Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми в МБДОУ «Детский сад № 29»
методическая разработка (средняя группа)
Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми среднего возраста. Сценарий фольклорного праздника-развлечения "Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Песенно-игровые формы фольклора на практике при работе с детьми в
МБДОУ «Детский сад № 29»
«Утрата народом своего искусства,
своих художественных ценностей –
это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»
М.П. Мусоргский
Знание народных традиций, составлявших культурное поле наших предков, необходимо как для знания своей национальной культуры, так и для понимания культуры другого народа. Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками народ, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, но сейчас теряется, утрачивается, не будучи востребованным.
Наш детский сад № 29 г. Рязань в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.
Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.
В национальных праздниках предстает красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.
Сценарий фольклорного праздника «Масленица» в средней группе «Непоседы»
Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал. Дети идут змейкой за ведущие, одетой в русский народный костюм. Останавливаются и встают полукругом.
Ведущий 1. Что за славный денёк! Собирайся, народ
Будем петь, да шутить
Да весну веселить!
Ведущий 2. Народ собирается,
Праздник начинается!
А какой сегодня праздник? Подскажите!
Дети: МАСЛЕНИЦА!
Ведущий 1. Верно, Масленица!
Не английский, не французский,
Масленица – праздник русский!
Будем петь мы и плясать,
В игры русские играть!
Вместе будем мы гулять
Масленицу провожать!
Ведущая 1. Какое недавно закончилось время года?
Дети: Зима!
Ведущая1. А зимние загадки отгадаете, ребятки?
1. Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт (Снег.)
2. Без рук, без ног,
А рисовать умеет (Мороз.)
3. Тётушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу трясёт, сугробы наметает,
Ковром землю устилает (Зима.)
4. Заря-заряница, Красная девица
Травку выпускает, росу расстилает.
Идёт стороной – с сохой, бороной
С ключевой водой (Весна.)
Ведущий 2: Становитесь, в круг ребята, будем мы в игру играть, да Весну-Красну в гости ждать. Вы знаете, что в старину зазывали Весну закличками, что бы быстрее тепло пришло.
Давайте и мы так сделаем, заклички прокричим.
Заклички: хором повторяем
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
***
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
С крыши капели,
Кулики прилетели!
Выход Весны. Приветствие.
Здравствуйте, мои друзья
К вам пришла на праздник – я,
Ваши песни услыхала,
Но туда ли я попала?
Здесь ли все поют, играют
И меня- Весну встречают?
Игра – хоровод «Весна-красна идет и песенку поет»
Весна: - А теперь я хотела бы у вас уточнить. Что на Масленицу пекут? Правильно, блины! Давайте встанем в хоровод про блиночки споем! (дети и Весна водят хоровод)
Песня: «Мы давно блинов не ели»
Весна. –Ребята, я к вам не одна пришла, а со своими помощниками: Постучалась к вам дождем – тук-тук-тук, (дети стучат ножками), ручейком в канавке – жур-жур-жур, ветерком в поле – шшш-шшш-шшш, птичками на ветке – чив-чив-чив. Вот сколько у меня помощников!
Ведущая 1. Вот и масленица пришла к нам в середине марта, вместе с весной. Её празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает…
Дети: … весну!
Ведущая 1. Правильно. Присаживайтесь, мы с вами сейчас всю масленичную неделю вспомним!
Под музыку дети проходят и садятся на стульчики.
Ведущая: В народе каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который называется «встреча».
Ведущая 2: В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины.
Следом вторник – «заигрыши».
Приходите в гости к нам
Ко горячим, ко блинам.
Масленка, масленка,
Широкая масленка!
Ведущая: С утра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Далее шла среда – «лакомка».
В среду зятья – ваши папы – приходили на блины к тёщам – маминым мамам.
Ой, ты лакомка-среда!
Масляна сковорода!
По законам старины –
Едем к тёще на блины!
Ведущая 2. Вот четверг уж наступил – «разгул», самый весёлый день масленицы.
Народ вовсю веселится и забавляется: люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества.
Ведущая 2. Собрались мы позабавиться да потешиться, а что – то грустно у вас? Не пора ли поиграть, повеселиться? Какая Масленица без катания на санках? А сейчас предлагаю немного покататься, на санках, кто быстрее?(дети по парам, имитируя санки, катаются под музыку)
Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На санях катаемся,
Блинами объедаемся!
Ведущая 1. Скажите, а на что похож блин? (На солнце)
Чем блин похож на солнышко? (круглый, жёлтый, горячий)
С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)
Молодцы, много вы знаете про блины!
Ведущая3. А у нас уж пятница настала – «тёщины вечёрки», теперь уже зять тёщу к себе приглашал, блинами угощал.
Ведущая 2. Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем. Хоровод заведём, дружно все запоём.
Игра – хоровод «Во кузнице»
Ведущая 1. В субботу окончательно прощаются с зимой. Суббота – «золовкины посиделки».
А в субботу не безделки –
Золовкины посиделки!
Красны девицы, вставайте –
Дорогих гостей встречайте!
Ведущая 2. Вот и наступил последний день масленицы прощёное воскресенье – или проводы масленицы.
Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили друг у друга прощения. Ребята, а как вы думаете, зачем просили прощения? (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии).
Ведущая. Как хорошо мы встретили весну, поиграли. Вот и пришла пора с Весной прощаться.
Весна - Вам дарю свое тепло, Чтобы все кругом цвело,
Чтоб листочки распускались, Птицы с юга возвращались. (Дарит солнышко)
Вы добром меня встречали, песней, пляской привечали.
Угощю я вас блинами…
И попрощаюсь на год с вами! (Угощает блинами и уходит, а дети возвращаются в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
«Использование малых форм фольклора в физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего возраста »
Опыт работы...
Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора
Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....
Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда»
Целевые ориентиры:· Осуществление индивидуально – личностного подхода в обучении детей.· Развитие мелкой и крупной м...
КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
Яковлева О.А. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ....
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Консультация для родителей: «Использование ИКТ — технологий в практике работы с детьми в детском саду».
laquo;Использование ИКТ — технологий в практике работы с детьми в детском саду»....