Фольклорная викторина "Праздник чая"
материал (старшая группа)

Крошко Оксана Юрьевна

Данный конспект может быть применен как педагогами, так и музыкальными работниками дошкольного образования как досуг, где используются  песни, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornaya_viktorina.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорная викторина

«Праздник чая»

Цель: Познакомить с чайными традициями на Руси. Приобщать детей к русско-национальной  культуре. Воспитывать любовь к Родине, к традициям русского народа.

Средства реализации: Интерактивное оборудование, русские народные костюмы, самовар, сушки.

1-й скоморох:

Не томитесь у дверей

Проходите поскорей

Ждут вас с чаем ребятишки

И баранки, и коврижки

2-й скоморох:

Это все для вас, гости дорогие!

Калач, ватрушки, пышки

Налетайте, разбирайте

Сладким чаем запивайте

3-й скоморох:

Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Все трое (хором):

К нам, смотри, не опоздай

А не то остынет чай.        

Ведущий: Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный

От недуга исцеляет

И усталость прогоняет

Силы новые дает

И друзей за стол зовет

С благодарностью весь мир

Славит чудо – элексир!

Ведущий: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овца пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущения мгновенный прилив сил.

Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен.

Поэты воспевали чай в стихах. Измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки долго использовались в качестве денег. Китайцы продавали чай  во многих странах.

Конкурс: «Кто больше знает названий чая» (за правильный ответ-сушка)

Ведущий: На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем.

Один английский моряк прислал своей матери ценные по тем временам подарок – фунт чая (это 400 грамм). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

А как же чай попал в Россию?

В 1638 г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтанхану.

Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Русский царь принял в дар от монгольского хана 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова.

Послы рассказали царю об их целебной силе. Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Сценка: «Раз привез мне барин чаю»

Раз привез мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички

Кинул чай весь в горшок

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок

Гости с барином плевались

Сам он ажио озверел

И, отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом -  то догадался –

Чай забыл я посолить.

Ведущий: Чтобы не случалось таких курьезных историй, секретами заварки чая поделятся наши гости.

Утро в свежести яркой

Не проспать на боку,

А с хорошей заваркой

Выпить кружечку чайку

Да приняться за дело,

Ту найти целину,

Чтобы дело задело

Крепко в сердце струну.

 Конкурс загадок:

В брюхе – баня

В носу – решето

На голове – купол

Всего одна рука

И та – на спине.

(чайник)

Был как снег

В чести у всех

В рот попал –

Там и пропал.

(сахар)

Сверху дыра

Снизу дыра

А посередине –

Огонь, да вода.

(самовар)

Ножек четыре

Шляпок одна

Нужен, коль станет

Чаевничать вся семья

(стол)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем

Разделю ребятам всем.

(бублик)

Цветом желт и ароматен

В чай кладут и чай приятней

Только очень кислый он, а зовут его…

(лимон)

Ведущий: В России первое время были и противники чая. А кое – кто приписывал чаю вредные свойства, подобна табаку, его отвергали.

В XVIII веке в России изобрели самовар. По началу его изготовили на Урале, а затем начали призводить в Туле. Внутри самовара находится труба, в неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар гудит,шумит

Только с виду он сердит

К потолку пускает пар

Наш красавец – самовар.

Самовар, пыхтит, искрится –

Щедрый, круглый, золотистый

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Конкурс: «Кто быстрее соберет шишки для самовара».

Ведущий: Ученые давно установили, что в чае содержится полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физиологическую способность человека.

При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настроя теплого чая.

Конкурс: «Определить на вкус, что добавлено в чай» (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком и т.д.)

На столе у нас пирог

Пышки и ватрушки

Так споем же под чаек

Чайные частушки

Самовар блестит, кипя

Чай в нем нежится!

Погляди -  кА на себя –

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая

Ведь тебе не жалко чая?

В чае я души не чаю

Наливай горячий чай!

Предлагай -  кА чай друзьям

Если в чашке есть чашки

Значит, письма пишут нам!

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попроси

Чтобы вы похлопали.

Конкурс: «Узнай, из какого произведения данный отрывок и кто автор этого произведения?»

«А на белой табуреточки

Да на вышитой салфеточки

Самовар стоит

Словно жар горит

И пыхтит и на бабу поглядывает...»

(К.И. Чуковский «Федорино горе»)

«Муха по полю пошла

Муха денежку нашла

Пошла муха на базар

И купила самовар…»

(К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха»)

«Я хочу напиться чаю

К самовару подбегаю

Но пузатый от меня

Убежал как от огня…»

(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)

Конкурс: «Доскажи словечко»

«Я хотел устроить бал,

Я гостей к себе…

Купил муку, купил творог

Испек рассыпчатый…

Ножи, тарелки, вилки тут

Но что – то гости…

Я ждал, пока хватило сил

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли

То даже крошек не …»

Конкурс: «Пословиц и поговорок о чае»

Песенка о чайном празднике (на мотив песенки «Голубой вагон»)

Ведущий: А сейчас мы приглашаем всех за стол, чтобы отведать этого полезного, приятного напитка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...