Конспект "Весёлые матрёжки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Полякова Евгения Петровна

Цель:Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой-матрёжкой,прививать интерес к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_matreshki_otkrytoe_zanyatie.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Веселые матрешки»

непрерывная образовательная деятельность

/СРЕДНЯЯ ГРУППА/

/Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие (коммуникативная игра, динамическая пауза, технология музыкального воздействия, фонетическая ритмика, песочная терапия,самомассаж); интегрированного обучения; проблемного обучения; игровая мотивация, дифференцированный, индивидуальный  подход/

Воспитатель:

Анна Анатольевна Колченко-Паукконен

/высшая квалификационная категория/

Санкт-Петербург,

г. Кронштадт,

2017 г.

Цель: Продолжить знакомство детей с русской народной игрушкой - матрешкой, прививать интерес к русскому народному творчеству 

Задачи: развивать зрительное и слуховое внимание; формировать, расширять кругозор детей, развивать мелкую, общую, артикуляционную, мимическую моторику детей; развивать эмоциональную выразительность и отзывчивость; развивать навыки совместной деятельности, воспитывать культуру общения; совершенствовать навыки художественного творчества посредством аппликации; совершенствовать навыки количественного счета в пределах 5; систематизировать знания детей о прочитанных художественных произведениях; совершенствовать умение находить и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию связной, монологической и диалогической речи; воспитывать коммуникативные функции, дружелюбие, чувство эмпатии, уважение к друг другу и взрослым; воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, развивать умение ориентироваться в пространстве, пробуждать у младших дошкольников интереса к игровому творчеству в процессе взаимодействия.

Раздаточный материал: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, клей, тряпочки, заготовки геометрического материала для орнамента, дымковские игрушки, музыкальные инструменты.

Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация»,  «Физическая культура», «Конструктивная деятельность», «Музыкальное развитие»

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать  творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления, самомассаж, дорожка здоровья.

Конструктивная деятельность: приобщить к коллективному построению моста по схеме.

Музыкальная деятельность: развивает фонетический слух, приобщаем к народным играм и песням.

Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, дымковская игрушка, мастер, художник

Предварительная  работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки,загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Педагогические технологии:  здоровьесберегающие (коммуникативная игра, динамическая пауза, технология музыкального воздействия, фонетическая ритмика, песочная терапия); интегрированного обучения; проблемного обучения; игровая мотивация, дифференцированный, индивидуальный  подход.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель: "Слушай, садичный народ, собирайся в хоровод".

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Здравствуйте, ручки  - хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки - топ- топ- топ,

Здравствуйте, глазки  - миг- миг- миг,

Здравствуй мой носик - бик- бик -бик,

Здравствуйте, щёчки  - плюх- плюх- плюх,

Здравствуй мой ротик  - чмок- чмок -чмок,

Здравствуйте, зубки  - щёлк- щёлк- щёлк,

Здравствуйте, детки, здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте!

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, интересную загадку:

"Раскрывается игрушка.

Глянь, а в ней ещё подружка.

В сарафанчике с горошком,

Называется. " (Матрёшка). 

Ответы детей.

Воспитатель: Ах, вот оно что! Тогда…

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идет Воспитатель /от лица Матрешки/!

Воспитатель: Ребята, а все дороженьки  размыла. Весной часто идет дождь, таят снег. Какая весна у нас?

Ответы детей (дождливая, слякотная, мокрая) 

Воспитатель: Давайте построим для Матрешки мостик. Смотрите, ребята, на стенде  модель построения моста. Кубик к кубику, кирпичик к кирпичику и получится мостик, но надо соблюсти цвета и последовательность.

Конструктивная деятельность детей (коллективна).

Воспитатель /от лица Матрешки/: Здравствуйте ребята дорогие, к вам я торопилась издалека, на улице так сыро… Вдруг смотрю мостик стоит, оказывается это вы мне помогли, мостик построили, чтобы я до вас добралось побыстрей. А вы моих подружек не видали, они к вам в гости не забегали?

Ответы детей.

Воспитатель /от лица Матрешки/: Куда же они запропастились?  Ребята, давайте вместе найдем моих подружек.

Вот первая  моя подружка

Веселушка, хохотушка

Любит петь и танцевать

И на дудочке играть.

Дети, у вас есть в группе музыкальные инструменты? /Да/ Покажите, где они располагаются.

Воспитатель /от лица Матрешки/: Ребята, подруга моя, очень любят играть на музыкальных инструментах: ложках, трещотке, маракасах, но когда их рядом нет она играет на разных предметах. А больше всего ей нравится дудочка, если она ее услышит, то непременно появится. Ребята, а вы знаете как называются и звучат музыкальные инструменты?  Давайте  проверим.

Дидактическая игра «Что ты слышишь?»

/После проведения игры педагог обращает внимание на модель матрешки-подружки/

Воспитатель /от лица Матрешки/: 

Вот одна моя подружка,

Я в корзинку положу и собою понесу.

Воспитатель: Спасибо, Матрешка, за игру, было очень весело. Да надо идти дальше, искать подружек. Расскажи нам что-нибудь про вторую матрешку, а мы ее постараемся отыскать.

Воспитатель /от лица Матрешки/: 

А сейчас, мои друзья,

Загадку загадаю я.

Задача ваша отгадать

И ответы правильно назвать.

Вторая моя подружка,  услыхав ответ,

Прибежит, спору нет! Потому что она очень любит загадывать и отгадывать загадки.

Воспитатель /от лица Матрешки/: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Ответы детей.

Воспитатель /от лица Матрешки/: Но мы с вами не только будем отгадывать загадки, но и искать в моей волшебной коробочке отгадки. Попробуем?

Ответы детей.

Воспитатель /от лица Матрешки/: Итак, начнем:

Бока крутые,

Рога золотые.

Копыта с оборкой,

Привёз домой Егорку. 

(Козлик).

Девица в венце, румянец на лице,

Собой хороша, ходит не спеша". 

(Барыня)

Есть поменьше, есть большая,
Есть для кофе, есть для чая.
Чтоб поесть, хотя б немножко,
Мне нужна, конечно…

(Ложка)

 

У меня большая грива,

Ушки и копытца,

Прокачу того игриво,        

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?

(Лошадка)

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая, Откроешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка, Игрушку ту зовут…

 (Матрешка)

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

По мере отгадывания загадки один из детей находит на ощупь предмет-отгадку в волшебной коробке, отвечая на вопросы:

«Из чего сделан(а)?Как ласково можно назвать?»

Собака (Из глины). Она какая? (Глиняная). Собачка.

Козлик (Из глины). Он какой? (Глиняный). Козленочек.

Барыня (Из глины). Она какая? (Глиняная). Барынька.

Матрёшка (Из дерева). Она какая? (Деревянная). Матрешечка.

Ложка (Из дерева). Она какая? (Деревянная). Ложечка.

/После проведения игры педагог обращает внимание на вторую модель матрешки-подружки/

Воспитатель /от лица Матрешки/: 

Вот одна моя подружка,

Я в корзинку положу и с собою понесу. А мы пойдем остальных подруженек искать?

Ответы детей.

Воспитатель /от лица Матрешки/: 

А еще одна подружка

Очень любит книжки

Может сказки рассказать

И героев всех узнать.

Воспитатель: Матрешка, наши детки тоже очень любят книги слушать, иллюстрации рассматривать, у нас в группе тоже много книг и со сказками, и с рассказами. ….

Воспитатель /от лица Матрешки/: А вы знаете, что матрешки бывают разные, есть матрешки со сказками. Давайте с ними поиграем. Моя третья подружка услышит, что мы про сказки говорим, обязательно появится.

Дидактическая игра «Собери сказку»

/После проведения игры педагог обращает внимание на третью модель матрешки-подружки/

Воспитатель /от лица Матрешки/: 

Вот еще моя подружка,

Ее в корзинку положу и с собою понесу.

Я веселая Матрешка,

Насиделась у окошка.

Надоело мне скучать,

Надо вместе поиграть.

Сейчас мы веселый хоровод заведем

И мою четвертую подружку к нам позовем.

Народная подвижная игра «Платочек»

После проведения игры педагог обращает внимание на четвертую модель матрешки-подружки/

Воспитатель /от лица Матрешки/: Вот она и прибежала, музыку нашу услыхала.

Ее в корзинку положу и с собою унесу.

Воспитатель: Ой, а я что-то слышу, будто кто-то шепчется, пойдемте за мной.

Воспитатель /от лица Матрешки/: 

Эта Матрешка

Не больше горошка.
Подруг новых искала,

И к вам забежала.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, она по дороге в детский сад и подружек собрала, только почему-то грустная она.

Воспитатель /от лица Матрешки/: А вы посмотрите, какие на нас, на матрешках сарафаны расписные, а вот на подруженьках нашей «горошинки» сарафаны без узора, вот малышка и загрустила, ей так хочется, чтобы на них тоже красивые наряды появились. Ведь матрешки славятся своими узорами разными.

Воспитатель: Ребята, поможем матрешкам? Эту мы беду исправим, сарафаны сверкать заставим. Дети, давайте украсим сарафаны матрешек геометрическими орнаментом, это узор, выложенный путем чередования геометрических фигур. Но сначала предлагаю на песочных столах нарисовать орнамент по образцу (узор из повторяющихся элементов). У нас два стола, значит, нам нужно разделиться на две команды.

Дети делятся на команды любым из выбранных ими способов.

Карточка с орнаментом  из геометрических фигур /треугольник, круг, квадрат/ Воспитатель: Итак, команды готовы? За работу. Первая команда, с чередованием каких фигур вы будете рисовать орнамент?

Ответы детей.

Воспитатель: Вторая команда, из каких геометрических фигур состоит ваш орнамент?

Ответы детей.

Коллективная работа детей за песочными столами.

Воспитатель: Ребята, давайте сверим с образцами, все ли у нас получилось? Да чередование верное, а вот фигуры у нас бесцветные, давайте их подсветим. Вот теперь все совпадает. Ну что ж, что такое орнамент мы с вами узнали, и теперь без труда распишем сарафаны новым знакомым нашей маленькой матрешки. Для этого каждый из вас выберет матрешку, которой он хочет помочь, а также набор геометрических фигур, из которых будет составлять орнамент, посмотрите, сколько различных узоров можно составить (демонстрация образцов геометрических орнаментов). Подумайте, какой бы узор хотели вы подарить матрешке.

Педагог раздает материал необходимый для выполнения творческой работы с учетом индивидуального выбора ребенка.

Воспитатель: Ребята, давайте сначала каждый из вас выложит узор на столе, а Матрешка пройдет и посмотрит на них.

Индивидуальная помощь педагога.

Воспитатель: Дети, а как мы будем работать с клеем?

Дети: Клей берём аккуратно и тонким слоем смазываем обратную сторону фигуры от центра к краям, при помощи салфетки убираем излишки клея (при затруднении помощь педагога).

Творческая работа детей с индивидуальной помощью педагога под музыкальное сопровождение русских народных мелодий.

Анализ продуктов детской деятельности.

Воспитатель /от лица Матрешки/: Спасибо вам ребята, теперь наша самая маленькая матрешка не будет скучать, вы столько подружек ей нарядили, ни про кого не забыли. Надо бы мне всех матрешек посчитать, их должно быть ровно пять.

Коллективный счет в пределах «5».

Воспитатель /от лица Матрешки/: Ух, все на месте! Хоть и мне пора прощаться, не хочу я расставаться, хочу с вами поиграть, где же мой веселый мяч. Буду мяч я вам кидать и вопросы задавать, вы мне отвечайте, мячик возвращайте!

Рефлексия. Игра с мячом «Я спрошу, а ты ответишь».

Примерные вопросы:

1. Что тебе понравилось на занятии больше всего?

2. Про кого я загадывала загадки?

3. Какой музыкальный инструмент нравится моей старшей подружке?

4. Из каких сказок были матрешки?

5. Из каких фигур  ты сделал узор для матрешки?

Воспитатель /от лица Матрешки/: Что ж, ребята, молодцы! Повеселили меня и помогли! За это я вас благодарю, и баранки к чаю подарю!

Воспитатель: Пришло время расставаться,

Но не будем унывать.

В гости  приходи опять.

До свидания, Матрёшка!