Сценарий фольклорного праздника "Масленица" «На горах покататься в блинах поваляться»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В ходе фольклорного праздника для воспитанников раскрытваетсяосновной сюжет праздника;обращается внимание детей на особенности сезонных природных явлений, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека; дети знакомятся с народными приметами, пословицами, поговорками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_gorah_pokatatsya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника
"Масленица"
для подготовительной и старшей групп МКДОУ №8 г. Сим
Музыкальный руководитель:
Ходор Т.А.
«На горах покататься в блинах поваляться»
Задачи:
Образовательные: Раскрыть основной сюжет праздника;
обратить внимание на особенности сезонных природных явлений, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека; познакомиться с народными приметами, пословицами, поговорками.
Воспитательные: Воспитание творчески развитой личности
через активизацию познавательной деятельности дошколь-
ников при приобщении к истокам русской народной куль-
туры.
Развивающие: слушание русских народных песен в записи
и живом исполнении; заучиваем потешки, заклички и рас-
сматриваем картины русских художников; разучиваем на-
родные игры.
Появляются Петрушка и Матрёшка.
Петрушка: Все, все, все!
Слушайте! Слушайте!
Собрались на праздник мы
Отметить последние дни
Зимушки – зимы!
Матрёшка: Люди! Велено для вас
Донести сей час указ
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой!
Петрушка:На празднике нашем
Железный закон:
Хмурым, угрюмым
Вход воспрещён.
Матрёшка:Кто умеет веселиться,
Тот и горя не боится!
В программе праздника
Будут и пляски,
Лыжи, снежки, салазки!
Петрушка:Игры для шутки, для смеха!
Направо – забава,
Налево – потеха,
А - прямо веселье кипит через край.
Матрёшка:Только прежде чем начать,
Надо хором покричать:
- Мы не станем здесь лениться,
Будем петь и веселиться!
Петрушка:Развесёлый народ
Мимо игр не пройдёт!
Кто играет – не скучает,
Значит и не замерзает!
Матрёшка:Веселись честной народ,
Масленица ведь идёт!
Петрушка:Семь дней праздновал народ,
Масленичный хоровод.
Матрёшка:Вторник назывался «Заигрыши»!
Петрушка:С горок молодёжь катается
Да друг к дружке прижимается!
Матрёшка:Ватага на ватагу
Показывает отвагу!
Петрушка:Каждый день масленичной недели имеетсвоё название. Среду называли «Лакомкой». Мы тоже будем лакомиться блинами.
Матрёшка:Какое животное присутствовало в народных гуляниях среди ряженных? (Коза или козёл.)
Давай козёл, попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем!
И ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем!
В ладошки все похлопают,
похлопают, похлопают!
Петрушка:А ножками потопают,
потопают, потопают!
Это была репетиция, а сейчас ещё раз, только все вместе и дружно!
Матрёшка: А рожками бодаемся,
бодаемся, бодаемся!
Снежками все кидаемся,
кидаемся, кидаемся!
Петрушка: Хорошо ребята поиграли, теперь можно и потанцевать.
Смотрите на нас и повторяйте все движения.
Танец игра «Давай пойдём!»
(Надо встать в хоровод, музыка звучит с ускорением, проговаривается текст.)
Мы пойдём с тобой направо
раз – два – три,
А потом пойдём налево
раз – два – три,
А потом мы повернёмся
раз – два – три,
И похлопаем в ладоши
раз – два – три.
Матрёшка: А теперь всё выполняем быстро!
Руки к пяткам и к ушам,
На колени и к плечам,
В стороны, на пояс, вверх,
А теперь весёлый смех:
Все мальчишки: «Ха – ха – ха!»
Все девчонки: «Хи – хи – хи!»
А взрослые поддержат?: «Хо – хо – хо!»
Петрушка: А ещё быстрее можете?
(Ребята отвечают «Да», и игра ускоряется, как и ускоряется музыка. 4 -5 раз.)
Матрёшка: Почему Масленицу назвали Масленицей? (Пекли блины на масле.)
Петрушка: Почему Масленицу называл обманщицей? (Она продолжалась всего неделю, а за ней шёл Великий пост.)
Матрёшка: А известно ли вам, что Масленица отмечается с дохристианской эпохи? Ей больше двух тысяч лет! Тогда поклонялись богу – Солнцу. А как его звали? (Ярило.) Такая же древняя сказка «Снегурочка» про народ берендеев. Снегурочка тает, а это хоть и грустно, но символизирует наступление Весны. Для чего на Масленицу сжигали чучело и что это означало?(Чучело олицетворяло зиму, которую провожали, то есть сжигали.)
Петрушка: Широкий четверг. Издавна в этот день проводились кулачные бои. Что вы о них знаете? Где в Москве они проводились? (На Болотной площади.) В кулачных боях были свои честные правила: если от удара противник падал и оставался лежать, то выходил из игры. Эти потешные бои очень любил князь Потёмкин.
Матрёшка: А мы проведём весёлую дружескую игру «Кулачки», а Петрушка нам поможет.
Петрушка: Мы веселье продолжаем,
Танцевать всех приглашаем!
Слова кто знает? Не молчи!
Наша игра танец «Кулачки»!
(Танец «Кулачки», музыка по выбору ведущих.)
Матрёшка: Смотрите на нас и повторяйте движения. (Ведущие под музыку поют. А герои показывают движения.)Будьте внимательны – игра будет ускоряться, надо успевать за музыкой.
Чтобы провести игру,
Мы сожмём по кулачку.
Правый, левый посжимаем,
А теперь мы начинаем.
Мы протянем их вперёд,
Повернём наоборот,
Крестиком и по плечам
По два стука передам,
А потом отдам друзьям:
Туки – тук по кулачкам,
Снова два перед собой
По коленям стук прямой,
А потом два крест – накрест,
По земле мы бьём в присест.
А теперь все дружно встали,
Ну, ответьте: «Не устали?
Ещё быстрее сможете?»
(Дети отвечают «Да».Игра ускоряется так быстро, что все начинают путаться, что вызывает смех.)
Петрушка: В пятницу и субботу ходили кдруг другу в гости.
Матрёшка:Встанем все по кругу, пойдём хороводом, я буду читать игру – зазывку, а вы отвечайте мне, подражая тому животному, которое я буду называть. Вот и проверим кого вы знаете. (дети должны прокричать при слове «кобыла», «Иго - го»,корова «Му - му», гусь «Га - га» и так далее. Игра потом снова повторяется с ускорением.)
Дуня моя Дуня,
Милая Авдотья,
Как у нашей Дуни,
Что было скотины:
Кобыла Ненила (иго - го),
Жеребец Гаврила,
Корова Алёна (му-му -му),
Бык Ерёма,
ГусихаАгаха (га – га - га),
Селезень Игнаха,
Курица Варвара (ко – ко - ко),
Петух был Макара (ку – ка – ре - ку),
Кошка Матрёшка (мяу - мяу),
Кот был Алёшка,
Овечка Манька(ме – ме – ме),
А барашек Ванька (бе – бе - бе).
Петрушка: И последний день Масленицы – Прощёный день. В этот день надо просить прощения у родных и близких «в чём виноваты и нет». В этот день сжигали чучело из соломы, которое и мы сейчас сожжём. Пепел закапывали, чтобы «летом хлебом откопать».
(Звучит весёлая музыка.Разжигается костёр и сжигается чучело.)
Матрёшка:Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Прощайте, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки.
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Прощай, Зимушка – старушка,
Ты, седая холодушка.
Выходит Весна.
Весна: Я – Весна – Красна!
В гости к вам пришла!
Принесла с собой тепло,
Припасла для вас добро:
Зелёную травушку,
Блины да ладушки.
Ясно солнце припекает, Радуются люди,
Снег торопится и тает, Пусть тепло прибудет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-спортивного праздника "Гори, огонь Олимпиады!"
Из-за проделок очень любопытной и непослушной Нехочухе погас олимпийский огонь в детском саду. Но ребята, посетив различные планеты отыцскали его с помощью Лучика на нашей Земле! И огонь вновь запылал...
Сценарий спортивного праздника для дошкольников «Масленица идет, блин да мед несет»
Увлекательный сценарий праздника....
Сценарий "Как на масленой недели в потолок блины летели"
Сценарий "Как на масленой недели в потолок блины летели" - повышает у детей интерес к традиций русского народного праздника Масленица. Знакомить детей с забытыми рускими народными играми....
Сценарий новогоднего праздника «Огоньки горят на елке» во второй группе раннего возраста
· Знакомить детей с праздником Новым годом в детском саду....
Сценарий новогоднего праздника «Огоньки горят на елке» (1младшая группа)
Сценарий утренника для самых маленьких детишек в детском саду....
Сценарий Масленичного развлечения в детском саду «Где блины – там и мы»
Описание: сценарий Масленичного развлечения в детском саду на улице. Для детей в возрасте 5-7 лет. Длительность 40 минут.Цель: Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской куль...