:

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп:

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?

Балда:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

Ведущий: Задам вам вопросы:

1. Назовите сказку.

2. Кто попу обязался платить оброк? (чёрту)

3. Как расплачивался поп за труд Балды? (получал щелчки по лбу)

4. Что приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»).

(за каждый правильный ответ дается жетон).

Ведущий: Продолжаем просмотр отрывка следующей сказки.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О ЕГО СЫНЕ СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»

Ведущий:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Первая девица:

Кабы я была царица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила я б пир.

Вторая девица:

Кабы я была царица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Третья девица:

Кабы я была царица, —

Я б для батюшки - царя

Родила богатыря.

Ведущий:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по сему

Полюбилася ему.

Царь Салтан:

Здравствуй, красная девица, -

Будь царицей.

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Ведущий:

1. Из какой сказки эта сценка?

2. Как звали царя в этой сказке? (Царь Салтан)

4. Кто помогал князю? (Царевна Лебедь)

5. В кого превратилась Лебедь в этой сказке? (в царевну)

Звучит музыка Шопена. Танец «Царевна Лебедь» исполняет ребёнок.

 Ведущий:

1. В кого превратила Лебедь князя? (комара, муху, шмеля)

2. Какое первое чудо, о котором узнал царь Салтан от корабельщиков? (Чудный остров-город)

3. Второе чудо? («Под елью хрустальный дом, белка орешки все грызет, а орешки не простые – все скорлупки золотые»)

4. Третье чудо? (33 богатыря).

«СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ»

Ведущий:

Раз старик в море закинул невод,

Пришел невод с одной тиной.

Он другой раз закинул невод,

Пришел невод с травою морскою,

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростой — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

Ведущий: 

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Старик:

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там на просторе.

Ведущий:

1. Из какой сказки эта сценка?

2. Сколько раз старик бросал невод? (три)

3. Сколько раз ходил к морю старик? (пять)

4. Как жадность была наказана? («Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто»)

«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

Царевна сидит за прялкой.

Звучит музыка А. Пахмутовой – «Богатырская сила». Выходят 7 богатырей.

Первый богатырь:

Девица, всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя все мы любим.

За себя взять тебя мы рады,

Второй богатырь:

Да нельзя, так бога ради

Помири нас как-нибудь:

Третий богатырь:

Одному женою будь,

Четвёртый богатырь: 

Прочим ласковой сестрою,

Пятый богатырь:

Что ж качаешь головою?

Шестой богатырь:

Аль отказываешь ты нам?

Седьмой богатырь:

Аль товар не по купцам?

Царица:

Ой, вы молодцы честные,

Братцы вы мои родные, -

Коли вру, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места,

Как мне быть ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны.

Всех вас я люблю сердечно;

Но другому я навечно отдана.

Мне всех милей королевич Елисей.

Ведущий: 

Вопросы:

1. Из какой сказки эта сценка?

2. Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей)

3. Кто погубил молодую царевну? (Царица)

4. Кто помогал Елисею найти царевну?

Ведущий: И в заключение смотрим еще одну сценку из сказки.

 «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»

Около шатра царь Дадон лежит на подушках, вокруг него танцует шамаханская царица. В середине танца царь Дадон выходит к ней танцевать. В конце танца шамаханская царица берет царя Дадона за руку и уводит в шатер.

Ведущий:

1. Из какой сказки эта сценка?

2. Как звали героев из этой сказки? (царь Дадон, Мудрец-звездочёт, Золотой петушок, шамаханская царица)

3. Сколько у царя Дадона было сыновей? (2 сына)

4. Кто подарил царю Дадону Золотого петушка? (Мудрец)

Ведущий: Вы посмотрели отрывки из сказок А.С. Пушкина. Давайте подсчитаем, кто больше набрал жетонов – тот, значит, больше всех любит творчество А.С. Пушкина.

III ЧАСТЬ. ИГРА С РОДИТЕЛЯМИ.

Ведущий: А теперь – конкурс для родителей: «Из какой сказки?» (из «волшебного сундучка» достаются атрибуты из сказок – петушок, белочка, корыто, яблоко, зеркальце). Родители должны узнать предметы и назвать, из какой они сказки.

Вопросы:

1. «Кто обращался к зеркальцу и с какими словами? (Царица – «Свет мой, зеркальце, скажи» – «Сказка о мертвой царевне»)

2. Из какой сказки корыто? Какими словами начинается сказка? («У самого синего моря» – «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ребёнок выходит, читает:

Сказки Пушкина мы знаем:

Любим очень и читаем,

Изучаем наизусть.

В них живет наш русский дух!

В сказках любим буйство красок,

Торжество добра над темным злом.

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Подведение итогов. Вручение подарков.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий вечера досуга к проекту "Развитие творчества детей через сказку".

Сценарий. Для закрепления материалов проекта. Для развития творчества детей....

Сценарий вечера досуга, посвященный 215-летию А.С. Пушкина «Пушкинский бал»

Этот вечер досуга можно проводить с детьми дошкольниками и младшими школьниками. Он закрепляет знания детей по Петербурговедению, вводит детей в эпоху Пушкина. На балу хозяйка бала встречает гостей, м...

Сценарий вечера досуга по сказкам Пушкина

Предлагаем  сценарий вечера досуга по сказкам Пушкина. При работе, конечно же, использовала опыт работ своих коллег, так как начальные , вступительные стихи очень уж замечательные.  В нашем ...

Вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина.

Закрепление знаний о творчестве А.С.Пушкина. Развитие творческих способностей. Воспитание любви и уважения к творчеству великого поэта....

Сценарий литературного вечера по творчеству А.С.Пушкина

Содержание: драматизация заранее разученных с детьми отрывков из знакомых детям литературных произведений, вопросы по произведениям А.С. Пушкина. Использование в драматизациях современных обработок пр...

Музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству А.С. Пушкина "Что за чудо эти сказки!"

Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. Задачи: • Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А. С. Пушкина; способствовать формированию эм...

Методическая разработка: "Музыкально - литературный вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина, для детей старшего дошкольного возраста "Россия глазами великого поэта".

Цель:Прививать любовь и уважение к отечественной литературе и истории, к художественному слову,  книге.Задачи:Воспитывать  интерес к человеку и его внутреннему миру.Формировать речевую деяте...