Фольклорная викторина "Праздник чая"
материал (старшая группа)
Данный конспект может быть применен как педагогами, так и музыкальными работниками дошкольного образования как досуг, где используются песни, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornaya_viktorina.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорная викторина
«Праздник чая»
Цель: Познакомить с чайными традициями на Руси. Приобщать детей к русско-национальной культуре. Воспитывать любовь к Родине, к традициям русского народа.
Средства реализации: Интерактивное оборудование, русские народные костюмы, самовар, сушки.
1-й скоморох:
Не томитесь у дверей
Проходите поскорей
Ждут вас с чаем ребятишки
И баранки, и коврижки
2-й скоморох:
Это все для вас, гости дорогие!
Калач, ватрушки, пышки
Налетайте, разбирайте
Сладким чаем запивайте
3-й скоморох:
Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Все трое (хором):
К нам, смотри, не опоздай
А не то остынет чай.
Ведущий: Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
От недуга исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые дает
И друзей за стол зовет
С благодарностью весь мир
Славит чудо – элексир!
Ведущий: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овца пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущения мгновенный прилив сил.
Впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен.
Поэты воспевали чай в стихах. Измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки долго использовались в качестве денег. Китайцы продавали чай во многих странах.
Конкурс: «Кто больше знает названий чая» (за правильный ответ-сушка)
Ведущий: На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем.
Один английский моряк прислал своей матери ценные по тем временам подарок – фунт чая (это 400 грамм). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.
А как же чай попал в Россию?
В 1638 г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтанхану.
Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Русский царь принял в дар от монгольского хана 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова.
Послы рассказали царю об их целебной силе. Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Сценка: «Раз привез мне барин чаю»
Раз привез мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички
Кинул чай весь в горшок
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок
Гости с барином плевались
Сам он ажио озверел
И, отправив на конюшню
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом - то догадался –
Чай забыл я посолить.
Ведущий: Чтобы не случалось таких курьезных историй, секретами заварки чая поделятся наши гости.
Утро в свежести яркой
Не проспать на боку,
А с хорошей заваркой
Выпить кружечку чайку
Да приняться за дело,
Ту найти целину,
Чтобы дело задело
Крепко в сердце струну.
Конкурс загадок:
В брюхе – баня
В носу – решето
На голове – купол
Всего одна рука
И та – на спине.
(чайник)
Был как снег
В чести у всех
В рот попал –
Там и пропал.
(сахар)
Сверху дыра
Снизу дыра
А посередине –
Огонь, да вода.
(самовар)
Ножек четыре
Шляпок одна
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья
(стол)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное
Я одна тебя не съем
Разделю ребятам всем.
(бублик)
Цветом желт и ароматен
В чай кладут и чай приятней
Только очень кислый он, а зовут его…
(лимон)
Ведущий: В России первое время были и противники чая. А кое – кто приписывал чаю вредные свойства, подобна табаку, его отвергали.
В XVIII веке в России изобрели самовар. По началу его изготовили на Урале, а затем начали призводить в Туле. Внутри самовара находится труба, в неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала.
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.
Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока
Самовар гудит,шумит
Только с виду он сердит
К потолку пускает пар
Наш красавец – самовар.
Самовар, пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотистый
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Конкурс: «Кто быстрее соберет шишки для самовара».
Ведущий: Ученые давно установили, что в чае содержится полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физиологическую способность человека.
При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настроя теплого чая.
Конкурс: «Определить на вкус, что добавлено в чай» (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком и т.д.)
На столе у нас пирог
Пышки и ватрушки
Так споем же под чаек
Чайные частушки
Самовар блестит, кипя
Чай в нем нежится!
Погляди - кА на себя –
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая
Ведь тебе не жалко чая?
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай!
Предлагай - кА чай друзьям
Если в чашке есть чашки
Значит, письма пишут нам!
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попроси
Чтобы вы похлопали.
Конкурс: «Узнай, из какого произведения данный отрывок и кто автор этого произведения?»
«А на белой табуреточки
Да на вышитой салфеточки
Самовар стоит
Словно жар горит
И пыхтит и на бабу поглядывает...»
(К.И. Чуковский «Федорино горе»)
«Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар
И купила самовар…»
(К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха»)
«Я хочу напиться чаю
К самовару подбегаю
Но пузатый от меня
Убежал как от огня…»
(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)
Конкурс: «Доскажи словечко»
«Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе…
Купил муку, купил творог
Испек рассыпчатый…
Ножи, тарелки, вилки тут
Но что – то гости…
Я ждал, пока хватило сил
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли
То даже крошек не …»
Конкурс: «Пословиц и поговорок о чае»
Песенка о чайном празднике (на мотив песенки «Голубой вагон»)
Ведущий: А сейчас мы приглашаем всех за стол, чтобы отведать этого полезного, приятного напитка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...