Легенды и быль о мастерах Подмосковья
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Михеева Светлана Ивановна

Сценарий для старших и подготовительных групп, раскрывающий тему ремёсел, которые существуют на земле Подмосковья. Маленькая девочка засыпает и во сне к ней приходит Фея, которая дарит волшебную палочку, с пормощью которой девочка путешествует из города в город, знакомясь с прекрасными мастерами. В сценарий вставлены песни и танцы,характеризующие какой-либо промысел: это и гжельсие хороводы,и танец матрёшек,которые родом из Сергиева-Посада,и  песня  о замысловатой богородской  игрушке,и танец с павово-посадскими платками.Но самое главное,девочка узнаёт историю и своего родного города, погружаясь в историю и узнавая, какими промыслами славится её любимый город.

Праздник очень зрелищный, настраивает детей на познание. Воспитатели могут развивать тему промыслов на занятиях. Родители в восторге!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Легенда и быль о славных мастерах Подмосковья. 

Цели и задачи: ОО «Познание»:

- знакомить детей с городами, расположенными в Московской области;

- закрепить знания детей о мастерах – ремесленниках, которые жили и работали в Подмосковье;

- формировать знания о родном крае.

ОО «Социализация»:

- формировать у детей нравственно – патриотические чувства, сопричастность с малой родиной, воспитывать патриотическое отношение к культуре на основе ознакомления с геральдикой Подмосковья.

ОО «Коммуникация»:

- пополнение активного словаря словами: ремесло, предания, домашняя утварь;

- введение в словарь детей существительных обозначающих профессию;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- формировать умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы;

- закрепить пословицы о труде.

ОО «Труд»

-воспитывать ценностное отношение к труду других людей и их результата.

Оборудование: Жостовские подносы, Богородские игрушки, Павлопосадские платки, Сергиевопосадские матрешки; выставка детских работ – роспись матрешек, платков; семейные газеты о городах Дмитров, Сергиев Посад, Дубна

ХОД:

 /В углу зала расположены декорации комнаты  современного деревенского дома. У стола хлопочет Бабушка/

Бабушка: ну вот, скоро и пирожки подойдут./выглядывает в окно/. Теперь уж скоро и дочка с внученькой приедут, угощу их на славу!

/в комнату входят дочь и внучка/

Дочь: ну вот и мы! Здравствуй, мамочка!

Внучка:/подбегает к бабушке, обнимает её/Бабуленька, здравствуй! Как же я соскучилась!.. Ух ты, как вкусно пахнет!

Бабушка: Пирожки для вас испекла, сейчас буду вас угощать.. Ну, дай-ка я тебя разгляжу получше: подросла, окрепла. А красавица-то какая!

Дочь: Ну ладно, вы тут угощайтесь пирожками, целуйтесь, милуйтесь, а мне пора,не то на последний автобус опоздаю./обращается к девочке/: ты не скучай, бабулю слушай. Игрушек у тебя много--есть, чем заняться. Ну всё, побежала, до выходных!

Бабушка: счастливо тебе, доченька. Пирожки-то на дорожку возьми.

Девочка: Пока, мамочка!/целуются. Мама уходит/

/Бабушка выносит пирожки, ставит на стол/

Бабушка: ну похвались игрушками-то…  /Девочка открывает принесённую сумку и выкладывает игрушки, приговаривая/

Девочка: Бабулечка, сегодня ж День города, так мы с мамой прошлись по ярмарке . Ой, чего там  только нет! Вот мама купила мне вот эту куклу Мэри и Мишку.. Нравится? А ещё я мяч взяла, планшет, а главное—плеер. Танцевать с тобой будем, бабулечка.

Бабушка: Вон сколько у тебя игрушек-то…Ну-ка. Внучка, садись, чаёк пей,с дороги-то , поди, проголодалась.

Девочка:/пьёт чай, закусывает пирожком/: ой, как же вкусно!

/Бабушка в это время подходит к столику с игрушками, берёт в руки куклу/

Бабушка: Ишь ты, Мэри! Красотка какая! У меня таких кукол не было.

Девочка: Да , это моя любимая!Но ещё хочу попросить у мамы, чтоб купила мне Вингс, а ещё Кена, и домик…

Бабушка: Погляди-ка, какие названия мудрёные. Таких я не слыхала.

Девочка: Баб, а в какие же ты игрушки играла?

Бабушка: Да были у меня, конечно, и куклы, и мишки, и из лоскутков шили мы им одёжки. А вот совсем в стародавние времена для детишек игрушки делали мастеровые люди. Да какие удивительные получались игрушки: из дерева вырезали, из глины лепили, разукрашивали их. Получались то матрёшки расписные, то свистульки вот такие../показывает игрушки/

Девочка/рассматривает/: вот здорово! А сейчас куда эти мастеровые люди делись?

Бабушка: Да никуда не делись. Земля-то наша подмосковная и сегодня богата умельцами. Да ты послушай. Что мне дед мой рассказывал…

Девочка: Это сказка, бабуль?

Бабушка: Сказка или быль, не знаю, а только дед говорил, что всё взаправду было. Вот дала царица указ: разузнать, сколь богата земля Подмосковная, где что хорошее мастерят, а если что понравится, то привезти ей, царице напоказ. И отправились купцы в повозках,запряжённых лошадьми, по Подмосковью. А одним-то днём всю нашу подмосковную землю не объедешь—уж больно велика. Вот и остановились они на станции, чтоб лошадей подкормить, да и самим с дороги отдохнуть…

/Открывается занавес. Перед печкой за столом сидят купцы, пьют чай. Девушка в сарафане  приносит самовар, пироги. Ставит на стол/

Купец1: Ох, и обширна же Московская губерния. Раньше-то, чай уездов 50 было, а теперь, поди, прибавилось. Как думаешь, Афанасий Петрович?

Купец2: А как же, Иван Кузьмич, прибавилось, конечно! Вон и Богородск, и Воскресенск. Бывал ли там?

Купец1: нет, не довелось покуда.

Купец2: А я бывал! Ох и славные города! И какие там богатые помещичьи усадьбы, земли плодородные, крестьяне там много хлеба собирают.

Купец1: Знамо дело!  Я вот гостил как-то у князей Голицыных в Похре-Покровском  уезде, там уж меня чем только не угощали.

Купец2: Ну уж бахвалиться горазд! Ты лучше взгляни, что я раздобыл../из сундука достаёт кусок красной ткани/ Вот! Шёлку красного везу царице.Купец Земской, слыхивал про такого?- в селе Купавна ткацкую фабрику построил…

Купец1/встаёт из-за стола,рассматривает ткань/: Добрая ткань! Точно царице понравится! А я в Гжельской волости вот какие гончарные изделия выменял,взгляни/из своего сундука достаёт гжельскую посуду/Ах! Какой цвет-небесно-синий! На такой посуде и гостям заморским не стыдно кушанья подавать.

Купец2: Красота! Да! Поспеть-то везде надо. Вот только стемнеет  уж скоро.

Купец: А царица-то ждать не любит. Скора она на расправу. Что делать?/замирают/

/Девочка вместе с Бабушкой всё это время, сидя за столом, наблюдала за купцами/

Девочка: Ой, как же мне хочется им помочь, бабуль! А как, не знаю. Ведь царица-то изругает их/потягивается/Ой, ну ладно, завтра доскажешь, а то я спать хочу/ложится на диван/

Бабушка:Спи, спи, милая./укрывает девочку и уходит/

/Гаснет свет. Звучит лирическая музыка, появляется Фея, кружится в центре зала, затем подходит к девочке и дотрагивается  до неё волшебной палочкой. Девочка садится/

Девочка :Ой! Кто вы?

Фея: Я-Фея! И хочу подарить тебе  вот эту волшебную палочку, она перенесёт тебя туда, куда ты захочешь. Надо только сказать: раз, два, три, палочка, гори!

Девочка: Вот спасибо! Теперь я смогу помочь купцам?

Фея: Да-Да-да! Ну, действуй, а мне пора!/звучит музыка, и Фея исчезает/

Девочка /разглядывает палочку/: Надо попробовать!/подходит к купцам, говорит слова: Раз. Два,Три, палочка, гори! Дотрагивается до купцов, и они « оживают».

Девочка: Уважаемые Иван Кузьмич и Афанасий Петрович!Не бойтесь! Я-из вашего будущего и хочу пригласить вас в 21 век!

Купец1: Из будущего? Вот так да! Конечно, хотим!

Девочка: А хотите побывать на Дне рождения?

Купец2: Ох, хотим, голубушка! А кто ж именинник? Кого чествовать будем?

Девочка: А чествовать будем город, в котором я живу,Железнодорожный. Мне мам говорила, что у города тоже бывает День рождения.

Купец1:/сначала задумчиво/: Железнодорожный?!/испуганно/: Господь с тобою, милая! Уж не тот ли это город, что по Владимирскому тракту стоит. Мы его называем Обираловка.

Купец2: Обираловка? Ну нет! Ни за что не поедем! Уж сколько купцов обобрали разбойники в этой обираловке! Не поедем!

Купец1: Не поедем! А то и товары наши все отберут! Что тогда Государыне скажем?

Девочка: Да что вы? Это ж давно было! А сейчас Железнодорожный—большой красивый город! И люди живут у нас приветливые, добрые! Соглашайтесь!

Купец1: правду ль говоришь?

Девочка: Правду, правду!

Купец1: Согласиться, что ль?

Купец2: Да можно попробовать испытать судьбу. Да только как мы туда попадём?

Девочка: А у меня есть волшебная палочка, и полетим мы на ковре-самолёте. Раз, два, три, палочка, гори!/под музыку мальчики, одетые в джинсы, клетчатые рубашки, бейсболки выносят  ковёр , раскладывают его перед купцами и уходят./

Девочка: Получилось, получилось! Вот он, ковёр-самолёт!

Купец1: откуда ж такой знатный ковёр? Чай, из далёких заморских стран привезли?

Девочка: а вот и нет! В нашем подмосковном городе Люберцы такие делают.

Купец2: Дивный ковёр! Самой царице бы понравился! А знаешь, милая, раз уж мы полетим на ковре –самолёте, то давай заглянем и в другие города Московской губернии, нам ведь ответ держать перед государыней!

Девочка: Ладно, ладно, летим!

Купцы: полетели!/Купцы и девочка встают на ковёр-самолёт. Занавес закрывается. На экране появляются слайды с пейзажами  Подмосковья. Перед занавесом выстраивается хор и исполняет песню «Подмосковье».

После песни в центр зала выходят чтецы.

  1. Этот край не просто под Москвой, он в душе России многоликой.

Остаётся славой вековой и судьбой воистину великой!

Сколько здесь живу и проживу—позабыть не в праве и не в силах:

Под Москвою гибли за Москву росичи со всех краёв России

  1. А когда Москву сжигал дотла  хан ордынский, варвар смуглолицый,

В Подмосковье все колокола плакали над павшею столицей.

  1. Но едва светлели небеса, и враги степные уходили,

Люди подмосковные леса снова для кремлёвских стен рубили.

  1. Знали подмосковные луга горестные годы лихолетья,

И разгром последнего врага в бесконечном нынешнем столетьи.

  1. И оставшись в памяти живой и судьбой и славою великий,

Этот край не просто под Москвой! Он в душе России многоликой!/дети чтецы уходят. Раздаётся звон колоколов.. На экране слайд г. Сергиева-Посада. Занавес открывается,Девочка и купцы выходят в центр зала.

Купец1: Ничего не изменилось в Сергиевом-Посаде: и колокола звонят, как прежде.

Купец2:Знать,традиции чтят и заповеди христианские помнят. И детки-то как поют: ласково, нежно…/Дети исполняют напев «Как заутреню звонили…»

Ребёнок/подходит к купцам/: И заповеди чтим и ремёсла храним. Вот, полюбуйтесь на матрёшек. Их наши Загорские мастера изготовили /В центр зала выдвигаются 2 плоскостные матрёшки. Выходят дети-чтецы.

  1. Игрушек больше миллиона в мире есть!

И всех игрушек нам не перечесть.

Но изо всех, быть может, лишь одна для дружбы всех людей на свете рождена.

2.Сто лет матрёшке, но не старится она! Как красна девица: умна, скромна, стройна.

От многих бед её хранит секрет: дуэт живёт в матрёшке, трио и квартет.

3.Как будто в цирковом парад-алле плывут матрёшек хороводы по земле.

   И тот, кто встретит их, улыбку дарит им, тут улыбнёмся мы и вместе говорим:

  1. Кукла-матрёшка нарядна, красива!
  2. Кукла-матрёшка-улыбка России!
  3. Кукла-матрёшка, ты всем нам нужна! Матрёшка—подружка на все времена!

/Из-за плоскостных матрёшек выходят девочки-матрёшки и мальчики-балалаешники. Исполняют песню « Матрёшки и балалайки», затем прячутся за плоскостные матрёшки/

Купец1: Вот спасибо, позабавили, развыеселили!

/к купцам подбегает ребёнок/: Погодите, погодите! От нас подарочек примите!

Вот игрушечка-забава,развеселит всех вас на славу./дарит матрёшку/

Купец2: Спасибо вам, детки милые. С таким подарком и к царице не стыдно явиться. Ну, прощай Сергиев-Посад. Полетели дальше./Купцы и девочка встают на ковёр-самолёт, девочка говорит волшебные слова,после которых звучит вступление к  « Гжельскому хороводу». В центр зала выходят дети, в костюмах  «гжель».

Хоровод.

  1. Что случилось, бело вокруг! Лишь голубые цветы стали в круг.

Синий цвет и белизна! Это Гжель к нам на праздник пришла.

  1. Белое поле, цветок голубой. Как хорошо мне рядом с тобой.

Синяя речка, берёзка бела1 Ах! До чего же ты, Гжель, нам мила!

     3.Белая глина, белый фарфор, синяя краска, синий узор!

        Это Гжель родная моя, спасибо, что к нам на праздник пришла./дети остаются в центре зала/

Купецы1: Да мы никак в Гжель попали!

Ребёнок: Да, уважаемые гости! Вы в подмосковном городе Гжель. И здесь по-прежнему делают прекрасную посуду, которую не сыщешь во всём мире. Вот послушайте стихи про нашу красавицу Гжель.

1.В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит,

Вдоль той речушки деревенька стоит.

Резные оконца, на крыше конёк, из чистого колодца водицы глоток

2.Заросли ивы вдоль речки бегут, умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят, синим по белому чудо творят.

  1. Синее на белом, тонкий контур цветов видим мы в узорах пышных садов

Бело-синее чудо, соловьиная трель! Всем ты в душу запала. Наша русская Гжель!

И этот чайный сервиз мы хотим преподнести вам в подарок./Дети исполняют танец « Пузатый чайник»

Купец1: Ну спасибо вам. Знатный подарок! А нам дальше пора!

Девочка: А полетим мы в Богородск! Раз, два, три! Палочки, гори!/На экране меняются слайды. Виды  г.Богородска/

К купцам подходит ребёнок: хорошо, что к нам заглянули. Есть и нам , чем вас удивить. С давних пор славились наши мастера своими игрушками из дерева. Делали они их подвижными, чтобы позабавить детишек своих. Вот и сегодня наш мастер решил смастерить такую игрушку. Посмотрите. Что у него получилось. /Дети инсценируют песню « Балабошка». После песни ребёнок приподносит богородские игрушки в подарок купцам.

Купец2: Спасибо за весёлый подарок. Куда же дальше полетим?

Девочка: В Павловский-Посад. Ах. Какие же красивые платки там делают. Даже самые капризные модницы любят в них рядиться. Вот полюбуйтесь.

/девочки под р.н.п. исполняют хоровод с платками/

Купец1: Красота-то какая! Вот бы моей жене такой.

Ребёнок: А мы эти платки подарим вам/преподносят платки купцам/

Купец2:Ну спасибо. То-то угодили!

Девочка: Ну а теперь мы заглянем и в мой городок. Слышите? Гудок паровоза зовёт нас/фонограмма стука колёс поезда.На экране меняются слайды-виды г. Железнодорожный. К купцам подходят девочка и мальчик с хлебом-солью/

Мальчик: Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады, что вы приехали в наш город Железнодорожный.

Девочка2: По старинному русскому обычаю встречаем вас хлебом-солью. Проходите, отдохните с дороги, а мы расскажем вам о нашем городе./купцы усаживаются на стулья Дети –чтецы начинают рассказ, который сопровождается показом слайдов.

  1. Через наш город проходит железная дорога, которая ведёт в крупные города. А недавно через наш город в Петербург и Нижний Новгород стал ходить самый быстрый состав-Сапсан.
  2. Раньше по обе стороны железной дороги строились дома, где селились рабочие-железнодорожники. Они-то и были главными жителями города.
  3. Сегодня наш город состоит из нескольких микрорайонов: Кучино, Павлино, Саввино.

4.В Кучино есть большой керамический завод, где изготавливают плитку не только для нашего города, но и для других стран.

5. А ещё в Кучино в 1924г. Открылась обсерватория Астрономического института.

6. Ну а Саввино наше славится текстильным производством. Ещё Савва Морозов построил здесь прядильную фабрику. А сейчас фирма « Снегур» делает там вот такие мягкие пушистые полотенца. Примите их в подарок./дарит купцам полотенце/

7.В нашем городе есть много домов культуры, есть стадионы, бассейны, красивые парки и скверы.

8. А в парк Победы мы ходим каждый год и возлагаем к памятнику героев цветы.

9. Много хорошего мы можем рассказать о нашем городе, потому что любим его. Это-наша Родина! Мы даже песню про наш город выучили. /Исполняют песню « Железнодорожный» муз.В.И. Бохана.

Купец1: Сколько всего интересного мы узнали от вас.

Купец2: А вы сами откуда будете, ребятки?

10. Мы из детского сада «Полянка». Сюда приходят самые весёлые, ловкие и умелые. У нас про это даже песня есть./Исполняют « Весёлую песенку». Муз. Г.А.Струве.

Купец1: ну , нагостились мы! Повидали много!. Спасибо вам за подарки. Теперь мы будем долго вспоминать вас!

Купец2: Но нам пора обратно. А чтоб и вы нас тоже вспоминали-примите угощенье, пряники да печенье. Ну, прощайте! Мир вашему дому!/купцы уходят.Гаснет свет. Девочка ложится на диванчик. Осторожно входит бабушка.Свет включается .

Бабушка: Внученька! Солнышко-то давно встало, пора и тебе просыпаться.

Девочка: Ой, бабулечка! какой сон мне приснился…./замечает волшебную палочку/Не-ет, это был не сон.

Бабушка: а что же снилось тебе?

Девочка: Где я только ни была, чего я только ни видала. И знаешь что! Ты права, Бабулечка! Славные мастера в Подмосковье!

Бабушка: пусть так и будет во все времена! Спасибо вам, мастера Подмосковья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр...

Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Сихиртя легенда или быль...

Консультация для родителей о истории Ямала......

«Когда Мама была маленькой» Мастер - класс по изготовлению праздничной стенгазеты.

Людмила СтепановаПраздничная стенгазета к 8 марта «Когда Мама была маленькой»Мастер-классов и советов по изготовлению праздничных стенгазет великое множество.Я хочу поделиться своими идеям...