Как на масленой неделе
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Как на масленой неделе…»
Звучит музыка. Дети заходят в зал, садятся.
1скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем, зиму провожаем.
Весну закликаем!
2 скоморох: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
1 скоморох: Приходите все без стеснения! Билетов не надо!
Предъявите хорошее настроение!
2 скоморох: Приходите,
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
1 скоморох: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Скоморохи вместе: Итак, Масленицу начинаем!
Ведущая: С давних времён Масленица - самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся-радуются, что пришла весна. Итак, начинается Масленица в понедельник.
1 реб: Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят.
1 скоморох: А вот и мы начнем веселье!
Всем на удивленье!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть!
Игра «Золотые ворота»
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Ведущая: Вот так веселились, делали соломенное чучело- Масленицу - и ходили с ним по деревне. Наступает второй день – вторник.
2 реб: «ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Ведущая: Пора и нам с вами порезвиться, да повеселиться.
(Скоморохи проводят игры с блинами)
Игра – эстафета «Испеки блины»
В ней участвуют две команды. Каждому игроку вручается бумажный блин. Первые участники добегают каждый до своей сковороды, кладут на неё блин, потом переворачивают его, поливают понарошку его маслом, затем снимают и кладут на тарелку рядом со сковородой. Затем участник возвращается на место, касается рукой следующего игрока и тот бежит в свою очередь печь блины.
Метание блинов на сковороду
Положите сковородку на пол и встаньте рядом с ней, держа в руках пачку картонных блинов. Теперь бросайте блины по одному, стараясь попасть на сковороду. Посчитайте, сколько блинов оказалось в тарелке: побеждает самый меткий.
Ведущая: Ох и повеселились! А тут и третий день Масленицы наступает.
3 реб: Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается.
Пироги и блинчики – все на стол мечи.
Ведущая: В этот день лакомились блинами. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Блины были обязательным лакомством в Масленицу. Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
2 скоморох: Ребята, а вы блинчики кушать любите? А покажите, да расскажите как!
Кричалка с движениями
Дети делятся на две команды, одна по сигналу 1 скомороха кричит: "Блины!", другая по сигналу 2 скомороха -"С припёком!" После этих слов выполняются движения, которые оговариваются в кричалке.
Как на масляну неделю
каждый день с утра мы ели...Что?
Блины!
С припёком!
Вокруг себя с подскоком! (подскоки на месте с кружением)
В обед чай пивали,
Горстями в рот кидали...Что?
С припёком!
Блины!
Поклон для зимы! (поклон)
Ну а в ужин, как всегда,
лучшая для нас еда...Что?
Блины!
С припёком!
встаньте ко мне правым боком! (поворачиваются)
Зятья у тёщеньки бывали
и целый день они жевали...
Что?
С припёком!
Блины!
Поклон для весны! (поклон низкий)
Все обиды прощали
и маслом поливали...Что?
Блины!
С припёком!
Вокруг себя с подскоком! (подскоки на месте с кружением)
Ведущий: блинчиками полакомились! А четвёртый день – четверг тут как тут!
4 реб: А в четверг – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженных своих.
1 скоморох: На Масленицу обычно ребятишки сооружали снежные горы. И сегодня я предлагаю вам соорудить две снежные горы.
Игра «снежные горы» (авторская Т.В.Корнейчук)
(дети делятся на две команды. Каждой команде раздается одинаковое количество белых листочков размером 10х10 см. Детям необходимо смять каждый листочек, как бы скатать снежок, и из этих снежков выложить горку за определенное количество времени. Выигрывает та команда, у которой осталось меньше листочков.)
2 скоморох: Ух, какие горки! Жаль, что на них нельзя покататься. Но за то можно в снежки поиграть.
Игра в снежки
(дети разбирают свои горки и кидают снежки друг в друга)
Ведущий: Пока мы с вами в снежки играли, наступил пятый день масленичной недели!
5 реб: Пятница настала – «ВЕЧЕРА У ТЕЩИ»…
Теща приглашала зятя на блины!
Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, с медом, с маслом ели мы.
1 скоморох: А мы то с вами с чем блинчики кушать будем?
Игра « Что намажем мы на блин?»
Дети встают в круг. В центре стоит «блин - скоморох». Дети идут по кругу со словами: « На столе шипят блины. Им начиночки нужны. Что намажем мы на блин?» Хоровод останавливается, все гладят «блин» словно намазывают его. В это время им загадываются загадки. По кругу по очереди отгадывают. Кто отгадал, встаёт в центр, становится «блином». Движение продолжается в другую сторону. Игра продолжается, пока дети не отгадают все загадки.
1.Масленица – объеденье.
Напечём блины сутра.
К ним сметана и варенье
И, конечно же, …….(икра)
2.Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
3.Его делают из сливок,
Оно людям всем известно..
Без него не обойдутся
Бутерброды, кремы, тесто. (Масло)
4.Землянику мы собрали –
Не лесную, а в саду.
Сахар, таз большой достали –
Мама варит, а я жду…
Очень нравится нам всем
Земляничный сладкий ... (Джем)
5.Если сахар и малину
На плите в тазу сварить,
То гостей зимою длинной
Будет чем нам угостить.
Из малины, без сомненья,
Всем понравится ... (варенье)!
6. Пчела – трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт.
Нет полезней в мире средства,
Знаем мы его все с детства. (мёд)
7. Говорю вам без обмана,
Что хвалить не перестану,
Что хвалить не перестану
Очень вкусную…..(сметану).
8.Так похожи на сметану,
Тоже белые, густые.
Но не сделайте ошибки,
Не сметана это, ……(сливки)
9.Из яблок с сахаром сварили,
Протирали, уварили.
Вкусно так, что всем завидно.
Это сладкое…(Повидло)
Ведущий: Надо нам с вами присесть и отдохнуть.
6 реб: Близится суббота – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
2 скоморох: Ох, как хочется тепла, чтобы зажурчали ручейки, запрыгали солнечные зайчики, заиграли солнечные лучики.
Игра «Солнышко»
Играют 3 команды. У стены лежат 3 разноцветных круга: желтый, красный, оранжевый. Перед командой лежит комплект из 6-7ленточек такого же цвета. Дети по команде бегут к своему кружочку и выкладывают вокруг него по одной ленточки. Побеждает команда, первая выложившая солнечные лучи.
Ведущая: Воскресенье. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай.
7 реб: Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
Ведущая: В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Ребята, ну-ка вспоминайте, не обидели ли вы кого-нибудь, помиритесь да обнимитесь, а то не получится у нас праздника. (скоморохи и дети обнимаются).
1 скоморох: Чтобы Зимушка вновь не воротилась и уступила дорогу Весне, нужно нам с нашей масленицей попрощаться и по старинному русскому обычаю – разжечь костер, чтобы сгорели в нем зимняя стужа и холод.
2 скоморох: Поскорей, народ, на улицу собирайся!
Весну – красну встречать, да Зиму провожать!
Гуляние продолжается на улице.
Ведущий: Отшумела Зимушка-Зима метелями да морозами.
Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки. Это, что за время года.
Дети: Весна
Ведущий: Заждались мы весну! А ее все нет и нет!
1скоморох: А давайте будем весну зазывать, закликать.
Заклички:
Каждая группа по очереди говорит свою закличку хором (старшая и подготовительная говорят вместе)
1. Уходи зима стужа
Превращайся, снег, в лужи,
2. Приди, Весна красная,
Принеси небо ясное!
3. Приди весна с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными.
Звучит музыка
2 скоморох: Слышите, кажется весна идёт, услышала нас.
Выходит Весна
Весна: Я – Весна – красна
Бужу землю ото сна!
Напою соком почки,
На полях рощу цветочки,
Здравствуйте! Вот и я, Весна, тепло вам принесла.
1 скоморох: Весна – дорогая, а надолго ль ты к нам в гости Масленицу привела?
Весна: На неделю, семь деньков. А вы знаете, как они зовутся?
Начинают праздновать в понедельник и называется он…
Все: Встреча!
Весна: Вторник?
Все: Заигрыш!
Весна: Среда?
Все: Лакомка!
Весна: Четверг?
Все: Разгул!
Весна: Пятница?
Все: Тещины вечерки!
Весна: Суббота?
Все: Заловкины посиделки!
Весна: Воскресенье?
Все: Проводы!
2 скоморох: Ой, как блинчиков захотелось!
Весна: Блиночков хотите? А кто из вас знает, что кладут в тесто для блинов?
Кричалка «Что нужно для блинов»
-Я буду называть продукты, а вы отвечайте….
Парное молоко –все « Да»
Куриное яйцо- да!
Капуста кочанная- нет!
Солёный огурец -нет!
Мясной холодец -нет!
Сахар да соль -да!
Белая фасоль -нет!
Масло топлёное -да!
Рыба солёная -нет!
Лавровый лист- нет!
Клубничное варенье- да!
А варенье-то к блинку не помешает, а ещё лучше - сметанка!
Весна: Но для начало надо нам с Масленицей попрощаться!
Станет Масленица дымком, улетит Зима с ветерком!
Поджигают чучело Масленицы.
1 скоморох: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
2 скоморох: Чтобы вьюги и метели вместе разом улетели!
Весна: А вот и блины!
Напекли мы вам поесть – сотен пять, а может шесть!
1 скоморох: Угощение на славу, а ребятам на забаву!
2 скоморох: С пылу, с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!
1 реб. Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК.. наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер…
Накатавшись вволю, все блины едят
2 реб: «ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
3 реб: Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается.
Пироги и блинчики – все на стол мечи.
4 реб: А в четверг – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженных своих.
5 реб: Пятница настала – «ВЕЧЕРА У ТЕЩИ»…
Теща приглашала зятя на блины!
Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, с медом, с маслом ели мы.
6 реб: Близится суббота – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
7 реб: Воскресенье светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста "Богатырская сила на масленой неделе"
Веселая игровая прогулка - развлечение на улице с веселыми скоморохами, не требующая длительной подготовки....
"как на масленой недели из печи блины летели"
Непосредственная образовательная деятельность по физкультуре с объединением областей: "Познание", Здоровье""Музыка"...
Как на масленой неделе
Интегрирующей основой народной культуры является народный земледельческий календарь. Земледельческие календарные праздники позволяют детям лучше понять историю культуры своего народа через...
Сценарий развлечения "Как на Масленой неделе"
Веселый, красочный, яркий сценарий весеннего праздника...
Конспект физкультурно-тематического развлечения с ИКТ Подготовительной группы На тему: "Как на масленой недели"
Цель : развитие познавательных интересов и способностей, воспитание и уважения к народным традициям, родной культуре. Продолжать Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями в...
Конспект физкультурно-тематического развлечения с использованием ИКТ «Как на масленой недели» в подготовительной группы
Цель : развитие познавательных интересов и способностей, воспитание и уважения к народным традициям, родной культуре. Продолжать Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями в...
"Как на масленой недели.."
В детском саду МБДОУ №5 «Светлячок» уже стало доброй традицией праздновать весёлую Масленицу: зиму-матушку провожать, повеличать её, поблагодарить за коньки-салазки, да Весну-красн...